Дело №2-518/2013
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пос. Атяшево 13 декабря 2013 года
Судья Атяшевского районного суда Республики Мордовия
Инчин Н.М.,
с участием сторон: истца Беляева В.Н.,
представителя ответчика – ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Атяшевском районе РМ по доверенности Ивашкиной Е.В.,
при секретаре Шепелеве А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Беляева В.Н. к ГУ -Управление Пенсионного фонда РФ в Атяшевском муниципальном районе РМ о признании незаконным решения от 01.11.2013 года №19 об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, включении в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, период прохождения военной службы по призыву с 05.11.1982 года по 19.11.1984 года и возложении обязанности назначить трудовую пенсию с момента первоначального обращения с заявлением о назначении пенсии,
у с т а н о в и л:
28 октября 2013 года Беляев В.Н. обратился в ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в Атяшевском муниципальном районе РМ с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с работой связанной с осуществлением педагогической деятельности.
Решением начальника ГУ-Управление пенсионного фонда РФ в Атяшевском муниципальном районе РМ №19 от 01.11.2013 года в назначении ему пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности было отказано в виду отсутствия требуемого стажа, ссылаясь на то, что в специальный стаж, дающей право на назначении досрочной трудовой пенсии по старости не может быть включен период прохождения военной службы по призыву с 05.11.1982 года по 19.11.1984 года, так как согласно подпункту 1 пункта 1 ст. 11 ФЗ от 17.12.2001 года №173 – ФЗ период прохождения военной службы засчитывается в страховой стаж, а не в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.
Специальный стаж Беляева В.Н., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности на дату обращения составляет 22 года 11 месяцев 27 дней.
Не согласившись с решением об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, Беляев В.Н. обратился в суд с иском к ГУ -Управление пенсионного фонда РФ в Атяшевском муниципальном районе РМ, в котором просит признать незаконным решение ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Атяшевском муниципальном районе РМ от 01.11.2013 года №19 об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости; обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Атяшевском муниципальном районе РМ включить период прохождения военной службы по призыву с 05.11.1982 года по 19.11.1984 года в специальный трудовой стаж, дающий ему право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности; признать за ним право на досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности; обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию с момента обращения, а именно с 28 октября 2013 года, а также взыскать судебные расходы в сумме 2200 рублей.
В обоснование заявленных требований истец указал, что на период прохождения военной службы по призыву действующее на тот момент законодательство предусматривало включение учителям в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, службу в составе Вооруженных Сил СССР.
В судебном заседании истец Беляев В.Н. свои исковые требования поддержал и просил их удовлетворить, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ГУ-Управление пенсионного фонда РФ в Атяшевском муниципальном районе РМ Ивашкина Е.В. исковые требования истца не признала, ссылаясь на то, что согласно подпункту 1 пункта 1 ст. 11 ФЗ от 17.12.2001 года №173 – ФЗ период прохождения военной службы засчитывается в страховой стаж, а не в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости. Просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования Беляева В.Н. подлежат удовлетворению.
Согласно паспорта серии №, выданного ТП УФМС России по Республике Мордовия в Атяшевском муниципальном районе 04.06.2009 года истцом является Беляев В.Н. ДД.ММ.ГГГГ рождения.
В соответствии со справкой отдела ВК Республики Мордовия по Атяшевскому и Дубенскому районам от 03.12.2013 года № 388, составленному на основании военного билета №, а также самого военного билета, Беляев В.Н. ДД.ММ.ГГГГ рождения проходил срочную службу по призыву в рядах Советской Армии с 05.11.1982 года по 19.11.1984 года.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, - Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации, - каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно ст.7 Федерального закона РФ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно ст.ст. 12 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке.
Согласно ст. 19 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 указанной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
Согласно пп. 19 ст. 27 указанного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 указанного Закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Осмотром в судебном заседании пенсионного дела Беляева В.Н., представленного стороной ответчика, исследованием имеющихся в нем документов по установлению его трудового стажа, судом установлено и это не оспаривается ответчиком, что истец осуществляет педагогическую деятельность и его стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей на период 28 октября 2013 года, то есть на момент обращения Беляева В.Н. с заявлением о назначении пенсии, составил 22 года 11 месяцев и 27 дней.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года № 320-0 указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Нормативными правовыми актами, напрямую регулирующими право граждан на пенсионное обеспечение, действовавшими в период прохождения Беляевым В.Н. военной службы, являлись Закон СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях» и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397.
На основании пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 953 постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» не применяется на территории Российской Федерации.
Служба Беляева В.Н. в рядах Советской Армии проходила до установления нового правового урегулирования назначения досрочных трудовых пенсий работникам просвещения.
Согласно п. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в стаж работы по специальности.
В силу п. 4 данного Положения служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения и здравоохранения право на льготную пенсию.
На момент обращения Беляева В.Н. в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано более 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в которых дает право на эту пенсию, в связи с чем период прохождения истцом службы в Вооруженных Силах СССР подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
С учетом периодов работы Беляева В.Н., которые ГУ-Управление Пенсионного фонда засчитало в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности (22 года 11 месяцев 27 дней) и подлежащего включению в этот же стаж периода службы в армии с 05.11.1982 года по 19.11.1984 год, ко дню обращения в пенсионный орган, то есть на 28.10.2013 года стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности составляет более 25 лет, что на момент его обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости давало основания для назначения ему пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего кодекса.
Истцом при обращении в суд была уплачена государственная пошлина в размере 200 рублей. Кроме того, истцом представлена в суд квитанция об уплате расходов в сумме 2000 рублей за услуги адвоката, связанные с обращением в суд, размер которых суд считает разумными. Всего судебных расходов составляет, таким образом, на сумму 2200 рублей, которые и подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Признать решение ГУ - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия №19 от 01.11.2013 года об отказе в досрочном назначении Беляеву В.Н. трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, незаконным.
Признать специальным трудовым стажем, дающим право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности Беляева В.Н., период прохождения им военной службы по призыву в рядах Советской Армии с 05.11.1982 года по 19.11.1984 года.
Признать за Беляевым В.Н., ДД.ММ.ГГГГ рождения, право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей и обязать ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Атяшевском муниципальном районе РМ назначить Беляеву В.Н. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей с 28.10.2013 года.
Взыскать с ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Атяшевском муниципальном районе РМ в пользу Беляева В.Н. судебные расходы в виде уплаченной им госпошлины в размере 200 рублей, а также расходы по оплате услуг юридической помощи при обращении в суд в размере 2000 рублей, - всего 2200 (две тысячи двести) рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Верховный Суд РМ через Атяшевский районный суд РМ.
Судья Н.М.Инчин