РЕШЕНИЕ
25 января 2012 года
Судья Дзержинского районного суда г. Перми Пименова О.М.,
при секретаре Чижовкиной О.В.,
с участием заявителя Полыгалова О.Н., представителя заинтересованного лица Булыгина Д.А.
рассмотрев жалобу Полыгалова О.Н. на постановление № № от 09.11.2012 государственного инспектора Дзержинского района г. Перми по пожарному надзору по делу об административном правонарушении в отношении заявителя,
установил:
Постановлением государственного инспектора Дзержинского района г. Перми по пожарному надзору от 09.11.2012 заместитель директора НУ «...» Полыгалов О.Н. признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.4 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде штрафа в размере ... руб.
Не согласившись с данным постановлением, Полыгалов О.Н. в установленный ст. 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях срок обратился с жалобой на данное постановление, просит его отменить. Жалоба мотивирована тем, что Полыгалов О.Н. является заместителем директора НУ «...», не имеет определенных знаний по установке приборов сигнализации, поэтому руководителем учреждения был заключен договор со специализированной организацией ООО «...» от 01.02.2006 № №, сотрудники которой производили установку приемно-контрольных приборов и приборов управления системы противопожарной безопасности. Считает, что ответственность лежит на организации осуществляющей монтаж оборудования. С момента установки сигнализации, органы пожарного надзора неоднократно проводили проверки и претензий к установке приборов сигнализации ранее никаких не предъявляли, считает, что в его действиях нет состава правонарушения.
В судебном заседании Полыгалов О.Н в судебном заседании на доводах жалобы настаивает, с постановлением не согласен, пояснил, что организация некоммерческая и достраивать 2-ой выход затруднительно, кроме того, кладовки, которые там находятся, будут мешать строительству, необходимо их ликвидировать вносить изменения в техническую документацию, ими направлялось письмо арендодателю об этом, но он им пояснил, что этот вопрос должен решаться самостоятельно в соответствии с договором.
Представитель 4 ОНД г. Перми по Дзержинскому району в судебном заседании с доводами жалобы не согласен, пояснил, что была проведена внеплановая проверка, в ходе которой было установлено, что все пункты предписания были выполнены, кроме 2-го эвакуационного выхода и выявлены новые нарушения.
Заслушав лиц участвующих в деле и исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
В силу ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Статьей 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с п.2 ст. 24.5. КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В соответствии с ч. 4 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, заключается в нарушении или невыполнении должностным лицом, гражданином или юридическим лицом требований пожарной безопасности. Противоправное деяние виновного лица не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями,
должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Согласно части 1 статьи 38 названного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; должностные лица в пределах их компетенции. Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года N 313, установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В силу пункта 10 ППБ 01-03 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" и вступившие в силу с 15 мая 2012 года, содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и(или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
Полыгалов О.Н. как заместитель директора НУ «...» является ответственным лицом, обеспечивающим порядок и соблюдение пожарной безопасности в зданиях и на территориях, занимаемых НУ «....
НУ «Пермский образовательный научно-исследовательский центр авитальной активности», в лице заместителя директора Полыгалова О.Н. на основании договора аренды № № от 26.12.2003 используется нежилое помещение общей площадью ... кв.м. расположенное по адресу: г. ..., ул. Адрес, №.
В ходе проведения внеплановой выездной проверки с целью контроля исполнения предписания от 08.06.2012 № № по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности по вышеуказанному адресу должностными лицами органов надзорной деятельности выявлены следующие нарушения:
1. Приборы приемно-контрольные и приборы управления системы противопожарной защиты установлены на стене, покрытой горючим материалом в помещении дежурного персонала (НПБ 88-2001 п. 12.49);
2. Приборы приемно-контрольные и приборы управления системы противопожарной защиты размещены от уровня пола до оперативных органов управления указанной аппаратуры на высоте более 1,5 метров в помещении дежурного персонала (НПБ 88-2001 п. 12.52);
3. Приборы приемно-контрольные и приборы управления установлены в помещении с круглосуточным пребыванием дежурного персонала без наличия аварийного освещения (НПБ 88-2001 п. 12.48, 12.55);
4. На проверяемом объекте отсутствует исполнительная документация на систему противопожарной защиты (ППР в РФ п.61).
Факты выявленных нарушений, зафиксированы в акте проверки № № от 31.10.2012, подписанном Полыгаловым О.Н. В отношении Полыгалова О.Н. как должностного лица, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Постановлением № № от 09.11.2012 Полыгалов О.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде штрафа в размере ... руб.
Наличие данного нарушения подтверждается материалами дела, не оспаривается и самим Полыгаловым О.Н.
26.12.2003 года между Департаментом имущественных отношений администрации
г. Перми (арендодатель), МУ «...» г. Перми (балансодержатель) и НУ «...» (арендатор) заключен договор аренды объекта муниципального нежилого фонда № № объекту, расположенному по адресу: г. ..., ул. Адрес, №.
В соответствии с пунктом 3.3.17 выше указанного Договора аренды НУ «...» (арендатор) обязан содержать объект в порядке, предусмотренном техническими, санитарными и противопожарными правилами.
Согласно п. 3.3.4 вышеуказанного договора арендатор обязан в недельный срок после заключения настоящего договора согласовать с инспекцией пожарного надзора и органам госсанэпиднадзора условия использования объекта. Своевременно выполнять требования предписаний (и актов проверки вышеуказанных организаций по устранению замечаний к использованию объекта арендатором.
Имеющиеся в деле доказательства в их совокупности подтверждают тот факт, что 30.10.2012 при проведении выездной внеплановой проверки должностным лицом надзорного органа выявлен факт нарушения заместителем директора НУ «...» Полыгаловым О.Н. требований пожарной безопасности в здании учреждения по адресу: г. ..., ул. Адрес, №.
Выездная плановая проверка проведена должностными лицами органа государственного пожарного надзора на основании распоряжения (приказа) главного государственного инспектора Дзержинского района г. Перми и Пермского муниципального района по пожарному надзору № № от 16.10.2012. Заместитель директора НУ «...» Полыгалов О.Н. получил копию распоряжения заблаговременно до начала проведения проверки – 17.10.2012 года.
Выявленные в ходе проверочных мероприятий нарушения изложены в акте проверки № № от 31.10.2012, в протоколе № № от 31.10.2012 об административных правонарушениях, предписании № № от 31.10.2012 по устранению выявленных нарушений со ссылкой на нарушение НУ «...» конкретных норм и правил, регламентирующих требования, предъявляемые к пожарной безопасности.
Таким образом, выездная плановая проверка юридического лица, в ходе которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности, допущенные НУ «...» проведена в полном соответствии с положениями Федерального закона 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Нарушения НУ «...» заместителем, которого является Полыгалов О.Н. требований пожарной безопасности, изложенное в протоколе об административном правонарушении от 31.10.2012 года, правильно квалифицировано по части 4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения жалобы Полыгалова О.Н. об отмене постановления по делу об административном правонарушении, поскольку
бремя ответственности за нарушение правил пожарной безопасности лежит как на собственнике имущества, так и на лицах, уполномоченных владеть, пользоваться, или распоряжаться имуществом. Обстоятельства дела, установленные в ходе судебного разбирательства, свидетельствуют о совершении должностным лицом НУ «...» Полыгаловым О.Н. административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Доводы жалобы Полыгалова О.Н., что он не является субъектом данного правонарушения и ответственность лежит на организации осуществляющей монтаж оборудования, а так же тот факт что в его действиях нет состава административного правонарушения являются несостоятельными и не влекут отмену постановления государственного инспектора г. Перми по Дзержинскому району и Пермскому муниципальному району по пожарному надзору № № от 09.11.2012, так как не опровергаю наличия в действиях должностного лица Полыгалова О.Н. состава вмененного административного правонарушения.
Административное наказание Полыгалову О.Н. в виде административного штрафа в размере ... руб. назначено по правилам, установленным статьями 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Процессуальных нарушений, которые могли бы повлечь отмену постановления № ... от 09.11.2012, не усматриваю.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
решил:
Постановление государственного инспектора Дзержинского района г. Перми по пожарному надзору № ... от 09 ноября 2012 года в отношении Полыгалова О.Н. по делу об административных правонарушениях, предусмотренного
ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Полыгалова О.Н. - без удовлетворения.
Решение в течение десяти суток со дня получения (вручения) может быть обжаловано в Пермский краевой суд.
Судья О.М.Пименова