Дело № 2-42/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Чернушка 23 января 2014 года
Чернушинский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Паршаковой СЛ., с участием прокурора ФИО5,
представителя истца Администрации Чернушинского городского поселения ФИО7,
ответчика ФИО1,
при секретаре Воробьевой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Администрации Чернушинского городского поселения к ФИО1, ФИО2, действующих за себя и в интересах несовершеннолетней ФИО3, ФИО4 о выселении из жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Чернушинского городского поселения обратилась в суд с иском к ФИО1, ФИО2, действующих за себя и в интересах несовершеннолетней ФИО3, ФИО4 о выселении из жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения,
Иск с учетом уточнений мотивировала тем, что на основании акта обследования многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ дом по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу ввиду большого износа строительных конструкций здания, экономической нецелесообразности проведения капитального ремонта многоквартирного дома и существующей опасности для дальнейшего проживания людей вследствие физического износа. В адрес администрации Чернушинского городского поселения поступало представление прокурора <адрес> об устранении нарушений жилищного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ, администрация обязалась в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить жильцам указанного дома жилые помещения из состава муниципального маневренного фонда для временного проживания. Указанный дом включен в программу «Переселение граждан из ветхого (аварийного) жилого фонда на 2013-2015г.г.» на 2014 год. В связи с тем, что дом является аварийным, жильцам предложено переехать временно в общежития по <адрес>. Однако, ответчики переселяться из своей квартиры отказались. Семья ответчиков проживает в <адрес> общей площадью 41,6 кв.м. Таким образом, считают, что ответчики должны быть переселены в судебном порядке в указанное жилое помещение, так как их жизни и здоровью грозит опасность. Просит выселить ФИО4, ФИО2, ФИО1, ФИО3 из занимаемого жилого помещения по адресу <адрес>, заселить их временно в жилое помещение маневренного жилищного фонда по адресу <адрес>.
В ходе судебного разбирательства по делу в качестве третьего лица привлечено МТУ №4 Министерства социального развития Пермского края, поскольку заявлены требования о выселении, в том числе и в отношении несовершеннолетней.
Представитель истца Администрации Чернушинского городского поселения ФИО7 в суде на иске настаивала, доводы, изложенные в заявлении поддержала, дополнительно пояснила, что требования ими заявлены в защиту прав и интересов жильцом дома по <адрес>, поскольку проживать в таком доме опасно для их жизни.
Ответчик ФИО1, действующий за себя и несовершеннолетную ФИО3 в суде иск не признал, пояснил, что не согласен с выселением в маневренный жилищный фонд, поскольку является собственником жилого помещения и считает, что им должны предоставить отдельное благоустроенное жилое помещение с равноценной жилой площадью, а не комнату в общежитии, выкупить квартиру им истец не предлагал, с решением о сносе доме не знакомили, о том, что ситуация является чрезвычайной их не знакомили, просил в иске отказать.
Ответчики ФИО4, ФИО2, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явились, заявлений, ходатайств об отложении дела, доказательств уважительности причин неявки в суд не представили.
Третье лицо - МТУ №4 Министерства социального развития Пермского края, извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явилось, в заявлении просило дело рассмотреть в отсутствие представителя.
Суд, заслушав стороны, рассмотрев представленные доказательства, заслушав мнение прокурора, полагавшего, что иск не подлежит удовлетворению, не находит оснований для удовлетворения иска.
В силу ст.35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом; никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В соответствии с ч.1 ст. 85 Жилищного кодекса РФ, граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если: дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно ч. 1 ст. 7 ЖК РФ, в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
В соответствии с ч. ч. 1, 6, 8, 9, 10 ст. 32 ЖК РФ, жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену. Если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения. Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 -3,5-9 настоящей статьи.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.п. «и» п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду следующее: требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.
Как разъяснено в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1-3,5-9 статьи 32 ЖК РФ. При этом положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат. Необходимо обратить внимание судов на то, что Жилищным кодексом Российской Федерации не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают не только собственники жилых помещений, но и наниматели жилых помещений по договору социального найма. Учитывая это, при рассмотрении споров, связанных с обеспечением жилищных прав собственников жилых помещений в таком многоквартирном доме, суд вправе исходя из норм части 1 статьи 7 ЖК РФ о применении жилищного законодательства по аналогии применить к названным отношениям положения части 10 статьи 32 ЖК РФ об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Судом установлено, что ответчики ФИО1, ФИО2, ФИО4 и несовершеннолетняя ФИО3 являются собственниками по 1/4 доли на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Согласно справке по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> жилого <адрес> зарегистрированы и проживают ФИО4, ФИО2, ФИО1, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения (л.д. 5).
Согласно акту обследования многоквартирного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Межведомственной комиссией администрации Чернушинского городского поселения, по результатам обследования жилой дом по адресу <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу ввиду большого износа строительных конструкций здания, экономической нецелесообразности проведения капитального ремонта многоквартирного дома и существующей опасности для дальнейшего проживания людей вследствие физического износа, рекомендовано администрации Чернушинского городского поселения включить данный дом в Программу «Ликвидация ветхого и аварийного жилья» на первоочередное расселение и снос (л.д. 7-8).
Вышеуказанный жилой дом был включен Администрацией Чернушинского городского поселения в адресную программу «Переселение граждан из ветхого (аварийного) жилого фонда» на 2017 год.
На основании протеста прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ снос жилого <адрес> и переселение проживающих в нем лиц в другие жилые помещения, предоставляемые муниципалитетом на основании вышеуказанной программы был перенесен на 2014 год.
ДД.ММ.ГГГГ распоряжением администрации Чернушинского городского поселения №303-р от ДД.ММ.ГГГГ лицам, проживающим в жилом <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ было решено предоставить жилые помещения из состава муниципального маневренного жилищного фонда для временного проживания (л.д. 18).
22 октября и ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчиков было направлено предложение о временном переселении в жилое помещение из состава маневренного жилого фонда, расположенное в здании бывшего общежития Чернушинского СПТУ-66 по <адрес> (л.д. 16-17).
Здание, расположенное по адресу <адрес> на основании Приказа Министерства по управлению имуществом и земельными отношениями №СЭД-31-02-2-02-771 от ДД.ММ.ГГГГ было передано из состава казны Пермского края в муниципальную собственность Чернушинского городского поселения и представляет собою общежитие коридорного типа.
Согласно акта № установлении адреса, в соответствии с постановлением главы администрации Чернушинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о порядке присвоения и регистрации адресов и наименований на территории Чернушинского городского поселения» установлен почтовый адрес <адрес>, земельному участку с кадастровым номером 59:40:0013502:90, прежний адрес при переименовании: <адрес> (л.д.37)
Основанием для обращения Администрации Чернушинского городского поселения послужило то обстоятельство, что ответчики не согласны выселяться из принадлежащего им на праве общей долевой собственности жилого помещения в жилое помещение маневренного жилого фонда до предоставления им другого жилого помещения по программе «Ликвидация ветхого жилья», т.к. многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу <адрес>, в котором находится квартира, принадлежащая ответчикам, признан аварийным, непригодным для дальнейшего проживания.
Как видно из позиции ответчиков на выселение из принадлежащего им на праве собственности жилого помещения в другое жилое помещение, расположенное по адресу <адрес> до предоставления квартиры по программе «Ликвидация ветхого жилья» они не согласны.
В то время, как ответчики при существующей реальной угрозе обрушения здания отказываются от переселения, постановление об изъятии земельного участка и жилых помещений, находящихся в указанном многоквартирном доме, путем выкупа для муниципальных нужд, муниципальным образованием не принято.
Поскольку ответчики являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, их согласие на переселение в другое жилое помещение отсутствует, они не могут быть переселены помимо их воли в жилое помещение маневренного фонда.
Доводы истца о необходимости применения к возникшим правоотношениям по аналогии положений ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающих возможность принудительного переселения в жилые помещения маневренного фонда, о выселении собственников из принадлежащих им жилых помещений, основан на неправильном толковании норм материального права.
Кроме того, истцом не представлено доказательств, подтверждающих, что жилое помещение по адресу <адрес> зарегистрировано в качестве жилого помещения маневренного (специализированного) жилищного фонда, не представлено доказательств, что жилое помещение пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства), является благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, акт осмотра жилого помещения в материалах дела отсутствует, отсутствует информация и о площади жилого помещения, технический паспорт на комнату № суду не представлен.
Истец ссылается на возникновение в данном случае чрезвычайной ситуации, однако, решение компетентного органа о том, что ситуация является чрезвычайной не принято, в случае возникновения чрезвычайной ситуации жители подлежат эвакуации в административном порядке, выселение же граждан производится в соответствии с порядком, установленным Жилищным кодексом РФ.
В данном случае жильцы дома по <адрес> не обращались в орган местного самоуправления с заявлением о защите их прав и законных интересов в суде.
С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения требований, заявленных Администрацией Чернушинского городского поселения.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Администрации Чернушинского городского поселения к ФИО1, ФИО2, действующих за себя и в интересах несовершеннолетней ФИО3, ФИО4 о выселении из жилого помещения по адресу <адрес> жилое помещение расположенное по адресу <адрес> <адрес> отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой
суд через Чернушинский районный суд в течение месяца с момента принятия в
окончательной форме.
Судья С.Л.Паршакова