Решение по делу № 2-60/2013 ~ М-785/2012 от 28.12.2012

                                         РЕШЕНИЕ                             дело № 2-60/2013 Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                             гор. Полесск

Полесский районный суд Калининградской области в составе:

председательствующего судьи Переверзина Н.В.,

при секретаре Кашица Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сапунова Н.К. к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Калининградской области «Полесская центральная районная больница», с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика: Территориального фонда обязательного медицинского страхования по Калининградской области, Министерства здравоохранения Калининградской области о взыскании денежных выплат,

                  

установил:

Сапунова Н.К. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Калининградской области «Полесская центральная районная больница» (далее Полесская ЦРБ) о взыскании денежных выплат в сумме <данные изъяты> указывая, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности врача - лаборанта Полесской ЦРБ. Постановлением Правительства Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ « О расходовании средств целевой Программы Калининградской области «Программа модернизации здравоохранения Калининградской области на ДД.ММ.ГГГГ» на внедрение стандартов и повышение доступности амбулаторной медицинской помощи» предусмотрены денежные выплаты врачам и специалистам со средним медицинским образованием, участвующим в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи; пунктом приложения к данному Постановлению предусматривалась указанная выплата врачам - специалистам и среднему медицинскому персоналу учреждений здравоохранения. Так как она не имеет медицинского образования, - закончила Калининградский государственный университет по специальности «Биология», - то в ДД.ММ.ГГГГ. ей такие выплаты не производились. Постановлением Правительства Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ в п.п приложения к Постановлению Правительства Калининградской области были внесены изменения, согласно которых данный пункт был изложен в следующей редакции: «врачам - специалистам, лицам, имеющим иное высшее образование подразделений учреждений здравоохранения, оказывающим медицинские услуги гражданам в рамках внедрения стандартов медицинской помощи…»; пунктом указанного Постановления предусмотрено, что оно вступает в силу со дня подписания и распространяется на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ Так как выплаты составляют <данные изъяты> в месяц, следовательно, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчик должен выплатить ей сумму в размере <данные изъяты>; однако ей было в этом отказано с той мотивировкой, что она уволилась с работы по собственному желанию и в Полесской ЦРБ не работает. На основании изложенного просит взыскать с ответчика недоплаченную ей заработную плату в указанном размере, а также судебные расходы в сумме <данные изъяты>.

Определениями суда от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечены Территориальный фонд обязательного медицинского страхования по Калининградской области и Министерство здравоохранения Калининградской области.

В ходе рассмотрения дела истица увеличила исковые требования: считает, что она также имеет право на стимулирующие выплаты с ДД.ММ.ГГГГ как врач - специалист, не только оказывающий медицинские услуги в рамках внедрения стандартов медицинской помощи, но и за повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в связи с чем просит взыскать с ответчика в её пользу денежные выплаты в сумме <данные изъяты>. за оказание медицинских услуг в рамках внедрения стандартов медицинской помощи и <данные изъяты>. в рамках повышения доступности амбулаторной медицинской помощи, а также расходы за составление искового заявления <данные изъяты>., а всего <данные изъяты>.

В судебном заседании истица поддержала исковые требования и пояснила, что работала в Полесской ЦРБ более тридцати лет; несмотря на то, что у неё нет высшего медицинского образования, её должность приравнена к медицинским работникам. Всем врачам, которые оказывали амбулаторную медицинскую помощь, доплачивали по <данные изъяты> в месяц. Согласно п Постановления Правительства Калининградской области ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ была положена выплата <данные изъяты> в месяц врачам - специалистам и <данные изъяты> в месяц специалистам со средним медицинским образованием. Считает, что ей тоже должны доплатить по <данные изъяты> в месяц с ДД.ММ.ГГГГ по момент увольнения, то есть <данные изъяты> и дополнительно <данные изъяты>. в рамках программы внедрение стандартов медицинской помощи. Она периодически проходила необходимые стажировки, повышала квалификацию, имеет все сертификаты на выполнение работ как врач - лаборант и выполняла данную работу без каких-либо замечаний.

Представители Полесской ЦРБ по доверенности Фурман Е.Э., Филиппова С.В., Доброходова В.Н. требования истицы признали частично - в размере <данные изъяты>., пояснив, что истице возможна выплата денежных сумм только в рамках программы «внедрения стандартов медицинской помощи»; сумма же <данные изъяты> предусмотрена в рамках программы «повышения доступности амбулаторной медицинской помощи», под действие которой истица не подпадает, так как данная программа рассчитана на врачей и медицинский персонал, которые оказывают непосредственно амбулаторную помощь. Они произвели расчёт доплаты истице исходя из Постановления Правительства Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ «О расходовании средств целевой Программы Калининградской области «Программа модернизации здравоохранения Калининградской области ДД.ММ.ГГГГ» на внедрение стандартов и повышение доступности амбулаторной медицинской помощи», как если бы Сапунова Н.К. продолжала работать. Эти средства они могут изыскать и выплатить истице, так как больница оказывает платные услуги.

Третьи лица - Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, Министерство здравоохранения Калининградской области, в судебное заседание представителей не направили; из отзыва на исковое заявление следует, что разрешение спора Территориальный фонд оставляет на усмотрение суда; Министерство здравоохранения Калининградской области считает, что истица может претендовать лишь на денежную выплату в <данные изъяты> за участие в реализации мероприятий по внедрению стандартов медицинской помощи.

Выслушав стороны, учитывая мнение третьих лиц, исследовав и оценив представленные доказательства, суд считает требования истицы обоснованными и подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

ДД.ММ.ГГГГ Правительством Российской Федерации принято постановление № 60 "О порядке реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, проводимых в рамках региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации" (далее - Постановление). Постановление опубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, , "Российской газете" ДД.ММ.ГГГГ

Пунктом Постановления установлено, что в рамках реализуемых ДД.ММ.ГГГГ региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации мероприятия по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами (специалистами с высшим медицинским образованием), проводятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по следующим направлениям (абзац первый): а) обеспечение укомплектованности медицинских организаций врачами-специалистами и специалистами со средним медицинским образованием, оказывающими амбулаторную медицинскую помощь (абзац второй); б) предоставление амбулаторной медицинской помощи, в том числе врачами-специалистами, в соответствии со стандартами ее оказания, включая обеспечение лекарственными препаратами и расходными материалами, необходимыми для проведения диагностических и лечебных мероприятий (абзац третий); в) введение ориентированной на результаты деятельности системы оплаты труда врачей-специалистов и специалистов со средним медицинским образованием, оказывающих амбулаторную медицинскую помощь (абзац четвертый).

Согласно пункту 3 Постановления перечень должностей специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, а также методика оценки их деятельности устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии с показателями оценки указанной деятельности, устанавливаемыми Министерством здравоохранения Российской Федерации.

В соответствии со ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Правил финансового обеспечения в ДД.ММ.ГГГГ. региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации за счет средств, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования", постановлением Правительства Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ «О целевой Программе Калининградской области «Программа модернизации здравоохранения Калининградской области ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ в целях решения задач, поставленных Председателем Правительства Российской Федерации В.В. Путиным ДД.ММ.ГГГГ в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации в ходе отчета Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности за 2009 год, Правительство Калининградской области утвердило целевую Программу Калининградской области «Программа модернизации здравоохранения Калининградской области на ДД.ММ.ГГГГ», целью которой является улучшение качества и обеспечение доступности медицинской помощи населению Калининградской области, из которой следует, что ГБУЗ "Полесская центральная районная больница" является участником данной программы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О порядке реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, проводимых в рамках региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации", установлено, что в рамках реализуемых ДД.ММ.ГГГГ региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации мероприятия по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами (специалистами с высшим медицинским образованием), проводятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по трем направлениям.

В силу п. 3 вышеуказанного Постановления определено, что перечень должностей специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, а также методика оценки их деятельности устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии с показателями оценки указанной деятельности, устанавливаемыми Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении показателей оценки деятельности специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи" утверждаются показатели оценки деятельности специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи.

Постановлением Правительства Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ утвержден порядок оформления трудовых отношений между учреждениями здравоохранения и специалистами с высшим и средним медицинским образованием, участвующими в реализации мероприятия по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, согласно Приложению .

Перечень должностей специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующим в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной помощи утверждён в Приложении .

Приложения указанного Порядка предусмотрено, что для осуществления денежных выплат работодатели заключают дополнительные соглашения к трудовым договорам с медицинскими работниками, указанными в пункте настоящего порядка, в которых предусматриваются правила осуществления указанных выплат.

Согласно Приложения в перечень должностей специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, имеется должность «врач клинической лабораторной диагностики».

Приложением к указанному Постановлению Правительства Калининградской области утверждена методика оценки деятельности специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Сапунова Н.К. имеет высшее образование по специальности "Биология", имеет квалификацию "Биолог. Преподаватель биологии и химии". С ДД.ММ.ГГГГ истица принята в Полесскую центральную районную больницу на должность врача-лаборанта. ДД.ММ.ГГГГ истица обучалась в Ленинградском ГИДУВ по специализации «Гематологические, общеклинические и цитологические методы исследования»; ДД.ММ.ГГГГ проходила повышение квалификации при Институте усовершенствования врачей имени С.М. Кирова (выездной цикл в г.Калининграде); в ДД.ММ.ГГГГ проходила повышение квалификации в Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования; ДД.ММ.ГГГГ ей присвоена специальность «Клиническая лабораторная диагностика», выдан сертификат специалиста, который действителен пять лет; в ДД.ММ.ГГГГ проходила повышение квалификации в ГОУ ДПО СПб МАПО Россздрава, в ДД.ММ.ГГГГ проходила повышение квалификации в ГОУ ДПО «Российская академия последипломного образования Россздрава», а также в СПбГМА им. Мечникова, что подтверждается соответствующими свидетельствами; в ДД.ММ.ГГГГ Министерством здравоохранения Калининградской области ей присвоена высшая категория по специальности «Клиническая лабораторная диагностика».

Истица была уволена из Полесской ЦРБ ДД.ММ.ГГГГ по собственному желанию, в настоящее время работает врачом клинической лабораторной диагностики в клининко - диагностической лаборатории в Центральной городской клинической больнице. Базового высшего или среднего медицинского образования Сапунова Н.К. не имеет.

В соответствии с функциональными обязанностями заведующей клинико-диагностической Полесской районной больницы на должность заведующей назначается врач, имеющий сертификат специалиста и стаж работы не менее <данные изъяты>.

Давая оценку Программе модернизации здравоохранения Калининградской области ДД.ММ.ГГГГ в части повышения доступности амбулаторной медицинской помощи, суд исходит из того, что круг специалистов и врачей-специалистов, участвующих в региональной программе модернизации здравоохранения, ограничен требованием о наличии высшего и среднего медицинского образования, и наличие указанного образования является одним из необходимых требований для участия врача-специалиста, специалиста в региональной программе по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи.

Одним из основных принципов охраны здоровья согласно статье 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ) является доступность и качество медицинской помощи.

Пунктом 3 части 3 статьи 50 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ установлено, что предусмотренные в бюджете Федерального фонда средства на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации направляются, в частности, и на цели внедрения стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами. Согласно части 8 этой статьи порядок реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации во исполнение указанных предписаний Закона издало Постановление от 7 февраля 2011 г. № 60.

Под медицинской помощью понимается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг. Функции по организации и непосредственному оказанию пациенту медицинской помощи в период наблюдения за ним и его лечения возложены на врача (пункты 3, 15 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).

В силу части 1 статьи 100 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ до 1 января 2016 г. право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста.

Из приведенных положений Закона следует, что специалистом, осуществляющим медицинскую деятельность, может быть только лицо, получившее высшее или среднее медицинское образование.

Аналогичное положение содержалось и в действовавших на момент принятия Постановления Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (утратили силу в связи с изданием Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).

Приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 ноября 2010 г. N 1118, N 1119, N 1120, N 1121, N 1122, от 14 января 2011 г. N 16, от 12 августа 2010 г. N 847 установлено, что по окончании обучения по соответствующему направлению подготовки (специальности) наряду с квалификацией (степенью) "специалист" присваивается специальное звание врача.

Требования к квалификации врача-специалиста определены в разделе "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. N 541н, к которым отнесено наличие у него высшего профессионального образования по специальности "Лечебное дело", "Педиатрия", "Стоматология", "Медицинская биофизика", "Медицинская биохимия", "Медицинская кибернетика", послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности в соответствии с квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утверждаемыми в установленном порядке, без предъявления требований к стажу работы.

Квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 7 июля 2009 г. N 415н, установлено, что должности врача-бактериолога и врача клинической лабораторной диагностики предусматривают наличие высшего медицинского образования по специальностям: 060101 Лечебное дело, 060103 Педиатрия, 060602 Медицинская биофизика, 060609 Медицинская кибернетика, 060105 Медико-профилактическое дело, 060601 Медицинская биохимия, а также 060201 Стоматология (только для врача клинической лабораторной диагностики).

Таким образом, врачом-специалистом может быть только лицо, получившее высшее медицинское образование.

При таких обстоятельствах включение в перечень должностей специалистов, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, только врачей-специалистов с высшим медицинским образованием соответствует действующему федеральному законодательству.

Ссылку истицы на Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 года № 541н, согласно которому должность врача-лаборанта отсутствует, данная должность сохраняется для специалистов с высшим профессиональным (немедицинским) образованием, принятых на работу на эту должность до 01 октября 1999 года, суд полагает неприменимой в рамках рассматриваемого спора, поскольку данный нормативный акт содержит лишь квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения и не регламентирует вопросов, связанных с дополнительными выплатами работникам системы здравоохранения.

На основании изложенного, требования истицы о выплате ей денежных средств в рамках программы повышения доступности амбулаторной медицинской помощи в размере <данные изъяты> удовлетворению не подлежат.

Что касается требования истицы о выплате ей денежных средств в рамках внедрения стандартов медицинской помощи в размере <данные изъяты> то данные требования подлежат удовлетворению по основаниям, предусмотренным ст. 173 ГПК РФ, то есть ввиду признания иска ответчиком в этой части и принятии данного признания судом.

Представители ответчика представили суду заявление о признании иска в данной части в порядке, установленном ч.2 ст. 173 ГПК РФ.

Исходя из положений ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Ввиду того, что Сапуновой Н.К. заявлялись требования в <данные изъяты>., которые удовлетворены в <данные изъяты>., следовательно, истице надлежит возместить расходы за составление искового заявления в размере <данные изъяты>

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

решил:

исковые требования Сапунова Н.К. удовлетворить частично.

Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калининградской области «Полесская центральная районная больница» в пользу Сапунова Н.К. денежные выплаты в размере <данные изъяты>, в удовлетворении остальной части иска отказать.

Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калининградской области «Полесская центральная районная больница» в пользу Сапунова Н.К. судебные расходы в размере <данные изъяты>, а всего в пользу Сапунова Н.К. взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калининградской области «Полесская центральная районная больница» <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано сторонами в Калининградский областной суд через Полесский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                                                                         Н.В. Переверзин

2-60/2013 ~ М-785/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сапунова Надежда Константиновна
Ответчики
ГБУЗ "Полеская районная больница"
Другие
Фурман Екатерина Эдуардовна
Доброходова Вера Николаенвна
Министерство здравоохранения Калининградской области
Филиппова Светлана Владимировна
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования
Суд
Полесский районный суд Калининградской области
Судья
Переверзин Н.В.
Дело на сайте суда
polessky--kln.sudrf.ru
28.12.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.12.2012Передача материалов судье
10.01.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.01.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.01.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
23.01.2013Предварительное судебное заседание
06.02.2013Предварительное судебное заседание
18.02.2013Предварительное судебное заседание
05.03.2013Предварительное судебное заседание
21.03.2013Судебное заседание
02.04.2013Судебное заседание
08.04.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.01.2014Дело оформлено
16.01.2014Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее