РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 декабря 2011 года г.Ставрополь
Ленинский районный суд г.Ставрополя в составе: председательствующего судьи Кононовой Л.И., при секретаре Калинка И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Вайнермана Д.Ю. о признании незаконным решения директора Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя о переводе жилого помещения в нежилое, обязании принять решение о переводе жилого помещения, принадлежащего Вайнерману Д.Ю. на праве собственности в нежилое,
УСТАНОВИЛ:
Вайнерман Д.Ю. обратился с заявлением в суд, в котором просил признать решение Комитета градостроительства администрации города Ставрополя от 21 октября 2011 года <номер обезличен> об отказе в переводе жилого помещения площадью 40.50 кв. м, расположенного по адресу: город Ставрополь, улица 50 лет ВЛКСМ, <адрес обезличен>, принадлежащего ему на праве собственности, в нежилое, незаконным. Обязать Комитет градостроительства администрации города Ставрополя в течение 5 дней со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о переводе жилого помещения площадью 40.50 кв. м, расположенного по адресу: город Ставрополь, улица 50 лет ВЛКСМ, <адрес обезличен>, принадлежащего ему на праве собственности, в нежилое.
В обоснование заявленных требований указал, что согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 26-АЕ <номер обезличен>, выданному Управлением Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю 05.11.08 г., он является собственником двухкомнатной <адрес обезличен>, общей площадью 40,50 кв.м., расположенной на первом этаже многоквартирного жилого дома по адресу: г. Ставрополь, ул. 50 лет ВЛКСМ, <адрес обезличен>. 10 октября 2011 года. Он обратился в Муниципальное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «Одно окно» в городе Ставрополе» с заявлением о переводе принадлежащей ему квартиры в нежилое помещение. 21 октября 2011 года руководителем Комитета градостроительства администрации г.Ставрополя было принято решение <номер обезличен> об отказе в переводе жилого помещения в нежилое в связи с непредставлением им в комитет согласия всех собственников помещений многоквартирного жилого дома на указанный перевод. Считает решение комитета незаконным и необоснованным по следующим основаниям. В соответствии с частью 1 статьи 24 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае: непредставления определенных частью 2 статьи 23 Кодекса документов; представления документов в ненадлежащий орган; несоблюдения предусмотренных статьей 22 Кодекса условий перевода помещения; несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства. Решение об отказе в переводе помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 статьи 24 ЖК РФ (часть 2 статьи 24 ЖК РФ). Согласно части 2 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение
собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения представляет: заявление о переводе помещения; правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения). Орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных частью 2 статьи 23 ЖК РФ (часть 3 статьи 23 ЖК РФ). Из приведенных выше правовых норм следует, что перечень документов, предусмотренных частью 2 статьи 23 ЖК РФ, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Данный перечень не содержит указание на необходимость дополнительного представления заявителем согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме, в связи с чем считает ссылку комитета на отсутствие данного документа противоречащей требованиям части 3 статьи 23 и части 1 статьи 24 ЖК РФ. В соответствии с разъяснениями, данными Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики за второй квартал 2008 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ <дата обезличена>), на стадии решения вопроса о переводе жилого помещения в нежилое орган местного самоуправления вправе требовать от заявителя представления согласия всех собственников либо решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме только в случаях: если такой перевод связан с необходимостью проведения работ по реконструкции дома; если такой перевод связан с необходимостью предоставления заявителю в этих целях части общего земельного участка, при условии, что этот земельный участок передан в порядке, установленном ст. 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного дома. Согласно разработанному по заказу заявителя проекту перевода помещений <адрес обезличен> из жилого фонда в нежилой (далее - проект перевода) и представленному <дата обезличена> совместно с заявлением о переводе помещения в комитет, для целей перевода принадлежащего ему помещения из жилого в нежилое ему необходимо будет выполнить следующие работы: устройство отдельного входа путем разбора кирпичного подоконного простенка; заполнение дверного проема остекленным металлопластиковым дверным блоком; закладку дверного проема из нежилых помещений в подъезд дома; закладку кирпичом двух оконных проемов согласно плану помещений; демонтаж межкомнатных перегородок; возведение перегородок на металлическом каркасе, обшитых ГКЛ «Кубань KNAUF» ГОСТ 6266-97. Данные работы в соответствии с частью 2 статьи 25 ЖК РФ и пунктом 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от <дата обезличена> <номер обезличен>, являются работами по перепланировке помещения. Необходимость предоставления заявителю части общего земельного участка для целей перевода из жилого помещения в нежилое также отсутствует по тем основаниям, что согласно тому же проекту перевода возведение им объектов капитального строительства (зданий, строений, сооружений) на общем земельном участке не предусмотрено. При таких обстоятельствах, по его мнению, у комитета отсутствовали законные основания для истребования от него согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме, и, как следствие, для принятия решения об отказе в переводе принадлежащего ему жилого помещения в нежилое. Принятое комитетом решение нарушает его права, представленные
ему Гражданским кодексом Российской Федерации и Жилищным кодексом Российской Федерации, а также препятствует ему в осуществлении прав в отношении принадлежащего ему на праве собственности объекта недвижимости, предоставленных ему данными нормативными правовыми актами.
Заявитель Вайнерман Д.Ю., своевременно и надлежаще извещенный о слушании дела, в судебное заседание не явился, представил суду заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, с участием его представителя по доверенности Кузнецовым В.В.
Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствии неявившегося заявителя.
Представитель заявителя по доверенности Кузнецов В.В. в судебном заседании требования Вайнермана Д.Ю. поддержал, привел доводы, изложенные выше.
Представитель заинтересованного лица Комитета градостроительства администрации г.Ставрополя по доверенности Беляев СИ. заявленные требования не признал, суду пояснил, что в соответствии с требованиями ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Согласно статье 258 ГПК РФ заявление может быть удовлетворено судом только в случае, если решение было принято органом местного самоуправления не в соответствии с законом и данным решением действительно нарушены права и свободы человека. Комитетом градостроительства не были нарушены нормы действующего законодательства при принятии решения об отказе в переводе принадлежащего заявителю жилого помещения - <адрес обезличен> по <адрес обезличен> в г.Ставрополе в нежилое. В комитет поступило заявление Вайнерман Д.Ю. о выдаче решения на перевод жилого помещения в нежилое по адресу г. Ставрополь, <адрес обезличен> и представлен перечень документов. На основании представленных документов комитетом градостроительства было отказано Вайнерману Д.Ю. в переводе принадлежащего ему нежилого помещения в жилое ввиду отсутствия согласия всех собственников помещений многоквартирного жилого дома. Статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе: межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно- техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме). Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. По решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц. В соответствии с пунктом 2 статьи 40 ЖК РФ если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на
такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме. Статья 23 ЖК РФ предусматривает перечень документов, необходимых для перевода помещения из жилого в нежилое и из нежилого в жилое, однако он не является исчерпывающим, что подтверждается обзором законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2008 года, который говорит о необходимости решения общего собрания либо согласия всех собственников помещений многоквартирного жилого дома. Пунктом 2.2 Порядка принятия решения о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение и получения документа, подтверждающего принятие решения, утвержденного постановлением администрации города Ставрополя от 26.08.2009года <номер обезличен> предусмотрено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме либо решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (в случае если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме). Вышеуказанное требование также отражено в пункте 24 Регламента подготовки документов в области градостроительства и землепользования утвержденного постановлением администрации города Ставрополя от <дата обезличена> <номер обезличен>. На основании изложенного просил в удовлетворении заявления Вайнерман Д.Ю. о признании отказа в переводе жилых помещений расположенных по адресу: г. Ставрополь, <адрес обезличен> - отказать в полном объёме.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявления Вайнермана Д.Ю. по следующим основаниям.
В соответствии со ст.46 Конституции РФ и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.
В соответствии с п.25 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь ввиду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное
несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Согласно п.1 ст.34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация, контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления. В соответствии со ст. 43 упомянутого Федерального закона, в систему муниципальных правовых актов входят: устав муниципального образования; правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 названного Закона муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 ст. 209 ГК РФ предусмотрено, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно пункту 1 ст. 246 ГК РФ распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.
В силу пункта 1 ст. 247 ГК РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия -в порядке, устанавливаемом судом.
Положениями ст. 288 ГК РФ установлено, что жилые помещения предназначены для проживания граждан; размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое; перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.
В соответствии с пунктом 1 ст. 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Согласно частям 1-2 ст.22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований данного кодекса и законодательства о градостроительной деятельности (часть 1).
Перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих
доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению, если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания, а также если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц (часть 2).
Частью 1 ст.23 ЖК РФ предусмотрено, что перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.
В соответствии с пунктами 3-4 части 1 статьи 24 ЖК РФ отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае: несоблюдения предусмотренных статьей 22 ЖК РФ условий перевода помещения (пункт 3); несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства (пункт 4).
В то же время суд полагает, что положения ст.ст.23, 24 ЖК РФ необходимо применять в совокупности с нормами, которые определяют правовой режим общего имущества собственников помещений в многоквартирном жилом доме.
Пунктом 2 статьи 37 ЖК РФ установлено правило, согласно которому доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме следует судьбе права собственности на указанное помещение. Множественность субъектов права собственности на одно и то же имущество предполагает необходимость согласования их воли по осуществлению правомочий в отношении него, что предусмотрено статьями 246 и 247 ГК РФ.
В силу частей 1-3 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее -общее имущество в многоквартирном доме) (часть 1). Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (часть 2). Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (часть 3).
Согласно части 1 ст.38 ЖК РФ при приобретении в собственность помещения в многоквартирном доме к приобретателю переходит доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Из части 2 ст.40 ЖК РФ следует, что если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Частью 1, пунктами 1-3 части 2 ст. 44 ЖК РФ определено, что органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме (часть 1).
К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: 1) принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, ремонте общего имущества в многоквартирном доме; 2) принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им; 3) принятие решений о передаче в пользование общего имущества в многоквартирном доме (часть 2).
В силу ст. 61 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности. Каждое доказательство оценивается судом наряду с другими доказательствами.
Оценив представленные в материалах дела доказательства по вышеуказанным правилам, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение Комитета градостроительства администрации города Ставрополя от 21 октября 2011 года № 14 об отказе в переводе принадлежащего Вайнерману Д.Ю. на праве собственности жилого помещения площадью 40,50 кв. м, расположенного по адресу: город Ставрополь, улица 50 лет ВЛКСМ, <адрес обезличен>, в нежилое, соответствует требованиям закона.
Судом установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 26-АЕ <номер обезличен>, выданному Управлением Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю 05.11.08г., Вайнерман Д.Ю. является собственником двухкомнатной <адрес обезличен>, общей площадью 40.50 кв.м., расположенной на первом этаже многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес обезличен>, ул. 50 лет ВЛКСМ, <адрес обезличен>.
10 октября 2011 года Вайнерман Д.Ю. обратился в Муниципальное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «Одно окно» в городе Ставрополе» с заявлением о переводе принадлежащей ему <адрес обезличен> по <адрес обезличен> в г.Ставрополе в нежилое помещение.
21 октября 2011 года заместителем главы администрации г.Ставрополя, руководителем Комитета градостроительства администрации г.Ставрополя Еличевым В.А. было принято решение <номер обезличен> об отказе в переводе жилого помещения в нежилое в связи с непредставлением Вайнерманом Д.Ю. в комитет согласия всех собственников помещений многоквартирного жилого дома на указанный перевод.
При этом из описи документов, представленных Вайнерманом Д.Ю. в МУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «Одно окно» в г.Ставрополе (заказ <номер обезличен>) следует, что Вайнерманом Д.Ю. был представлен на 2-х листах список собственников помещений по ул. <адрес обезличен> <адрес обезличен> следует, участвовавших в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес обезличен>, <адрес обезличен> проведенном в форме заочного голосования по вопросу о согласовании переоформления жилого помещения <адрес обезличен> по <адрес обезличен> в г.Ставрополе в нежилое, согласно которому только 12 собственников помещений указанного многоквартирного дома проголосовали за перевод указанной квартиры в нежилое помещение. Сведения в отношении остальных собственников отсутствуют.
Решением комитета градостроительства администрации города Ставрополя отказано в удовлетворении заявления Вайнермана Д.Ю. со ссылкой на п.З ст.36 ЖК РФ, п.2 ст. 40 ЖК
РФ, требующие получение согласия собственников помещений в многоквартирном доме на реконструкцию, перепланировку с присоединением мест общего пользования.
С доводами представителя заявителя о том, что в данном случае не требуется получения согласия всех собственников помещений многоквартирного дома по <адрес обезличен> <адрес обезличен> суд не может согласиться по следующим причинам.
В соответствии с разработанным по заказу заявителя проектом перевода помещений <адрес обезличен> из жилого фонда в нежилой и представленному 10 октября 2011 года в Комитет градостроительства администрации г.Ставрополя совместно с заявлением о переводе помещения в комитет, для целей перевода принадлежащего ему помещения из жилого в нежилое ему необходимо будет выполнить следующие работы: устройство отдельного входа путем разбора кирпичного подоконного простенка; заполнение дверного проема остекленным металлопластиковым дверным блоком; закладка дверного проема из нежилых помещений в подъезд дома; закладка кирпичом двух оконных проемов согласно плану помещений; демонтаж межкомнатных перегородок; возведение перегородок на металлическом каркасе, обшитых ГКЛ «Кубань KNAUF» ГОСТ 6266-97. Данные работы в соответствии с частью 2 статьи 25 ЖК РФ и пунктом 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.03 г. № 170, являются работами по перепланировке помещения. Таким образом, проектом предусмотрено: разбор ограждения, демонтаж стены многоквартирного дома, которая является частью общего имущества, а также обустройство входного проема ( ступенек, пандуса, крыльца), которые располагаются на земельном участке, являющимся собственностью жильцов многоквартирного дома.
Часть 2 статьи 23 ЖК РФ устанавливает перечень документов, необходимых при переводе жилого помещения в нежилое, которые собственник соответствующего помещения должен представить в орган, осуществляющей такой перевод.
Указанный перечень является исчерпывающим, поскольку частью 3 данной статьи установлено, что орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать представления других документов, кроме установленных частью 2 указанной статьи.
Однако, как следует из положений Жилищного кодекса РФ, для проведения реконструкции многоквартирного дома требуется решение общего собрания собственников помещений, а в отдельных случаях и согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с ч.2 ст.40 ЖК РФ если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство, и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме. Часть 3 статьи 36 ЖК РФ также предусматривает, что уменьшение общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
Таким образом, несмотря на отсутствие в ч.2 ст.23 ЖК РФ указания о праве органа местного самоуправления потребовать от заявителя предоставления согласия всех собственников многоквартирного дома на стадии решения вопроса о переводе жилого помещения в нежилое, если такой перевод связан с необходимостью предоставления заявителю в этих целях части общего земельного участка, при условии, что этот земельный участок передан в порядке, установленном ст. 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного дома, то в указанных случаях положения ч.ч.2 и 3 ст.23 ЖК РФ необходимо применять в совокупности с нормами, которые
предусматривают необходимость получения согласия всех собственников либо решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 5 ст. 16 Федерального закона 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельный участок переходит с момента его формирования и проведения его на государственный кадастровый учет.
Из материалов дела следует, что земельный участок, кадастровый номер <номер обезличен>, с адресным ориентиром г. Ставрополь, <адрес обезличен> на котором расположен пятиэтажный многоквартирный дом, сформирован и поставлен на кадастровый учет 09.12.2005г., что следует из кадастровой выписки от 12.08.2011г.
Указанный земельный участок, площадью 1397 кв.м., является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном жилом доме пропорционально доли каждого в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного жилого дома.
Согласно п. 1 ст. 16 ФЗ от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с п.2 ст. 16 названного Закона, если земельный участок сформирован и прошел кадастровый учет до введения в действие ЖК РФ, право общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположен указанный дом, возникает в силу закона и не требует обращения в органы местного самоуправления или государственной власти
Пунктами 3-5 статьи 16 названного Закона предусмотрено, что если земельный участок не был сформирован до введения в действие ЖК РФ, необходимо обращение к органу власти для формирования земельного участка, и право собственности на участок возникает с момента его формирования и постановки на кадастровый учет.
Согласно части 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Из буквального толкования изложенной нормы и ст. 16 Федерального закона № 189-ФЗ следует, что названным Законом предусмотрен иной момент возникновения права собственности на земельный участок для лиц, являющихся собственниками помещений в многоквартирном жилом доме - с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
На момент обращения Вайнермана Д.Ю. с соответствующим заявлением в комитет градостроительства земельный участок для эксплуатации жилого дома по <адрес обезличен> в <адрес обезличен> был сформирован в установленном законом порядке, т.е. собственники помещений в многоквартирном доме обладали соответствующими правами и на земельный участок.
Из представленного заявителем проектного предложения следует, что организация отдельного входа в принадлежащую ему <адрес обезличен> по <адрес обезличен> связана с занятием части земельного участка, относящегося к общему имуществу собственников помещений указанного многоквартирного жилого дома. Более того, проектом также предусмотрено устройство отдельного входа путем разбора кирпичного подоконного простенка, то есть уменьшение наружной стены многоквартирного жилого дома с устройством дверного проема, остекленного металлопластиковым дверным блоком.
Таким образом, поскольку в связи с переводом принадлежащего Вайнерману Д.Ю. жилого помещения в нежилое необходима перепланировка этого помещения, которая невозможна без присоединения к нему части общего имущества - земельного участка, занятого входной группой, уменьшением общего имущества собственников путем разбора кирпичного подоконного простенка, в соответствии с п. 2 ст.40, ч.З ст.36 ЖК РФ, ст. 247 ГК РФ на перевод <адрес обезличен> по <адрес обезличен> <адрес обезличен> необходимо по согласие всех собственников помещений в указанном многоквартирном жилом доме.
Поскольку заявителем не было получено и представлено согласие всех собственников помещений многоквартирного жилого <адрес обезличен> по <адрес обезличен> в <адрес обезличен> на перевод жилой квартиры в нежилое помещение, суд считает, что основания для удовлетворения требований Вайнермана Д.Ю. о признания оспариваемого решения комитета градостроительства администрации г.Ставрополя незаконным, отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, судья
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Вайнермана Д.Ю. о признании решения Комитета градостроительства администрации города Ставрополя от 21 октября 2011 года № 14 об отказе в переводе жилого помещения площадью 40.50 кв. м, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, <адрес обезличен> <адрес обезличен>, принадлежащего Вайнерману Д.Ю. на праве собственности, в нежилое, незаконным, обязании Комитет градостроительства администрации города Ставрополя в течение 5 дней со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о переводе жилого помещения, площадью 40,50 кв.м, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, <адрес обезличен>, <адрес обезличен>, в нежилое отказать.
Мотивированное решение составлено 05 декабря 2011 года.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ленинский районный суд г.Ставрополя в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.
Судья Л.И.Кононова |