Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1059/2022 ~ М-800/2022 от 12.04.2022

73RS0003-01-2022-002002-62

Дело № 2а-1059/22

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ульяновск                                                                                          12 мая 2022 года

Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Тарановой А.О.,

при секретаре Низаметдиновой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Долгова В.В. к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области», УФСИН России по Ульяновской области, ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России о признании действий (бездействия) незаконными, взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Долгов В.В. обратился в суд с административным иском к ФКУ «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области», УФСИН России по Ульяновской области, ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России о признании действий (бездействия) незаконными, взыскании компенсации морального вреда.

Требования мотивированы тем, что он содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, в ФКУ ИК-9, в              ФКУ ИК-4 с ДД.ММ.ГГГГ, в ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Его права нарушены ненадлежащими условиями содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области, а также ненадлежащим оказанием медицинской помощи ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России.

Нарушения ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области выразились в том, что он находился в камере , в которой крыша находилась в неудовлетворительном состоянии; площадь на человека в камере была менее установленной, то есть содержалось более 6 человек в камере; отсутствовала достаточная освещенность; окна были в неудовлетворительном состоянии; была высокая влажность, присутствовала плесень, грибок; плохо функционировала система отопления, полы были в неудовлетворительном состоянии, под ними жили грызуны, клопы, мокрицы; матрац, подушка, одеяло были рваными и грязными, постельное белье не выдавалось; было неудовлетворительное качество воды; отсутствовала горячая вода; неудовлетворительная система электропроводки, по причине чего происходили возгорания; отсутствовали информационные доски; туалет также находился в неудовлетворительном состоянии; отсутствовали средства для уборки, гигиены; плохая организация питания.

Указал, что в период нахождения в СИЗО-1 нарушалось его право на прогулку, при попытке направить жалобы на условия содержания проводили беседы, в ходе которых давали понять, что будут составляться рапорта о нарушениях, после чего можно не рассчитывать на досрочное освобождение.

Указывает, что его должным образом не лечили. В связи с ненадлежащими условиями содержания он заболел, <данные изъяты>.

После этапирования в ФКУ ИК-9 ему была сделана флюорография, на которой увидели <данные изъяты> но не предали значение, впоследствии этапировали в ФКУ ИК-4, где был выявлен <данные изъяты> и его направили на лечение в МСЧ.

Обращает внимание, что до поступления в СИЗО-1 у него не было <данные изъяты>.

На основании изложенного просит признать незаконными действия (бездействие) ФКУ «Следственный изолятор №1» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области, ФКУЗ МСЧ-73                 ФСИН России, а именно в связи с ненадлежащими условиями содержания, ненадлежащего оказания медицинской помощи, взыскать с ФКУ «Следственный изолятор №1» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области и ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России компенсацию морального вреда в размере по 1000000 руб. с каждого.

Административный истец Долгов В.В. в судебном заседании, участвуя посредством видеоконферец-связи, поддержал административные исковые требования в полном объеме. Уточнил в процессе требования к административным ответчикам, просил признать незаконными действия (бездействие)                                  ФКУ «Следственный изолятор №1» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области, ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России, а именно в связи с ненадлежащими условиями содержания, оказания медицинской помощи, взыскать с ФКУ «Следственный изолятор №1» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области и ФКУЗ МСЧ-73                  ФСИН России компенсацию морального вреда в размере по 1000000 руб. с каждого.

Представитель административных ответчиков ФКУ «Следственный изолятор №1» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области УФСИН по Ульяновской области, начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области Бобровского С.В. - Рабани Д.Г., представитель административного ответчика УФСИН по Ульяновской области, заинтересованного лица Федеральной службы исполнения наказаний Гасанов М.С. в судебном заседании просили отказать в удовлетворении административного иска, в том числе ссылались на пропуск срока для обращения с данным административным иском.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.

Заслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Из материалов дела усматривается, что приговором Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ Долгов В.В. осужден по ст. ст. 158 ч.4              п. а, 69 ч.3, 69 ч.5, 158 ч.1, 158 ч.1, 158 ч.1, 161 ч.1, 69 ч.2 УК РФ с назначением наказания в виде лишения свободы с отбыванием наказания в ИК строгого режима.

Приговор вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

В период в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ административный истец содержался в ФКУ «Следственный изолятор №1» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области.

ДД.ММ.ГГГГ убыл в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области.

За указанный выше период времени административный истец содержался                в камере внутреннего поста №4 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России                                по Ульяновской области.

Как следует из административного иска и пояснений Долгова В.В., его права нарушены незаконными действиями (бездействием) ФКУ «Следственный изолятор №1» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области, ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России, а именно в связи с ненадлежащими условиями содержания, ненадлежащим оказанием медицинской помощи, просит взыскать с ФКУ «Следственный изолятор №1» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области и            ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России компенсацию морального вреда в размере по             1000000 руб. с каждого.

Согласно части 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Согласно части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

На основании статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

В соответствии с подпунктами 3, 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года №1314, одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.

Таким образом, государство в лице федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции исполнения уголовных наказаний, берет на себя обязанность обеспечивать правовую защиту и личную безопасность осужденных наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под его юрисдикцией.

В соответствии со ст. 277.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч.1).

Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ч.3).

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч.5).

По смыслу положений частей 5, 7 ст. 227.1 КАС РФ установление судом факта нарушения условий содержания само по себе является достаточным основанием для присуждения административному истцу компенсации, на размер которой влияют характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.

Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, определяет Федеральный закон от 15 июля 1995 года №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее Закон о содержании под стражей), а также подзаконные нормативные правовые акты, принятые в развитие положений данного закона.

В соответствии со ст. 17 Закона о содержании под стражей подозреваемые и обвиняемые имеют право на личную безопасность в местах содержания под стражей.

В соответствии со ст. 33 Закона о содержании под стражей размещение подозреваемых и обвиняемых в камерах производится с учетом их личности и психологической совместимости. При размещении подозреваемых и обвиняемых, а также осужденных в камерах обязательно соблюдение следующих требований: раздельно содержатся: лица, являющиеся или являвшиеся судьями, адвокатами, сотрудниками правоохранительных органов, налоговой инспекции, таможенных органов, службы судебных приставов, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, военнослужащими внутренних войск федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

На основании п. 18 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утв. Приказом Минюста России от 14 октября 2005 года №189, размещение по камерам осуществляется в соответствии с требованиями ст. 33 Федерального закона на основании плана покамерного размещения подозреваемых, обвиняемых и осужденных, утвержденного начальником СИЗО либо лицом, его замещающим.

Таким образом, праву подозреваемого (обвиняемого), являющегося бывшим сотрудником правоохранительного органа, корреспондирует обязанность администрации изолятора обеспечить его содержание отдельно от других подозреваемых и обвиняемых. Реализация этого права не должна зависеть от волеизъявления подозреваемого (обвиняемого), нормы закона о раздельном содержании являются императивными.

Как разъяснено в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года №47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», в силу ч. 2 и 3 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.

Из материалов дела следует, что камера расположена на внутреннем посту второго этажа режимного корпуса , камеры внутреннего поста оснащены принудительной вытяжной вентиляцией, находящейся в исправном состоянии.

Общая площадь камеры составляет 28,0 кв. метров жилая площадь камеры составляет 25,5 кв. метров и предназначена для размещения шести человек, исходя из 4 кв. метров на одного человека. Камера снабжена радиатором системы водяного отопления. Имеется одно окно с форточкой, что обеспечивает доступ свежего воздуха. Полы камеры оснащены деревянным настилом. В данной камере напольная чаша и умывальник размещаются в кабине с дверью изолированной перегородкой из сотового поликарбоната до потолка, что обеспечивает приватность при исправлении естественных нужд. Санитарное состояние камеры удовлетворительное.

Камера оборудована согласно норм проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста России (СП 15-01 Минюста России) и Приказа                 №512 от 27.07.2006 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», а именно:

- двухъярусными кроватями типа КДК 1-1 – 3 шт.;

- столом и скамейкой для приема пищи;

- шкафом для хранения продуктов питания;

- вешалкой для верхней одежды;

- полкой для туалетных принадлежностей;

- зеркалом, вмонтированным в стену камеры;

- подставкой под бак для питьевой воды;

- баком для питьевой воды;

- урной для мусора;

- радиодинамиком;

- светильниками дневного света – 2 шт. и ночного света – 1 шт.;

- тазами для гигиенических целей и стирки одежды;

- кнопкой вызова представителя администрации;

- розеткой электрической – 1 шт.;

- напольной чашей;

- умывальником;

- предметами для уборки камеры.

Из журналов количественной проверки лиц, содержащихся в следственном изоляторе следует, что за период содержания административного истца в камере внутреннего поста                  ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области лимит наполняемости данной камеры не нарушался.

Согласно представленным сведениям ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ случаев пожара, задымления и разведения открытого огня на внутренних постах и режимного корпуса не происходило. ДД.ММ.ГГГГ произошло задымление в камере , , после обнаружения задымления был подан сигнал пожарной тревоги, о чем доложено дежурному помощнику начальника следственного изолятора, и убедившись, что в камере нет открытого огня, а дым создан кем-то из заключенных с целью дезорганизации работы учреждения, применены первичные средства пожаротушения для прекращения возможного распространения огня. Спустя некоторое время задымление произошло также в камерах , . На месте было выяснено, что задымление было причиной поджога бумаги и постельных принадлежностей. В камере на внутреннем посту в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ случаев пожара, задымления и разведения открытого огня не происходило.

Также представитель административного ответчика обратил внимание суда на то, что запись информации систем (подсистем) охранного телевидения осуществляется на цифровой носитель, срок хранения которой составляет 30 суток. Далее происходит автоматическая циклическая перезапись видеоинформации.

В опровержение доводов административного истца представлялись контракт от ДД.ММ.ГГГГ, контракт от ДД.ММ.ГГГГ, контракт от ДД.ММ.ГГГГ, контракт от ДД.ММ.ГГГГ, контракт от ДД.ММ.ГГГГ, контракт от ДД.ММ.ГГГГ на проведение дератизационных и дезинфекционных работ с ООО «Гигиенист».

В соответствии с требованиями приказа Минюста России от 02.09.2016 №696                               «Об утверждении Порядка организации питания осужденных, подозреваемых                  и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы», постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы,…» и приказом Минюста России от 17.09.2018 №189 «Об установлении повышенных норм питания, рациона питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых в совершении преступлений…» в учреждении организовано питание. Из представленной ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области информации следует, что ведется журнал контроля качества приготовления пищи, контроля санитарного состояния пищеблока и в журнале рапортов ответственных дежурных                             по следственному изолятору. Неудовлетворительного качества приготовления пищи не зафиксировано.

Из возражений административного ответчика следует, что в эксплуатации находится 3 помывочных отделения, что в полном объеме позволяет производить санитарную обработку лиц, содержащихся в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области в соответствии с СП 247.1325800.2016 от 04.07.2016. Одна душевая сетка предназначена на 12 человек, число душевых сеток в душевой определяется наполнением камеры максимальной вместимости. После санитарной обработки осужденных проводиться санитарная обработка помывочных отделений продолжительностью до 30 минут. В соответствии с требованиями пункта 45 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.10.2005 № 189, в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки              в душе. Стирка постельного белья, выданного в пользование осужденным, подозреваемым и обвиняемым в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области осуществляется в банно-прачечном комбинате еженедельно в дни санитарной обработки осужденных, подозреваемых и обвиняемых.

Что касается горячего водоснабжения, представитель административного ответчика указал, что в режимных корпусах и не предусмотрено. Для санитарно-гигиенических нужд и мытья посуды холодную воду в камерах подогревают кипятильниками, что согласуется с приложением № 2 Приказа Минюста России №189 от 14.10.2005 «Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» из которого усматривается, что подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках и передачах, и приобретать по безналичному расчету электрокипятильники бытовые заводского изготовления.

В подтверждение исполнения требований пункта 134 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.10.2005 №189, представлены журналы прогулок, из которых следует, что на протяжении нахождения в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области его права не нарушались.

Также в соответствии с пунктом 40 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.10.2005 №189 в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области Долгову В.В. выдавались индивидуальные средства гигиены, что подтверждается его подписью.

Согласно ответу прокуратуры Ульяновской области Долгов В.В. не обращался в заявленный им период по факту нарушения его прав о ненадлежащих условиях содержания и ненадлежащего оказания медицинской помощи.

Между тем, из ответа следует, что в ходе проведения надзорной проверки в сентябре 2019 года, в том числе в камере имелись сквозные отверстия, в ходе проведения проверки в апреле 2019 года в данной камере выявлены следы протечек, грибка и плесени.

Наряду с заявленными требованиями стороной административных ответчиков заявлено ходатайство о применении срока давности к заявленным административным исковым требованиям в части ненадлежащих условий содержания и компенсации морального вреда.

Частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8 ст. 219 КАС РФ).

При этом согласно части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Согласно части 5 статьи 138 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае установления факта пропуска срока обращения в суд с административным иском без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.

Так, требования административного истца сводятся к оспариванию действий (бездействия) административного ответчика событий 2018-2020 года, в то время как с административным исковым заявлением о ненадлежащих условиях содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области и компенсации морального вреда Долгов В.В. обратился ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается штемпелем на конверте, то есть с пропуском трехмесячного срока.

Частью 1 статьи 94 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного настоящим Кодексом или назначенного судом процессуального срока.

В силу части 1 статьи 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

Уважительными для решения вопроса о восстановлении срока могут признаваться любые причины, которые объективно препятствовали своевременному совершению соответствующего процессуального действия и не могли быть преодолены по не зависящим от заинтересованного лица обстоятельствам.

Таких доказательств административным истцом вопреки ст. 62 КАС РФ не представлено.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований о признании действий (бездействия)               ФКУ «Следственный изолятор №1» УФСИН России по Ульяновской области нарушающим право на надлежащие условия отбывания наказания, взыскании компенсации морального вреда.

Стороной административного истца Долгова В.В. заявлено нарушение его прав ненадлежащим оказанием медицинской помощи и компенсации морального вреда.

Осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения (ч.6 ст. 12 УИК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 26 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 №323-ФЗ, лица, задержанные, заключенные под стражу, имеют право на оказание медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» оказание медицинской помощи и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в местах содержания под стражей организуются в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых. Порядок оказания медицинской, в том числе психиатрической, помощи подозреваемым и обвиняемым, а также порядок их содержания в медицинских организациях и привлечения к их обслуживанию медицинских работников этих организаций определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. В случае получения подозреваемым или обвиняемым телесных повреждений его медицинское освидетельствование проводится безотлагательно медицинскими работниками медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в месте содержания под стражей. Результаты медицинского освидетельствования фиксируются в установленном порядке и сообщаются подозреваемому или обвиняемому. По просьбе подозреваемых или обвиняемых либо их защитников им выдается копия заключения о медицинском освидетельствовании. По решению начальника места содержания под стражей либо лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, или по ходатайству подозреваемого или обвиняемого либо его защитника медицинское освидетельствование проводится медицинскими работниками иных медицинских организаций. Отказ в проведении такого освидетельствования может быть обжалован прокурору либо в суд. При ухудшении состояния здоровья подозреваемого или обвиняемого сотрудники мест содержания под стражей безотлагательно принимают меры для организации оказания подозреваемому или обвиняемому медицинской помощи. В случае выявления в порядке, установленном частью первой.1 статьи 110 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, у подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления тяжелого заболевания, препятствующего его содержанию под стражей и удостоверенного медицинским заключением, вынесенным по результатам медицинского освидетельствования, копии медицинского заключения направляются начальником места содержания под стражей или лицом, исполняющим его обязанности, лицу или в орган, в производстве которых находится уголовное дело, подозреваемому или обвиняемому в совершении преступления и его защитнику в течение календарного дня, следующего за днем поступления медицинского заключения в администрацию места содержания под стражей. В случае тяжкого заболевания либо смерти подозреваемого или обвиняемого администрация места содержания под стражей незамедлительно сообщает об этом его близким родственникам и прокурору, который по своей инициативе или заявлению родственников заболевшего либо умершего может проводить проверку по данному факту.

В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации. При невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы лица, заключенные под стражу или отбывающие наказание в виде лишения свободы, имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных. При оказании медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения сотрудниками органов и учреждений уголовно-исполнительной системы осуществляется охрана лиц, указанных в части 3 настоящей статьи, и при необходимости круглосуточное наблюдение в целях обеспечения безопасности указанных лиц, медицинских работников, а также иных лиц, находящихся в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, совместно с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Порядок организации оказания медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, устанавливается законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минюста России от 28.12.2017 №285 утвержден Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы (далее – Порядок).

Оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчиненных непосредственно ФСИН России (далее - медицинские организации УИС), а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях УИС - в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения (далее - медицинские организации) (п. 2 Порядка).

Ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности в медицинских организациях УИС осуществляется ФСИН России (п.3 Порядка).

Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется медицинскими организациями УИС в порядке, установленном руководителями данных организаций (п. 4 Порядка).

Лицам, заключенным под стражу, или осужденным первичная медико-санитарная помощь в амбулаторных условиях оказывается в медицинской части (здравпункте) или в процедурных кабинетах медицинской части, расположенных в режимных корпусах СИЗО и тюрем, в штрафном изоляторе (далее - ШИЗО), дисциплинарном изоляторе (далее - ДИЗО), в помещении, функционирующем в режиме СИЗО (далее - ПФРСИ), в помещении камерного типа (далее - ПКТ), едином помещении камерного типа (далее - ЕПКТ), в запираемых помещениях строгих условий отбывания наказания (далее - медицинские кабинеты), при их наличии, в соответствии с режимом работы медицинской части (здравпункта). Вызов в учреждение УИС медицинского работника или бригады скорой медицинской помощи, организация медицинской эвакуации лиц, заключенных под стражу, или осужденных в часы, когда режимом работы медицинской части (здравпункта) не предусмотрено нахождение в ней медицинских работников, осуществляются дежурным помощником начальника учреждения УИС (п. 8 Порядка).

В случае невозможности оказания медицинской помощи в одном из структурных подразделений медицинской организации УИС лица, заключенные под стражу, или осужденные направляются в иные структурные подразделения медицинской организации УИС или медицинские организации, где такая медицинская помощь может быть оказана (п. 9 Порядка).

Осмотр медицинским работником медицинской организации УИС (далее - медицинский работник) лиц, заключенных под стражу, а также осужденных, содержащихся в одиночных камерах, ШИЗО, ДИЗО, ПКТ, ЕПКТ, запираемых помещениях строгих условий отбывания наказания, и выполнение назначений врача (фельдшера) производятся: в рабочие дни ежедневно - во время покамерных обходов или в медицинской части (медицинском кабинете); в выходные дни и праздничные дни - в медицинской части (медицинском кабинете) при обращении указанных категорий лиц за медицинской помощью к любому сотруднику дежурной смены учреждения УИС или при наличии назначений врача (фельдшера) (п. 10 Порядка).

Лекарственные препараты лицам, заключенным под стражу, или осужденным на руки не выдаются. Прием лекарственных препаратов осуществляется в присутствии медицинского работника. На период времени, когда режимом работы медицинской части (здравпункта) не предусмотрено нахождение в ней медицинских работников, лекарственные препараты (за исключением наркотических, психотропных, сильнодействующих либо ядовитых, а также применяемых при лечении туберкулеза) выдаются на руки лицам, заключенным под стражу, или осужденным. Разрешение о выдаче этих препаратов дается начальником медицинской части (здравпункта) в соответствии с назначением лечащего врача (фельдшера). На лиц, заключенных под стражу, или осужденных, получающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, оформляется лист назначений лекарственных препаратов (приложение №1), который после завершения лечения приобщается к медицинской карте пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях. Получение пациентом лекарственного препарата подтверждается личной подписью медицинского работника, выдавшего лекарственный препарат, в графе «Дата получения» (п. 11 Порядка).

Организация проведения профилактических медицинских осмотров в целях выявления туберкулеза осуществляется на основании приказа территориального органа УИС с указанием сроков и графика его проведения, подготовительных мероприятий и ответственных лиц (п. 15 Порядка).

Лица, заключенные под стражу, или осужденные, нуждающиеся в оказании медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, госпитализируются в больницу без предварительного письменного запроса по согласованию с медицинской организацией УИС (п. 18 Порядка).

Осужденные с признаками стойкой утраты трудоспособности подлежат направлению на медико-социальную экспертизу в установленном порядке (п. 21 Порядка).

Осужденные, страдающие болезнями, включенными в перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, и лица, заключенные под стражу, страдающие заболеваниями, внесенными в перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, подлежат медицинскому освидетельствованию (п. 22 Порядка).

Лица, заключенные под стражу, или осужденные, прибывшие в СИЗО, в том числе следующие транзитом (далее - лица, доставленные в СИЗО), при поступлении осматриваются медицинским работником с целью выявления лиц, представляющих эпидемическую опасность для окружающих или нуждающихся в медицинской помощи, с обязательным проведением телесного осмотра, термометрии, антропометрии. Данные об осмотренных лицах и наличии выявленных у них заболеваний (повреждений) фиксируются в журнале регистрации осмотров медицинским работником лиц, доставленных в СИЗО. На каждого поступившего оформляется медицинская карта пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях (при ее отсутствии) (п. 23 Порядка).

Все лица, доставленные в СИЗО, кроме следующих транзитом, в срок не более трех рабочих дней со дня их прибытия осматриваются врачом-терапевтом (врачом общей практики) или фельдшером. Для выявления туберкулеза, ВИЧ-инфекции, заболеваний, передающихся половым путем, и других заболеваний проводятся флюорография легких или рентгенография органов грудной клетки (легких) и клиническая лабораторная диагностика. При наличии медицинских показаний назначаются дополнительные исследования и консультации врачей-специалистов. Если при изучении анамнеза у обследуемого лица имеются указания на то, что он ранее получал лечение по поводу заболевания, передающегося половым путем, или в отношении него осуществлялось диспансерное наблюдение в медицинских организациях дерматовенерологического профиля, медицинский работник в целях обеспечения преемственности в организации диспансерного наблюдения и лечения направляет запрос в указанные медицинские организации на предоставление выписок из медицинской документации указанного обследуемого лица, содержащих информацию о ранее полученном им лечении, с приложением письменного согласия гражданина или его законного представителя на запрос указанных сведений, с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных и соблюдении врачебной тайны (п. 26 Порядка).

За состоянием здоровья лиц, заключенных под стражу, или осужденных осуществляется динамическое наблюдение, включающее проведение не реже 1 раза в 6 месяцев флюорографии легких или рентгенографии органов грудной клетки (легких) в рамках проведения профилактических медицинских осмотров в целях выявления <данные изъяты>, а также клинической лабораторной диагностики (общий анализ крови, мочи) и осмотра врача-терапевта (врача общей практики) или фельдшера. При наличии медицинских показаний назначаются дополнительные исследования и консультации врачей-специалистов (п. 27 Порядка).

При обращении лица, заключенного под стражу, или осужденного за медицинской помощью к медицинскому работнику во время покамерного обхода, к сотруднику дежурной смены СИЗО указанные должностные лица обязаны принять меры для организации оказания ему медицинской помощи. При наличии медицинских показаний для оказания медицинской помощи лица, нуждающиеся в ней, выводятся сотрудниками СИЗО в медицинскую часть (здравпункт) или медицинский кабинет индивидуально или группами по трое - пятеро человек с соблюдением режимных требований с учетом сроков ожидания медицинской помощи, предусмотренных Программой. Медицинская помощь в экстренной форме медицинскими работниками медицинской организации УИС оказывается безотлагательно, в том числе при необходимости, ими вызывается бригада скорой медицинской помощи (п. 28 Порядка).

Жалоб на неоказание медицинской помощи, на ненадлежащее оказание медицинской помощи от Долгова В.В. не зарегистрировано.

Долгов В.В. в ходе процесса не отрицал, что в ФКУ СИЗО-1, ФКУ ИК-4,             ФКУ ИК-9 при поступлении и этапировании он проходил медицинские осмотры.

Так, согласно ответу ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России ФКУЗ МСЧ-73                    ФСИН России в соответствии с Уставом является медицинской организацией, в структуру ФКУЗ МСЧ-73 входят филиалы дислоцированные по месту нахождения исправительных учреждений, филиалы не являются самостоятельными юридическими лицами.

В ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области дислоцируется филиал МЧ-8 ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России, в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области дислоцируется филиал МЧ-10 ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России, филиал «Больница» ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России, в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области дислоцируется филиал МЧ-4 ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России. Согласно сведениям, представленным филиалом ЦГСЭН, в 2019 году проводилась внеплановая проверка в камере ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области проведены замеры параметров микроклимата (температура, влажность), отклонений не выявлено, что подтверждается протоколом от ДД.ММ.ГГГГ. Неудовлетворительно санитарного состояния камеры и ненадлежащих условий содержания не зафиксировано.

Согласно медицинской карте Долгова В.В., журналу предварительной записи на прием Долгов В.В. обращался: ДД.ММ.ГГГГ к врачу стоматологу, ДД.ММ.ГГГГ к врачу стоматологу, ДД.ММ.ГГГГ к врачу стоматологу, ДД.ММ.ГГГГ к врачу терапевту, ДД.ММ.ГГГГ к врачу стоматологу, ДД.ММ.ГГГГ к врачу стоматологу, ДД.ММ.ГГГГ к врачу стоматологу, ДД.ММ.ГГГГ к врачу стоматологу.

На диспансерном учете в филиале МЧ-7 ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России не стоял. Жалоб на боль в области грудной клетки не предъявлял.

Допрошенный в ходе судебного разбирательства свидетель К. С.Л., являющийся врачом ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России, пояснил, что Долгов В.В. находился на обследовании и стационарном лечении в туберкулезном отделении филиала ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом: <данные изъяты>. Пояснил, что ранее <данные изъяты> Долгов В.В. не болел, впервые выявлено при флюорографическом проф.осмотре ДД.ММ.ГГГГ. В данный период Долгову В.В. было оказано надлежащее лечение, выписан с улучшениями. С медицинской точки зрения указал, что причинами начала болезни могут являться неблагоприятные факторы внешней среды, курение, а также передача <данные изъяты> воздушно-капельным путем. Обратил внимание на то, что Долгов В.В. многократно отказывался от приема лечения, что зафиксировано в медицинской карте. Пояснил также, что вспышек заболевания подозреваемых, обвиняемых, осужденных <данные изъяты> на период с ДД.ММ.ГГГГ не было.

Между тем, из медицинской карты Долгова В.В. (лист учета дозовых нагрузок пациента при рентгенологических исследованиях) следует, что до ДД.ММ.ГГГГ,           Долгов В.В., проходя флюорографическое исследование, не имел в легких и органах грудной клетки патологии. Имеется запись от ДД.ММ.ГГГГ о том, что у него обнаружен «<данные изъяты>».

Из письменных пояснений К. С.Л., представленных суду, следует, что Долгов В.В. ДД.ММ.ГГГГ г.р. ранее <данные изъяты> не болел. Ранее лечения по поводу туберкулёза лёгких не получал.     По данным анамнеза из истории болезни установлено, что контакта с больным активным <данные изъяты> за период нахождения в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области не было. ДД.ММ.ГГГГ он был представлен на ЦВКК , где выставлен диагноз: <данные изъяты><данные изъяты>

Согласно ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Компенсация морального вреда возможна в случаях причинения такого вреда гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. В иных случаях компенсация морального вреда может иметь место лишь при наличии прямого указания об этом в законе.

В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Как следует из правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в п. 2 Постановления Пленума от 20.12.1994 №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действием (бездействием), посягающим на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права. Моральный вред может заключаться, в частности, в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий.

Перечень нравственных страданий, являющихся основанием для реализации права на компенсацию морального вреда, приведенный в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 №10, не является исчерпывающим.

Оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что истцом не доказана обоснованность его требований к ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России. Представленные доказательства свидетельствуют, что необходимое медицинское обеспечение по утвержденному Порядку организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, Долгову В.В. оказано.

О конкретных фактах неоказания истцу медицинской помощи, ненадлежащего оказания медицинской помощи, причинно-следственной связи между его заболеванием и действиями ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области в период его нахождения в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области Долговым В.В. не указано и таковых в ходе рассмотрения данного дела не установлено.

Факт причинения вреда здоровью, морального вреда Долгову В.В. по указанным им доводам действиями (бездействием) административных ответчиков не нашел своего подтверждения в судебном заседании.

Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска Долгова В.В. о признании незаконными действий (бездействия) ФКУ «Следственный изолятор №1» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области, Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области, ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России, а именно в связи с ненадлежащими условиями содержания, оказания медицинской помощи, взыскании с ФКУ «Следственный изолятор №1» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области и              ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России компенсации морального вреда в размере по               1000000 руб. с каждого в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного иска Долгова В.В. к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области», УФСИН России по Ульяновской области, ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России о признании действий (бездействия) незаконными, взыскании компенсации морального вреда отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд города Ульяновска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                       подпись                                             А.О. Таранова

Копия верна

Судья                                                                                                  А.О. Таранова

Секретарь с/з                                                                           А.И. Низаметдинова

Подлинник судебного акта находится в материалах дела №2а-1059/22 Железнодорожного районного суда г. Ульяновска

2а-1059/2022 ~ М-800/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Долгов В.В.
Ответчики
УФСИН России по Ульяновской области
Суд
Железнодорожный районный суд г. Ульяновска
Судья
Таранова А. О.
Дело на сайте суда
zjeleznodorogniy--uln.sudrf.ru
12.04.2022Регистрация административного искового заявления
12.04.2022Передача материалов судье
15.04.2022Решение вопроса о принятии к производству
15.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.04.2022Судебное заседание
11.05.2022Судебное заседание
12.05.2022Судебное заседание
26.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.06.2022Дело оформлено
28.06.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее