Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 ноября 2015 Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Лобановой Ю.В.
при секретаре судебного заседания Нахапетян И.С..
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5538/2015 по иску прокурора Октябрьского района г. Самара в интересах АЗБ к ГУ СО "ЦСО граждан пожилого возраста и инвалидов Октябрьского района г. Самара, Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского района г. Самара, действуя в интересах АЗБ обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области и ГБУ Самарской области "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Октябрьского городского округа Самара" о возложении обязанности по предоставлению технических средств реабилитации.
В обоснование иска указала, что АЗБ является инвалидом *** и вопреки требованиям действующего законодательства о социальной защите инвалидов не обеспечен в дата годах в полном объеме техническими средствами реабилитации в соответствии с разработанной для него индивидуальной программой реабилитации, а именно: противопролежневой подушкой полиуретановой 1 шт., надкроватным столиком 1 шт., креслом-коляской с ручным управлением для больных *** комнатной 1 шт., креслом-коляской с ручным приводом для больных *** прогулочной - 1 шт. Законный представитель несовершеннолетнего ребенка-инвалида АЗБ - ее отец АБД обратился в прокуратуру Октябрьского района г. Самара с заявлением об обращении в интересах его ребенка в суд с указанным исковым заявлением.
Ссылаясь на изложенные выше обстоятельства, представитель прокуратуры Октябрьского района г. Самара БЕВ в ходе судебного разбирательства, просила суд обязать Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области организовать обеспечение АЗБ техническими средствами реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, и обязать Государственное бюджетное учреждение Самарской области "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Октябрьского района городского округа Самара" выдать законным представителям АЗБ технические средства реабилитации.
Законный представитель АЗБ - АБД в судебном заседании пояснил, что дата надкроватный столик он получил, в остальной части поддерживает исковое заявление.
Представитель ГУ Со "ЦСО граждан пожилого возраста и инвалидов Октябрьского района г. Самара в судебном заседании поддержала позицию Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области, изложенную в письменном отзыве. Указала, что дата надкроватный столик для АЗБ получен, противопролежневая подушка полиуретановая 1 шт., кресло-коляска с ручным управлением для больных *** комнатная 1 шт., кресло-коляска с ручным приводом для больных *** прогулочная - 1 шт. также в дата г. будут выданы АЗБ, так как деньги на них выделены, конкурс проведен.
Представитель Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области просила рассмотреть дело без их участия, просили в удовлетворении исковых требований отказать, представили суду письменный отзыв на иск.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца.
В соответствии со ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" предусмотрена система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи, в том числе в виде предоставления гражданам набора социальных услуг, закреплены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Статья 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "С социальной защите инвалидов в Российской Федерации" устанавливает, что реабилитация инвалидов представляет систему медицинских, педагогических, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.
Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя:
восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию;
протезирование и протезирование, санаторно-курортное лечение;
профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию; социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию; физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством РФ.
Указанный Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержден распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2005 года N 2347-р и включает в себя в числе прочих технических средств реабилитации абсорбирующее белье, подгузники (пункт 22).
Согласно ст. 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" социальная программа реабилитации инвалида - разработанная на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями, медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающих в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством РФ, Фондом социального страхования РФ, а также иными заинтересованными организациями (статья 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Согласно пункту 1.2 Порядка обеспечения инвалидов технические средства реабилитации (кроме протезно-ортопедических изделий, протезов), утвержденного постановлением Правительства Самарской области от дата №... организация обеспечения инвалидов ТСР осуществляется министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, АЗБ дата года рождения, относится к категории "***", что подтверждается соответствующей справкой об инвалидности от дата серии *** №... (л.д. 24 оборот).
Согласно индивидуальной программе реабилитации АЗБ от дата №... (л.д. 22-23) в целях реабилитационных мероприятий по восстановлению здоровья инвалида установлен перечень технических средств реабилитации, в том числе - противопролежневая подушка полиуретановая 1 шт., кресло-коляска с ручным управлением для больных *** комнатная 1 шт., кресло-коляска с ручным приводом для больных *** прогулочная - 1 шт., срок проведения реабилитационных мероприятий с применением ТСР с дата по дата.
Из материалов дела усматривается, что заявление об обеспечении АЗБ техническими средствами реабилитации подано ее представителем в ГУ СО "ЦСО граждан пожилого возраста и инвалидов Октябрьского района г. Самара дата, соответственно, право на получение данного технического средства реабилитации у нее возникло с дата, с этого времени поставлена на учет согласно уведомлению №... от дата.
Согласно уведомлений от дата №... следует, что АЗБ ранее поставлена на учет с дата г. по обеспечению ее техническими средствами реабилитации в ГБУ СО "ЦСО граждан пожилого возраста и инвалидов г.о. Чапаевск, указано, что право на противопролежневую подушку полиуретановую 1 шт., кресло-коляску с ручным управлением для больных *** комнатная 1 шт., кресло-коляску с ручным приводом для больных *** прогулочная - 1 шт. не реализовано, очередь сохранилась от дата (л.д. 16-17).
Как было установлено судом и не оспаривалось сторонами, ФИО1 в спорный период не была обеспечена в полном объеме техническими средствами реабилитации, подгузниками, в количестве *** штуки.
дата надкроватный столик для АЗБ был получен, что подтверждается ведомостью на получение технических средств реабилитации №....
Принимая во внимание, что АЗБ состоит на учете в качестве нуждающейся в обеспечении техническими средствами реабилитации и ответчиком не оспаривается ее право на получение технического средства реабилитации, предусмотренного пунктом 22 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, ей не может быть отказано в предоставлении технического средства реабилитации по мотиву недостаточности поступлений из федерального бюджета соответствующих субвенций в бюджет субъекта Российской Федерации.
При этом не имеет правового значения, в какой мере федеральные органы государственной власти субъекта Российской Федерации не исполнили обязанностей по реализации закона в рамках своих полномочий.
Таким образом, суд приходит к выводу, что инвалид имеет право на получение указанных выше средств реабилитации. Несоблюдение ответчиком требований федерального законодательства по предоставлению таких средств нарушает права и свободы инвалида.
Доводы ответчика о том, что закон допускает возможность приобретения инвалидом или его представителем соответствующего технического средства реабилитации самостоятельно с последующим обращением за компенсацией понесенных расходов не может быть приняты во внимание судом в силу следующего.
В соответствии с ч. 6 ст. 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном ч. 14 статьи 11.1 настоящего Федерального закона.
Обстоятельства, предусмотренные диспозицией данной статьи, в данном случае не установлены, в связи с чем, основания для выплаты денежной компенсации взамен предоставления технического средства реабилитации отсутствовали.
Кроме того, поскольку приобретение соответствующего средства реабилитации является правом, а не обязанностью инвалида, у которого, как правило, отсутствует наличие такой материальной возможности, то обстоятельство, что инвалид или его представитель не воспользовались данным правом, не является основанием для освобождения ответчиков от выполнения соответствующей обязанности.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Октябрьского района г. Самара действующего в интересах АЗБ к ГУ СО "ЦСО граждан пожилого возраста и инвалидов Октябрьского района г. Самара, Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области о возложении обязанности по предоставлению технических средств реабилитации удовлетворить.
Обязать Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области организовать обеспечение АЗБ дата года рождения, техническими средствами реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации №... от дата, а именно: противопролежневой подушкой полиуретановой 1 шт., кресло-коляску с ручным управлением для больных *** комнатной 1 шт., кресло-коляску с ручным приводом для больных *** прогулочной - 1 шт.
Обязать Государственное бюджетное учреждение Самарской области "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Октябрьского района городского округа Самара" выдать законным представителям АЗБ дата года рождения, технические средства реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации №... от дата, а именно: противопролежневой подушкой полиуретановой 1 шт., кресло-коляску с ручным управлением для больных *** комнатной 1 шт., кресло-коляску с ручным приводом для больных *** прогулочной - 1 шт. в срок до дата.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Мотивированное решение суда изготовлено 10.11.2015.
Судья Ю.В. Лобанова