Судья первой инстанции: Данилова О.А. Дело № 33-4511/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
31 июля 2018 года г. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи: |
Харченко И.А., |
судей: |
Рошка М.В., Хмарук Н.С., |
при секретаре: |
Сухачевой А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хмарук Н.С. гражданское дело по иску Алескерова Эмиль Октай оглы к Администрации города Керчи Республики Крым, Министерству строитель-ства и архитектуры Республики Крым о возложении обязанности предоста-вить по договору социального найма жилое помещение, третьи лица – Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Керчи Республики Крым, Отдел учета, выявления и распределения жилищного фонда Администрации города Керчи Республики Крым,
по апелляционной жалобе Администрации города Керчи Республики Крым
на решение Керченского городского суда Республики Крым от 21 февраля 2018 года,
у с т а н о в и л а:
В октябре 2017 года Алескеров Э.О.оглы обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в Ленинградском высшем военно-политическом училище ПВО им. Ю.В. Андропова. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в должности <данные изъяты> 192 радио-технического батальона 2 радиотехнической бригады 97 дивизии ПВО в войсковой части 03730. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в должностях <данные изъяты> <данные изъяты> войсковой части 03763. 16 сентября 1992 года приказом Министра обороны Российской Федерации № 0567 от 11 августа 1992 года уволен в запас Вооруженных Сил по п. «в» ст. 59 (сокращение штатов). Истец являет-ся старшим лейтенантом запаса. Выслуга лет составляет 8 лет 1 месяц 13 дней.
Полагает, что поскольку уволен по сокращению штатов, то имеет право на льготы, предусмотренные постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 марта 1989 года № 237-34, постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 января 1960 года № 74, постановлением Совета Министров СССР от 17 февраля 1981 года № 193. После увольнения в запас Алексеров Э.О. оглы поставлен на учет Керченским военным комиссариатом Республики Крым. 13 ноября 1992 года решением исполнительного комитета Керченского городского совета истец принят на квартирный учет, в соответствии с которым должен быть обеспечен благоустроенной жилой площадью, составом семьи 1 человек. В период с 10 декабря 1992 года по 31 декабря 2009 года истец проходил службу в органах МВД Украины в Крыму в различных должностях. Уволен со службы в органах внутренних дел Украины в запас Вооруженных Сил Украины по п. «в» ст. 64 (по ограниченному состоянию здоровья), в звании майора милиции. Выслуга лет составляет 17 лет 0 месяцев 21 день. Является пенсионером и ветераном органов внутренних дел, почетный донор Российской Федерации. Жилого помещения в собственности у истца нет, в связи с чем, дирекцией металлургического комбината им. Войкова в конце 1992 года предоставила Алексерову Э.О.оглы комнату в общежитии, площадью 11,4 кв.м., в которой проживает по настоящее время. Истец по настоящее время состоит на учете в администрации города Керчи Республики Крым, как лицо, нуждающееся в получении квартиры, однако за 23 года жилое помещение не предоставлено. После увольнения в запас, 13 ноября 1992 года Керченским городским советом истец принят на квартирный учет. Очередь, как военнослужащего составляет № 2.
11 июля 2016 года Алексерова Э.О.оглы пригласили в отдел учета приватизации и распределения жилищного фонда администрации города Керчи Республики Крым, где сотрудниками ведомства предложено было написать заявление о получении жилищного сертификата для военнослужащего. Заявление и личное дело направлено для согласования в Министерство строительства и архитектуры Республики Крым. Однако в середине августа 2016 года истцу сообщили, что поскольку служба в Вооруженных Силах СССР составляет менее 10 лет, то претендовать на получение денежного сертификата он не имеет права. Полагает, что решение администрации города Керчи Республики Крым является необоснованным, поскольку ранее действовавшее законодательство не предусматривало наличие выслуги лет, необходимых для получения жилого помещения. С учетом уточнения иска, просил суд возложить на ответчика обязанность по предоставлению по договору социального найма отдельное жилое помещение в черте города Керчи Республики Крым, в размере не менее 28 кв.м, общей площади за счет средств бюджета г. Керчи (л.д. 71-77).
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 21 февраля 2018 года исковые требования Алескерова Э.О. оглы удовлетворены.
На Администрацию г. Керчи Республики Крым возложена обязанность предоставить Алескерову Э.О. оглы благоустроенное изолированное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, расположенное на территории <адрес> Республики Крым, общей площадью не менее 28 кв. м. на состав семьи 1 человек.
В апелляционной жалобе Администрация г. Керчи Республики Крым просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Указывает, что общая продолжительность военной службы истца составляет 8 лет, в связи с чем, на основании п. 2.1. ст. 15 ФЗ от 27.03.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащего» в предоставлении жилого помещения истцу обоснованно отказано. Кроме того, суд, ссылаясь на положения Закона ССР от 12.10.1967 года № 1950-7 «О всеобщей воинской обязанности», а также на постановление Совета Министров Республики СССР, Центрального комитета КПСС от 20.01.1960 года № 74 и Совета Министров ССР от 17.12.1981 года №193 не принял во внимание, что Администрация г. Керчи Республики Крым не является правопреемником исполнительного комитета местного совета народных депутатов. Считают, что судом применены нормы материального права, не подлежащие применению.
Определением Верховного Суда Республики Крым от 15 мая 2018 года судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, без учета особенностей предусмотренных главой 39 ГПК РФ, Министерство строительства и архитектуры Республики Крым, привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
Истец в порядке ст. 39 ГПК РФ неоднократно уточнял исковые требования, окончательно просил обязать администрацию города Керчи подать его документы на получение жилья за счет средств федерального бюджета. Обязать Министерство строительства и архитектуры Республики Крым включить его в списки граждан как нуждающегося в жилом помещении и передать в Совет Министров Республики Крым и обеспечить его жилым помещением в соответствующих нормах в виде единовременной денежной выплаты. Просит удовлетворить его требования на основании постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 марта 1989 года № 237-34, постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 января 1960 года № 74, постановления Совета Министров СССР от 17 февраля 1981 года № 193, а также Указа Президента РФ от 22 марта 2018 года № 116 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя».
Алескерова Э.О.оглы и его представитель - Яскевич А.В., в судебном заседании при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции, уточненные исковые требования поддержали, просили их удовлетворить в полном объеме.
Ответчики и третьи лица извещены о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суд не уведомили, в связи с чем, на основании статей 167 (часть 3), 327 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Заслушав доклад судьи Хмарук Н.С., пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, проверив материалы дела, судебная коллегия полагает решение подлежащим отмене по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку судом принято решение о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле.
При рассмотрении дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных гл. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что на основании приказа Министра
обороны Российской Федерации № 0567 от 11 августа 1992 года Алескеров Э.О.оглы уволен в запас по п. «в» ст. 59 (по сокращению штатов) с 16
сентября 1992 года, направлен для постановки на воинский учет в Липецкий ОГВК (л.д.12).
В августе 1992 года Алескерову Э.О.оглы выдано удостоверение, о
том, что он 16 сентября 1992 года уволен с действительной военной
службы по сокращению штатов и имеет право на льготы, предусмотренные
постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 марта 1989
года № 237-74, от 20 января 1960 года № 74 и постановлениями Совета
Министров СССР от 17 февраля 1991 года №193 (л.д. 24).
Как усматривается из материалов дела, истец избрал местом постоянного жительства территорию другого государства – участника СНГ, ФИО2.
По сведениям копии справки ООО Управляющая компания «Авентин» от 1 февраля 2017 года Алексеров Э.О.оглы с 19 января 1993 года зарегист-рирован в общежитии по <адрес>, комната №, которая является муниципальным жильем (л.д.15).
Алескеров Э.О.оглы в собственности жилого помещения не имеет,
что подтверждается справкой ГУП РК «Крым БТИ» (л.д.18).
Из сообщения администрации города Керчи Республики Крым,
Алескеров Э.О.оглы на основании решения Керченского городского
совета от 13 ноября 1992 года № 2688 состоит на учете в качестве
нуждающегося в жилом помещении, составом семьи 1 человек, как
проживающий в общежитии и как военнослужащий, уволенный в запас.
По состоянию на 16 августа 2016 года, номер очереди: общая - 563, по
спискам первоочередного получения - 96, по спискам военнослужащих - 2
(л.д. 22) В настоящее время номер общей очереди составляет - 499.
Из письма Министерства строительства и архитектуры Республики Крым, следует, что по результатам рассмотрения документов учетного дела Алексерова Э.О.оглы министерство не нашло оснований для его включения в Сводный список военнослужащих уволенных с военной службы, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета которые, до 1 января 2005 года были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку общая продолжительность военной службы в вооруженных силах СССР у истца составляет менее 10 лет (л.д.92-93).
Обращаясь с иском в суд, Алексеров Э.О.оглы просил удовлетворить его требования на основании законодательства СССР, действовавшего на момент его увольнения в запас 19 августа 1992 года.
Судебная коллегия полагает исковые требования в этой части необоснованными и не подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
14 февраля 1992 года государства - участники СНГ заключили Согла-шение о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволен-ных с военной службы и членов их семей. Указанное соглашение является рамочным договором, закрепляющим общие принципы социальной защиты данной категории лиц и базирующимся на законах и других нормативных актах бывшего Союза ССР. Статья 3 Соглашения, закрепляющая право военнослужащих и членов их семей, не имеющих жилья или нуждающихся в улучшении жилищных условий, на обеспечение их жилыми помещениями, в соответствии с нормами и порядком, установленными законодательством страны пребывания, имеет ограниченный характер, как в субъектной сфере, так и в содержательном плане. В субъектной сфере она применяется только в отношении военнослужащих и членов их семей. В содержательном плане статья не налагает обязательства на государства обеспечить указанную категорию граждан жилыми помещениями, а отдает приоритет нормам и порядку, установленным в законодательстве страны пребывания. Соглашение не содержит норм, которые регламентируют вопросы, связанные с обеспечением жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей при переезде на постоянное место жительства на территорию другого государства. Статья 4 Соглашения в общей форме обязывает государства разработать к 1992 году согласованные законодательные акты о социальной защите указанной категории лиц.
Поскольку Алескеров Э.О.оглы избрал место постоянного жительства территорию Украины, при решении вопроса обеспечения его жилым помещением, подлежали применению нормы этого государства, а не СССР, как указывает истец.
Согласно ст. 12 Закона Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей» Кабинет Министров Украины постановлением от 03 августа 2006 года № 1081 утвердил порядок обеспечения военнослужащих и членов их семей жилыми помещениями, согласно которому предоставляется жилье для постоянного проживания военнослужащим, которые имеют выслугу на военной службе 20 лет и больше.
С марта 2014 года в Республике Крым действует законодательство Российской Федерации.
В целях реализации Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 11 февраля 1993 года № 4455-1 статьей 56 указанного Закона и Постановлением Верховного Совета РФ «О порядке введения в действие Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» был установлен срок переходного периода до 31 декабря 1994 года. В соответствии со ст. 62 того же Закона гражданин РФ, проходящий военную службу в воинских формированиях других государств (бывших республик СССР), сохраняет правовое положение военнослужащего, предусмотренное законами РФ, в том числе и по обеспечению его жильем, только до окончания переходного периода. В силу ст. 56 данного Закона и п. 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» срок переходного периода установлен до 31.12.1994 года.
Граждане Российской Федерации, уволенные до 31.12.2014 года с военной службы и состоящие на учете нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления республики Крым и города Севастополя, имеют право на обеспечение жилыми помещениями, в соответствии с пунктом 2.1 статьи 15 и статей 15.1 Федерального закона от 27.03.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
На основании статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военно-служащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, а также за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, для обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по выбору указанных граждан им могут предоставляться жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти или жилые помещения, переданные в порядке, установленном федеральным законом, из федеральной собственности в муниципальную собственность, по договору социального найма органом местного самоуправления по месту принятия указанных граждан на учет. Указанным гражданам жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности или переданные из федеральной собственности в муниципальную собственность, предоставляются в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
Согласно ст. 15.1 указанного Федерального закона норма предостав-ления площади жилого помещения при предоставлении по договору социального найма жилых помещений, находящихся в федеральной собственности или переданных из федеральной собственности в муниципальную собственность, либо при предоставлении жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти составляет восемнадцать квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Исходя из изложенного и учитывая, что у Алескерова Э.О.оглы общая продолжительность военной службы в вооруженных силах СССР составляет менее 10 лет, правовых оснований для включения истца в Сводный список военнослужащих уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета которые до 01 января 2005 года были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, нет и как следствие не имеется оснований для обеспечения его жилым помещением в соответствующих нормах в виде единовременной денежной выплаты.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что отсут-ствуют основания для удовлетворения иска.
В суде апелляционной инстанции истец, уточнив первоначальные требования, просил обязать Министерство строительства и архитектуры Республики Крым включить его в списки граждан как нуждающегося в жилом помещении и передать в Совет Министров Республики Крым и обеспечить его жилым помещением в соответствующих нормах в виде единовременной денежной выплаты, согласно Указа Президента РФ от 22 марта 2018 года № 116 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя».
Поскольку с данными требованиями истец к ответчикам не обращался, а обратился с ними непосредственно в суд, судебная коллегия приходит к выводу, что требования в этой части заявлены преждевременно, поскольку указанный вопрос ответчиками не рассматривался, и никаких решений по нему не принималось.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего гражданского дела судом были допущены нарушения процессуальных норм, что является в силу пункта 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены принятого по делу решения, поэтому постановленное судом первой инстанции решение подлежит отмене, с вынесением нового об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь статьями 327, 327-1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, –
о п р е д е л и л а:
Решение Керченского городского суда Республики Крым от 21 февраля 2018 года отменить, принять новое которым в иске Алескерова Эмиль Октай оглы, отказать.
Председательствующий
Судьи