№ 2а-4726/2021
УИД 63RS0045-01-2021-006072-22
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02.08. 2021г. <адрес>
<адрес> районный суд <адрес> в составе:
Председательствующего судьи Бадьевой Н.Ю.,
при секретаре Корячкиной И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2а-4726/2021 по административному исковому заявлению Иванова Елисея Денисовича к Военному комиссариату Промышленного <адрес>, Призывной комиссии <адрес> <адрес> о признании незаконным решения призывной комиссии,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец ( Иванов Е.Д. обратился в суд с административным исковым заявлением к Призывной комиссии <адрес> района г.<адрес> <адрес> области, мотивируя это тем, что он состоит на воинском учете в военном комиссариате <адрес> <адрес>. Решением призывной комиссии военного комиссариата <адрес> района г.<адрес> области (Иванов Е.Д. призван на военную службу на основании определения в отношении него призывной категории годности. От сотрудников военного комиссариата <адрес> <адрес> ФИО2 получил повестку на 03.07.2021 г. на отправку к месту прохождения воинской службы. Ввиду того, что у административного истца имеются проблемы со здоровьем, которые никак не были уточнены при вынесении решения о призыве на службу, Иванов Е.Д. обратился с заявлением о проведении в отношении него контрольного медицинского освидетельствования в призывную комиссию субъекта, призывную комиссию <адрес> области. Иванов Е.Д. полагает, что у него имеются данные о наличии заболевания, препятствующего прохождению военной службы по призыву ( в течении длительного времени страдает стабильным повышенным артериальным давлением выше 140/90, периодами артериальное давление повышается до 15-160/90-95, при которых наблюдается ухудшение самочувствия, пульсация в висках, ощущение давления на глаза изнутри, тяжесть в глазах. Данное заболевание, дает истцу право на получение категории годности В – ограниченно годным к военной службе. Истец полагает, что решение нарушает его право на освобождении от призыва на военную службу в соответствии с п. п. "а" п. 1 ст. 25 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", является необоснованным и незаконным. Административный истец полагает, что решение призывной комиссии незаконно и нарушает его права. В связи с этим, просит суд признать незаконным и отменить решение призывной комиссии <адрес> района г.<адрес> области о признании его годным к военной службе.
Административный истец Иванов Е.Д. в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, направил в адрес суда заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебном заседании Кротов М.И., действующий по доверенности как представитель административного ответчика - Призывной комиссии Администрации <адрес> внутригородского района городского округа Самара, так и административного ответчика Военного Комиссариата <адрес> района г<адрес> Самарской области, возражал против удовлетворения заявленных требований, указав на то, что в результате освидетельствования комиссией врачей-специалистов, принимая жалобы на состояние здоровья Иванова Е.Д., представленную им выписку из истории болезни, комиссия врачей-специалистов установила, что болезнь – эссенциальная (первичная) гипертензия, на которую ссылается истец, была диагностирована 1 раз за 5 лет, а именно 28.05.2021 г., что, согласно заключению, не является серьезны основанием для освобождения Иванова Е.Д. от прохождения военной службы. Более того, у истца Иванова Е.Д. установлено – Алиментарно-конституциональное ожирение второй степени, между тем, данное заболевание не препятствует прохождению военной службы по призыву. Таким образом, в рамках настоящего дела Иванов Е.Д. предъявляет требования о признании незаконным несуществующего решения, что свидетельствует об отсутствии спора, в связи с чем, просил в удовлетворении административного иска отказать.
Специалист (врач-терапевт Баценко В.В., допрошенный в судебном заседании, суду пояснил, что истца Иванова Е.Д. знает в рамках проведения призывной комиссии, пояснил, что Ивановым Е.Д. была предоставлена выписка посещения поликлиники по факту жалоб на головные боли, согласно которой установлено отсутствие диагноза гипертонической болезни, поскольку диагноз по данной болезни выставляется поле обследования.
Суд, специалиста, представителя административных ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со ст. 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
В силу ст. 3 Федерального закона от 28.03.1998г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и воинской службе» правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.
Согласно ст. 8 вышеуказанного Федерального закона воинский учет граждан, за исключением граждан, указанных в пункте 3 настоящей статьи, осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства, а граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящих альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания.
Военные комиссариаты осуществляют воинский учет граждан через свои структурные подразделения по муниципальным образованиям.
Полномочия Российской Федерации на осуществление воинского учета на территориях, на которых отсутствуют структурные подразделения военных комиссариатов, передаются соответствующим органам местного самоуправления поселений и органам местного самоуправления городских округов, а именно комиссиям по постановке граждан на воинский учет, создаваемыми в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Комиссия по постановке граждан на воинский учет обязана организовать медицинское освидетельствование граждан, определить их годность к военной службе по состоянию здоровья, провести мероприятия по профессиональному психологическому отбору граждан для определения их пригодности к подготовке по военно-учетным специальностям и принять решение о постановке гражданина на воинский учет либо внести на рассмотрение призывной комиссии вопрос о зачислении в запас гражданина, признанного ограниченно годным к военной службе, или вопрос об освобождении от исполнения воинской обязанности гражданина, признанного не годным к военной службе.
Председатель комиссии по постановке граждан на воинский учет или по его поручению секретарь комиссии обязан объявить гражданам решение комиссии и разъяснить их обязанности по воинскому учету.
В соответствии с п. 2 ст. 5.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям:
А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.Федеральным законом от 28 марта 1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу, о направлении на альтернативную гражданскую службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу, о зачислении в запас, об освобождении от исполнения воинской обязанности (пункт 1 статьи 28).
Такие решения принимаются призывной комиссией по результатам медицинского освидетельствования призывника, проведенного врачами-специалистами, и на основании заключения врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, о годности гражданина к военной службе по соответствующим категориям (статья 5.1). Гражданин, заявивший о несогласии с заключением о его годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования, вправе обжаловать такое заключение и решение призывной комиссии в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, которая организует контрольное медицинское освидетельствование (пункт 7 статьи 28, пункт 2 статьи 29).
Первоначальная постановка граждан на воинский учет осуществляется комиссией по постановке граждан на воинский учет в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет. При выявлении граждан, не поставленных по каким-либо причинам на воинский учет в установленные сроки, их постановка на воинский учет осуществляется военными комиссариатами в течение всего календарного года (п. 6 Инструкции).
Медицинское освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет проводится в установленном порядке (п. 12 Инструкции).
На воинский учет решением комиссии по постановке граждан на воинский учет ставятся все граждане, подлежащие постановке на воинский учет и прошедшие комиссию, проживающие на территории соответствующего муниципального образования, независимо от категории их годности к военной службе по состоянию здоровья, в том числе и направленные решением комиссии на медицинское обследование (п. 16 Инструкции).
Пунктом 17 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утв. Приказом Министра обороны РФ, предусмотрено, что гражданину, первоначально поставленному на воинский учет, в день прохождения комиссии под личную подпись выдается удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, в котором проставляется оттиск штампа военного комиссариата о постановке на воинский учет. Ему разъясняются правила воинского учета и ответственность за их нарушение, поводится порядок подготовки к призыву на военную службу и предварительный срок явки в военный комиссариат (на призывной пункт) для прохождения им призывной комиссии.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, Иванов Елисей Денисович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 2018 г. состоит на воинском учете в военном комиссариате <адрес> района.
Из личного дела призывника следует, что Иванов Е.Д. неоднократно проходил медицинскую комиссию в Военном комиссариате <адрес> района г. <адрес>. Так, в личном деле Иванова Е.Д. имеется карта медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу, в которой отражены данные врачей-специалистов и итоговое заключение о категории годности Иванова Е.Д. к военной службе.
Решением Призывной комиссии <адрес> района г.<адрес> области от ДД.ММ.ГГГГ № Иванов Е.Д. о признан годным к военной службе.
От сотрудников военного комиссариата <адрес> района г.<адрес> области Иванов Е.Д. получил повестку на ДД.ММ.ГГГГ на отправку к месту прохождения воинской службы.
Истец полагает, что решение нарушает его право на освобождении от призыва на военную службу в соответствии с п. п. "а" п. 1 ст. 25 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", является необоснованным и незаконным. Административный истец полагает, что решение призывной комиссии незаконно и нарушает его права.
Исходя из положений части 2 статьи 25, части 6 статьи 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ (ред. от 28 декабря 2013) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", гражданин, не согласный с результатом медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы.
Такая экспертиза осуществляется в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 №574).
В соответствии с пунктами 7, 8 данного Положения независимая военно-врачебная экспертиза производится по заявлению, которое подается гражданином в выбранное им экспертное учреждение, и за счет средств этого гражданина (его законного представителя) в соответствии с договором о производстве независимой экспертизы.
Согласно Положению о военно-врачебной экспертизе (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 № 565), вступившему в действие с 1 января 2014 года, при несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 № 574 (абзац пятый пункта 8); военный комиссар (начальник отдела военного комиссариата) при получении заключения независимой военно-врачебной экспертизы приобщает его к личному делу призывника и в рамках работы призывной комиссии направляет гражданина в соответствующую комиссию для повторного освидетельствования, если заключение независимой военно-врачебной экспертизы не совпадает по своим выводам с заключением освидетельствования гражданина, проведенного в рамках работы призывной комиссии (пункт 102).
У призывной комиссии имелись законные основания для принятия решения о призыве Иванова Е.Д. на военную службу, поскольку по заключению проведенного медицинского освидетельствования призывник по состоянию здоровья признан годным к военной службе без ограничений решением призывной комиссии <адрес> района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ., законность которого установлена вступившим в законную силу решением суда.
Судом установлено, что при медицинском освидетельствовании Иванова Е.Д. прошел все необходимые для определения категории годности к военной службе медицинские обследования, по результатам которых врачом, руководившим работой по медицинскому освидетельствованию граждан, дано заключение.
При этом административный истец не представил в военный комиссариат иные медицинские документы либо заключение независимой военно-врачебной экспертизы, которое позволяло бы военкому, в случае, если выводы такой экспертизы не совпадали с заключением медицинского освидетельствования, направить его на повторное медицинское освидетельствование.
При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения требований Иванова Е.Д. о признании незаконным решения Призывной комиссии военного комиссариата <адрес> района г.<адрес> области отсутствуют, в связи с чем, в удовлетворении административных исковых требований Иванова Е.Д. необходимо отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований Иванова Елисея Денисовича к Военному комиссариату Промышленного <адрес>, Призывной комиссии <адрес> <адрес> о признании незаконным решения призывной комиссии, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через <адрес> районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Решение в окончательной форме принято 11.08.2021 г.
Председательствующий: Н.Ю.Бадьева