дело № 2-565/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Благодарный 19 мая 2011 года
Благодарненский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Бадулиной О.В., при секретаре Ведехиной Н.А., с участием истца Сергеева Г.В., представителя ответчика – Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по <адрес> МосковойО.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сергеева Г.В. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> о назначении досрочной трудовой пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Сергеев Г.В. обратился в Благодарненский районный суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> о назначении досрочной трудовой пенсии. В обосновании заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости по правилам п.п.20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2007 года № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» как лицо, осуществлявшее педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет независимо от возраста. Решением заместителя начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> ему отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости из-за отсутствия необходимой продолжительности педагогического стажа, исчисленного с применением пенсионного законодательства. Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> при подсчете общего трудового стажа в него не были включены периоды его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве тренера <данные изъяты> ДЮСШ, так как Списком должностей и учреждений не предусмотрена должность тренера; период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности директора и тренера-преподавателя ДЮСШ, так как работа в должности директора учреждений дополнительного образования подлежит включению в педагогический стаж только за период до 01 ноября 1999 года, работа тренером-преподавателем в этот же период времени не может быть взята, так как на ДД.ММ.ГГГГ у него отсутствует специальный педагогический стаж продолжительностью 16 лет и 8 месяцев и не выполняется условие о работе в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в учреждениях дополнительного образования детей, как это предусматривают Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением
педагогической деятельности. С решением об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости он не согласен, считает, что имеет необходимую продолжительность педагогического стажа, дающую право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Так, в соответствии с п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20.12.2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией права на трудовые пенсии» сказано, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской грации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). Его работа в качестве тренера с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> ДЮСШ тождественна работе, выполняемой тренером-преподавателем. Должность тренера-преподавателя предусмотрена Списком должностей и учреждений. Спортивная школа есть, и всегда была учреждением, воспитанниками которой являются учащиеся общеобразовательных школ. Таким образом, возраст обучающихся говорит о том, что все работники школы, помимо основных обязанностей по обучению детей спортивным навыкам и мастерству, занимаются еще и их воспитанием. На тренерах лежит ответственность за здоровье ребенка, его душевное состояние и нравственное развитие. Согласно приказу Государственного комитета СССР по физической культуре и спорту от 09 апреля 1987 года № 228 «О введении в действие Положения о детско-юношеской спортивной школе, специализированной детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва...» на ДЮСШ возлагалась работа по привлечению учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом, оказанию всесторонней помощи общеобразовательным школам в организации методической и спортивно-массовой работы по культивируемым в ДЮСШ видам спорта; обеспечению приобретения учащимися минимума знаний в области гигиены и первой медицинской помощи, а также овладение теоретическими основами и элементарными приемами оценки своего состояния. В самом же Положении, п. 39 идет речь о работе тренерско-преподавательского состава, порядке его комплектования и оплате труда. Тренеры-преподаватели по спорту несут ответственность за жизнь и здоровье детей, правильное комплектование групп, проведение воспитательной и учебно-тренировочной работы с учащимися, выполнение учебных программ. Осуществляют контроль за своевременным прохождением медицинского осмотра и диспансеризации занимающихся, организуют отбор перспективных юных спортсменов. Разрабатывают для каждого спортсмена групп спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства с учетом индивидуальных особенностей учебно-тренировочные планы. Следят за дисциплиной и контролируют посещаемость. Обеспечивают безопасность проводимых занятий и соблюдение санитарно-гигиенических требований. Ведут систематический учет результатов по общей и специальной физической, технической и спортивной подготовке занимающихся (карта спортсмена). Тренеры-преподаватели по спорту систематически повышают свою квалификацию, принимают участие в методических конференциях по вопросам современной методики обучения и тренировки, оказывают помощь общеобразовательным школам и другим учебным заведениям в организации и проведении воспитательной и учебно-тренировочной работы, проводят там показательные выступления и занятия. Разрабатывают предложения по совершенствованию учебно-тренировочного процесса, внедряют наиболее эффективные формы тренировок. Таким образом, наименование занимаемой им должности «тренер» в <данные изъяты> ДЮСШ просто не соответствует нормативным актам. Типовыми штатами работников ДЮСШ даже не предусматривалась должность «тренер», а предусматривалась «тренер-преподаватель». И подобное ее написание было совершено по неграмотности. Исключение из специального стажа периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из-за отсутствия работы, продолжительностью 16 лет и 8 месяцев на ДД.ММ.ГГГГ в должностях и учреждениях, дающих право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью, и отсутствие факта работы в учреждениях дополнительного образования детей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ограничивает его право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. Работники дополнительного образования детей пользуются равным правом на досрочное назначение пенсии по сравнению с работниками общеобразовательных учреждений для детей при наличии специального 25 летнего стажа независимо от возраста. В части досрочного пенсионного обеспечения работников ДЮСШ, занимающих должности тренеров-преподавателей, начиная с момента утверждения Списка профессий и должностей работников образования от 06.09.1991 года, утвержденного постановлением Совмина РСФСР №463, Списка должностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 №1067, и заканчивая Списком должностей и учреждений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, не имеется никаких изменений. Единственное касающееся его работы нововведение - выполнение нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы начиная с 01.09.2000 года, им выполнялось. Таким образом, считает подлежащим включению в специальный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности тренера-преподавателя <данные изъяты> ДЮСШ. В период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он всегда выполнял педагогическую нагрузку, установленную за ставку заработной платы, что подтверждается справкой с места работы. Период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ пришелся на службу в Вооруженных силах СССР, который также не включен Управлением ПФ в специальный педагогический стаж, поскольку действующим пенсионным законодательством не предусмотрено такое правило. Он настаивает на включении в педагогический стаж периода его службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в рядах Советской армии, по следующим основаниям: согласно ст. 78 Закона СССР «О всеобщей воинской обязанности», время нахождения граждан на действительной военной службе в рядах Вооруженных сил СССР засчитывалось в их трудовой стаж работы по специальности при условии, если они не позднее 3-х месячного срока после увольнения в запас приступят к работе по полученной до призыва специальности. В соответствии с п. 3 Порядка зачета в педагогический стаж времени работы в партийных и комсомольских органах, службы в Вооруженных силах СССР, а также времени работы в отдельных учреждениях и организациях и обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, утвержденных приказом Минпроса СССР от 16.05.1985 г № 94, периоды службы в Вооруженных силах СССР засчитываются в стаж педагогической работы, как в отдельности, так и в совокупности, если им непосредственно предшествовала и за ними непосредственно следовала педагогическая деятельность по основному месту работы. Данное условие в его ситуации полностью исполнялось. Кроме того, до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-Ф3 от 17.12.2001 года пенсия назначалась в соответствии с Законом РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.1990 года № 340, вступившим в силу с 01.01.1992 года. До 01 января 1992 года пенсия назначалась в соответствии с Законом «О государственных пенсиях» от 14.07.1956 года, согласно которому при назначении пенсии на льготных условиях служба в Вооруженных силах СССР приравнивалась по выбору лица, обратившегося за пенсией, либо к работе, которая предшествовала данному периоду службы, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Порядок назначения пенсии определялся Положением «О порядке назначения и выплаты государственных пенсий», утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года, в котором указано, что наряду с периодами непосредственно выполнявшейся работы, предусмотрено включение в специальный стаж иных периодов общественно - полезной деятельности. Согласно п. 109 указанного Положения в стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, включалась и служба в армии. Постановлением Минтруда РФ от 17.10.2003 года № 70 утверждены разъяснения «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со ст. 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которыми при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный срок включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались, соответственно, в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа). На основании изложенного, считает обоснованным и подлежащим включению в свой педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периода службы в Вооруженных силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Вышеизложенное дает основания сделать вывод о том, что ему необоснованно отказано в назначении досрочной пенсии в соответствии с п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и этим самым нарушено его право, гарантированное ст. 39 Конституции РФ. Просит суд признать незаконным решение заместителя начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости; обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по
<адрес> зачесть периоды его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и назначить пенсию со дня обращения за ее назначением, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Сергеев Г.В. заявленные исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> Московая О.П. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований Сергеева Г.В., по следующим основаниям. Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> рассмотрено заявление Сергеева Г.В. от ДД.ММ.ГГГГ о досрочном назначении трудовой пенсии по старости по подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ранее подпункт 10 пункта 1 статьи 28 Закона от 12.2001 года № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»). В соответствии с вышеназванной статьей Федерального закона от 17.12.2001 года № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью имеют граждане, осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет независимо от их возраста. Изучив представленные документы, установлено, что продолжительность стажа работы Сергеева Г.В., дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составила 13 <данные изъяты>. Специальный стаж <данные изъяты>) исчислен на основании Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781. Период работы заявителя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности тренера в <данные изъяты> Детско-юношеской спортивной школе не засчитан в специальный стаж, так как наименование должности не предусмотрено Списком должностей (в Списке поименована должность тренера - преподавателя, старшего тренера - преподавателя). Период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности тренера—преподавателя и директора (по совместительству) в <данные изъяты> Детско-юношеской спортивной школе, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности тренера - преподавателя в <данные изъяты> Детско-юношеской спортивной школе не засчитаны в специальный стаж, так как работа в должности директора в учреждениях дополнительного образования детей засчитывается в стаж педагогической деятельности только до 01 ноября 1999 года (п.п. «в», пункта 8 Правил, утвержденных постановлением от 29.10.2002 года № 781). Кроме того, периоды работы в учреждениях дополнительного образования детей засчитываются в специальный стаж, начиная с 01.01.2001 года при соблюдении одновременно следующих условий: на 01 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 08 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка, то есть в соответствующих должностях в учреждениях дополнительного образования детей. Ни одно из названных условий не выполнено. Кроме того, ГУ – УПФ РФ по <адрес> рассматривался период службы Сергеева Г.В. в Вооруженных силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Данный период не подлежит зачету в специальный педагогический стаж, поскольку Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» не предусмотрено включение в льготный стаж периодов прохождения срочной службы в рядах вооруженных сил РФ. С учетом изложенного истцу в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1, статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» отказано из-за отсутствия требуемой продолжительности специального стажа.
Суд, выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, находит исковые требования Сергеева Г.В. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно копии решения об отказе в назначении пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ, Сергееву Г.В. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1, статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» отказано из-за отсутствия требуемой продолжительности специального стажа. Изучив представленные документы, установлено, что продолжительность стажа работы Сергеева Г.В., дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составила <данные изъяты>. Специальный стаж (<данные изъяты>) исчислен на основании Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781. Период работы заявителя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности тренера в <данные изъяты> Детско-юношеской спортивной школе не засчитан в специальный стаж, так как наименование должности не предусмотрено Списком должностей (в Списке поименована должность тренера - преподавателя, старшего тренера - преподавателя). Период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности тренера—преподавателя и директора (по совместительству) в <данные изъяты> Детско-юношеской спортивной школе, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности тренера - преподавателя в <данные изъяты> Детско-юношеской спортивной школе не засчитаны в специальный стаж, так как работа в должности директора в учреждениях дополнительного образования детей засчитывается в стаж педагогической деятельности только до 01 ноября 1999 года (п.п. «в», пункта 8 Правил, утвержденных постановлением от 29.10.2002 года № 781). Кроме того, периоды работы в учреждениях дополнительного образования детей засчитываются в специальный стаж, начиная с 01.01.2001 года при соблюдении одновременно следующих условий: на 01 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 08 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка, то есть в соответствующих должностях в учреждениях дополнительного образования детей. Ни одно из названных условий не выполнено.
Как следует из копии трудовой книжки №, заполненной ДД.ММ.ГГГГ на имя Сергеева Г.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ Сергеев Г.В. на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ принят в <данные изъяты> детско-юношескую спортивную школу РОНО в качестве тренера; ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа № по РОНО от ДД.ММ.ГГГГ уволен с работы в связи с призывом в Советскую Армию; ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа № по РОНО от ДД.ММ.ГГГГ принят на работу в <данные изъяты> детско-юношескую спортивную школу в качестве тренера по легкой атлетике; ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ уволен с работы в связи с переводом в СШ № учителем физкультуры; ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ принят на должность директора государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей Детской юношеской спортивной школы переводом из ГОУ СОШ № <адрес>; ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления № <данные изъяты> свидетельство №, согласно постановлению <данные изъяты> районной государственной администрации, государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей детско-юношеская спортивная школа переименована в муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей детско-юношеская спортивная школа <адрес>; ДД.ММ.ГГГГ принят тренером-преподавателем в <данные изъяты> детско-юношескую спортивную школу; ДД.ММ.ГГГГ на основании Постановления главы <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ, муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа» переименовано в муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «<данные изъяты> детско-юношеская спортивная школа»; ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор расторгнут по инициативе работника, пункт 3, части 1, статьи 77 ТК РФ; ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ принят на должность тренера-преподавателя муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «<данные изъяты> детско-юношеская спортивная школа».
Согласно копии военного билета серии №, выданного <данные изъяты> райвоенкоматом <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, Сергеев Г.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, личный <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в Вооруженных силах Союза ССР.
Согласно копии справки, выданной ДД.ММ.ГГГГ директором МОУ ДОД «<данные изъяты> исходящий №, Сергеев Г.В. действительно работал в <данные изъяты> детско-юношеской спортивной школе в качестве тренера: с ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ (приказ № по РОНО от ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ (приказ № по РОНО от ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ); с ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ) работал в должности директора и по совместительству в должности старшего тренера-преподавателя; с ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ) по настоящее время - в должности тренера - преподавателя. С ДД.ММ.ГГГГ пo настоящее время выполняет норму рабочего времени, установленную за ставку заработной платы по должности тренера-преподавателя. В отпусках без сохранения заработной платы, учебных отпусках, на курсах повышения квалификации с отрывом от производства не находился. Согласно распоряжению главы <данные изъяты> районной государственной администрации <адрес> №-р, свидетельство № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с реорганизацией отдела образования <данные изъяты> районной государственной администрации <адрес>, «<данные изъяты> детско-юношеская спортивная школа» переименована в Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа» <адрес>. Согласно постановлению <данные изъяты> районной администрации №, свидетельство № от ДД.ММ.ГГГГ, государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа» переименована в муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа» <адрес>. Согласно постановлению Главы администрации <данные изъяты> муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ, муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа» переименована в Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «<данные изъяты> детско-юношеская спортивная школа». Основание: книги приказов за 1985<данные изъяты> годы, штатное расписание, должностные инструкции, Устав учреждения, тарификационные списки <данные изъяты> годы.
Согласно копии справки, выданной ДД.ММ.ГГГГ директором муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №», исходящий №, Сергеев Г.В. действительно работал в <данные изъяты> средней школе № в качестве учителя физвоспитания с ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ (приказ №-к от ДД.ММ.ГГГГ). В отпусках без сохранения заработной платы не находился. В учебных отпусках не находился. На курсах повышения квалификации с отрывом от производства не находился. <данные изъяты> средняя школа № реализовывала программу общего среднего образования, т.е. являлась средней общеобразовательной школой. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Сергеев Г.В. выполнял норму рабочего времени, установленную за ставку заработной платы по должности учителя. По совмещению: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 0.33 ставки. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 0.33 ставки. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 0.33 ставки. Согласно тарификационным спискам <данные изъяты> годы. В связи с реорганизацией отдела образования <данные изъяты> районной государственной администрации средняя школа № <адрес> переименована в Государственное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу <адрес>. Основание: распоряжение главы <данные изъяты> районной государственной администрации №-р от ДД.ММ.ГГГГ. Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № <адрес> переименована в муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №». Основание: постановление главы администрации <данные изъяты> муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ. Основание: книги приказов за <данные изъяты> годы, должностные инструкции, лицевые счета за <данные изъяты>, тарификационные списки за <данные изъяты> годы, Устав учреждения.
Согласно тарификационным спискам педагогических и других работников народного образования Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа» <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, Сергеев Г.В. работал старшим тренером-преподавателем.
Согласно выписке из приказа <данные изъяты> ДЮСШ № от ДД.ММ.ГГГГ, приказано: изменить наименование должности «тренер» на должность «тренер-преподаватель» образовательного учреждения.
Судом также исследованы следующие представленные документы: устав МОУ ДОД «<данные изъяты>», утвержденный постановлением главы администрации <данные изъяты> муниципального района СК от ДД.ММ.ГГГГ №; должностная инструкция тренера-преподавателя, принятая на заседании педагогического Совета МОУ ДОД <данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ и утвержденная директором МОУ ДОД ДЮСШ <адрес>; аттестационный лист Сергеева Г.В. от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со статьей 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2002 года, сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей имеют граждане, осуществлявшие педагогическую деятельность не менее 25 лет.
Списком должностей и учреждений, работа в которых зачитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, предусмотрена должность «тренера - преподавателя».
В соответствии с пунктом 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды начиная с 1 января 2001 года засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, то есть в соответствующих должностях в учреждениях дополнительного образования детей.
В соответствии с п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20.12.2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской грации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Согласно приказу Государственного комитета СССР по физической культуре и спорту от 09 апреля 1987 года № 228 «О введении в действие Положения о детско-юношеской спортивной школе, специализированной детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва...», на детско-юношескую спортивную школу возлагалась работа по привлечению учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом, оказанию всесторонней помощи общеобразовательным школам в организации методической и спортивно-массовой работы по культивируемым в детско-юношеской спортивной школе видам спорта; обеспечению приобретения учащимися минимума знаний в области гигиены и первой медицинской помощи, а также овладение теоретическими основами и элементарными приемами оценки своего состояния.
Согласно п. 39 «Положения о детско-юношеской спортивной школе, специализированной детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва...», тренеры-преподаватели по спорту несут ответственность за жизнь и здоровье детей, правильное комплектование групп, проведение воспитательной и учебно-тренировочной работы с учащимися, выполнение учебных программ. Осуществляют контроль за своевременным прохождением медицинского осмотра и диспансеризации занимающихся, организуют отбор перспективных юных спортсменов. Разрабатывают для каждого спортсмена групп спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства с учетом индивидуальных особенностей учебно-тренировочные планы. Следят за дисциплиной и контролируют посещаемость. Обеспечивают безопасность проводимых занятий и соблюдение санитарно-гигиенических требований. Ведут систематический учет результатов по общей и специальной физической, технической и спортивной подготовке занимающихся (карта спортсмена). Тренеры-преподаватели по спорту систематически повышают свою квалификацию, принимают участие в методических конференциях по вопросам современной методики обучения и тренировки, оказывают помощь общеобразовательным школам и другим учебным заведениям в организации и проведении воспитательной и учебно-тренировочной работы, проводят там показательные выступления и занятия. Разрабатывают предложения по совершенствованию учебно-тренировочного процесса, внедряют наиболее эффективные формы тренировок.
Как установлено в судебном заседании, трудовая деятельность истца в должности тренера в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности тренера и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности тренера по легкой атлетике в <данные изъяты> детской -юношеской спортивной школе, тождественна работе, выполняемой тренером-преподавателем. Должность тренера-преподавателя предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых зачитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781.
С учетом изложенного суд считает, что указанные периоды подлежат включению в льготный стаж Сергеева Г.В.
ГУ – УПФ РФ по <адрес> не включен также в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, период службы Сергеева Г.В. в Вооруженных силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Суд считает, что указанный период подлежит включению в льготный стаж, поскольку в соответствии со статьей 78 Закона СССР «О всеобщей воинской обязанности» время нахождения граждан на действительной военной службе в рядах Вооруженных сил СССР засчитывалось в их трудовой стаж работы по специальности при условии, если они не позднее 3-х месячного срока после увольнения в запас приступят к работе по полученной до призыва специальности.
Пенсия в связи с педагогической деятельностью начислялась в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 года «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» и Положением о порядке начисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 года «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».
Согласно подп. «г», пункта 1 Положения о порядке начисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 года «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в Вооруженных Силах СССР и пребывание в партизанских отрядах.
В соответствии со статьей 4 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Таким образом, в случае, если военная служба проходила до 01.10.1992 года, то время ее прохождения не должно исключаться из стажа, дающего право на назначение пенсии на льготных условиях, поскольку закон обратной силы не имеет.
Как следует из документов, представленных истцом Сергеевым Г.В. в обоснование заявленных исковых требований, он в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в учреждениях народного просвещения, в соответствии с Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 12.0.1984 года № 313), об этом свидетельствует основание внесения записи о приеме и увольнении (Приказы по РОНО № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ) и оттиск печати <данные изъяты> детской спортивной школы, содержащий указания на подчиненность Министерству Просвещения РСФСР).
Постановление Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 года «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», содержало в Перечне учреждений организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, органы народного образования, в том числе районные, которым относилась <данные изъяты> детско-юношеская спортивная школа.
В соответствии с пунктом 3 Порядка зачета в педагогический стаж времени работы в партийных и комсомольских органах, службы в Вооруженных силах СССР, а также времени работы в отдельных учреждениях и организациях и обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, утвержденных приказом Минпроса СССР от 16.05.1985 года № 94, периоды службы в Вооруженных силах СССР засчитываются в стаж педагогической работы как в отдельности, так и в совокупности, если им непосредственно предшествовала и за ними непосредственно следовала педагогическая деятельность по основному месту работы. Данное условие в ситуации истца полностью исполнялось. Кроме того, до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-Ф3 от 17.12.2001 года, пенсия назначалась в соответствии с Законом РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.1990 года № 340, вступившим в силу с 01.01.1992 года. До 01 января 1992 года пенсия назначалась в соответствии с Законом «О государственных пенсиях» от 14.07.1956 года, согласно которого при назначении пенсии на льготных условиях служба в Вооруженных силах СССР приравнивалась по выбору лица, обратившегося за пенсией, либо к работе, которая предшествовала данному периоду службы, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Порядок назначения пенсии определялся Положением «О порядке назначения и выплаты государственных пенсий», утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года, в котором указано, что наряду с периодами непосредственно выполнявшейся работы предусмотрено включение в специальный стаж иных периодов общественно - полезной деятельности.
Согласно пункта 109 Положения «О порядке назначения и выплаты государственных пенсий», утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года, в стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение включалась и служба в армии.
Постановлением Минтруда РФ от 17.10.2003 года № 70 утверждены разъяснения «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со ст. 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которыми при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую в указанный срок включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались, соответственно, в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).
В связи с изложенным, суд считает подлежащим включению в специальный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода службы истца в Вооруженных силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Исключение из специального стажа периода работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности тренера-преподавателя в <данные изъяты> Детско-юношеской школе из-за отсутствия работы, продолжительностью 16 лет и 8 месяцев по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в должностях и учреждениях, дающих право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью, и отсутствия факта работы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений! Списка, то есть в соответствующих должностях в учреждениях дополнительного образования детей, ограничивает право истца на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Работники дополнительного образования детей пользуются равным правом на досрочное назначение пенсии по сравнению с работниками общеобразовательных учреждений для детей при наличии специального 25 летнего стажа независимо от возраста.
В части досрочного пенсионного обеспечения работников детско-юношеских спортивных школ, занимающих должности тренеров-преподавателей, начиная с момента утверждения Списка профессий и должностей работников образования от 06.09.1991 года, утвержденного постановлением Совмина РСФСР № 463, Списка должностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 №1067, и Списком должностей и учреждений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, не имеется никаких изменений.
Норма рабочего времени, установленная за ставку заработной платы, начиная с 01.09.2000 года, в том числе и в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, истцом выполнялась.
Таким образом, суд считает подлежащим включению в специальный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы Сергеева Г.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности тренера-преподавателя Благодарненской детско-юношеской спортивной школы.
В связи с тем, что на момент обращения в ГУ – УПФ РФ по <адрес> у Сергеева Г.В. имелся требуемый педагогический стаж, суд считает, что ему необоснованно отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», чем нарушено его право на пенсионное обеспечение, гарантированное ст. 39 Конституции Российской Федерации.
На основании изложенного, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования Сергеева Г.В. в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 193-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Сергеева Г.В. - удовлетворить.
Признать решение заместителя начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> зачесть Сергееву Г.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в специальный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности тренера в <данные изъяты> Детско-юношеской спортивной школе; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности тренера по легкой атлетике в <данные изъяты> Детско-юношеской спортивной школе; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности тренера-преподавателя в <данные изъяты> Детско-юношеской спортивной школе; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – период службы в Вооруженных силах СССР, и назначить пенсию со дня подачи заявления, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Благодарненский районный суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 24 мая 2011 года.
Судья Благодарненского районного
суда Ставропольского края О.В. Бадулина
На момент опубликования решение не вступило в законную силу