Дело 13-311/2021
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 сентября 2021 года город Симферополь
Судья Центрального районного суда <адрес> Республики Крым Благодатная Е.Ю. рассмотрев заявление Администрации <адрес> Республики Крым об изменении способа и порядка исполнения решения Центрального районного суда <адрес> Республики Крым от 12.11.2018г. по гражданскому делу № по исковому заявлению Прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к Администрации <адрес> Республики Крым, третье лицо Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым о понуждении предоставить благоустроенное жилье,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель обратился в Центральный районный суд <адрес> РК с вышеуказанным заявлением об изменении способа и порядка исполнения решения Центрального районного суда <адрес> от 12.11.2018г. по гражданскому делу №, путем возложения обязанности по предоставлению ФИО1 благоустроенного жилого помещения из специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения исполнить со дня перечисления в адрес администрации <адрес> образования, науки и молодежи Республики Крым денежных средств в виде субвенции на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц их числа.
Заявление мотивировано тем, что исполнение решения суда в установленный срок не представляется возможным, поскольку обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Так, ст. 10 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в <адрес>» (далее Закон) предусмотрено, что органы исполнительной власти предоставляют органам местного самоуправления необходимые для осуществления переданных полномочий финансовые средства и материальные ресурсы. Финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета Республики Крым (ч.1 ст.11 Закона). Общий объем субвенций на осуществление полномочий, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 8 данного Закона, определяется из расчета доли ребенка-сироты, долей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих жилое помещение, за которым сохранено право пользования, в соответствии с настоящим Законом, количества указанных лиц (для выплаты средств на внесение платы за коммунальные услуги и содержание жилых помещений), а также исходя из заявок, представленных органами местного самоуправления на проведение ремонта жилых помещений (либо капитального ремонта), за которыми сохранено право пользования, в текущем финансовом году, и стоимости ремонта жилых помещений (ч.3 ст.11 Закона).
Субвенции, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, распределяются между всеми городскими округами, муниципальными районами пропорционально количеству лиц, которым должно быть предоставлено жилое помещение в очередном финансовом году в соответствующем муниципальном образовании, и количеству лиц, имеющих жилые помещения, за которыми сохранено право пользования, и утверждаются законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на очередной финансовый год и плановый период по каждому муниципальному образованию (ч.4 ст.11 Закона).
Советом министров Республики Крым принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка предоставления субвенции из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений» (далее - Порядок).
Согласно пункту 4 Порядка предоставление бюджетных средств бюджетам муниципальных образований в <адрес> осуществляется главным распорядителем бюджетных средств в пределах субвенции, предусмотренной на указанные цели, и утвержденных лимитов бюджетных обязательств на основании, в порядке и сроки, предусмотренные соглашениями, заключенными между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и органом местного самоуправления муниципального образования в <адрес> на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, а также на основании заявки на перечисление субвенции из бюджета Республики Крым бюджету муниципального образования.
Распределение субвенций между бюджетами муниципальных образований Республики Крым устанавливается законом Республики Крым о бюджете на очередной финансовый год и плановый период (пункт 5 Порядка).
В настоящее время субвенция выделена в количестве, не достаточном для выполнения Администрацией <адрес> возложенных на нее государственных полномочий.
Приобретение жилых помещений для указанной категории взыскателей требует значительных временных на проведение процедуры закупок в форме электронного аукциона в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Для того, чтобы начать предусмотренные указанным законом процедуры, необходимо получить предусмотренные на данные цели денежные средства из бюджета Республики Крым. ДД.ММ.ГГГГ в Единой информационной системе Zakupki.gov.ru опубликованы извещения на приобретение 33 жилых помещений. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (срок окончания подачи заявок на участие) не подано ни одной заявки. В план - график закупок и конкурсную документацию трижды вносились изменения: в мае 2021 года в техническую документацию внесены изменения в части закупки жилья в <адрес> и указан год ввода в эксплуатацию жилья не ранее 1980 года, в июне - из документации исключен <адрес> и изменен год ввода в эксплуатацию жилья не ранее 2017 года, в августе - внесены изменения в год ввода в эксплуатацию жилья не ранее 1980 года. В августе 2021 повторно размещены извещения на приобретение 33 квартир. Срок окончания подачи заявок - ДД.ММ.ГГГГ, ни одной заявки не подано. Причина по информации риелторов - низкая цена.
В целях исполнения судебных решений указанной категории администрация <адрес> неоднократно обращалось в Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым о выделении дополнительных средств на приобретение жилых помещений для детей - сирот. На обращения должника получены отказы.
На основании вышеизложенного, Администрацией <адрес> решение суда может быть исполнено только после перечисления в адрес администрации <адрес> образования, науки и молодежи Республики Крым денежных средств в виде субвенции на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц их числа.
Заявление рассмотрено в порядке ст.203.1 ГПК РФ, согласно которой вопросы исправления описок и явных арифметических ошибок, разъяснения решения суда, отсрочки или рассрочки исполнения решения суда, изменения способа и порядка его исполнения, индексации присужденных денежных сумм рассматриваются судом в десятидневный срок со дня поступления заявления в суд без проведения судебного заседания и без извещения лиц, участвующих в деле.
Изучив заявление, материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Правилами части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу статьи 434 ГПК РФ, при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявление сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Способ и порядок исполнения решения суда может быть изменен, когда его исполнение установленным способом затруднительно или невозможно. При этом изменение способа и порядка исполнения судебного решения не должно влечь изменения сути принятого судебного акта.
Новый способ или порядок исполнения решения суда должен обеспечить устранение таких препятствий и обеспечить возможность исполнения решения суда должником или возможность принудительного исполнения.
Как установлено судом, решением Центрального районного суда <адрес> Республики Крым от 12.11.2018г. удовлетворены исковые требования прокурора <адрес> поданные в интересах ФИО1, на Администрацию <адрес> Республики Крым возложена обязанность предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., жилое помещение специализированного жилого фонда на территории муниципального образования <адрес>, общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта не менее 25 кв.м. общей площади жилого помещения.
Апелляционным определением Верховного суда Республики Крым от 29.01.2019г. вышеуказанное решение суда от 12.11.2018г. оставлено без изменения.
В настоящее время решение суда не исполнено.
Рассматривая заявление об изменении порядка и способа исполнения решения суда, суд пришел к выводу о том, что предусмотренных ст. 203 ГПК РФ оснований для удовлетворения заявления не имеется, поскольку достаточных обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта не представлено.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, конституционное право на жилище предполагает обязанность создания органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилье (определение от 22.03.2012г. №-О-О, от 25.02.2013г. №-О)
В определении Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-В09-11 указывается, что отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди.
Обращаясь в суд с заявлением об изменении порядка исполнения решения в части исполнения решения со дня перечисления в адрес администрации <адрес> образования, науки и молодежи Республики Крым денежных средств в виде субвенции на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц их числа, Администрация <адрес> Республики Крым фактически заявила об изменении непосредственно принятого по делу судебного акта.
Заявителем не представлено каких-либо доказательств невозможности исполнения решения суда в течении длительного периода, а изменения способа и порядка исполнения решения суда указанного заявителем, будет означать продолжение длительного нарушения заявителем прав и законных интересов истца, необоснованное затягивание реального исполнения вступившего в законную силу судебного акта, несоблюдение баланса прав и интересов истца и ответчика, что противоречит общим целям правосудия и исполнительного производства.
Приведенные администрацией <адрес> доводы о наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного решения, таковыми не являются.
Сам по себе факт неисполнения решения суда в течении длительного времени не является безусловным основанием к изменению способа и порядка исполнения решения суда. Это является крайней мерой, применение которой допускает лишь в случаях, когда иным образом исполнить решение суда не представляется возможным.
Предложенный заявителем порядок исполнения решения суда не является изменением способа исполнения решения суда как таковым, не соответствует требованиям закона и не устраняет обстоятельства, вследствие которых решение суда не исполнено в течении длительного времени, в связи с чем заявление Администрацией <адрес> Республики Крым об изменении способа и порядка исполнения судебного удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 434 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Заявление Администрации <адрес> Республики Крым об изменении способа и порядка исполнения решения Центрального районного суда <адрес> Республики Крым от 12.11.2018г. по гражданскому делу № по исковому заявлению Прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к Администрации <адрес> Республики Крым, третье лицо Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым о понуждении предоставить благоустроенное жилье - оставить без удовлетворения.
На определение суда может быть подана частная жалоба в Верховный суд Республики Крым в течение 15 дней со дня вынесения определения.
Судья Е.Ю. Благодатная