66RS0020-01-2019-000959-89
Дело № 2-780/2019
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 ноября 2019 года п. Белоярский
Белоярский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Куцего Г.В.,
при секретаре судебного заседания Патрушевой Т.Ю.,
с участием помощника Белоярского межрайонного прокурора Свердловской области Прядеиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства обороны Российской Федерации к Кошкарову С. В. об обязании к совершению действий, прекращении права пользования жилым помещением, выселении,
установил:
Министерство обороны Российской Федерации в лице своего уполномоченного подразделения – ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» обратилось в суд к Кошкарову С.В. с иском о возложении обязанностей, предусмотренных соглашением от 18.05.2018 о сдаче жилого помещения, расположенного по адресу: Свердловская область, Белоярский район, п. <адрес>, прекращении права пользования жилым помещением и выселении.
В обоснование иска указано, что 02.08.2010 Министерством обороны Российской Федерации в лице командира ВЧ 86791 с Кошкаровым С.В. был заключен и согласован начальником ФГКЭУ «Асбестовская КЭЧ района» служебный жилищный договор № 10 на жилое помещение, расположенное по адресу: Свердловская область, военный городок войсковой части 86791 Гагарского гарнизона, Белоярский район, п. <адрес>. Указанное жилое помещение было признано служебным 18.08.2003 года постановлением главы МО «Белоярский район» № 626. В соответствии с приказом Министра обороны РФ от 17.12.2010 № 1871 «О реорганизации федеральных государственных учреждений МО РФ» квартирно-эксплуатационные части были расформированы, полномочия по распределению жилья перешли региональным управлениям жилищного обеспечения. В соответствии с Порядком предоставления субсидии на основании решения ФГКУ «Центррегионжилье» от 06.08.2018 № 576 Кокшарову С.В. была выплачена субсидия в размере 5 643 396 руб. При обеспечении конкретного военнослужащего жилым помещением в форме жилищной субсидии и в целях исполнения обязательства о сдаче им и членам его семьи прежде занимаемого служебного жилого помещения с таким военнослужащим подписывается соответствующее соглашение о сдаче предоставляемого прежде жилья (далее - Соглашение). Такое Соглашение о сдаче вышеуказанного жилого помещения в течение 4-х месяцев после перечисления средств жилищной субсидии на банковский счет было подписано также и с военнослужащим Кошкаровым С.В. Так в п. 2 Соглашения указано, что условием для перечисления гражданину жилищной субсидии является сдача гражданином и членами семьи (иными лицами, проживающими в жилом помещении) жилого помещения жилищного фонда МО РФ, в данном случае по адресу: Свердловская область, Белоярский район, п. <адрес>.
Таким образом, ответчик взял на себя обязательство, исполнение которого зависело от наступления определенного события, которым стал факт перечисления жилищной субсидии. В связи с перечислением жилищной субсидии на банковский счет военнослужащего на основании решения от 06.08.2018 № 576, решением заместителя начальника ФГКУ «Центррегионжилье» от 13.08.2018 № 576 Кошкаров С.В. был снят с учета нуждающихся в получении жилых помещений. Однако, освобождения жилого помещения по вышеуказанному адресу в установленные в Соглашении сроки не последовало. 19.11.2018 заместителем начальника ФГКУ «Центррегионжилье» в адрес Кошкарова С.В. было направлено уведомление об освобождении жилого помещения, либо предоставлении документов, подтверждающих право пользования данным жилым помещением на законных основаниях, ответа на которое не последовало. По настоящий момент жилое помещение не сдано, безосновательно пребывает в пользовании Кошкарова С.В., что подтверждается, в том числе выпиской по лицевому счету о начислении коммунальных платежей. С учетом изложенного истец просит возложить на ответчика обязанность, исполнить обязательства, предусмотренные соглашением от 18.05.2018 о сдаче жилого помещения, расположенного по адресу: Свердловская область, Белоярский район, п. <адрес>, прекратить права пользования жилым помещением и выселить ответчика.
Представитель истца, надлежащим образом извещенный о времени и месте, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. Представил в суд письменный отзыв, согласно которому настаивал на удовлетворении иска по доводам в нем указанным.
Помощник Белоярского межрайонного прокурора Прядеина А.С. полагала иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Третье лицо ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, извещенное о времени и месте надлежащим образом, в судебное заседание не явилось.
Надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания ответчик Кошкаров С.В. в суд не явился, о причинах неявки суд не уведомил.
В соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
При этом согласно ч. 1 ст. 233 ГПК Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
С учетом того, что истцом было дано согласие на рассмотрение дела в порядке заочного производства, а также принимая во внимание то, что судом в полном объеме с учетом положений ст. 165.1 ГК Российской Федерации обеспечено право ответчика на участие в судебном заседании, путем направления ему судебного извещения заказной корреспонденцией по адресу его места жительства, при этом ответчик уклонился от получения данного извещения, суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие стороны ответчика в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ) к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе служебные жилые помещения.
Согласно ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, в связи с прохождением службы.
В соответствии с ч. 3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Согласно ст. 101 названного Кодекса договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон. Наниматель специализированного жилого помещения в любое время может расторгнуть договор найма специализированного жилого помещения. Договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения, а также в иных предусмотренных ст. 83 настоящего Кодекса случаях.
Согласно ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 и ч. 2 ст. 103 данного кодекса.
По смыслу приведенных выше норм права, прекращение трудовых отношений с работодателем, предоставившим жилое помещение, служит основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения, но не влечет за собой автоматическое прекращение договора в момент увольнения сотрудника. Договор найма служебного жилого помещения сохраняет свое действие вплоть до его добровольного освобождения нанимателем, при отказе от которого гражданин подлежит выселению в судебном порядке с прекращением прав и обязанностей в отношении занимаемого жилья.
Согласно п.1 Постановления Правительства Российской Федерации №1053 от 29 декабря 2008 года «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности (далее - имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций).
В соответствии с п.1 ст.209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу п.1,3 ст.125, п.З ст.214 Гражданского кодекса Российской Федерации права собственника от имени Российской Федерации могут осуществлять государственные органы, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями.
Согласно п. 12 ст.1 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Подпунктом 71 п.7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» определено, что Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.
Согласно ч. 1 ст. 15 «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно п.п. 8, 10 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, утвержденного Приказом Министерства Обороны Российской Федерации Приказ Министра обороны РФ от 21.07.2014 N 510 жилищная субсидия предоставляется военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей путем ее перечисления на основании документов, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, на указанный в заявлении о перечислении жилищной субсидии банковский счет. Уполномоченный орган (структурное подразделение уполномоченного органа) в течение трех рабочих дней после получения уведомления финансового органа о перечислении жилищной субсидии на банковский счет военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, членов их семей принимает решение о снятии военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, и членов их семей с учета признанных нуждающимися в жилых помещениях и выдает копию решения о снятии с данного учета военнослужащему, гражданину, уволенному с военной службы, членам их семей под роспись либо направляет иным способом, позволяющим установить факт получения военнослужащим, гражданином, уволенным с военной службы, членами их семей копии решения о снятии с учета признанных нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно материалам дела 02.08.2010 Министерством обороны Российской Федерации в лице командира ВЧ 86791 с Кошкаровым С.В. был заключен и согласован начальником ФГКЭУ «Асбестовская КЭЧ района» служебный жилищный договор № 10 на жилое помещение, расположенное по адресу: Свердловская область, военный городок войсковой части 86791 Гагарского гарнизона, Белоярский район, п. <адрес>. Согласно п.п. 1,3,5 п. 9 данного соглашения (договора) настоящий договор расторгается, в случае досрочного увольнения военнослужащего; в случае обеспечения военнослужащего и совместно проживающих с ним членов его семьи жилыми помещения для постоянного проживания по месту прохождения военной службы по нормам и в порядке, установленном законами и иными нормативными актами Российской Федерации; в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
На основании постановления главы МО «Белоярский район» от 18.08.2003 № 626 указанное жилое помещение было признано служебным.
Согласно решению № 576 от 06.08.2018 ФГКУ «Центрального регионального управления жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации ответчику Кошкарову С.В. предоставлена субсидия в размере 5 643 396 руб., которая согласно платежному поручению № 751463 от 10.08.2018 выплачена ответчику.
На основании решения № 576 от 13.08.2018 ФГКУ «Центрального регионального управления жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в связи с предоставлением указанной субсидии ответчик снят с учета в качестве нуждающегося.
В соответствии с Соглашением о сдаче жилого помещения в течение 4-х месяцев после перечисления средств жилищной субсидии на банковский счет от 18.05.2018, условием для перечисления жилищной субсидии является сдача гражданином и членами семьи (иными лицами, проживающими в жилом помещении) жилого помещения жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации (муниципального жилищного фонда) по адресу: п. <адрес> (п. 2 Соглашения). Ответчик и члены семьи (иные лица) обязуется не позднее 4 месяцев с момента перечисления жилищной субсидии на банковский счет, освободить занимаемое ими жилое помещение на основании служебного жилищного договора от 02.08.2010 № 10, сняться с регистрационного учета по адресу указанного жилого помещения, представить в уполномоченный орган: договор (ордер), на основании которого гражданин и члены его семьи занимают жилое помещение; выписки из домой книги о снятии с регистрационного учета; копии финансового лицевого счета с отметками о его закрытии и отсутствии задолженности; копию акта приема-передачи жилого помещения управляющей компании с отметкой о сдаче ключей в управляющую компанию (п. 3 Соглашения). По истечении срока, указанного в пункте 3 настоящего Соглашения служебный жилищный договор № 10 от 02.08.2010 считается расторгнутым (п. 6 Соглашения).
На основании справок, выписки из приказа, выписки из послужного списка ответчик проходит службы в Министерстве обороны Российской Федерации, первый контракт был заключен 31.07.1992, назначен после окончания военно-учебного заведения на воинскую должность заместителя командира батарей, 595 учебного полка 395 окружной учебный центр, КДВО, <адрес>, кроме того заключен контракт на 5 лет с 30.12.2014 по 29.12.2019.
Согласно справки ООО ГУЖФ от 02.08.2018 № 236 ответчик зарегистрирован с 04.08.2010 по настоящее время по адресу: п. <адрес> в качестве нанимателя. Аналогичные сведения следуют из ответа ОП № 29 МО МВД России «Заречный» по факту регистрации по месту жительства.
Согласно выписке по лицевому счету нанимателя, с 04.08.2013 по 18.07.2018 осуществлялось начисление платежей по коммунальным услугам.
Также представлены документы по факту направления ответчику уведомления об освобождении служебного жилого помещения.
Таким образом, суд приходит к следующим выводам.
Ответчику как военнослужащему, заключившему контракт до 01.01.1998, была предоставлена жилищная субсидия в порядке абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", которая подлежала предоставлению именно для приобретения жилого помещения по месту прохождения военной службы.
Ответчик избрал способ реализации жилищных прав до окончания своей военной службы и на основании его заявления он получил соответствующую жилищную субсидию. При этом он реализовал свое право на улучшение жилищных условий именно как военнослужащий, заключивший контракт до 01.01.1998 (первый контракт был заключен 31.07.1992, назначен после окончания военно-учебного заведения на воинскую должность заместителя командира батарей, 595 учебного полка 395 окружной учебный центр, КДВО, Амурская область, г. Завитинск).
Предоставление жилищной субсидии в соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обусловлено необходимостью приобретения военнослужащим жилого помещения по месту прохождения службы. Основным условием при предоставлении жилищной субсидии в соответствии с абз. 3 п. 16 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" является использование данной субсидии исключительно в целях приобретения жилого помещения на условиях, при которых военнослужащий утратит основания для признания его нуждающимися в жилом помещении, а как указано выше, решением ФГКУ "Центррегионжилье" Министерства обороны Российской Федерации от N Б.А. снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
Пунктом 5 "Положения об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.1999 N 487, предусмотрено, что жилищный договор расторгается в случае обеспечения военнослужащих и (или) совместно проживающих с ними членов их семей жилыми помещениями для постоянного проживания по месту прохождения военной службы по нормам, установленным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 настоящего Кодекса и ч. 2 настоящей статьи. Установленные законом исключения, предусмотренные ч. 2 ст. 102 и ч. 2 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, на ответчика не распространяются.
При таком положении оснований для сохранения права пользования служебным жилым помещением у ответчика не имеется.
Более того, сохранение за ответчиком права пользования занимаемым жилым помещением повлечет нарушение прав других военнослужащих, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, а подписав соглашение, ответчик выразил согласие и принял обязательство по сдаче занимаемого служебного жилого помещения в конкретный срок, отказ от которого не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объёме.
В силу ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истцы были освобождены, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Учитывая, что в силу положений подп. 4 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации истец был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска в размере 300 руб., в связи с чем, данная государственная пошлина подлежит взысканию в местный бюджет Белоярского городского округа с ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 235, 237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковое заявление Министерства обороны Российской Федерации удовлетворить.
Прекратить право пользования Кошкарова С. В. жилым помещением, расположенным по адресу: Свердловская область, Белоярский район, п. <адрес>.
Выселить Кошкарова С. В. из жилого помещения, расположенного по адресу: Свердловская область, Белоярский район, п. <адрес>.
Обязать Кошкарова С. В. сдать жилое помещение, расположенное по адресу: Свердловская область, Белоярский район, п. <адрес>.
Решение суда является основанием для снятия Кошкарова С. В., <дата> года рождения, уроженца <адрес> <адрес> с регистрационного учета по адресу: Свердловская область, Белоярский район, п. <адрес>.
Взыскать с Кошкарова С. В. в доход бюджета Белоярского городского округа в возмещение расходов на оплату государственной пошлины сумму в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей 00 (ноль) копеек.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Г.В. Куцый
Мотивированное решение изготовлено 11 ноября 2019 года.