№2-1457/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 августа 2012 года г. Мичуринск
Мичуринский городской суд Тамбовской области в составе председательствующего судьи Матушкиной Е.А.,
при секретаре Бочаровой К.В.,
с участием истцов Ерохиной Г.А., Константиновой О.А.,
представителя ответчика филиала Общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Москва»- «Моршанское линейное производственное управление магистральных газопроводов» - Тебякиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ерохиной Г.А., Константиновой О.А. к Открытому акционерному обществу «Газпром», филиалу общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Москва»- «Моршанское линейное производственное управление магистральных газопроводов» о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Совместным решением руководства профкома Первомайского ЛПУ МГ от *** Б. на состав семьи из двух человек была предоставлена квартира № г. Мичуринска Тамбовской области, о чём вынесено решение Мичуринского городского совета народных депутатов № Б. был выдан ордер № на указанную квартиру. Б. умер, и в настоящее время в квартире № г. Мичуринска Тамбовской области проживают его жена Ерохина Г.А. и дочь Константинова О.А.. Дом, в котором расположена указанная квартира, находится в составе объекта ОАО «Газпром».
Ерохина Г.А., Константинова О.А. обратились в ОАО «Газпром» с заявлением о приватизации жилого помещения, однако в заключении договора приватизации им было отказано.
Ерохина Г.А., Константинова О.А. обратились в Мичуринский городской суд с иском к ОАО «Газпром», филиалу ООО «Газпром трансгаз Москва»- «Моршанское линейное производственное управление магистральных газопроводов» о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации.
В судебном заседании истцы Ерохина Г.А., Константинова О.А. исковые требования поддержали и просили удовлетворить, пояснив суду, что они более 20 лет проживают в указанной квартире, другого жилья у них не имеется.
Представитель ответчика ООО «Газпром трансгаз Москва»- «Моршанское линейное производственное управление магистральных газопроводов» Тебякина Н.В. возражала против удовлетворения исковых требований истцов, поскольку дом оператора, в котором проживают истцы, является производственным помещением и входит в Единую систему газоснабжения. Квартира является служебным помещением, необходимым для обеспечения бесперебойной и безопасной эксплуатации ГРС. Дом оператора является рабочим местом оператора ГРС и предоставлен не для постоянного проживания, а в целях выполнения трудовой функции оператора ГРС. Служебные жилые помещения приватизации не подлежат.
Представитель ответчика- ОАО «Газпром», в судебное заседание не явился, в материалах дела имеются письменные возражения, в которых представитель ОАО «Газпром» просит отказать в удовлетворении исковых требований Ерохиной Г.А., Константиновой О.А.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения истцов, представителя ответчика, суд находит исковые требования Ерохиной Г.А., Константиновой О.А. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Право собственности ОАО «Газпром» на дом оператора ГРС, расположенный по адресу: Тамбовская область, город Мичуринск, № признано решением Арбитражного суда Тамбовской области от 04.08.2010 по делу №А64-3064/2010, вступившим в законную силу, о чём имеется сообщение Арбитражного суда.
При этом Арбитражным судом Тамбовской области было установлено, что дом операторов ГРС города Мичуринск - построен и введен в эксплуатацию в 1984 году в составе производственного комплекса: ГРС, газопровод, дом операторов.
Строительство объекта осуществляло предприятие «Мострансгаз» (правопредшественник ООО «Газпром трансгаз Москва»).
В соответствии с постановлением Совета министров СССР от 08.08.1989 №619 «Об образовании государственного газового концерна «Газпром» образован государственный газовый концерн «Газпром» (далее - ГГК «Газпром»), в состав которого вошли предприятия, непосредственно обеспечивающие работу Единой системы газоснабжения СССР, в том числе предприятие «Мострансгаз».
Согласно Указу Президента РФ от 05.11.1992 № 1333 «О преобразовании государственного газового концерна «Газпром» в Российское акционерное общество «Газпром» учреждено РАО «Газпром» (в настоящее время - ОАО «Газпром»), уставный капитал которого сформирован из 100% капитала предприятии согласно приложению № 1 к указу, состоящего из имущества Единой системы газоснабжения, находящегося в федеральной собственности. В приложении 1 к Указу в числе прочих указано и государственное предприятие «Мострансгаз».
На основании указанных выше нормативных актов, дом оператора ГРС г. Мичуринск, входящий в состав имущества Единой системы газоснабжения страны и являющийся неотъемлемой частью комплекса, обеспечивающего работу ЕСГ, вошел в уставный капитал ОАО «Газпром».
ОАО «Газпром» зарегистрировано в Московской регистрационной палате 25.02.1993 года.
Распоряжением Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом № 341-р от 15.02.1994 утвержден Сводный план приватизации активов ГТК «Газпром».
Таким образом, на основании ст. 66 Гражданского кодекса РФ ОАО «Газпром» стало собственником всего имущества, внесенного в его уставный капитал Российской Федерацией.
Возникшие в силу закона, до введения государственной регистрации, права на недвижимое имущество являются действительными на основании пункта 1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Как установлено в судебном заседании, квартира № г. Мичуринска Тамбовской области, в которой проживают истцы, располагается в производственном служебном помещении -доме операторов газораспределительной станции ( далее ГРС).
В силу ст.ст. 6, 14 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Для обеспечения надежного газоснабжения, безопасного и устойчивого функционирования объектов Единой системы газоснабжения, связанных общим технологическим режимом добычи, транспортировки и поставок газа, разделение Единой системы газоснабжения не допускается.
Технологическое и диспетчерское управление объектами, подсоединенными к Единой системе газоснабжения, независимо от того, в чьей собственности они находятся, осуществляется централизованно организацией - собственником единой системы газоснабжения.
В состав единой системы газоснабжения входят магистральные газопроводы и
газораспределительные станции. Согласно Правилам поставки газа в РФ,
утвержденным постановлением Правительством РФ от 05.05.1998 № 162
"газотранспортная система" - это система газопроводов, соединяющая
производителя газа и потребителя газа, включающая магистральные газопроводы,
газопроводы-отводы, газораспределительные сети, находящиеся у
газотранспортной, газораспределительной организации или покупателя в собственности или на иных законных основаниях.
В соответствии со СНиП III-42-80* "Магистральные трубопроводы" (утв. постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1980 г. N 67), СНиП 2.05.06-85* «Магистральные трубопроводы», Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 N 9, ведомственными нормативными актами СТО Газпром 2-3.5-454-2010 «Правила эксплуатации магистральных газопроводов» (п. 9), СТО Газпром 2-3.5-051-2006 «Нормы технологического проектирования магистральных газопроводов» (п.п. 5.4, 9.1.9), ВРД 39-1.10-006-2000 «Правила технической эксплуатации магистральных газопроводов» (п. 6), ВРД 39-1.10-069-2002 «Положение по технической эксплуатации газораспределительных станций магистральных газопроводов» (п. 1.3) в состав магистральных трубопроводов входят газораспределительные станции (далее - ГРС), которые сооружаются на газопроводах-отводах и предназначены для подачи промышленным предприятиям и населенным пунктам обусловленного объема газа с определенным давлением, степенью очистки и проч. показателями.
Формы эксплуатации и численность персонала для каждой отдельной ГРС устанавливаются производственным предприятием в зависимости от степени ее автоматизации, телемеханизации, производительности, категории (квалификации) потребителей и местных условий, в том числе указанными нормативными актами для ГРС предусмотрены периодическая и надомная формы эксплуатации.
При периодической и надомнойформе эксплуатации ГРС предусматривается наличие служебного дома оператора,оборудованного датчиками системы телемеханики, аварийной, охранной и пожарной сигнализации с подачей предупредительного сигнала в дом оператора и диспетчерский пункт. Дежурство операторов ГРС происходит круглосуточно по утвержденному графику.
В соответствии с действующими нормативными актами в области обеспечения деятельности предприятий ТЭК дома операторов со вспомогательными объектами входят в качестве технологической части в состав ГРС и являются неотъемлемой частью магистрального трубопровода.
Указанное выше подтверждается пунктом 3.2.16 «Перечня видов недвижимого и иного имущества, входящего в состав единых производственно-технологических комплексов ОАО «Газпром» и его дочерних организаций, используемого для основной производственной деятельности и обеспечивающего непрерывный производственный процесс снабжения потребителей топливно-энергетическими ресурсами», утвержденного Министерством энергетики Российской Федерации 17.05.2002 за № УГ-3615, а также постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 504 «О перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям электропередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций» (строка 110001 ПО), и пунктом 2 раздела III приказа Минпромэнерго РФ от 01.08.2007 № 295 «О перечнях видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса организации-должника, являющейся субъектом естественной монополии топливно-энергетического комплекса», и постановлением Госгортехнадзора от 04.05.1995 № 22 «Временный порядок уведомления и представления органам Госгортехнадзора России информации по авариям и опасным условиям эксплуатации объектов магистрального трубопроводного транспорта газа и опасных жидкостей.
Исходя из этого, дома операторов ГРС с входящими в их состав помещениями (комнатами) являются производственными (технологическими) объектами - служебными помещениями, необходимыми для обеспечения бесперебойной и безопасной эксплуатации ГРС, являющихся, в свою очередь, частью единой системы газоснабжения.
Как установлено в судебном заседании, дом оператора является рабочим местом оператора ГРС и предоставлен не для постоянного проживания, а в целях выполнения трудовой функции оператора ГРС.
Квартира № г. Мичуринска Тамбовской области в доме операторов была предоставлена Б. на основании служебного ордера № для исполнения служебных обязанностей оператора ГРС, которая эксплуатируется дочерним обществом ОАО «Газпром» - ООО «Газпром трансгаз Москва», в предмет уставной деятельности которого входит обеспечение надежной эксплуатации ГРС, магистральных газопроводов и газопроводов-отводов.
В соответствии со ст. 135 Гражданского кодекса РФ дом оператора ГРС выступает как принадлежность газопровода, так как он предназначен для обслуживания газопровода и ГРС и связан с ними общим назначением. Вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.
Газопровод и ГРС (газораспределительная станция) в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» относятся к категории опасных производственных объектов. Дома операторов ГРС предназначены для круглосуточного дежурства с целью предупреждения аварийной ситуации на магистральном газопроводе и ГРС, в чем и состоит их технологическое предназначение.
ООО «Газпром трансгаз Москва» эксплуатирует магистральные газопроводы и ГРС на основании договора аренды с ОАО «Газпром» - собственником Единой системы газоснабжения.
При этом в силу ст.ст. 32-34 ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» осуществление комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий аварий, катастроф возложено на организацию - собственника системы газоснабжения, то есть на ОАО «Газпром» и его дочерние общества - эксплуатирующие организации.
Как указывалось выше, спорная квартира является служебным помещением.
Согласно статье 1 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 № 1541-1, приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Вместе с тем, согласно статье 4 указанного Закона, не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения,за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Б. в № году спорное помещение было предоставлено в связи с его работой оператором ГРС на основании служебного ордера №.
Указанные обстоятельства подтверждают довод ОАО «Газпром» о том, что спорное помещение носит производственный характер, на момент приватизации ОАО «Газпром» (1992-1993 г.г.) являлось служебным и, следовательно, не подлежало приватизации в соответствии с законом «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 № 1541-1.
Предоставление служебных помещений не преследует цели удовлетворения жилищных потребностей граждан, а направлено на создание условий для исполнения работниками своих трудовых (служебных) обязанностей.
Согласноопределению Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 441-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки А. на нарушение ее конституционных прав положениями статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"- часть первая статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" содержит перечень жилых помещений, не подлежащих приватизации, к числу которых отнесены служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных. Таким образом, законодатель, определяя круг объектов, не подлежащих приватизации, в качестве общего правила ввел запрет на приватизацию служебных жилых помещений. В силу правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 3 ноября 1998 года N 25-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", определение круга объектов, не подлежащих приватизации, нельзя считать ограничением прав и свобод человека и гражданина, если целевое назначение жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обусловливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи его в частную собственность.
Служебные жилые помещения, согласно статье 101 Жилищного кодекса РСФСР, предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Связанный с этим специальный правовой режим служебной жилой площади, выражающийся в особенностях предоставления и пользования ею, ее особое функциональное назначение, предполагающее заселение служебного жилого помещения определенным кругом работников, а также ее соответствующее территориальное расположение являются факторами, предопределяющими в принципе невозможность приватизации служебного жилья, что с учетом высказанной Конституционным Судом Российской Федерации правовой позиции не может рассматриваться как нарушение Конституции Российской Федерации.
Понуждение собственника (владельца) жилищного фонда к передаче служебных жилых помещений в собственность граждан недопустимо, поскольку согласно статье 9 ГК Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Таким образом, дом операторов ГРС города Мичуринск в силу своего производственного назначения, является именно служебным помещением с особым функциональным назначением, предполагающим его заселение строго определенным кругом работников - операторами ГРС, а также имеет соответствующее территориальное расположение - вблизи ГРС.
На основании изложенного суд отказывает Ерохиной Г.С., Константиновой О.А. в удовлетворении иска к ОАО«Газпром», филиалу Общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Москва»- «Моршанское линейное производственное управление магистральных газопроводов» о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске Ерохиной Г.А., Константиновой О.А. к Открытому акционерному обществу «Газпром», филиалу Общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Москва»- «Моршанское линейное производственное управление магистральных газопроводов» о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд, через Мичуринский городской суд, в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 20 августа 2012 года в 16 часов 30 минут.
Председательствующий- Е.А.Матушкина.