Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-5803/2020 ~ М-6023/2020 от 16.09.2020

Дело № 2а-5803/2020

10RS0011-01-2020-011331-63

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 октября 2020 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Тарабриной Н.Н., при секретаре Паласеловой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Коровина Сергея Владимировича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, государственному регистратору прав Черновой Наталье Валерьевне, Апелляционной комиссии по рассмотрению заявлений об обжаловании решений при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия об оспаривании решений,

установил:

Коровин С.В. обратился в суд с административным иском об оспаривании решения от 21.02.2020 года о приостановлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости, решения от 16.06.2020 года об отказе в проведении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости, решения апелляционной комиссии по рассмотрению заявлений об обжаловании решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета при Управлении Росреестра по РК. Истец просит обязать регистрирующий орган произвести государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости по заявлению от 11.02.2020 года в отношении земельного участка, образованного на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной Распоряжением №38-М/20 от 14.01.2020 года с учетом изменений, внесенных Распоряжением №209-и/20р от 31.01.2020.

Административный истец в судебном заседании заявленные не участвовал, его представитель Круковская Е.А. по доверенности требования поддержала.

Представитель административного ответчика Панченко К.Н. по доверенности в судебном заседании полагала требования необоснованными по доводам, подробно изложенным в представленных письменных возражениях.

Заинтересованное лицо Министерство имущественных и земельных отношений РК направило в суд отзыв, из которого следует, что Министерство оставляет иск на усмотрение суда, распоряжения от 14.01.2020 года и 31.01.2020 года вынесены в соответствии с требованиями закона, оснований для отказа в утверждении схемы образования земельных участков путем перераспределения не имелось.

Заинтересованное лицо кадастровый инженер ООО «Петрозаводское градостроительное бюро» Стрельникова М.Е. в суд не явилась, о рассмотрении дела извещена, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Прокуратура Республики Карелия о рассмотрении дела извещена, просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя, представила ответ на жалобу истцу, из которой следует, что нарушений требований закона в действиях должностных лиц Управления Росреестра по РК в ходе проверки по жалобе не установлено.

Заслушав пояснения участников судебного заседания, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Иск в части требования об оспаривании уведомления от 21.02.2020 года о приостановлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости и обжалования решения апелляционной комиссии подан в суд с нарушением установленного законом срока, оснований для восстановления пропущенного процессуального срока по делу не установлено, что в силу ст. 219 КАС РФ является основанием для отказа в удовлетворении административного иска. Подача истцом 20.05.2020 года руководителю Управления Росреестра по РК заявления о проверке обоснованности решения государственного регистратора прав и выданный 01.06.2020 года ответ, равно как и подача 08.06.2020 года заявления о принятии решения и выданный 19.06.2020 года ответ, не являются процедурой внесудебного обжалования оспариваемого решения госрегистратора, в связи с чем не могут служить основанием для восстановления пропущенного на подачу иска срока.

Федеральный закон от 13.07.2015 №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" вступил в законную силу 01.01.2017 и урегулировал отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

В судебном заседании установлено, что распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия №38-м/20р от 14.01.2020 года утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, местоположение: <адрес>, земельный участок расположен в кадастровом квартале , площадью <данные изъяты>, образован путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером , находящегося в собственности Коровина С.В., площадью <данные изъяты>., земельного участка с кадастровым номером , государственная собственность на который не разграничена, площадью <данные изъяты>., и земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью <данные изъяты>. Земельный участок расположен в территориальной зоне «ЖИ. Зона застройки индивидуальными и жилыми домами блокированной застройки». Вид разрешенного использования образуемого земельного участка – «Индивидуальные жилые дома». Категория земель – «Земли населенных пунктов». Согласно утвержденной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории земельные участки с кадастровыми номерами и полностью включаются в границы вновь образуемого земельного участка.

Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия №209-и/20р от 31.01.2020 в выше указанное распоряжение внесены изменения в части указания вида разрешенного использования образуемого земельного участка, указан вид «Для индивидуального жилищного строительства (2.1)».

11.02.2020 года административному ответчику поступило заявление Коровина С.В. об осуществлении государственного кадастрового учета в отношении земельного участка, образованного на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной Распоряжением №38-М/20 от 14.01.2020 года с учетом изменений, внесенных Распоряжением №209-и/20р от 31.01.2020.

21.02.2020 года государственным регистратором прав в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26 Закона о регистрации было принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета № MFC-0122/2020- 12845 в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, со ссылкой на ст. 11.7 Земельного кодекса РФ, и указанием на законодательный запрет на перераспределение земель и нескольких земельных участков.

Указанное решение вынесено в установленные законом сроки полномочным должностным лицом, обосновано применением подлежащей применению нормы права.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 26 закона №218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 14 Закона о регистрации основаниями для осуществления государственного кадастрового учета является межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.

Представленный межевой план подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами , и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на основании Распоряжений Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 14.01.2020 № 38- м/20р, от 31.01.2020 № 209-м/20р.

Согласно статье 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.

Положения пункта 1 статьи 11.7 ЗК РФ распространяются как на земельные участки частной собственности, так и на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, либо государственная собственность на которые не разграничена. При этом с учетом положений статьи 11.6 ЗК РФ образование одного земельного участка путем преобразования нескольких земельных участков допускается только при объединении земельных участков.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 8 декабря 2015 г. №921 утверждены требования к подготовке межевого плана, согласно пункту 48 которых в реквизите 3 раздела "Сведения об образуемых земельных участках" последовательно включаются сведения о каждом образуемом в результате перераспределения земельном участке. В графах 2 и 3 реквизита 3 раздела "Сведения об образуемых земельных участках" указываются сведения об источниках образования земельного участка соответственно: кадастровые номера исходных земельных участков и их площадь, номер кадастрового квартала, в границах которого располагается территория, включаемая в состав таких образуемых земельных участков при образовании земельного участка путем перераспределения земельных участков и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Также в реквизите 3 раздела "Сведения об образуемых земельных участках" и на чертеже указываются: обозначение частей исходных земельных участков, включаемых в состав земельных участков, образуемых в результате перераспределения таких земельных участков, либо обозначение территорий, включаемых в состав земельных участков, образуемых в результате перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Таким образом, поскольку при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, то межевой план должен содержать данные о площади каждого образуемого земельного участка, их условные номера, сведения о частях земельных участков, включаемых в состав образованных путем перераспределения земельных участков, что согласуется, как с положениями Земельного кодекса Российской Федерации, так и с пунктом 48 Требований.

Как усматривается из материалов дела, истцом в орган регистрации прав представлен межевой план, в котором в нарушение приведенных норм в разделе "Сведения об образуемых земельных участках" не указано на части исходных земельных участков, включаемых в состав земельных участков, образуемых в результате перераспределения таких земельных участков, и указано на образование одного нового земельного участка с условным номером ЗУ1 площадью <данные изъяты>, путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами и и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

С правовым обоснованием приостановления ответчиком государственного кадастрового учета суд соглашается, аналогичная правовая позиция содержится в Кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 13.11.2019 №86-КА19-4.

Для устранения причин приостановления государственного кадастрового учета заявителю было рекомендовано прекратить учетно-регистрационное действие. Доводы иска о не указании в уведомлении на действия, которые должны быть совершены заявителем для устранения причин приостановления государственного кадастрового учета, судом не принимаются, поскольку никакие самостоятельные действия заявителя не могут преодолеть распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений РК об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, положенной в основу межевого плана, указание предложенного варианта действий не нарушило прав административного истца и не повлекло для него каких-либо убытков.

16.06.2020 государственным регистратором прав было принято решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета № MFC- 0122/2020-12845 в связи с неустранением причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета, изложенных в уведомлении о приостановлении государственного кадастрового учета.

Согласно статье 27закона №218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Решение от 16.06.2020 вынесено полномочным должностным лицом, основано на законе, в связи с чем оснований для удовлетворения иска в части требований о признании незаконными действий по принятию вышеописанных решений и понуждению ответчика к совершению действий по проведению государственного кадастрового учета образуемого земельного участка не имеется.

Оснований для признания решений апелляционной комиссии по рассмотрению заявлений об обжаловании решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при Управлении Росреестра по РК от 10.04.2020 года также не имеется.

Порядок рассмотрения соответствующих жалоб определен Приказом Минэкономразвития России от 30.03.2016 №193 «Об утверждении Положения о порядке формирования и работы апелляционной комиссии, созданной при органе регистрации прав, перечня и форм документов, необходимых для обращения в апелляционную комиссию, а также документов, подготавливаемых в результате ее работы»

С жалобой на уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета истец обратился 20.03.2020 года в апелляционную комиссию по рассмотрению заявлений об обжаловании решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при Управлении Росреестра по РК. Решением от 10.04.2020 года по итогам рассмотрения жалобы отказано в принятии к рассмотрению заявления от 20.03.2020 года. Основанием отказа явилось нарушение истцом требований пункта 22 указанного выше Положения в части предоставления в заявлении сведений о кадастровом инженере, изготовившем межевой план, страхового номера индивидуального лицевого счета кадастрового инженера в системе обязательного пенсионного страхования РФ, даты заявления, представленного в орган регистрации прав, по результатам которого принято решение о приостановлении кадастрового учета, а также указания ФИО председателя апелляционной комиссии.

Жалоба от 23.03.2020 года на уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета рассмотрена апелляционную комиссию по рассмотрению заявлений об обжаловании решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при Управлении Росреестра по РК по существу, решением от 10.04.2020 года оспариваемое решение признано обоснованным. Решение обосновано применением ст. 11.7 Земельного кодекса РФ и невозможностью образования одного земельного участка из двух самостоятельных земельных участков в результате процедуры перераспределения. При этом в решении комиссия приходит к выводу о том, что в оспариваемом решении государственный регистратор должен был указать именно на это обстоятельство, равно как и на необходимость отображения сведений о площади части исходного земельного участка в графе 5.

Предметом настоящего административного иска указано решение апелляционной комиссии от 10.04.2020 года. К иску приложены копии листов решений апелляционной комиссии по обращением от 20.03.2020 года и от 23.03.2020 года. Судом оба решения апелляционной комиссии признаются обоснованными, поскольку они вынесены на основании требований соответствующего приказа Минэкономразвития России от 30.03.2016 №193 «Об утверждении Положения о порядке формирования и работы апелляционной комиссии, созданной при органе регистрации прав, перечня и форм документов, необходимых для обращения в апелляционную комиссию, а также документов, подготавливаемых в результате ее работы», обоснованы приведенными в них нормами права и установленными обстоятельствами. Срок на судебное обжалование указанных решений истцом также пропущен, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска в этой части.

Уточнение фактических оснований приостановления государственного кадастрового учета решением апелляционной комиссии по обращению от 23.03.2020 года не свидетельствует о незаконности решения от 21.02.2020 года, поскольку правовое обоснование решения государственным регистратором было указано верно, примененные в уведомлении формулировки не повлекли нарушений прав административного истца.

Доводы иска о незаконности оспариваемых решений, обоснованные отсутствием у административного ответчика полномочий на оценку законности решений Министерства имущественных и земельных отношений по РК, судом не принимаются, поскольку оспариваемые решения приняты в пределах полномочий административных ответчиков, обоснованы применением подлежащих применению норм права.

Поскольку правовых оснований для признания оспариваемых решения незаконными в ходе рассмотрения дела не установлено, в удовлетворении административного иска надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 218, 227 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного иска отказать.

Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:

– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;

– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.

Судья Н.Н. Тарабрина

Мотивированное решение изготовлено

в соответствии со ст. 177 КАС РФ 29.10.2020 года

2а-5803/2020 ~ М-6023/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Коровин Сергей Владимирович
Ответчики
Государственный регистратор Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия Чернова Наталья Валерьевна
Апелляционная комиссия по рассмотрению заявлений об обжаловании решений о приостановлении осуществления гос. кадастрового учета при Управлении Федеральной службы гос.регистрации, кадастра и картографии по РК
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия
Другие
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия
Прокурор Республики Карелия
Кадастровый инженер ООО "Петрозаводское градостроительное бюро" Стрельникова Мария Евгеньевна
Круковская Елена Алексеевна
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Тарабрина Наталья Николаевна
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
16.09.2020Регистрация административного искового заявления
16.09.2020Передача материалов судье
17.09.2020Решение вопроса о принятии к производству
17.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.09.2020Судебное заседание
14.10.2020Судебное заседание
16.10.2020Судебное заседание
29.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.12.2020Дело оформлено
08.12.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее