№ 2-4749/7
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 июня 2015 г. г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Чернобай Н.Л., при секретаре Хариной Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Жевняка С. А. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия о взыскании задолженности по ежемесячной денежной выплате,установил:
Жевняк С.А. обратился в суд с иском по тем мотивам, что при исполнении служебных обязанностей в Республике Афганистан ему было выдано удостоверение о праве на льготы. ДД.ММ.ГГГГ истец узнал, что имеет право на получение мер социальной поддержки (ЕДВ) он обратился к ответчику, но удостоверение ветерана было утеряно и ответчик предложил обратиться к нему после его восстановления. ДД.ММ.ГГГГ по заявлению истца ему установлена ЕДВ как ветерану боевых действий с даты обращения. На обращение истца о пересмотре сроков установления ЕДВ ему было отказано. Истец считает, что имеет право на ежемесячную денежную выплату с ДД.ММ.ГГГГ, которой он был лишен по вине ответчика, не предоставившего ему своевременно соответствующую информацию. Истец просит признать его право на получение ЕДВ с ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с ответчика задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом инфляции в размере <данные изъяты>. В эту сумму истцом также включена задолженность за набор социальных услуг в денежной форме, не выплачиваемый истцу уже после назначения ЕДВ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец требования поддержал в полном объеме. Указал, что до обращения к ответчику он не знал о льготах, установленных законом для ветеранов в <данные изъяты> году. Считает, что ответчик должен был уведомить его своевременно о льготах, установленных законом, а поскольку этого сделано не было, он по вине ответчика был лишен возможности получать выплату, на которую имел право, с <данные изъяты> года.
Представитель ответчика Хлуднева Д.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала. Указала, что назначение установленных законом выплат производится на основании заявления гражданина, с таким заявлением истец к ним обратился в <данные изъяты> году и единовременная денежная выплата (ЕДВ) была ему назначена с даты обращения. При этом, истец не мог не знать об установлении таких выплат, поскольку информация была предоставлена средствами СМИ. В отношении набора социальных услуг указала, что он назначается льготополучателям автоматически, от него можно отказаться до 01 ноября текущего года и в силу Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ он заменяется с первого числа следующего года. Истец обратился с соответствующим заявлением ДД.ММ.ГГГГ и денежная выплата производится ему с ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель третьего лица Военного комиссариата Республики Карелия Кирпичникова М.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению. Указала, что истец состоит у них на учете с <данные изъяты> года. Какой-либо обязанности в передаче в <данные изъяты> году сведений в отношении истца в Пенсионный фонд для установления выплат у комиссариата не имелось. ДД.ММ.ГГГГ им было дано указание на предоставление данных для формирования регистра для осуществления ежемесячных денежных выплат, но только в отношении пенсионеров Минобороны России, которым истец не являлся.
Представитель третьего лица ГКУ социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы г.Петрозаводска» Семенова О.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению. Указала, что все ветераны боевых действий, которые на <данные изъяты> год состояли у них в базе льготополучателей, с ДД.ММ.ГГГГ автоматически получили замену набора социальных услуг на денежную выплату. Никаких соглашений для этого с иными органами не было. Истец в их базе не состоял, о его существовании они узнали после его обращения в <данные изъяты> году.
Представитель третьего лица Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия Егоров С.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению. Указал, что с Пенсионным фондом у них имеется много соглашений, соответствующие базы формировались на основании заявлений граждан. Информация доводилась посредством СМИ. Обязанность информировать лично каждого льготополучателя законом не установлена.
Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, подтверждается представленными доказательствами, что истец с <данные изъяты> года состоит на воинском учете в военном комиссариате Республики Карелия, является ветераном боевых действий, имеет свидетельство о праве на льготы установленные Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 17.01.1983. Дубликат свидетельства выдан истцу Федеральной службой охраны РФ ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Петрозаводске Республики Карелия с заявлением о выплате ему компенсаций с ДД.ММ.ГГГГ, письмом от ДД.ММ.ГГГГ ответчик разъяснил истцу, что ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, т.е. со дня приема территориальным органом ПФР заявления со всеми необходимыми документами. Для рассмотрения данного вопроса истцу предложено после получения удостоверения о праве на льготы обратиться с соответствующим заявлением к ответчику.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику, представив заявление и необходимые документы, решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ему установлена ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) как ветерану боевых действий с даты обращения.
ДД.ММ.ГГГГ истец вновь обратился к ответчику, письмом от ДД.ММ.ГГГГ истцу разъяснялось, что в соответствии с установленным порядком осуществления ежемесячной денежной выплаты решение о ее назначении с ДД.ММ.ГГГГ территориальный орган Пенсионного фонда принимал на основании сведений органов социальной защиты населения субъектов РФ, представленных в <данные изъяты> году.
В соответствии с ст.13 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» (далее Федеральный закон «О ветеранах») к одной из мер социальной поддержки ветеранов отнесены ежемесячные денежные выплаты.
В силу п.7 ст.23.1 Федерального закона «О ветеранах» ежемесячная денежная выплата производится в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
В силу ст.28 Федерального закона «О ветеранах» реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 19.12.2003 №763 «Об удостоверении ветерана боевых действий» предусмотрено, что меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, установленных законодательством Российской Федерации, предоставляются ветеранам на основании удостоверения ветерана либо на основании свидетельств (удостоверений) о праве на льготы, образцы которых утверждены с 01.01.1992.
Федеральным законом от 22.08.2004 №122-ФЗ в Федеральный закон от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее Федеральный закон №122-ФЗ) введена Глава 2 «Государственная социальная помощь, оказываемая в виде предоставления гражданам набора социальных услуг».
В соответствии с данной Главой право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в пп.1-4 п.1 ст.3 Закона. За данной социальной услугой ветераны обращаются установленным Порядком.
В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществлялось ведение федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (п.1 ст.6.4 далее Федерального закона №122-ФЗ).
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.09.2004 №143 «Об органе, осуществляющем ведение федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи» определен Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы, как орган, осуществляющий ведение федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
Ежемесячная денежная выплата осуществляется Пенсионным фондом РФ в соответствии с Порядком осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.11.2004 №294 «Об утверждении Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации» (далее - Порядок).
Согласно п.2 данного Порядка граждане могут обращаться за ежемесячной денежной выплатой в любое время после возникновения права на нее путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Перечень документов, рассматриваемых территориальным органом Пенсионного фонда РФ при обращении граждан за ежемесячной денежной выплатой, предусмотрен приложением №3 к Порядку.
Пунктом 14 Порядка установлено, что ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.
Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами.
Из приведенных предписаний Порядка следует, что ими закреплен присущий законодательству в сфере социального страхования и социальной защиты населения заявительный принцип реализации права на социальную выплату (меру социальной поддержки).
Таким образом, в силу закона назначение ежемесячной денежной выплаты носит заявительный характер, то есть для оформления ее получения гражданин должен обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту жительства или по месту пребывания с письменным заявлением и необходимыми документами, подтверждающими право на получение указанной выплаты.
Материалами дела подтверждено, что с заявлением о назначении ЕДВ истец обратился в территориальный пенсионный орган ДД.ММ.ГГГГ на основании выданного ему ДД.ММ.ГГГГ дубликата удостоверения ветерана боевых действий, в связи с чем, ответчик правомерно назначил истцу ежемесячные денежные выплаты с даты обращения.
При этом, согласно п.2.1. Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30.11.2004 №294 решение о назначении ежемесячной денежной выплаты с 01 января 2005 года лицу, имеющему право на нее, территориальный орган Пенсионного фонда РФ принимает на основании сведений органов социальной защиты населения субъектов РФ, представленных в 2004 г. в рамках Соглашений между Пенсионным фондом РФ и органами исполнительной власти субъекта РФ об информационном взаимодействии.
В том случае, если сведения о лице, имеющем право на ежемесячную денежную выплату с 01 января 2005 г., не были представлены до указанного срока, то решение о назначении ежемесячной денежной выплаты принимается на основании заявления гражданина с даты вступления в силу Закона от 22.08.2004 №122-ФЗ, если обращение за этой выплатой последовало не позднее 31 декабря 2005 г.
С учетом установленных обстоятельств, оценки представленных доказательств в соответствии со ст.67 ГПК РФ, в силу названых требований закона суд приходит к выводу, что информация в отношении истца ответчику до <данные изъяты> года не передавалась, обращение за выплатой ЕДВ последовало только в <данные изъяты> году, то есть правом на обращение с заявлением до 31.12.2005 истец не воспользовался, в связи с чем оснований для выплаты ему ЕДВ за период с <данные изъяты> года не имеется.
Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ и Министерства здравоохранения РФ от 23.01.2013 №25н и 22н Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30.11.2004 №294 признан утратившим силу.
Между тем, согласно п.31 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом РФ государственной услуги по установлению ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минтруда России от 30.10.2012 №353н, граждане подают заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты в территориальной орган Пенсионного фонда России по месту жительства, к которому прилагают удостоверение ветерана боевых действий.
Таким образом, действующим Административным регламентом также предусмотрен исключительно заявительный порядок назначения ЕДВ, при котором выплата назначается с даты обращения гражданина.
В связи с изложенным суд приходит к выводу, что права истца на предоставление ему соответствующих мер в виде ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) ответчиком не нарушены.
Доводы истца о том, что на ответчике лежала обязанность своевременно (в <данные изъяты> году) известить его о возникновении права на предоставление установленных законом льгот для ветеранов основаны на неверном толковании положений Порядка.
Решение о назначении ежемесячной денежной выплаты с 01 января 2005 г. лицу, имеющему право на нее, территориальный орган Пенсионного фондов РФ принимает на основании сведений органов социальной защиты населения субъектов РФ, представленных в 2004 г. Между тем, сведений об истце у органа социальной защиты населения субъекта РФ (в г.Петрозаводске) в 2004 году не имелось, поскольку истец к ним не обращался и, соответственно, в базу льготополучателей внесен не был.
В отношении требования истца о взыскании с ответчика задолженности за набор социальных услуг в денежной форме, не выплачиваемый ему уже после назначения ЕДВ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ суд принимает во внимание следующее.
Согласно Федеральному закону от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» истец также имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В силу ст.6.2 данного Закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: 1) обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов; 1.1) предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации; 2) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Как следует из ст.6.3 Закона учет права граждан на получение социальных услуг, указанных в ст.6.2 настоящего Федерального закона, осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год.
Гражданин, имеющий право на получение социальных услуг в соответствии с настоящим Федеральным законом, может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату. Допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения одной из социальных услуг.
Гражданин может до 1 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги).
Как установлено, истец обратился с заявлением об отказе от набора социальной услуги ДД.ММ.ГГГГ (т.е. до 1 октября текущего года), соответственно, сумма начисляемой ЕДВ с учетом заявления об отказе в предоставлении набора социальных услуг была изменена с ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, права истца, установленные обозначенными нормами Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», также не нарушены ответчиком.
В связи с изложенным исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.Л.Чернобай
Решение суда в окончательной форме принято 28.06.2015.