Решение по делу № 2-3303/2020 ~ 02709/2020 от 12.08.2020

Гражданское дело № 2-3303/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 октября 2020 года                                                                             г. Оренбург

Центральный районный суд г. Оренбурга в составе:

председательствующего судьи Гончаровой Е.Г.

при секретаре Миногиной А.В.,

с участием истца Пузиковой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Пузиковой Л.Ф., действующей в интересах несовершеннолетнего ребенка ФИО15 к министерству здравоохранения Оренбургской области об обеспечении ребенка-инвалида лекарственным препаратом,

                                            УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к ответчику, указав, что Пузикова Л.Ф. является родителем несовершеннолетней ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая является ребенком-инвалидом. У нее диагностировано <данные изъяты>. Решением консилиума Обособленного структурного подразделения научно-исследовательского клинического института педиатрии им. Академика Ю.Е. Вельтищева «ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России», отраженном в протоколе от 11.09.2019 года № 168/2 дочери истца по жизненным показаниям был назначен препарат «Сабрил». Данный препарат не зарегистрирован на территории РФ, аналогов такого лекарства в России нет. В связи с изложенными обстоятельствами, тяжестью заболевания несовершеннолетнего ребенка, а также необходимостью приема жизненно-важного препарата, не зарегистрированного на территории РФ, Пузикова Л.Ф. обратилась в Министерство здравоохранения с просьбой предоставить бесплатно лекарственный препарат «Сабрил» (Вигабатрин). Письмом от ответчика от 30.07.2020 года №7422/10 истцу было отказано в обеспечении лекарственным препаратом «Сабрил» (Вигабатрин). Основанием отказа послужило тот факт, что данный лекарственный препарат не зарегистрирован на территории РФ. На основании вышеизложенного, просит суд признать за ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ, право на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом «Сабрил» (Вигабатрин), назначенным по жизненным показаниям, возложить на Министерство здравоохранения Оренбургской области обязанность обеспечивать ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ, лекарственным препаратом «Сабрил» (Вигабатрин) в дозах и количестве, рекомендуемых уполномоченной медицинской организацией, вплоть до его отмены.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов РФ, Министерство финансов Оренбургской области, обособленное структурное подразделение «Научно-исследовательский клинический институт педиатрии им. Академика Ю.Е. Вельтищева», ГАУЗ «Областная детская клиническая больница».

В судебном заседании истец Пузикова Л.Ф. поддержала исковые требования, просила удовлетворить их в полном объеме.

Ответчик представитель министерства здравоохранения Оренбургской области в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, заявляя ходатайство об отложении в связи с невозможностью обеспечения участия представителя в судебном заседании.

Суд, с учетом мнения участников процесса отклонил ходатайство об отложении с учетом обеспечения участия представителя ответчика в других судебных заседаниях в заявленный период, а также с учетом заявленных требований.

Третьи лица Министерство здравоохранения РФ, Министерство финансов РФ, Министерство финансов Оренбургской области, ГАУЗ Областная детская клиническая больница в судебное заседание извещены надлежащим образом, ходатайств в суд не представили.

Третье лицо обособленное структурное подразделение «Научно-исследовательский клинический институт педиатрии им. Академика Ю.Е. Вельтищева» в судебное заседание было извещено надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Поскольку стороны в силу личного волеизъявления не воспользовались своим правом на участие в судебном заседании, суд с учетом мнения участников процесса, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Суд, огласив исковое заявление, заслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (статья Всеобщей декларации прав человека; принята 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей ООН).

Организация объединенных наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь.

Согласно Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года (далее- Конвенция о правах ребенка, вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года), государства- участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребёнка (статья 6 Конвенции о правах ребенка).

Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения (пункт 1 статьи 24 Конвенции о правах ребенка).

Государства-участники добиваются полного осуществления данного права и, в частности, принимают необходимые меры для снижения уровней смертности, обеспечения представления необходимой медицинской помощи и охраны здоровья всех детей с уделением первоочередного внимания развитию первичной медико-санитарной помощи (подпункты a и b пункта 2 статьи 24 Конвенции о правах ребенка).

Государства-участники Конвенции о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года, ратифицирована Российской Федерацией 25 октября 2012 года, далее Конвенция о правах инвалидов), признавая, что дети-инвалиды должны в полном объёме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми, и напоминая в этой связи об обстоятельствах, взятых на себя государствами-участниками Конвенции о правах ребенка (пункт «r» преамбулы), согласилась о том, что они принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми- инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка (9 Пункты 1,2 статьи 7 данной конвенции).

Статья 7 Конституции Российской Федерации устанавливает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции РФ).

Согласно статье 38 Конституции Российской Федерации, материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Статьей 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Положениями статьи 41 Конституции Российской Федерации гарантируется, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1). В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (часть 2). Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом (часть 3).

В силу положений пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью; социальная защита, включая социальное обеспечение.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции РФ).

Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана, в том числе, на принципе поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе (абзац третий части 2 статьи 4 ФЗ от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»).

В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей (статья 10 ФЗ от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»).

Из приведенных норм следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика РФ как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права ребенка и особенно ребенка-инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.

Согласно статье 4 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в РФ основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (часть 1 статьи 7 ФЗ «Об Основах охраны здоровья граждан в РФ»).

Согласно частям 1- 4 статьи 44 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» редкими (орфанными) заболеваниями являются заболевания, которые имеют распространенность не более 10 случаев заболевания на 100 тысяч населения.

Перечень редких (орфанных) заболеваний формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании статистических данных и размещается на его официальном сайте в сети "Интернет".

Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, из числа заболеваний, указанных в части 2 настоящей статьи, утверждается Правительством Российской Федерации.

В целях обеспечения граждан, страдающих заболеваниями, включенными в перечень, утвержденный в соответствии с частью 3 настоящей статьи, лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания осуществляется ведение Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности.

В соответствии с частью 5 статьи 37 и частью 1 статьи 48 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний по решению врачебной комиссии.

В силу части 15 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Пунктом 3 Порядка применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 августа 2005 г. № 494, определено, что в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации.

Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2017 г. № 1492 (далее - Федеральная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи).

Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно которому право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.

Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи Пензенской области (утверждена постановлением Правительства Пензенской области от 22 декабря 2017 г.                № 627-пП) предусмотрено, что за счет средств бюджетных ассигнований бюджета Пензенской области осуществляется, в частности, обеспечение граждан зарегистрированными на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности, а также обеспечение лекарственными препаратами бесплатно или с пятидесятипроцентной скидкой отдельных категорий граждан при амбулаторном лечении в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г.         № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2018 год, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 октября 2017 г. № 2323-р, и пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Из приведенных нормативных положений федерального законодательства, а также из содержания Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и регионального законодательства Пензенской области в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относятся обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (в данном случае за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - Пензенской области) зарегистрированными на территории Российской Федерации лекарственными препаратами граждан, страдающих заболеваниями, включенными в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности, а также обеспечение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации детей-инвалидов всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения. По жизненным показаниям решением консилиума врачей федеральной специализированной медицинской организации к индивидуальному применению пациентом может быть назначено лекарственное средство, не зарегистрированное на территории Российской Федерации. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

Как следует из статьи 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

В соответствии со статьями 4.1, 6.1, 6.2 Федерального закона от                    17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого включена дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами.

Судом установлено, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ, является ребенком-инвалидом, в материалах дела имеется справка серии от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании протокола консилиума врачей Обособленного структурного подразделения научно-исследовательского клинического института педиатрии им. Академика Ю.Е. Вельтищева «ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России» от 11.09.2019 года ФИО2 имеет основной клинический диагноз: <данные изъяты> Ребенку назначено применение лекарственного препарата «Вигабатрин» (Сабрил) для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям. Расчет количества препарата: «Вигабатрин» (Сабрил) 500 мг по 2,5 таб. х 2 р/д (в суточной дозе 150 мг/кг – 2550 мг/кг) на месяц необходимо 158 таб. по 500 мг, в год 1896 таблеток. Необходимость применения данного лекарства также подтверждена протоколом консилиума врачей Обособленного структурного подразделения научно-исследовательского клинического института педиатрии им. Академика Ю.Е. Вельтищева «ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России» от ДД.ММ.ГГГГ.

Из письма министерства здравоохранения Оренбургской области от 30.07.2020 года № 7422/10 в адрес Пузиковой Л.Ф. следует, что за истекший период 2020 год ФИО2 обеспечена за счет средств федерального бюджета по 7 льготным рецептам препаратами Афинитор (МНН эверолимус), Трилептал (МНН окскарбазепин) на сумму 1 476,90 рублей.             По состоянию на 09.07.2020 года в Государственном реестре лекарственных средств на территории Российской Федерации препарат Сабрил (МНН вигабатрин) не зарегистрирован, соответственно обеспечение указанным препаратом по выписанным льготным рецептам в рамках действующего законодательства не предусмотрено. По информации главного внештатного детского невролога министерства здравоохранения Оренбургской области ФИО9 в настоящий момент возможно обеспечение препаратом за счет средств благотворительного фонда.

Исходя из позиции министерства здравоохранения Оренбургской области, следует, что ответчик не оспаривает наличие у ФИО2 заболевания – симптоматической мультифокальной эпилеписей фармакорезистентной формы, однако указывает на то, что препарат «Вигабатрин» (Сабрил) не зарегистрирован Минздравом России, а медицинским работникам запрещается оформлять рецепты на незарегистрированные лекарственные препараты, что исключает возможность обоснования обеспечения ФИО2 лекарственным препаратом «Вигабатрин» (Сабрил).

На основании ответа Обособленного структурного подразделения научно-исследовательского клинического института педиатрии им. Академика Ю.Е. Вельтищева «ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России» от 01.10.2020 года пациент ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, наблюдается в Институте с 2018 года с диагнозом <данные изъяты>. В связи с тяжестью заболевания установлена группа инвалидности. 11.09.2019 года ребенку назначен препарат «Сабрил» (МНН: «Вигабатрин»), отражённый в протоколах консилиума врачей института от 11.09.2019 года                        и от 10.09.2020 года . Данный лекарственный препарат является единственным эффективным средством <данные изъяты>. Препарат имеет европейскую регистрацию. Аналогов в России нет.

Максимально допустимая доза назначения лекарственного препарата «Сабрил» (МНН: «Вигабатрин») у детей согласно официальной инструкции по применению составляет 150 мг/кг/сутки (инструкция в материалах дела имеется). Согласно Федеральным клиническим рекомендациям по диагностике и лечению <данные изъяты>, разработанные и утверждённые на профильной комиссии в рамках IV Балтийского конгресса по детской неврологии СПб от 04.06.2013 года, возможно повышение дозы данного лекарственного препарата до 200 мг/кг/сутки. Пациенту ФИО2 назначено 3000 мг в сутки, т.е. 150 мг/кг/сутки.

    <данные изъяты>.

    Несомненно, клинические исследования, подтверждающие безопасность и эффективность применения лекарственного препарата «Сабрил» (МНН: «Вигабатрин»), проводились в дозировках до 200 мг\кг\сутки. Исследования, приведенные ниже, подтверждает краткосрочную и долгосрочную эффективность и безопасность лекарственного препарата «Сабрил» (МНН: «Вигабатрин») у детей <данные изъяты> в больших дозировках.

Эффективность терапии лекарственным препаратом «Сабрил» (МНН: «Вигабатрин») у детей с <данные изъяты> составляет более 80-90 %.

Незарегистрированный на территории РФ лекарственный препарат «Сабрил» (МНН: «Вигабатрин») является препаратом первой очереди выбора для лечения <данные изъяты>. Отсутствуют альтернативные препараты при данной форме <данные изъяты>, рекомендован ILAE (международная противоэпилептическая лига), класс доказательности A.

    Лечение пациентки ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственным препаратом «Сабрил» (МНН: «Вигабатрин») в условиях Института педиатрии им. Ю.Е. Вельтищева ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России не проводилось в связи с тем, что данный препарат не зарегистрирован на территории Российской Федерации и, в соответствии с действующим законодательством в сфере закупок и обращения лекарственных средств (44-ФЗ, 223-ФЭ, 61-ФЗ и др.), не может закупаться Институтом и другими Федеральными и муниципальными медицинскими организациями Российской Федерации.

    Применение лекарственного препарата «Сабрил» (МНН: «Вигабатрин») совместно с «Окскарбамазепином» («Трилепталом») и «Эверолимусом» («Афинитором») допустимо и эффективно в связи с тем, что у данных препаратов разные точки приложения. «Окскарбамазепин» и «Вигабатрин» оказывают противосудорожный эффект, а «Эверолимус» является патогенетическим препаратом и применяется у пациентов <данные изъяты>. Совместное применение данных препаратов оказывает эффективное снижение количества приступов и поддерживает клинико-лабораторную ремиссию эпилепсии.

Перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, утвержден приказом Минздрава России от 22.04.2014 года № 183н. Однако, незарегистрированный на территории РФ лекарственный препарат «Сабрил» (МНН: «Вигабатрин») не входит в данный перечень, и, следовательно, не подлежит специальному предметно-количественному учёту.

Регистрацию острых и отсроченных побочных эффектов и оценку эффективности проводимого лечения проводят врачи - неврологи Института, находящиеся на постоянной связи по телефону с законными представителями пациентов, которым назначается лекарственный препарат «Сабрил» (МНН: «Вигабатрин»), и врачами - специалистами, которые наблюдают таких пациентов по месту их жительства. Кроме того, не реже                1-3 раз в год проводится госпитализация данной группы пациентов в стационар Института с проведением углубленного обследования, либо их очное консультирование с проведением полного клинико-лабораторного и инструментального обследования, показанного при <данные изъяты>

Согласно официальной Инструкции к применению лекарственного препарата «Сабрил» (МНН: «Вигабатрин»), лечение данным лекарственным препаратом может быть начато только специалистом <данные изъяты>. Последующее наблюдение должно быть организовано под наблюдением специалиста <данные изъяты>.

Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" не предполагает установления каких-либо ограничительных перечней лекарственных препаратов для обеспечения больных, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями.

При наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации осуществляется назначение и оформление назначения лекарственных препаратов, не входящих в стандарты медицинской помощи, разработанных в соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", либо по торговым наименованиям. Решение врачебной комиссии медицинской организации фиксируется в медицинской документации пациента и в журнале врачебной комиссии.

Согласно пункту 12 статьи 14 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЭ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», организация обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью, а также обеспечения лекарственными препаратами является полномочием федеральных органов государственной власти.

Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что при оказании медицинской помощи в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежит оплате за счёт личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.

В соответствии со Стандартными Правилами обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятых 20 декабря 1993 года генеральной Ассамблеей ООН, государствам следует обеспечить, чтобы инвалиды имели доступ к любым видам постоянного лечения и получали лекарственные препараты, которые могут потребоваться для поддержания или повышения уровня жизнедеятельности.

Как следует из статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья являются соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, а также приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.

При этом Федеральный закон от 21 ноября 2011 года 323-ФЗ                        «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»                            не предполагает установления каких-либо ограничительных перечней лекарственных препаратов для обеспечения больных, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями, что также отражено в письме Минздрава России от 08 июля 2013 года № 21-6/10/2-4878, в котором обращено внимание на недопустимость отказов гражданам, страдающим редкими заболеваниями, в лекарственном обеспечении за счет средств бюджетов субъектов РФ.

Отсутствие лечения необходимыми препаратами приводит к жизнеугрожающим последствиям и является нарушением международных норм и конституционных прав больного на получение лекарств, необходимых для поддержания жизни и здоровья.

Ввоз незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для больных по жизненным показаниям, осуществляется в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, в частности Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2010 года № 771, статей 47, 48 Федерального закона от 12 апреля 2010 года                  № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».

Согласно классификатору мер социальной поддержки, определяющему категории граждан-получателей мер социальной поддержки, в том числе, в области лекарственных препаратов, а также источник их финансирования, установлено обеспечение детей-инвалидов лекарственными препаратами за счет средств федерального бюджета в соответствии именно со стандартами медицинской помощи в рамках положений Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ, то есть в рамках обеспечения финансирования государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, путем предоставления субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета.

В силу пунктов 3, 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой при амбулаторном лечении по перечням групп населения и категориям заболеваний, которые утверждены данным Постановлением. При этом Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых, лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденными указанным Постановлением, инвалидам всем без исключения лекарственные средства по медицинским показаниям по рецептам врача при амбулаторном лечении предоставляются бесплатно.

Полномочия Российской Федерации по организации обеспечения лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в том числе и лекарственное обеспечение, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на осуществление данных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, зачисляемых на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

С 1 января 2008 года Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи совершенствованием разграничения полномочий» органам государственной власти субъектов РФ переданы полномочия Российской Федерации по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами питания для детей-инвалидов (статья 4.1).

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» организация обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

В силу части 9 статьи 83 названного федерального закона обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории РФ лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности (за исключением заболеваний, указанных в пункте 2 части 1 статьи 15 настоящего Федерального закона), осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с законодательством расходы соответствующих бюджетов включают в себя обеспечение медицинских организаций лекарственными препаратами и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, донорской кровью и ее компонентами.

При этом орган государственной власти субъекта РФ вправе за счет доходов бюджета субъекта РФ, бюджетов муниципальных образований и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования при условии финансового обеспечения территориальной программы с учетом предусмотренных Программой соответствующих нормативов: определять в территориальной программе дополнительные условия и объемы оказания медицинской помощи.

Суд, принимая во внимание также положения статьи 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», приходит к выводу о том, что решение вопросов по организации обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, изделиями медицинского назначения относится к компетенции субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Положением о министерстве здравоохранения Оренбургской области, утвержденным Указом Губернатора Оренбургской области от 09 сентября 2010 года № 184-ук, Министерство здравоохранения Оренбургской области является органом исполнительной власти Оренбургской области, обеспечивающим проведение в Оренбургской области государственной политики в сфере охраны здоровья граждан, а также исполняющим отдельные полномочия Российской Федерации в области охраны здоровья граждан, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Данным положением предусмотрено, что министерство здравоохранения Оренбургской области осуществляет разработку и реализацию территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации в Оренбургской области бесплатной медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования. Вопреки позиции Министерства здравоохранения Оренбургской области самостоятельно реализует свои бюджетные полномочия.

Таким образом, бесплатное обеспечение детей-инвалидов необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения возможно не только исключительно в соответствии с утвержденными стандартами оказания медицинской помощи, но и в индивидуальном порядке по жизненно важным показаниям. По своему характеру стандарты оказания медицинской помощи не являются единственно возможным алгоритмом лечения конкретного заболевания (состояния) пациента, а служат инструментом для планирования объемов и стоимости медицинской помощи при формировании программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и не могут в полной мере учитывать индивидуальные случаи применения лекарственных средств больными по жизненным показаниям.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2018 года № 1506 (в ред. Постановления Правительства РФ от 12 апреля 2019 года № 440), утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.

Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи

Раздел V Программы "Финансовое обеспечение программы" предусматривает, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно. Кроме того, заболевания нервной системы включены согласно данной программе в перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, дети-инвалиды отнесены к категории граждан, оказание медицинской помощи которым, в том числе в виде финансирования приобретения лекарственных препаратов, осуществляется бесплатно.

В силу пункта 5 части 2 статьи 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан» в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 25 декабря 2019 года № 971-пп (ред. от 02 апреля 2020 года) «Об утверждении территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Оренбургской области медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», за счет средств областного бюджета в соответствии с законодательством Оренбургской области при амбулаторном лечении осуществляется: обеспечение граждан, проживающих в Оренбургской области, зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности.

Кроме того, установлено обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями граждан, проживающих в Оренбургской области, страдающих социально значимыми заболеваниями; а также обеспечение лекарственными препаратами граждан, проживающих в Оренбургской области, в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с                 50-процентной скидкой, в том числе граждан Российской Федерации, имеющих место жительства на территории Оренбургской области, которым на момент окончания Второй мировой войны (2 сентября 1945 года) не исполнилось 18 лет, согласно разделу XI Программы (пункт 3.2 территориальной программы).

Таким образом, при рассмотрении гражданского дела суд установив совокупность юридически значимых обстоятельств, а именно: наличие у ФИО2 серьезного заболевания и статуса ребенка-инвалида вследствие этого заболевания, нуждаемость несовершеннолетнего ребенка по жизненным показаниям в лечении лекарственным препаратом «Сабрил», назначение данного препарата как единственно возможного варианта лечения решением консилиума врачей Обособленного структурного подразделения научно-исследовательского клинического института педиатрии им. Академика Ю.Е. Вельтищева «ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России».

Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» не предполагает установления каких-либо ограничительных перечней лекарственных препаратов для обеспечения больных, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями.

Таким образом, довод представителя министерства здравоохранения Оренбургской области о том, что лекарственный препарат «Сабрил» (МНН: «Вигабатрин») в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов не входит, следовательно, не является таковым, не обоснован.Отсутствие лечения необходимыми препаратами приводит к жизнеугрожающим последствиям для ФИО11 и является нарушением международных норм и конституционных прав больного на получение лекарств, необходимых для поддержания жизни и здоровья.

Ввоз незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для больных по жизненным показаниям, осуществляется в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, в частности Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2010 года № 771, статей 47, 48 Федерального закона от 12 апреля 2010 года                         № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».

Согласно классификатору мер социальной поддержки, определяющему категории граждан-получателей мер социальной поддержки, в том числе, в области лекарственных препаратов, а также источник их финансирования, установлено обеспечение детей-инвалидов лекарственными препаратами за счет средств федерального бюджета в соответствии именно со стандартами медицинской помощи в рамках положений Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ, то есть в рамках обеспечения финансирования государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, путем предоставления субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета.

В силу пунктов 3, 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой приамбулаторном лечении по перечням групп населения и категориям заболеваний, которые утверждены данным Постановлением. При этом Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых, лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденными указанным Постановлением, инвалидам всем без исключения лекарственные средства по медицинским показаниям по рецептам врача при амбулаторном лечении предоставляются бесплатно.

Полномочия Российской Федерации по организации обеспечения лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в том числе и лекарственное обеспечение, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на осуществление данных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, зачисляемых на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

С 1 января 2008 года Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи совершенствованием разграничения полномочий» органам государственной власти субъектов РФ переданы полномочия Российской Федерации по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами питания для детей-инвалидов (статья 4.1).

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» организация обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

В силу части 9 статьи 83 названного федерального закона обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории РФ лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности (за исключением заболеваний, указанных в пункте 2 части 1 статьи 15 настоящего Федерального закона), осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с законодательством расходы соответствующих бюджетов включают в себя обеспечение медицинских организаций лекарственными препаратами и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, донорской кровью и ее компонентами.

При этом орган государственной власти субъекта РФ вправе за счет доходов бюджета субъекта РФ, бюджетов муниципальных образований и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования при условии финансового обеспечения территориальной программы с учетом предусмотренных Программой соответствующих нормативов: определять в территориальной программе дополнительные условия и объемы оказания медицинской помощи.

Суд, принимая во внимание также положения статьи 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", приходит к выводу о том, что решение вопросов по организации обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, изделиями медицинского назначения относится к компетенции субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Положением о министерстве здравоохранения Оренбургской области, утвержденным Указом Губернатора Оренбургской области от 09 сентября 2010 года № 184-ук, Министерство здравоохранения Оренбургской области является органом исполнительной власти Оренбургской области, обеспечивающим проведение в Оренбургской области государственной политики в сфере охраны здоровья граждан, а также исполняющим отдельные полномочия Российской Федерации в области охраны здоровья граждан, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Данным положением предусмотрено, что Министерство здравоохранения Оренбургской области осуществляет разработку и реализацию территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации в Оренбургской области бесплатной медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования. Вопреки позиции Министерства здравоохранения Оренбургской области самостоятельно реализует свои бюджетные полномочия.

Таким образом, бесплатное обеспечение детей-инвалидов необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения возможно не только исключительно в соответствии с утвержденными стандартами оказания медицинской помощи, но и в индивидуальном порядке по жизненно важным показаниям. По своему характеру стандарты оказания медицинской помощи не являются единственно возможным алгоритмом лечения конкретного заболевания (состояния) пациента, а служат инструментом для планирования объемов и стоимости медицинской помощи при формировании программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и не могут в полной мере учитывать индивидуальные случаи применения лекарственных средств больными по жизненным показаниям.

Учитывая изложенное и оценивая доводы ответчика Министерства здравоохранения Российской Федерации, суд отмечает, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2018 года № 1506(в ред. Постановления Правительства РФ от 12 апреля 2019 года № 440), утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.

Раздел V Программы "Финансовое обеспечение программы" предусматривает, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно. Кроме того, заболевания нервной системы включены согласно данной программе в перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, дети-инвалиды отнесены к категории граждан, оказание медицинской помощи которым, в том числе в виде финансирования приобретения лекарственных препаратов, осуществляется бесплатно.

В силу пункта 5 части 2 статьи 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан» в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 25 декабря 2019 года № 971-пп (ред. от 02 апреля 2020 года) «Об утверждении территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Оренбургской области медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», за счет средств областного бюджета в соответствии с законодательством Оренбургской области при амбулаторном лечении осуществляется: обеспечение граждан, проживающих в Оренбургской области, зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности;

Кроме того, установлено обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями граждан, проживающих в Оренбургской области, страдающих социально значимыми заболеваниями; а также обеспечение лекарственными препаратами граждан, проживающих в Оренбургской области, в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой, в том числе граждан Российской Федерации, имеющих место жительства на территории Оренбургской области, которым на момент окончания Второй мировой войны (2 сентября 1945 года) не исполнилось 18 лет, согласно разделу XI Программы (пункт 3.2 территориальной программы).

Суд, исходя из установленных по делу фактических обстоятельств отнесения несовершеннолетнего к определенной категории граждан, имеющих право на бесплатное получение лекарственных средств по медицинским показаниям, пришел к выводу о том, что наличие у ФИО2 серьезного заболевания и статуса ребенка-инвалида вследствие этого заболевания, нуждаемость ФИО11 по жизненным показаниям в лечении лекарственным препаратом, не зарегистрированным на территории Российской Федерации, назначение данного препарата как единственно возможного варианта лечения решением консилиума врачей Обособленного структурного подразделения научно-исследовательского клинического института педиатрии им. Академика Ю.Е. Вельтищева «ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России».

Принимая во внимание вышеизложенное, установив, что ответчик надлежащим образом не организовал обеспечение ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, страдающей серьезным заболеванием, приводящим к сокращению продолжительности жизни, необходимым лекарственным препаратом, рекомендованным ему по жизненным показаниям решением врачебной комиссии, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований об обязании ответчика организовать обеспечение ФИО2 необходимым лекарственными препаратом «Сабрил» (МНН: «Вигабатрин»).

Суд полагает с учетом установленных обстоятельств возможным обратить решение к немедленному исполнению, что соответствует положениям статьи 212 ГПК РФ, поскольку необходимость его исполнения обусловлено особыми обстоятельствами, связанными с состоянием здоровья человека, а промедление исполнения может привести к невосполнимому ущербу и невозможности исполнения.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ,

                                             РЕШИЛ:

Исковые требования Пузиковой Л.Ф., действующей в интересах несовершеннолетнего ребенка ФИО17 к министерству здравоохранения Оренбургской области об обеспечении ребенка-инвалида лекарственным препаратом, удовлетворить.

Обязать министерство здравоохранения Оренбургской области организовать бесплатное обеспечение ФИО18, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за счет средств бюджета Оренбургской области лекарственным препаратом «Сабрил» (Вигабатрин), регулярно, в необходимом объеме и дозировке согласно инструкции к препарату «Сабрил» (Вигабатрин) в соответствии с протоколом консилиума врачей Детского Нервно-мышечного Центра обособленного структурного подразделения ФГАОУ ВО «РНИМУ имени Н.И. Пирогова» Минздрава России «Научно-исследовательский институт педиатрии» им. академика Ю.Е. Вельтищева от 11.09.2019 года по медицинским (жизненным) показаниям, путем закупки и организации введения препарата до его отмены.

Решение обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме

Судья                                                                                         Гончарова Е.Г.

Мотивированное решение изготовлено 14.10.2020 года.

2-3303/2020 ~ 02709/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Пузикова Людмила Федоровна
Ответчики
Министерство здравоохранения Оренбургской области
Другие
ГАУЗ Областная детская клиническая больница
Министерство финансов в лице Оренбургской области
"Научно-исследовательский клинический институт педиатрии им. Академика Ю.Е.Вельтищева"
Министерство финансов РФ
Суд
Центральный районный суд г. Оренбурга
Судья
Гончарова Е.Г.
Дело на сайте суда
centralny--orb.sudrf.ru
12.08.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.08.2020Передача материалов судье
13.08.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.09.2020Подготовка дела (собеседование)
03.09.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.09.2020Предварительное судебное заседание
21.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.10.2020Судебное заседание
14.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.11.2020Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее