Дело № 2а-5803/2020
10RS0011-01-2020-011331-63
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 октября 2020 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Тарабриной Н.Н., при секретаре Паласеловой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Коровина Сергея Владимировича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, государственному регистратору прав Черновой Наталье Валерьевне, Апелляционной комиссии по рассмотрению заявлений об обжаловании решений при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия об оспаривании решений,
установил:
Коровин С.В. обратился в суд с административным иском об оспаривании решения от 21.02.2020 года о приостановлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости, решения от 16.06.2020 года об отказе в проведении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости, решения апелляционной комиссии по рассмотрению заявлений об обжаловании решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета при Управлении Росреестра по РК. Истец просит обязать регистрирующий орган произвести государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости по заявлению от 11.02.2020 года в отношении земельного участка, образованного на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной Распоряжением №38-М/20 от 14.01.2020 года с учетом изменений, внесенных Распоряжением №209-и/20р от 31.01.2020.
Административный истец в судебном заседании заявленные не участвовал, его представитель Круковская Е.А. по доверенности требования поддержала.
Представитель административного ответчика Панченко К.Н. по доверенности в судебном заседании полагала требования необоснованными по доводам, подробно изложенным в представленных письменных возражениях.
Заинтересованное лицо Министерство имущественных и земельных отношений РК направило в суд отзыв, из которого следует, что Министерство оставляет иск на усмотрение суда, распоряжения от 14.01.2020 года и 31.01.2020 года вынесены в соответствии с требованиями закона, оснований для отказа в утверждении схемы образования земельных участков путем перераспределения не имелось.
Заинтересованное лицо кадастровый инженер ООО «Петрозаводское градостроительное бюро» Стрельникова М.Е. в суд не явилась, о рассмотрении дела извещена, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Прокуратура Республики Карелия о рассмотрении дела извещена, просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя, представила ответ на жалобу истцу, из которой следует, что нарушений требований закона в действиях должностных лиц Управления Росреестра по РК в ходе проверки по жалобе не установлено.
Заслушав пояснения участников судебного заседания, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Иск в части требования об оспаривании уведомления от 21.02.2020 года о приостановлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости и обжалования решения апелляционной комиссии подан в суд с нарушением установленного законом срока, оснований для восстановления пропущенного процессуального срока по делу не установлено, что в силу ст. 219 КАС РФ является основанием для отказа в удовлетворении административного иска. Подача истцом 20.05.2020 года руководителю Управления Росреестра по РК заявления о проверке обоснованности решения государственного регистратора прав и выданный 01.06.2020 года ответ, равно как и подача 08.06.2020 года заявления о принятии решения и выданный 19.06.2020 года ответ, не являются процедурой внесудебного обжалования оспариваемого решения госрегистратора, в связи с чем не могут служить основанием для восстановления пропущенного на подачу иска срока.
Федеральный закон от 13.07.2015 №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" вступил в законную силу 01.01.2017 и урегулировал отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
В судебном заседании установлено, что распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия №38-м/20р от 14.01.2020 года утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, местоположение: <адрес>, земельный участок расположен в кадастровом квартале №, площадью <данные изъяты>, образован путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в собственности Коровина С.В., площадью <данные изъяты>., земельного участка с кадастровым номером №, государственная собственность на который не разграничена, площадью <данные изъяты>., и земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью <данные изъяты>. Земельный участок расположен в территориальной зоне «ЖИ. Зона застройки индивидуальными и жилыми домами блокированной застройки». Вид разрешенного использования образуемого земельного участка – «Индивидуальные жилые дома». Категория земель – «Земли населенных пунктов». Согласно утвержденной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории земельные участки с кадастровыми номерами № и № полностью включаются в границы вновь образуемого земельного участка.
Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия №209-и/20р от 31.01.2020 в выше указанное распоряжение внесены изменения в части указания вида разрешенного использования образуемого земельного участка, указан вид «Для индивидуального жилищного строительства (2.1)».
11.02.2020 года административному ответчику поступило заявление Коровина С.В. об осуществлении государственного кадастрового учета в отношении земельного участка, образованного на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной Распоряжением №38-М/20 от 14.01.2020 года с учетом изменений, внесенных Распоряжением №209-и/20р от 31.01.2020.
21.02.2020 года государственным регистратором прав в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26 Закона о регистрации было принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета № MFC-0122/2020- 12845 в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, со ссылкой на ст. 11.7 Земельного кодекса РФ, и указанием на законодательный запрет на перераспределение земель и нескольких земельных участков.
Указанное решение вынесено в установленные законом сроки полномочным должностным лицом, обосновано применением подлежащей применению нормы права.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 26 закона №218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 14 Закона о регистрации основаниями для осуществления государственного кадастрового учета является межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
Представленный межевой план подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами №, № и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на основании Распоряжений Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 14.01.2020 № 38- м/20р, от 31.01.2020 № 209-м/20р.
Согласно статье 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
Положения пункта 1 статьи 11.7 ЗК РФ распространяются как на земельные участки частной собственности, так и на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, либо государственная собственность на которые не разграничена. При этом с учетом положений статьи 11.6 ЗК РФ образование одного земельного участка путем преобразования нескольких земельных участков допускается только при объединении земельных участков.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 8 декабря 2015 г. №921 утверждены требования к подготовке межевого плана, согласно пункту 48 которых в реквизите 3 раздела "Сведения об образуемых земельных участках" последовательно включаются сведения о каждом образуемом в результате перераспределения земельном участке. В графах 2 и 3 реквизита 3 раздела "Сведения об образуемых земельных участках" указываются сведения об источниках образования земельного участка соответственно: кадастровые номера исходных земельных участков и их площадь, номер кадастрового квартала, в границах которого располагается территория, включаемая в состав таких образуемых земельных участков при образовании земельного участка путем перераспределения земельных участков и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Также в реквизите 3 раздела "Сведения об образуемых земельных участках" и на чертеже указываются: обозначение частей исходных земельных участков, включаемых в состав земельных участков, образуемых в результате перераспределения таких земельных участков, либо обозначение территорий, включаемых в состав земельных участков, образуемых в результате перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, поскольку при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, то межевой план должен содержать данные о площади каждого образуемого земельного участка, их условные номера, сведения о частях земельных участков, включаемых в состав образованных путем перераспределения земельных участков, что согласуется, как с положениями Земельного кодекса Российской Федерации, так и с пунктом 48 Требований.
Как усматривается из материалов дела, истцом в орган регистрации прав представлен межевой план, в котором в нарушение приведенных норм в разделе "Сведения об образуемых земельных участках" не указано на части исходных земельных участков, включаемых в состав земельных участков, образуемых в результате перераспределения таких земельных участков, и указано на образование одного нового земельного участка с условным номером ЗУ1 площадью <данные изъяты>, путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами № и № и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
С правовым обоснованием приостановления ответчиком государственного кадастрового учета суд соглашается, аналогичная правовая позиция содержится в Кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 13.11.2019 №86-КА19-4.
Для устранения причин приостановления государственного кадастрового учета заявителю было рекомендовано прекратить учетно-регистрационное действие. Доводы иска о не указании в уведомлении на действия, которые должны быть совершены заявителем для устранения причин приостановления государственного кадастрового учета, судом не принимаются, поскольку никакие самостоятельные действия заявителя не могут преодолеть распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений РК об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, положенной в основу межевого плана, указание предложенного варианта действий не нарушило прав административного истца и не повлекло для него каких-либо убытков.
16.06.2020 государственным регистратором прав было принято решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета № MFC- 0122/2020-12845 в связи с неустранением причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета, изложенных в уведомлении о приостановлении государственного кадастрового учета.
Согласно статье 27закона №218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Решение от 16.06.2020 вынесено полномочным должностным лицом, основано на законе, в связи с чем оснований для удовлетворения иска в части требований о признании незаконными действий по принятию вышеописанных решений и понуждению ответчика к совершению действий по проведению государственного кадастрового учета образуемого земельного участка не имеется.
Оснований для признания решений апелляционной комиссии по рассмотрению заявлений об обжаловании решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при Управлении Росреестра по РК от 10.04.2020 года также не имеется.
Порядок рассмотрения соответствующих жалоб определен Приказом Минэкономразвития России от 30.03.2016 №193 «Об утверждении Положения о порядке формирования и работы апелляционной комиссии, созданной при органе регистрации прав, перечня и форм документов, необходимых для обращения в апелляционную комиссию, а также документов, подготавливаемых в результате ее работы»
С жалобой на уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета истец обратился 20.03.2020 года в апелляционную комиссию по рассмотрению заявлений об обжаловании решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при Управлении Росреестра по РК. Решением от 10.04.2020 года по итогам рассмотрения жалобы отказано в принятии к рассмотрению заявления от 20.03.2020 года. Основанием отказа явилось нарушение истцом требований пункта 22 указанного выше Положения в части предоставления в заявлении сведений о кадастровом инженере, изготовившем межевой план, страхового номера индивидуального лицевого счета кадастрового инженера в системе обязательного пенсионного страхования РФ, даты заявления, представленного в орган регистрации прав, по результатам которого принято решение о приостановлении кадастрового учета, а также указания ФИО председателя апелляционной комиссии.
Жалоба от 23.03.2020 года на уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета рассмотрена апелляционную комиссию по рассмотрению заявлений об обжаловании решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при Управлении Росреестра по РК по существу, решением от 10.04.2020 года оспариваемое решение признано обоснованным. Решение обосновано применением ст. 11.7 Земельного кодекса РФ и невозможностью образования одного земельного участка из двух самостоятельных земельных участков в результате процедуры перераспределения. При этом в решении комиссия приходит к выводу о том, что в оспариваемом решении государственный регистратор должен был указать именно на это обстоятельство, равно как и на необходимость отображения сведений о площади части исходного земельного участка в графе 5.
Предметом настоящего административного иска указано решение апелляционной комиссии от 10.04.2020 года. К иску приложены копии листов решений апелляционной комиссии по обращением от 20.03.2020 года и от 23.03.2020 года. Судом оба решения апелляционной комиссии признаются обоснованными, поскольку они вынесены на основании требований соответствующего приказа Минэкономразвития России от 30.03.2016 №193 «Об утверждении Положения о порядке формирования и работы апелляционной комиссии, созданной при органе регистрации прав, перечня и форм документов, необходимых для обращения в апелляционную комиссию, а также документов, подготавливаемых в результате ее работы», обоснованы приведенными в них нормами права и установленными обстоятельствами. Срок на судебное обжалование указанных решений истцом также пропущен, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска в этой части.
Уточнение фактических оснований приостановления государственного кадастрового учета решением апелляционной комиссии по обращению от 23.03.2020 года не свидетельствует о незаконности решения от 21.02.2020 года, поскольку правовое обоснование решения государственным регистратором было указано верно, примененные в уведомлении формулировки не повлекли нарушений прав административного истца.
Доводы иска о незаконности оспариваемых решений, обоснованные отсутствием у административного ответчика полномочий на оценку законности решений Министерства имущественных и земельных отношений по РК, судом не принимаются, поскольку оспариваемые решения приняты в пределах полномочий административных ответчиков, обоснованы применением подлежащих применению норм права.
Поскольку правовых оснований для признания оспариваемых решения незаконными в ходе рассмотрения дела не установлено, в удовлетворении административного иска надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 218, 227 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;
– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья Н.Н. Тарабрина
Мотивированное решение изготовлено
в соответствии со ст. 177 КАС РФ 29.10.2020 года