Дело № 2 – 1255/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Можга 16 августа 2017 года Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Кожевниковой Ю.А.,
при секретаре Михайловой К.В.,
с участием старшего помощника Можгинского межрайонного прокурора Афанасьевой М.Б.,
представителя ответчика Администрации МО «Можгинский район» Щеклеиной Н.В., действующей на основании доверенности от дд.мм.гггг,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований Администрации МО «Нышинское» Еремеева Н.Т., действующего на основании Устава,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Можгинского межрайонного прокурора, поданного в защиту интересов неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования «Можгинский район» и возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения,
УСТАНОВИЛ:
Можгинский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд заявлением о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования «Можгинский район», выражающееся в непринятии мер к постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения- <данные изъяты> и о понуждении до истечения 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения – <данные изъяты>
Заявление мотивировано тем, что на территории муниципального образования «Нышинское» находится гидротехническое сооружение <данные изъяты> представляющее собой плотину (водосброс), собственников у гидротехнического сооружения не имеется.
Согласно полученной в ходе проведения проверки информации, данное гидротехническое сооружение является бесхозяйным.
С заявлением в Можгинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР о принятии бесхозяйного гидротехнического сооружения <данные изъяты> Администрация муниципального образования «Можгинский район» не обращалась, до настоящего времени собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация не определены.
В связи с отсутствием собственника гидротехнического сооружения - <данные изъяты>, эксплуатирующей его организации, а также бездействием Администрации МО «Можгинский район» по их определению и постановке указанного гидротехнического сооружения на учёт в Можгинском отделе Управления Федеральной регистрационной службы по УР, постоянный контроль за состоянием гидротехнического сооружения, соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при его эксплуатации, предусмотренные ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», не обеспечиваются.
Безопасность гидротехнического сооружения необходимо поддерживать, выполнять ремонтные профилактические работы, что возлагается на собственника или пользователя в установленном законом порядке. Данная работа по содержанию плотины <данные изъяты>, никем не проводится, т.к. не имеет собственника, в связи с чем существует угроза причинения ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, материальных потерь и нарушения условий жизнедеятельности людей, и указанные обстоятельства согласно ст.3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» имеют признаки чрезвычайной ситуации.
Бездействие Администрации МО «Можгинский район» по определению собственника гидротехнического сооружения <данные изъяты> эксплуатирующей его организации, постановке указанного гидротехнического сооружения на учёт в Можгинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР нарушает гарантированные Конституцией РФ и федеральными законами права и законные интересы граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также в области охраны окружающей среды, что создаёт угрозу причинения ущерба здоровью и имуществу граждан, а также окружающей среде.
Реализуя предоставленные законом полномочия, прокурор обращается в суд в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В судебном заседании старший помощник Можгинского межрайонного прокурора Афанасьева М.Б. исковые требования уточнила, просит суд обязать Администрацию МО «Можгинский район» до истечения одного года со дня вступления решения в законную силу принять меры по постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения – <данные изъяты>
Представитель ответчика Администрации МО «Можгинский район» Щеклеина Н.В. суду пояснила, что не оспаривает изложенные в иске обстоятельства.
<данные изъяты>
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявление прокурора является законным и обоснованным, подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании решения №*** от дд.мм.гггг Можгинским межрайонным прокурором дд.мм.гггг была проведена проверка гидротехнического сооружения <данные изъяты> В ходе проведения проверки было установлено, что указанное сооружение является бесхозяйным.
Данный факт подтверждается ответом Министерства имущественных отношений УР №*** от дд.мм.гггг, об отсутствии в Реестре государственного имущества УР сведений об объектах недвижимого имущества ГТС <данные изъяты>; уведомлением об отсутствии сведений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от дд.мм.гггг №***; ответом отдела водных ресурсов по Удмуртской Республике Камского бассейнового управления Федерального агентства водных ресурсов №*** от дд.мм.гггг; ответом ТО Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области №*** от дд.мм.гггг об отсутствии в реестре федерального имущества сведений об объекте ГТС <данные изъяты> по состоянию на дд.мм.гггг.
Из ответа Администрации МО «Можгинский район» №*** от дд.мм.гггг следует, что на основании графика регистрации гидротехнических сооружений проводится работа по оформлению ГТС в муниципальную собственность, в соответствии с которым регистрация в муниципальную собственность пруда на <***> должна быть завершена в июне 2019 года.
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности, на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местною самоуправления, на территории которого они находятся.
Вопросы, касающиеся принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей урегулированы приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10 декабря 2015 г. № 931 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» (далее по тексту - Порядок).
В соответствии с п. п. 3,5 Порядка на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет: органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
В связи с отсутствием собственника гидротехнического сооружения – <данные изъяты> эксплуатирующей его организации, а также бездействием Администрации МО «Можгинского района» по их определению и постановке указанного гидротехнического сооружения на учёт в Можгинском отделе Управления Федеральной регистрационной службы по УР, постоянный контроль за состоянием гидротехнического сооружения, соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при его эксплуатации, предусмотренные ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», не обеспечиваются.
В силу ст. 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» под гидротехническими сооружениями понимаются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.
Согласно ст. 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» безопасность гидротехнических сооружений - свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.
Безопасность гидротехнического сооружения необходимо поддерживать, выполнять ремонтные профилактические работы, что возлагается на собственника или пользователя в установленном законом порядке. Данная работа по содержанию плотины <данные изъяты>, никем не проводится, т.к. не имеет собственника, в связи с чем существует угроза причинения ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, материальных потерь и нарушения условий жизнедеятельности людей, и указанные обстоятельства согласно ст.3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» имеют признаки чрезвычайной ситуации.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68- ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации в случае возникновения чрезвычайных ситуаций имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества, возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу.
Согласно п. 23 ч. 1 ст. 14, п. 21 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.03 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления» организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера отнесено к вопросам местного значения поселения и района.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, ст.3, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия и на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
По требованию статьи 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду. Хозяйственная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека и обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду.
Указанные конституционные права граждан обеспечиваются соблюдением хозяйствующими субъектами установленных экологических требований и нормативов, при несоблюдении которых гражданам не гарантируется благоприятная среда обитания, что создает угрозу причинения вреда здоровью человека.
Таким образом, бездействие Администрации МО «Можгинский район» по определению собственника гидротехнического сооружения <данные изъяты> эксплуатирующей его организации, постановке указанного гидротехнического сооружения на учёт в Можгинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР нарушает гарантированные Конституцией РФ и федеральными законами права и законные интересы граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также в области охраны окружающей среды, что создаёт угрозу причинения ущерба здоровью и имуществу граждан, а также окружающей среде.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ в случае нарушения прав и свобод граждан бездействием органа местного самоуправления, такое бездействие оспаривается в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений. В таких делах приоритетные задачи судопроизводства определяются интересами законности, защиты прав и свобод граждан.
В силу ст. 12 ГК РФ пресечение бездействия, присуждение к исполнению обязанности в натуре является способами защиты гражданских прав.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор наделен правом обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Можгинского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования «Можгинский район», выражающееся в непринятии мер к постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения- <данные изъяты> и о понуждении до истечения одного года со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения - <данные изъяты>, удовлетворить.
Признать бездействие Администрации муниципального образования «Можгинский район», выражающееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения- плотины <данные изъяты> незаконным.
Обязать Администрацию муниципального образования «Можгинский район» в срок до истечения одного года со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения - <данные изъяты>
Взыскать с Администрации муниципального образования «Можгинский район» государственную пошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения через Можгинский районный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий судья: Ю.А.Кожевникова