Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-48/2021 (2-1605/2020;) ~ М-1358/2020 от 08.10.2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.о.Чапаевск                                                                                                  1 апреля 2021 года

Самарской области

Чапаевский городской суд в составе: председательствующего - судьи Овсянникова С.В., при секретаре Гореловой А.В., с участием истца – Карповой И.В., представителя ответчика – Кургаева П.Г. рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Чапаевского городского суда гражданское дело №2-48/21 по исковому заявлению Карповой И.В. к ГКУ СО ЦЗН г.о.Чапаевск о признании статуса безработной и выплате пособия по безработице, встречное исковое заявление ГКУ СО ЦЗН г.о.Чапаевск к Карповой И.В. о взыскании незаконно полученного пособия по безработице,-

У С Т А Н О В И Л:

Карпова И.В. обратилась в суд с исковым заявлением к ГКУ Самарской области ЦЗН г.о.Чапаевск о признании статуса безработной и выплате пособия по безработице.

ГКУ Самарской области ЦЗН г.о.Чапаевск обратилось в суд со встречным исковым заявлением к Карповой И.В. о взыскании незаконно полученного пособия по безработице.

В судебном заседании истец - Карпова И.В., исковое заявление поддержала и просила удовлетворить. Она пояснила, что <Дата обезличена> обратилась в ГКУ Самарской области ЦЗН г.о.Чапаевск для регистрации в качестве безработной. При обращении в Центр занятости населения она была постановлена на учет в качестве безработной, а <Дата обезличена> на её электронную почту поступило уведомление из ГКУ Самарской области ЦЗН г.о.Чапаевск о снятии с учета в связи получением пособия по безработице якобы обманным способом. Решение центра занятости населения считает необоснованным, поскольку с последнего места работы – ООО «<Данные изъяты>», уволилась <Дата обезличена>, с этой даты нигде не работала по <Дата обезличена>. Справку о заработной плате из ООО «<Данные изъяты>» не могла получить из-за устройства на работу в электронном виде, представила трудовую книжку со сведениями о последнем месте трудовой деятельности у ИП ФИО1                    В связи с принятым решением о снятии с учёта по безработице ГКУ Самарской области ЦЗН г.о.Чапаевск обратилось к ней с предложением вернуть пособие по безработице с <Дата обезличена> в соответствии со ст.3 Закона РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «О занятости населения в Российской Федерации». В связи с этим нарушены её социальные права, поскольку в этом случае она утрачивает статус «безработной», не имеет возможности получить пособие по безработице. Просила признать её, имеющей статус «безработной» с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> (время регистрации в г.о.Чапаевск), в удовлетворении встречного искового заявления ГКУ Самарской области ЦЗН г.о.Чапаевск просила отказать, как не имеющего оснований. Денежные средства, выплаченные ей ГКУ Самарской области ЦЗН г.о.Чапаевск с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в размере 3.953 рубля 33 коп., она добровольно вернула.

Представитель ответчика – представитель ГКУ Самарской области ЦЗН г.о.Чапаевск Кургаев П.Г., в судебном заседании исковые требования Карповой И.В. не признал. Пояснил, что приказом <Номер обезличен> от <Дата обезличена> на основании заявления от <Дата обезличена> и представленных документов в соответствии с Законом Российской Федерации от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «О занятости населения в Российской Федерации» Карпова И.В. была признана безработной. С <Дата обезличена> по <Дата обезличена> Карпова И.В. получала пособие по безработице в размере 48.459 рублей 45 коп. из средств федерального бюджета. При заполнении заявления Карпова И.В. предоставила сканированную копию трудовой книжки и справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы. Из документов последним местом работы Карповой И.В. являлось ИП ФИО1 Сотрудниками ГКУ СО ЦЗН г.о.Чапаевск по межведомственному взаимодействию был направлен запрос в ГУ-ПФ РФ о выяснении трудовой деятельности Карповой И.В., и                    <Дата обезличена> поступило подтверждение этого факта. Таким образом, Карпова И.В. при регистрации представила в органы службы занятости заведомо ложные и недостоверные сведения, получила социальную выплату в виде пособия по безработице. Согласно п.2 ст.35 Закона РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен> (ред. от <Дата обезличена>) «О занятости населения в Российской Федерации» выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного,    в случае попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем. Карповой И.В. было направлено уведомление о возврате незаконно полученной социальной выплаты. Просил взыскать с Карповой И.В. в пользу ГКУ Самарской области ЦЗН г.о.Чапаевск незаконно полученное пособие по безработице в размере 48.459 рублей 45 коп.

Третье лицо – представитель ООО «Вайлдберриз», в судебное заседание не явился,                  о времени и месте судебного заседания был извещён надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие. Суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствие третьего лица.

Государственный номер – представитель ГУ-УПФ РФ в г.о.Новокуйбышевск (межрайонное) в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещён надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие. Суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствие представителя государственного органа.

Выслушав мнение участников процессов, изучив предоставленные документы, суд считает, что исковое заявление Карповой И.В. к ГКУ Самарской области ЦЗН г.о.Чапаевск о признании статуса безработной и выплате пособия по безработице подлежит удовлетворению, в удовлетворении встречного искового заявления ГКУ Самарской области ЦЗН г.о.Чапаевск к Карповой И.В. о взыскании незаконно полученного пособия по безработице надлежит отказать. Выводы суда основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств.

Так, согласно паспорту гражданина Российской Федерации <Номер обезличен>, выданному ОУФМС России по <Адрес обезличен> в <Адрес обезличен> <Дата обезличена>, Карпова И.В. родилась <Дата обезличена> в <Адрес обезличен>, и с <Дата обезличена> была зарегистрирована по адресу: <Адрес обезличен>, и с <Дата обезличена> зарегистрирована по адресу: <Адрес обезличен>.

В соответствии с уведомлением от <Дата обезличена> ГКУ <Адрес обезличен> «ЦЗН г.о.Чапаевск» известно, что ГКУ Самарской области «ЦЗН г.о.Чапаевск» уведомило Карпову И.В. о том, что в соответствии с Законом РФ                          «О занятости населения в РФ» она получала социальные выплаты. Незаконно полученные выплаты Карповой И.В. составили 48.459 рублей 45 коп. Причина незаконного получения: сокрытие факта занятости с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, которые подлежат возврату до <Дата обезличена>.

Согласно сведений о трудовой деятельности из информационного ресурса ГУ-ПФ РФ о зарегистрированном лице Карповой И.В. известно, что с <Дата обезличена> по                      <Дата обезличена> Карпова И.В. была трудоустроена у ИП ФИО1; и с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в ООО «<Данные изъяты>».

По сведениям от <Дата обезличена> ГУ-Отделение пенсионного фонда РФ по Самарской области известно, что Карпова И.В. – сведения о факте работы за отчетные периоды: <Дата обезличена> года представлены страхователем - ООО «<Данные изъяты>». Однако, <Дата обезличена> и <Дата обезличена> указанным страхователем представлены отменяющие формы сведений СВЗ-М за отчетные периоды <Дата обезличена>

На основании приказа <Номер обезличен> от <Дата обезличена> прекращена выплата пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработной гражданина Карповой И.В. с <Дата обезличена> в связи с попыткой получения либо получения пособия по безработице обманным путем.

В соответствии со справкой о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы Карповой И.В. известно, что ее средний заработок за последние три месяца работы у ИП ФИО1 составил 12.166 рублей 67 коп.

Согласно заявлению от <Дата обезличена> в ГКУ Самарской области «Центр занятости населения г.о.Чапаевск» Карпова И.В. просила предоставить государственную услугу - содействие в поиске подходящей работы.

Согласно приказов ГКУ Самарской области «Центр занятости населения г.о.Чапаевск» <Номер обезличен> и <Номер обезличен> от <Дата обезличена> Карпова И.В. признана «безработной». Карповой И.В. назначено пособие по безработице в соответствии со ст.ст. 30, 31, 33, 34, 34.1, 34.2 Закона РФ от <Дата обезличена>                        <Номер обезличен> «О занятости населения в РФ». Установлен период выплаты пособия по безработице шесть месяцев: с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>.

В соответствии с трудовой книжкой <Номер обезличен> Карповой И.В. известно, что <Дата обезличена> принята на должность <Данные изъяты> в <Адрес обезличен> ИП ФИО1 (приказ <Номер обезличен> от <Дата обезличена>);                        <Дата обезличена> трудовой договор расторгнут по инициативе работника (приказ <Номер обезличен> от <Дата обезличена>).

Согласно приказу от <Дата обезличена> ООО «Вайлдберриз» усматривается, что Карпова И.В. работала в Организации с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в должности <Данные изъяты>. <Дата обезличена> трудовой договор расторгнут по инициативе работника.

В соответствии с сообщением ООО «<Данные изъяты>» от <Дата обезличена> усматривается, что Карпова И.В. действительно работала в должности <Данные изъяты> в ООО «<Данные изъяты>» с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>. С <Дата обезличена> года – <Дата обезличена> года её доход составил 4.043 рубля 30 коп. (оплата по больничному листу: с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>).

По сведениям от <Дата обезличена> ГУ - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда РФ в Самарской области в региональной базе данных на застрахованное лицо - Карпову И.В., имеются сведения, составляющие пенсионные права. Имеются сведения о работе Карповой И.В. с <Дата обезличена> года в ООО «<Данные изъяты>»; с <Дата обезличена> года у ИП ФИО1

В соответствии с сообщением от <Дата обезличена> ООО «<Данные изъяты>» известно, что Карпова И.В. состояла в трудовых отношениях с ООО «<Данные изъяты>» по трудовому договору <Номер обезличен> от <Дата обезличена>. Карпова И.В. работала в Обществе с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> (приказ об увольнении <Номер обезличен>). Лист нетрудоспособности был оплачен <Дата обезличена>. (больничный лист с                        <Дата обезличена> по <Дата обезличена>.

В соответствии с индивидуальными сведениями лицевого счета застрахованного лица Карповой И.В., <Дата обезличена> года рождения, известно, что трудовой стаж Карповой И.В., страховой номер индивидуального лицевого счета                     <Номер обезличен>, составляет 14 лет.

Согласно чеку-ордеру от <Дата обезличена> ПАО «Сбер.банк» известно, что Карпова И.В. оплатила возврат пособия по безработице за <Дата обезличена> год в                                         ГКУ Самарской области ЦЗН г.о.Чапаевск - 3.953 рубля 33 коп.

Анализируя представленные доказательства, суд исходит из оценки их совокупности, допустимости, относимости и достаточности для принятия судебного решения.

Конституция РФ в соответствии с целями социального государства предусматривает установление государственных гарантий реализации гражданами конституционных прав на труд, охрану труда и здоровья, социальную защиту от безработицы (ч.2 ст.7, ч.3 ст.37, ч.2 ст.39).

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан РФ на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «О занятости населения в Российской Федерации».

Согласно ст.3 Закона РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней (п. 1).

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации (п. 2).

Постановлением Правительства РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы» утверждены Правила регистрации безработных граждан.

Согласно п.4 указанных Правил, постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов: паспорт или документ, его заменяющий; трудовая книжка или документ, ее заменяющий; документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации, документы об обучении, документы об ученых степенях и ученых званиях; справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы; для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.

В судебном заседании установлено, что последним местом работы Карповой И.В., согласно трудовой книжке, является должность <Данные изъяты> в <Адрес обезличен> у ИП ФИО1 (приказ <Номер обезличен> от <Дата обезличена>); <Дата обезличена> трудовой договор был расторгнут по инициативе работника (приказ <Номер обезличен> от <Дата обезличена>).

<Дата обезличена> Карпова И.В. обратилась в ГКУ Самарской области ЦЗН г.о.Чапаевск с заявлением о предоставлении государственной услуги в виде содействия гражданам в поиске подходящей работы. Она была поставлена на учет в качестве безработной – приказ <Номер обезличен> от <Дата обезличена> ГКУ Самарской области ЦЗН г.о.Чапаевск. Установлен размер пособия по безработице с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в размере 75% средней зар.платы (12.166 рублей 67 коп.) – 9.125 рублей, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в размере 60% средней зар.платы (12.166 рублей 67 коп.) – 7.300 рублей

Приказом <Номер обезличен> от <Дата обезличена> Карповой И.В. прекращена выплата пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного гражданина с <Дата обезличена> в связи с попыткой получения либо получения пособия по безработице обманным путем.

Со слов Карповой И.В., она работала в должности <Данные изъяты> в ООО «<Данные изъяты>» по заявлению в электронном виде с <Дата обезличена> по                          <Дата обезличена>. Записи о трудовой деятельности Карповой И.В. в ООО «<Данные изъяты>» в трудовую книжку внесены не были. Указанное обстоятельство нашло подтверждение в судебном заседании.

Анализируя представленные сторонами доказательства, суд считает, что случаев, при которых граждане не могут быть признаны безработными, изложенными в ст.3 Закона РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «О занятости населения в Российской Федерации», в настоящей ситуации не усматривается, поскольку истец не могла представить сведения о трудовой деятельности в ООО «<Данные изъяты>» из-за устройства на работу по заявлению в электроном виде, что осложнило возможность представления ею сведений в государственный орган. Кроме того, она вернула в ГКУ Самарской области ЦЗН г.о.Чапаевск денежные средства за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в размере 3.953 рубля 33 коп., как необоснованно полученные, поскольку она работала в ООО «<Данные изъяты>» по <Дата обезличена> и могла бы обратиться в ГКУ СО ЦЗН г.о.Чапаевск с учётом выходных и праздничных дней по вопросу трудоустройства лишь <Дата обезличена>.

Мнение суда основано на следующих выводах.

Согласно Определению <Номер обезличен> от <Дата обезличена> Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ отсутствие у гражданина правильно оформленной справки о доходах за последние три месяца по последнему месту работы, или отсутствие справки как таковой, не является основанием для отказа в признании его безработным в случае, если соблюдены другие установленные законом условия.

По смыслу законодательства, служба занятости анализирует квалификацию гражданина, действительное отсутствие у него работы. Даже в случае отсутствия у человека любой квалификации, для постановки на учёт в качестве безработного достаточным может быть одного паспорта и стремления найти работу.

Гражданин может лишиться статуса безработного, если он откажется от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера. Перечислены в законе и другие причины для лишения статуса безработного, но все они связаны с тем, что сначала гражданина ставят на учёт и присваивают ему соответствующий статус. Государство гарантирует безработным выплату пособия по безработице.

Само по себе установление определенного перечня документов, необходимых для признания лица безработным, не нарушает прав граждан. При этом органы службы занятости не вправе отказать лицам, прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность или неработавшим длительное время, в признании безработными только по причине непредставления ими сведений о заработке по последнему месту работы.

Непредставление какого-либо из документов, в частности справки о заработке с последнего места работы, нередко становится основанием для отказа в признании гражданина безработным.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина ФИО2» определены положения, в силу которых органы службы занятости не вправе отказать в регистрации гражданина в качестве безработного даже при отсутствии справки о среднем заработке.

При принятии решения суд учитывает конституционное право граждан на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ) обеспечивается путем осуществления мер по содействию полной, продуктивной и свободно избранной занятости, нейтрализации нежелательных последствий, связанных с утратой работы, и социальной поддержки тех, кто официально признан безработными. В целях реализации указанных мер законом о занятости населения гражданам гарантированы следующие права:

- на бесплатное содействие в подборе подходящей работы, трудоустройство при посредничестве органов службы занятости, информирование о положении на рынке труда (п. 1 ст. 8, п. 1 ст. 12 Закона о занятости населения);

- на бесплатную консультацию, бесплатное получение в органах службы занятости информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, для выбора сферы деятельности, трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования (п.1 ст.9 Закона о занятости населения);

- на участие в оплачиваемых общественных работах (п. 2 ст. 24 закона о занятости населения). Это право имеют те граждане, которые зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы.

Указанные права предоставляются всем гражданам РФ вне зависимости от того, зарегистрированы они в качестве безработных или нет.

    Тем же, кто официально получает статус безработного, социальная поддержка оказывается в большем объеме. Речь идет о пособии по безработице, праве на бесплатное получение услуг по содействию в переезде и переселении в другую местность для трудоустройства (с оказанием соответствующей финансовой поддержки), по профессиональной ориентации и психологической поддержке, праве на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии (п. 2 ст. 9, п. 2 ст. 12, ст. 22.1, ст. 23, п. 1 ст. 28 закона о занятости населения).

Законодательно установленное требование о представлении определенных документов для признания безработным гражданина, зарегистрированного в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, не выходит за рамки дискреционных полномочий федерального законодателя, поэтому не может рассматриваться ни как нарушение права граждан на защиту от безработицы, ни как умаление государственных гарантий реализации этого права. Однако при формировании перечня необходимых документов законодатель должен учитывать, что их истребование должно помогать органам службы занятости оказывать надлежащую поддержку безработным и не создавать при этом необоснованных затруднений в реализации права граждан на защиту от безработицы (абз. 2 п.3 Постановления).

Так, паспорт или заменяющий его документ необходим для идентификации личности лица, обратившегося в органы занятости, трудовая книжка, содержащая информацию о трудовом стаже, содержании и условиях трудовой деятельности, – для определения основания и давности прекращения этой деятельности и подбора гражданину подходящей работы. По общему правилу подходящей считается работа, в том числе временная, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, а также транспортной доступности рабочего места (п. 1 ст. 4 закона о занятости населения). Более подробные требования к подбору подходящей работы установлены Правительством РФ (постановление Правительства РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен>). Согласно этим требованиям при подборе работы необходимо учитывать профессию (специальность) гражданина, должность, вид деятельности, уровень образования и квалификации, опыт и навыки работы, размер среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда, транспортную доступность рабочего места, а также требования работодателя к кандидатуре работника (они содержатся в сведениях о свободных рабочих местах и вакантных должностях).

О необходимости учета размера среднего заработка при подборе гражданину новой работы говорится и в самом законе о занятости населения – в нем установлено, что предлагаемая работа, если заработок по ней будет ниже среднего заработка по последнему месту работы, не может считаться подходящей, за исключением случаев, когда среднемесячный заработок гражданина превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем регионе (п. 4 ст. 4 закона о занятости населения). Именно поэтому органы службы занятости и требуют справку о среднем заработке. Кроме того, данная справка нужна для определения размера пособия по безработице (п. 1 ст. 30, п. 1 ст. 22 закона о занятости населения), а также стипендии, которая выплачивается во время прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профобразования по направлению органов службы занятости (п. 1 ст. 29 закона о занятости населения). Размер данных выплат представляет собой определенную долю (в процентах) от среднего заработка безработного, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы.

При этом для некоторых категорий граждан, в том числе тех, кто прекратил индивидуальную предпринимательскую деятельность, а также тех, кто хочет снова начать работать после длительного (более одного года) перерыва, установлены другие критерии подходящей работы и иной размер пособий по безработице и стипендий. Для таких лиц подходящей считается почти любая работа. Главные требования – она должна оплачиваться и соответствовать нормам трудового законодательства (п. 3 ст. 4 закона о занятости населения). Пособие же по безработице выплачивается указанным гражданам в минимальном размере (п.2 ст.30 и п.1 ст.34 Закона о занятости населения). Конституционный Суд РФ неоднократно указывал ранее, что эта дифференциация основана на объективных критериях (таких, как отсутствие предшествующей трудовой деятельности или продолжительность перерыва в работе), учитывает различия в правовом статусе лиц, работающих по трудовому договору, и лиц, являющихся ИП, и не может расцениваться как нарушение принципа равенства или ограничение права на защиту от безработицы (Определение КС РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-О, Определение КС РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-О, Определение КС РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-О и другие).

Непредставление сведений о заработке по последнему месту работы не предусмотрено в качестве основания для отказа в признании безработным и Правилами регистрации безработных граждан, притом что закрепленный в них перечень случаев, в которых принимаются решения о таком отказе, закрытый (п. 9 указанных правил).

Кроме того, Конституционный Суд РФ постановил, что органы службы занятости не вправе уклоняться от принятия решения по вопросу признания безработным зарегистрированного в целях поиска подходящей работы гражданина, прекратившего индивидуальную предпринимательскую деятельность, или лица, которое хочет снова начать работать после большого перерыва, по причине непредставления им справки о среднем заработке по последнему месту работы (абз. 1 п.5 Постановления). Подобное уклонение приводит к неопределенности правового положения таких лиц в отношениях с органами службы занятости и создает препятствия для реализации их права на защиту от безработицы, как это и произошло в случае с заявителем.

Более того, согласно ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Таким образом, право на социальное обеспечение означает обязательное участие государства в содержании тех своих граждан, которые из-за нетрудоспособности либо других независящих от них причин не имеют достаточных средств к существованию. Социальное обеспечение — одна из наиболее важных конституционных форм социальной защиты населения.

Конституционными формами социального обеспечения выступают государственные пенсии и социальные пособия. Иные формы социального обеспечения могут устанавливаться законом.

Суд учитывает, что представленные сведения ГУ - УПФ РФ в г.о.Новокуйбышевск (межрайонное) и ГУ-Отделение пенсионного фонда РФ по Самарской области о трудовой деятельности Карповой И.В. в <Дата обезличена> года не нашли своего подтверждения. В ходе разбирательства установлено, что Карповой И.В. в <Дата обезличена> года был оплачен ООО «<Данные изъяты>» больничный лист с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в размере 4.043 рубля 30 коп., поэтому в пенсионном органе имелись такие сведения о трудовой деятельности истца в <Дата обезличена> года. Фактически с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> Карпова И.В. трудовой деятельности не осуществляла.

С учётом изложенного, суд считает, что исковое заявление Карповой И.В. к ГКУ Самарской области ЦЗН г.о.Чапаевск о признании статуса безработной и выплате пособия по безработице подлежит удовлетворению, надлежит признать истца, имеющей статус «безработной» с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>.

Относительно встречного искового заявления ГКУ СО ЦЗН г.о.Чапаевск к Карповой И.В. о взыскании неосновательно полученного пособия по безработице, суд считает, что оно удовлетворению не подлежит.

Ответчик полагает, что выплаченные денежные средства Карповой И.В. подлежат возвращению в бюджет как незаконно выплаченные, то есть являются убытками государства.

Согласно ст.15 ГПК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

В силу ст.31 Закона пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.

    В соответствии с п.2 ст.35 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» выплата пособия по безработице может быть прекращена, приостановлена или его размер может быть сокращен органами службы занятости. Выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случае попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем.

Суд считает, что поскольку Карпова И.В. законно получала социальные выплаты с                    <Дата обезличена>, то в удовлетворении встречного искового заявления ГКУ СО ЦЗН г.о.Чапаевск о взыскании незаконно полученного пособия по безработице надлежит отказать.

Выводы суда основаны на том обстоятельстве, что Карпова Г.В. на основании решения государственного органа получала социальную выплату по безработице. Поводом к прекращению выплат послужили недостоверные сведения, по мнению ответчика, о трудовой деятельности истца, представленные пенсионным органом в ГКУ Самарской области ЦЗН г.о.Чапаевск, которые были уточнены в ходе судебного разбирательства.

Согласно п.3 ст.1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В ходе разбирательства установлено, что Карпова И.В. была зарегистрирована в ГКУ Самарской области ЦЗН г.о.Чапаевск как безработная. Возврат пособия по безработице возможен лишь в случае, если безработный получил его в результате недобросовестных действий. Такие действия судом не установлены.

Таким образом, доказательств того, что Карпова И.В. являлась занятым иным, предусмотренным ст.2 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» образом (работал по трудовому договору, по договору гражданско-правового характера, занята на сезонных или временных работах, зарегистрирована в качестве ИП и пр.), суду не представлено за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>.                         С учётом изложенного, суд считает, что ответчик – Карпова И.В., в спорный период                     не осуществляла трудовую деятельность.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, -

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Карповой И.В. к ГКУ СО ЦЗН г.о.Чапаевск о признании статуса безработной и выплате пособия по безработице – удовлетворить.

Признать Карпову И.В., имеющей статус «безработной» с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>.

В удовлетворении встречного искового заявления ГКУ СО ЦЗН г.о.Чапаевск к Карповой И.В. о взыскании незаконно полученного пособия по безработице – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Самарский областной суд через Чапаевский городской суд.

Судья Чапаевского городского суда

                                                                                                                    Овсянников С.В.

    Мотивированное Решение изготовлено

                                                                                                                                                  <Дата обезличена>.

Подлинник документа находится в Чапаевском городском суде Самарской области в гражданском деле № 2-48/21

УИД <Номер обезличен>

2-48/2021 (2-1605/2020;) ~ М-1358/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Карпова И.В.
Ответчики
ГКУСО ЦЗН ГО Чапаевск
Суд
Чапаевский городской суд Самарской области
Судья
Овсянников С. В.
Дело на странице суда
chapaevsky--sam.sudrf.ru
08.10.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.10.2020Передача материалов судье
12.10.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.10.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
06.11.2020Предварительное судебное заседание
20.11.2020Судебное заседание
23.12.2020Судебное заседание
22.01.2021Судебное заседание
11.02.2021Судебное заседание
11.02.2021Судебное заседание
12.03.2021Судебное заседание
12.03.2021Судебное заседание
19.03.2021Судебное заседание
01.04.2021Судебное заседание
06.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.05.2021Дело оформлено
13.05.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее