Дело № 2-1001/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 июня 2020 года город Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе председательствующего - судьи Фисюк О.И. при секретаре – Мальцевой И.И. с участием представителя истца – Поздняковой М.Н., представителя ответчика – Новиковой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Козуб Розы Васильевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонное) о перерасчете страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Козуб Р.В. обратилась в суд с данным иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонное), в котором просит признать ее право на перерасчет размера страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с применением Федерального закона от 21.07.2014 № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
Исковые требования обоснованы тем, что с ДД.ММ.ГГГГ истцу назначена пенсия по Федеральному закону от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с применением Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При расчете пенсии ответчиком не были применены положения Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя", так как по состоянию на 18 марта 2014 года истец не была зарегистрирована на территории г. Севастополя. Решением УФМС России по г. Севастополю от ДД.ММ.ГГГГ истец признана гражданкой Российской Федерации на основании ст. 5 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от 18.03.2014 г. Истец указывает, что постоянно проживает на территории г. Севастополя, в том числе и по состоянию на 18 марта 2014 года. ДД.ММ.ГГГГ истцом получен паспорт гражданина Российской Федерации, с ДД.ММ.ГГГГ она зарегистрирована в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ – по <адрес>. В ноябре 2019 года истец обратилась к ответчику о перерасчете страховой пенсии по старости с применением Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ, однако ответчиком было отказано в этом со ссылкой на то, что истец не была зарегистрирована в г. Севастополе на 18.03.2014 г. Истец считает, что на законных основаниях является гражданином Российской Федерации и его право на получение пенсии в установленном федеральным законодательством порядке подлежит защите, а размер пенсии подлежит перерасчету с учетом положений закона N 208-ФЗ.
В судебном заседании представитель истца иск поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала, пояснила, что к истцу не могут быть применены положения ФЗ № 208, поскольку согласно паспорту гражданина Российской Федерации истец зарегистрирован в г. Севастополе лишь ДД.ММ.ГГГГ Территориальные органы ПФР в г. Севастополе являются государственной структурой, обеспечивающей исполнение действующего законодательства, правом установления фактов, с которыми законодатель связывает возникновение, изменение, прекращение правоотношений, не наделены.
Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело без его участия.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу о том, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 11 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 21.03.2014 № 6-ФКЗ установлены гарантии в сфере социальной защиты и охраны здоровья. Частью 6 данной статьи установлено, что законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года, за исключением случаев, предусмотренных частью 6.1 настоящей статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 21.03.2014 № 6-ФКЗ граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации о гражданстве, имеют право, в том числе, на получение пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации № 69п от 29.04.2014 создано Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонное) и утверждено Положение о данном государственном учреждении.
В соответствии с пунктом 10.3 указанного Положения Управление осуществляет такие функции, как принятие решений (распоряжений) об установлении либо об отказе в установлении пенсий, пособий и иных социальных выплат, о приостановлении, прекращении, возобновлении и восстановлении их выплаты.
21.07.2014 принят Федеральный закон «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 21.07.2014 № 208-ФЗ, нормы которого устанавливают особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживающих по состоянию на 18.03.2014 на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона № 208-ФЗ с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 3 статьи 2 Федерального закона РФ от 21.07.2014 № 208-ФЗ определено, что подтверждением постоянного проживания гражданина Российской Федерации на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года является отметка в паспорте гражданина о его регистрации по месту жительства на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на указанную дату либо свидетельство о его регистрации по месту жительства, выданное территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции.
Материалами дела подтверждается, что Козуб Р.В. является гражданином РФ на основании паспорта, выданного ДД.ММ.ГГГГ Федеральной миграционной службой. Согласно отметке в паспорте истец была зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по месту жительства: <адрес>, данная запись аннулирована ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ истец зарегистрирована по <адрес>.
Гражданство Российской Федерации истец получила на основании ч. 1 ст. 4 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Согласно копии трудовой книжке, свидетельству о регистрации физического лица-предпринимателя Козуб Р.В. с сентября 1981 по настоящее время работала на предприятиях Севастополя. Данные обстоятельства также подтверждаются материалами пенсионного дела и не оспариваются ответчиком.
Решением УФМС России по г. Севастополю от ДД.ММ.ГГГГ истец признана гражданкой Российской Федерации на основании ст. 5 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от 18.03.2014 г.
Согласно справке УФМС России по г. Севастополю от 18.02.2016 паспорт гражданки РФ, выданный ДД.ММ.ГГГГ ФМС на имя ФИО2, признан выданным в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что факт постоянного проживания Козуб Р.В. на территории города Севастополя по состоянию на 18.03.2014 подтверждается соответствующими документами, является бесспорным, кроме того, не оспаривается и ответчиком.
Судом установлено, что 26.11.2019 истец обратился в органы ПФ РФ с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии по старости, по которому 03.12.2019 было принято решение об отказе в перерасчете размера её пенсии с применением положений Федерального закона №208-ФЗ по причине отсутствия регистрации в г. Севастополе на 18.03.2014 г.
Поскольку судом достоверно установлено, что Козуб Р.В. проживала в городе Севастополе по состоянию на 18.03.2014, осуществляла здесь свою трудовую деятельность, гражданство РФ приобрела на основании ч. 1 ст. 4 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ, паспорт гражданина РФ, выданный 16.04.2014, впоследствии по основаниям отсутствия на дату его выдачи регистрации недействительным УВМ УМВД России по г. Севастополю не признан, следовательно, на нее распространяется действие Федерального закона от 21.07.2014 №208-ФЗ, в связи с чем суд считает отказ УПФ РФ в г. Севастополе (межрайонное) незаконным, а исковые требования о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет пенсии истца с применением положений Федерального закона от 21.07.2014 №208-ФЗ подлежащими удовлетворению.
Учитывая вышеизложенное, суд полагает доводы представителя ответчика о том, что на истца не распространяется действие Федерального закона от 21.07.2014 №208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан РФ, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», необоснованными и подлежащими отклонению.
Разрешая настоящий спор, суд исходит также из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении Конституционного Суда РФ от 04.10.2016 N 18-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 4 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" в связи с жалобой А.Г. Оленева", согласно которым под постоянным проживанием гражданина Украины на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года понимается его фактическое постоянное проживание на данной территории на указанную дату; установление факта постоянного проживания гражданина Украины на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года осуществляется на основе совокупности доказательств, лежащих в области жилищных, трудовых, межличностных и иных отношений и свидетельствующих о том, что на указанную дату лицо выбрало территорию, на которой фактически постоянно проживает, как место своих приоритетных каждодневных жизненных интересов и своими действиями установило или выразило явное стремление к установлению с ней реальной связи.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 2 Федерального Закона Российской Федерации N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. При обращении граждан, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, за назначением пенсий и (или) иных устанавливаемых к пенсии выплат такие пенсии и (или) выплаты назначаются с 1 января 2015 года, но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию и (или) выплату. При этом заявление о назначении пенсии и (или) выплаты может быть подано в период с 1 января по 31 декабря 2015 года включительно.
В соответствии со статьей 22 Закона «О страховых пенсиях в Российской Федерации» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку обращение истца о перерасчете имело место ДД.ММ.ГГГГ, а 55-летнего возраста истец достигла ДД.ММ.ГГГГ и в этот же день первоначально обратилась с заявлением о назначении пенсии по старости, суд приходит к выводу о том, что перерасчет должен быть произведен с даты первоначального, а не повторного обращения.
Принимая во внимание, что участие ГУ – Управления ПФ Российской Федерации в городе Севастополе (межрайонное) в судебном процессе по настоящему делу обусловлено осуществлением функций органа управления средствами обязательного (государственного) пенсионного страхования в РФ, в связи с чем он по существу наделяется публичными полномочиями, направленными на защиту государственных интересов, то в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 333.36 НК РФ подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины. Таким образом, расходы, понесенные истцом на оплату государственной пошлины в размере 300 руб., подлежат возмещению из средств соответствующего бюджета.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Козуб Розы Васильевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонное) о перерасчете страховой пенсии по старости удовлетворить частично.
Признать решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонное) произвести перерасчет пенсии Козуб Розы Васильевны с применением положений Федерального закона от 21.07.2014 № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
Возместить Козуб Розе Васильевне из бюджета Ленинского района г. Севастополя судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 10.06.2020 г.
Судья –