РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 марта 2013 года с.Чара
Каларский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Пешковой О.Н.,
с участием помощника прокурора Каларского района Кузьминой Э.М.,
при секретаре Аверчук Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-23/2013 по исковому заявлению прокурора Каларского района в интересах З.В.Д. к администрации муниципального района «Каларский район» об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке, возложении обязанности на Министерство финансов Забайкальского края, Правительство Забайкальского края профинансировать предоставление жилой площади,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Каларского района обратился в суд в интересах З.В.Д. к администрации муниципального района «Каларский район», Министерству финансов Забайкальского края, Правительству Забайкальского края с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что З.В.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Каларского районного суда от 09.08.2006 года его мать лишена родительских прав, отец умер. Несовершеннолетний помещен в государственное учреждение, продолжает обучение в ГОУ НПО «Профессиональное училище». Собственного жилья он не имеет. Со ссылкой на положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.ст.2, 49, 52, 57 Жилищного кодекса РФ, Закона Забайкальского края N~З04-ЗЗК от 18.12.2009 г. «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью», в исковом заявлении просит обязать администрацию муниципального района «Каларский район» предоставить З.В.Д. жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 33 кв.м, отвечающее санитарным и техническим требованиям, а Министерство финансов Забайкальского края, Правительство Забайкальского края профинансировать предоставление указанной жилой площади.
Определением судьи от 21.01.2013г. к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, Министерство территориального развития Забайкальского края, Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (л.д. 39-41).
В судебном заседании установлено следующее.
Помощник прокурора Кузьмина Э.М. предоставила уточнение исковых требований, в которых прокурор от исковых требований к администрации муниципального района «Каларский район» отказался, поддерживает требования в отношении ответчиков Министерства финансов Забайкальского края, Правительства Забайкальского края в части обязания профинансировать предоставление жилой площади З.В.Д. В уточнениях заявлено ходатайство о передаче дела по подсудности в Центральный районный суд г. Читы.
Определением суда от 14.03.2013 г. в удовлетворении ходатайства о передаче дела по подсудности отказано (л.д.________).
Представители ответчиков администрации муниципального района «Каларский район», Министерства финансов Забайкальского края, Правительства Забайкальского края, Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, Министерства территориального развития Забайкальского края, Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, З.В.Д., в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела.
Ранее в судебных заседаниях представитель ответчика администрации муниципального района «Каларский район» по доверенности М.Н.Ю. с исковыми требованиями была не согласна, поясняла, что Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который начал действовать с 1 января 2013 года. В соответствии с новым порядком предоставления жилых помещений для данной категории лиц с 01.01.2013г. Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края совместно с Министерством территориального развития Забайкальского края и Департаментом государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края осуществляет мероприятия по формированию специализированного жилищного фонда, в связи с чем, администрация района является ненадлежащим ответчиком по данному делу.
Представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края ходатайствует о рассмотрении в отсутствие, в письменном отзыве просит в удовлетворении требований отказать, поскольку в исковом заявлении прокурор в обоснование требований приводит нормы законодательства, которые с 01.01.2013 года утратили силу. В соответствии со ст. 8 ФЗ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона № 15-ФЗ от 29.02.2012 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Мероприятия по формированию специализированного жилищного фонда осуществляются Министерством образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края, Министерством территориального развития Забайкальского края и Департаментом государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, в связи с чем, Министерство финансов является ненадлежащим ответчиком по данному делу (54-57).
Представитель ответчика Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края ходатайствует о рассмотрении в отсутствие.
Представитель ответчика Министерства территориального развития Забайкальского края ходатайствует о рассмотрении в отсутствие, в письменном отзыве с исковыми требованиями не согласен, поскольку согласно действующим нормативно-правовым актам не имеет полномочий по принятию решений о предоставлении жилых помещений детям-сиротам, а лишь участвует в процессе формирования специализированного жилищного фонда края в части его строительства (л.д. 59-60).
Представители ответчиков Правительства Забайкальского края, Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени проведения судебного заседания, причинами уважительности неявки суд не располагает.
Суд, выслушав помощника прокурора Каларского района, изучив и проанализировав представленные доказательства, приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец З.В.Д. родился ДД.ММ.ГГГГ. Мать З.В.Д. – З.С.Н. решением Каларского районного суда от 09.08.2006г. лишена родительских прав (л.д. 19-21). Отец истца З.Д.М. согласно свидетельству о смерти умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9).
Постановлением Главы муниципального района «Каларский район» от 30 мая 2007г. № З.В.Д. устроен в государственное образовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Петровск-Забайкальский детский дом-школа», которое окончил 14.06.2012 года (л.д. 12, 8).
В настоящее время З.В.Д. обучается в ГОУ НПО «Профессиональное училище №», проживает в общежитии в г. Чите, <адрес>, своего жилья не имеет.
З.В.Д. с 28.03.2002г. состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в администрации сельского поселения «Куандинское» под № (л.д. 14-15).
В соответствии с ч.3 ст.1 ГПК РФ гражданское судопроизводство ведется в соответствии с федеральными законами, действующими во время рассмотрения и разрешения гражданского дела, совершения отдельных процессуальных действий или исполнения судебных постановлений (судебных приказов, решений суда, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции), постановлений других органов.
Пункт 2 части 2 ст.57 ЖК РФ, предусматривающий предоставление жилых помещений по договорам социального найма вне очереди детям-сиротам, на который ссылается прокурор, признан утратившим силу с 01 января 2013.
Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" вступившим в силу с 1 января 2013 года предусмотрен иной способ обеспечения жильем, как создание и предоставление специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.Кроме того, вышеназванным законом изменяется порядок предоставления дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение, который предусматривает формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Отсутствие истца в данном списке исключает его право на предоставление жилого помещения из специализированного жилищного фонда. Иной, заявленный прокурором порядок предоставления жилья данной категории лиц в настоящее время не применим.
Внесенные Федеральным законом от 29 февраля 2012 года № 15 ФЗ изменения и дополнения распространяются на правоотношения, возникшие до его вступления в законную силу, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, до этого момента не реализовали свое право на предоставление жилого помещения. В связи с чем, доводы прокурора Каларского района о реализации права З.В.Д. по законодательству, действовавшему до 01 января 2013, суд не принимает.
Закон Забайкальского края от 18.12.2009г. № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» утратил силу, следовательно, администрация муниципального района «Каларский район» в настоящее время не является надлежащим ответчиком по делу. При подаче 14.03.2013 г. уточнений прокурор от требований к администрации муниципального района «Каларский район» отказался.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 22 января 2013 года № 22 утвержден Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Забайкальского края при реализации Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которому мероприятия по формированию специализированного жилищного фонда осуществляются Министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, Министерством территориального развития Забайкальского края, Департаментом государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, в связи с чем, Министерство финансов Забайкальского края, Правительство Забайкальского края также не являются ответчиками по данным требованиям.
Иных требований прокурором Каларского района, в том числе, к ответчикам, привлеченным определением суда, заявлено не было.
14.03.2013 г. прокурором в письменном виде представлены уточнения исковых требований, хотя, по-сути, таковыми не являются.
Требования прокурора изначально в исковом заявлении так и предъявлены к Министерству финансов Забайкальского края, Правительству Забайкальского края – об обязании профинансировать предоставление жилого помещения З.В.Д.
Согласно ч. 2 ст. 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В силу ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что из права на судебную защиту, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не вытекает возможность выбора заинтересованным лицом по своему усмотрению конкретных форм и способов реализации такого права, которые с соблюдением требований Конституции Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.
Предусмотренное частью первой статьи 39 ГПК Российской Федерации право истца отказаться от исковых требований вытекает из конституционно значимого принципа диспозитивности, который, в частности, означает, что процессуальные отношения в гражданском судопроизводстве возникают, изменяются и прекращаются главным образом по инициативе непосредственных участников спорного материального правоотношения, имеющих возможность с помощью суда распоряжаться своими процессуальными правами, а также спорным материальным правом (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2007 года N 2-П и от 26 мая 2011 года N 10-П).
Реализация указанного процессуального права осуществляется лишь с санкции суда, поскольку именно суд в силу части второй статьи 12 ГПК Российской Федерации, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом и создает условия для установления фактических обстоятельств при рассмотрении и разрешении гражданских дел, что является необходимым для достижения задач гражданского судопроизводства. Это правомочие суда, будучи следствием принципа судейского руководства процессом, выступает процессуальной гарантией закрепленного в статье 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации права граждан на судебную защиту (Определение Конституционного Суда РФ от 29.05.2012 N 1158-О).
При таких обстоятельствах, когда прокурором не заявлено как такового требования к одному из уполномоченных в соответствии с действующим законодательством ответчиков о предоставлении жилого помещения З.В.Д.; своим правом на уточнение требований, несмотря на неоднократно заявленные в ходе рассмотрения дела ходатайства об этом, не воспользовался; требования в том виде, в котором они остались поддержанными прокурором на 14.03.2013 г., а именно об обязании Министерства Забайкальского края и Правительства Забайкальского края профинансировать предоставление жилья З.В.Д., удовлетворению подлежать не могут в силу отсутствия правовых оснований к этому.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 –199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░/░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░ ░.░.░░░░░░░