РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 марта 2012 г.
Центральный районный суд г. Тольятти в составе
председательствующего судьи Панкратовой Т.В.
при секретаре Колесниковой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Пересада Т.Д. в интересах Насибуллова Р.Р. к мэрии г.о. Тольятти о взыскании денежных средств на содержание несовершеннолетнего ребенка,
установил:
Истец Пересада Т.Д., являющаяся попечителем Насибуллова Р.Р. обратился в суд с иском о взыскании денежных средств на содержание несовершеннолетнего.
Насибуллов Р.Р., <данные изъяты> г. рождения, привлечен судом к участию в деле в качестве истца. На момент вынесения решения истцу исполнилось <данные изъяты> лет.
В качестве третьего лица привлечено Министерство образования и науки Самарской области.
Истец Пересада Т.Д. в судебном заседании иск поддержала, пояснив, что несовершеннолетний остался без попечения родителей <данные изъяты>. Попечителем была назначена Пересада Т.Д. <данные изъяты>. 16.08.2010 г. попечительство было прекращено, не смотря на то, что мать ребенка его забирать не собиралась. Были прекращены все выплаты, а ребенок как жил, так и остался проживать без средств к существованию с бабушкой-пенсионеркой. Просят взыскать с мэрии г.о. Тольятти недополученные денежные средства в размере <данные изъяты> р., состоящие из средств на приобретение проездных документов в размере <данные изъяты> р., федерального пособия на питание в размере <данные изъяты> р., ежемесячного пособия в размере <данные изъяты> р. за 8 месяцев в размере <данные изъяты> р., компенсацию расходов на приобретение одежды в размере <данные изъяты> р., компенсацию расходов на приобретение канцтоваров в размере <данные изъяты> р., компенсацию расходов на питание в размере <данные изъяты> р. Считает, что все денежные средства должны быть взысканы с мэрии г.о. Тольятти, т.к. в результате неправомерных действий её работников ребенок остался без средств к существованию.
Насибуллов Р.Р. заявление поддержал в полном объеме, пояснив суду, что с матерью он не общался и жить с ней не был намерен.
Насибуллова Г.А. пояснила, что она является родной бабушкой Насибуллова Р.Р., но не является его попечителем. Считает, что её права нарушаются тем, что ребенок находился на её иждивении в результате неправомерных действий работников мэрии г.о. Тольятти.
Представители мэрии г.о. Тольятти Зыков В.Ю., Чуприна Л.В., Спиридонова Л.П., действующие по доверенности, пояснили суду, что требования являются необоснованными, т.к. после того как 16.07.2010 г. было принято решение об отмене решение суда <данные изъяты>, отпали основания для назначения ребенку попечителя. На основании заявления попечителя о прекращении опеки и заявления матери о передаче ей ребенка распоряжением заместителя мэры от 16.08.2010 г. попечительство было прекращено и основания для выплаты денежных средств на содержание ребенка отпали. Когда было установлено, что мать ребенка не выполняет родительские обязанности, мэрия обратилась в суд с заявлением о лишении её родительских прав. ДД.ММ.ГГГГ было вынесено решение о лишении матери ребенка родительских прав, которое вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ На основании данного решения и заявления Пересада Т.Д. от 17.03.2011 г. последняя распоряжением заместителя мэра от 31.03.2011 г. была назначена попечителем. Попечитель должен был выбрать форму содержания несовершеннолетнего: из средств областного бюджета или средств федерального бюджета. Из средств областного бюджета, в случае если бы была оформлена опека, подлежали бы к выплате средства в 2010 г. в размере <данные изъяты> р. в месяц, в 2011 г. <данные изъяты> р. и за 8 месяцев данная сумма составила бы <данные изъяты> р. После установления попечительства, попечитель выбрал форму содержания – из федерального бюджета.
Министерство труда и науки Самарской области извещены, просят рассмотреть дело в их отсутствие, оставляя решение на усмотрение суда, т.к. в их полномочия не входит решение вопросов об установлении опеки.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральный закон « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» использует следующие понятия:
дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;
Опека и попечительство - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.
Согласно указанному закону законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 5 указанного закона предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 закона Самарской области « Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Законом меры по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются за счет средств областного бюджета, предоставленных в виде субвенций местным бюджетам.
Статья 3 закона Самарской области « Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей и детей, оставшихся без попечения родителей» устанавливает, что дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на содержание, денежные средства на которое предоставляются им в виде ежемесячных выплат на содержание детей в семьях опекунов (попечителей), в том числе приемных семьях и устроенных на патронатное воспитание (далее - ежемесячная выплата), в том случае, если их родители неизвестны, умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка вследствие наличия у них заболеваний, указанных в Перечне заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 мая 1996 года N 542, отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, находятся в розыске, уклоняются от воспитания детей или защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения либо других аналогичных учреждений.
Размер ежемесячной выплаты составляет <данные изъяты> рублей. Ежемесячная выплата подлежит индексации в порядке и сроки, которые устанавливаются Правительством Самарской области.
Порядок осуществления ежемесячных выплат определяется Правительством Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области от 18 февраля 2009 г. N 48 утвержден Порядок осуществления ежемесячных выплат на содержание детей в семьях опекунов (попечителей), в том числе находящихся в приемных семьях и устроенных на патронатное воспитание» (далее - Порядок), который определяет механизм назначения и осуществления ежемесячных выплат на содержание детей в семьях опекунов (попечителей), в том числе находящихся в приемных семьях и устроенных на патронатное воспитание (далее - ежемесячные выплаты).
В соответствии с п. 1.3. указанного Порядка право на ежемесячные выплаты возникает в случае, если родители неизвестны, умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка вследствие наличия у них заболеваний, указанных в Перечне заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 01.05.1996 N 542, отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, находятся в розыске, уклоняются от воспитания детей или защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения либо других аналогичных учреждений.
Согласно п. 2.1. указанного Порядка опекун (попечитель), приемный родитель, патронатный воспитатель для назначения ежемесячных выплат представляет в уполномоченный орган по месту жительства подопечного следующие документы (сведения):
заявление о назначении ежемесячных выплат;
копию свидетельства о рождении ребенка;
копию документа, подтверждающего факт отсутствия попечения над ребенком единственного или обоих родителей (свидетельство о смерти родителей, решение суда о лишении родительских прав и т.д.);
копию решения уполномоченного органа об установлении над ребенком опеки (попечительства) в случае, если в отношении ребенка установлена опека (попечительство);
копию договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, на патронатное воспитание в случае, если ребенок передан на воспитание в приемную семью или на патронатное воспитание;
сведения из органа социальной защиты населения о прекращении выплаты ежемесячного пособия;
реквизиты лицевого счета подопечного.
Системное толкование указанных норм позволяет сделать вывод о том, что средства на содержание несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей, назначаются и выплачиваются по заявлению опекуна (попечителя), приемного родителя, патронатного воспитателя, т.е. после выбора формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей опекунам (попечителям) и т.п.
Судом установлено, что отец Насибуллова Р.Р. <данные изъяты>
Мать ФИО7 на основании решения Комсомольского районного суда г. Тольятти от <данные изъяты>
Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти № 1106-8/р от 12.03.2008 г. над несовершеннолетним Насибулловым Р.Р. была установлена опека <данные изъяты>. Пересада Т.Д. была назначена выплата денежных средств на несовершеннолетнего.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судом установлено, что 4.08.2010 г. Пересада Т.Д. обратилась в органы опеки с заявлением об освобождении её от обязанностей попечителя несовершеннолетнего.
В судебном заседании Пересада Т.Д. пояснила, что данное заявление было написано ею собственноручно.
Матерью ребенка ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ было подано заявление о передаче ей на воспитание ребенка.
Из пояснений представителя мэрии г.о. Тольятти видно, что семья ФИО7 нигде на учете как неблагополучная не состояла, ФИО7 надлежащим образом исполняла обязанности в отношении проживающих с ней детей, имела нормальные жилищно-бытовые условия, работу.
Несовершеннолетний в органах опеки пояснял, что он с матерью общался до тех пор, пока был жив отец.
В судебном заседании Насибуллов Р.Р. пояснил, что он с матерью не общался. Давал противоречивые пояснения по поводу того с кем проживал постоянно с опекуном или с родной бабушкой Насибулловой.
В силу ст. 63 СК РФ родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
Судом установлено, что на основании заявлений попечительства о сложении с неё обязанностей попечителя и заявления матери ребенка попечительство распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти № 8721-р/3 от 16.08.2010 г. было прекращено.
Данное постановление в установленном порядке никем не было оспорено.
Согласно п. 2.4. указанного Порядка не назначаются ежемесячные выплаты на подопечных детей, родители которых могут лично осуществлять воспитание и содержание своих детей, но добровольно передают их под опеку (попечительство) другим лицам (находятся в длительных служебных командировках, проживают раздельно с детьми и других случаях), а также на подопечных детей, которые находятся на полном государственном обеспечении в учреждениях всех типов и видов независимо от их ведомственной принадлежности.
В соответствии с п. 4.1. Порядка ежемесячные выплаты прекращаются с момента возникновения следующих оснований:
устройство подопечного на полное государственное обеспечение в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и учреждения всех типов и видов независимо от их ведомственной принадлежности;
усыновление ребенка;
трудоустройство несовершеннолетнего;
вступление подопечного в брак;
объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным);
постановка на учет несовершеннолетнего в службе занятости;
освобождение, отстранение опекуна (попечителя), приемного родителя, патронатного воспитателя от исполнения своих обязанностей, прекращение действия или расторжение договора о передаче ребенка в приемную семью.
Судом установлено, что ребенок не был передан на воспитание матери. Органы опеки и попечительства в ноябре 2010 г. обратились в суд с иском о лишении матери ребенка родительских прав.
<данные изъяты>
Судом установлено, что распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти № 3071-р/3 от 31.03.2011 г. над несовершеннолетним Насибулловым Р.Р. было установлено попечительство на основании заявления Пересада Т.Д. от 17.03.2011 г.
Доводы истца о том, что мэрия г.о. Тольятти долгое время не принимала мер по устройству ребенка, в связи с чем ребенок остался без средств к существованию, выгнанным ото всюду, не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
В силу ст. 12 ФЗ «Об опеке и попечительстве» в случаях, если в интересах недееспособного или не полностью дееспособного гражданина ему необходимо немедленно назначить опекуна или попечителя, орган опеки и попечительства вправе принять акт о временном назначении опекуна или попечителя (акт о предварительных опеке или попечительстве), в том числе при отобрании ребенка у родителей или лиц, их заменяющих, на основании статьи 77 Семейного кодекса Российской Федерации и нецелесообразности помещения ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Попечитель, ссылаясь на то, что ребенка собирались отдать матери, которую он не знал, обратился в органы опеки с заявлением о прекращении попечительства в связи с тем, что мать намерена воспитывать ребенка сама. Попечительство прекращено на основании данного заявления, написанного попечителем собственноручно.
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что угроза для жизни и здоровья ребенка отсутствовала.
Насибуллов Р.Р. ранее пояснял, что он всегда проживал с отцом и бабушкой Насибулловой. В последствии пояснил, что во время назначения опекуна он проживал у опекуна, потом опять переехал к бабушке.
Говоря о том, что ребенок не общался с матерью, не знал, где она находится, что никто из родственников не поддерживал с ней отношений, Насибуллова пояснила в суде, что мать ребенка при разговоре с ней была удивлена, что <данные изъяты>
В органах опеки мать ребенка пояснила, что с ребенком поддерживала отношения и ребенок данный факт не отрицал.
Оценивая представленные доказательства, суд считает, что основания для установления временной опеки отсутствовали.
Доводы истца о том, что в результате действий мэрии им были причинены убытки в виде невыплаченных сумм, в том числе из федерального бюджета, суд считает необоснованными.
В соответствии с действующим законодательством по выбору опекуна (попечителя) определяется вид содержания ребенка.
В настоящее время попечителем выбрано содержание из средств федерального бюджета.
Содержание детей, оставшихся без попечения родителей, одновременно из федерального бюджета и бюджета субъекта действующим законодательством не предусмотрено и в случае установления опеки (попечительства) выплате подлежали либо средства из местного бюджета, либо из федерального бюджета.
Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд считает, что основания для взыскания с мэрии г.о. Тольятти средств на содержание ребенка за период с
16.08.2010 г. до 17.03.2011 г. отсутствуют, т.к. <данные изъяты> на основании заявления попечителя попечительство было прекращено, в указанный период ребенок не находился под попечительством и у мэрии не было оснований считать ребенка, имеющего мать, не лишенную родительских прав, оставшимся без попечения родителей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Насибуллову <данные изъяты> отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 26.03.2012 г.
Председательствующий: