№ 2-2378 (2020)
24RS0002-01-2020-003007-39
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 августа 2020 года г. Ачинск Красноярский край,
ул. Дзержинского, стр. 4
Ачинский городской суд Красноярского края
в составе: председательствующего судьи Корявиной Т.Ю.
при секретаре Гордеевой Т.В.
с участием помощника Ачинского городского прокурора Чиркова Д.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Оптово-торговая база Крайпотребсоюза» об обязывании провести на предприятии инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, поставить на учет объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду,
УСТАНОВИЛ:
Ачинский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Оптово-торговая база Крайпотребсоюза» (далее ООО «ОТБ Крайпотребсоюза») об обязывании провести на предприятии инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, а также поставить на учет объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой проведена проверка на предмет соблюдения законодательства об охране атмосферного воздуха в деятельности ООО «ОТБ Крайпотребсоюза». В ходе проверки установлено, что Общество осуществляет деятельность в нежилом помещении по адресу: <адрес>. Данное нежилое здание общей площадью 2 087 кв.м., находится в безвозмездном пользовании у ООО «ОТБ Крайпотребсоюза». Вышеуказанное помещение нежилого назначения оборудовано котлоагрегатом, работающим на твердом топливе - угле. Данный котлоагрегат предназначен для отопления нежилого помещения. Котлоагрегат не оборудован газоочистной установкой. Дымовые газы, образуемые в процессе сжигания топлива, отводятся посредством дымовой трубы, на открытый воздух. На момент обследования в топке котла осуществлялось сжигание топлива, из дымовой трубы выходил дым светло-серого цвета средней интенсивности. Установлено, что ООО «ОТБ Крайпотребсоюза» с начала отопительного периода 2019 года использовано 2 тонны угля для отопления нежилого помещения. Таким образом, на момент проверки в деятельности ООО «ОТБ Крайпотребсоюза», выявлен организованный источник выбросов вредных веществ в атмосферный воздух - котлоагрегат. В соответствии с методикой определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при сжигании топлива в котлах производительностью менее 30 тонн пара в час или менее 20 Гкал в час, утвержденной председателем государственного комитета по охране окружающей среды от 09.07.1999, от сжигания угля или древесного топлива образуются: оксиды азота, диоксид серы, оксид углерода, бенз/а/пирен, твердые частицы. Вещества, образующиеся при сжигании угля или древесного топлива в котлах производительностью менее 30 тонн пара в час или менее 20 Гкал в час, а именно: оксиды азота, диоксид серы, оксид углерода, бенз/а/пирен, твердые частицы включены в Перечень загрязняющих веществ. При этом, в ходе проверки установлено, что в деятельности Общества отсутствует нормативная разрешительная документация, регламентирующая выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Выброс образующихся вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу от стационарных источников осуществляется в отсутствие установленной документации. Таким образом, в ходе проведенной проверки установлено, что юридическим лицом не обеспечено соблюдение требований федерального законодательства, об охране атмосферного воздуха, об охране окружающей среды, что негативно влияет на экологическую обстановку. По результатам проведенной проверки в адрес директора ООО «ОТБ Крайпотребсоюза» 25.11.2019 вынесено представление об устранении выявленных нарушений и недопущению подобного впредь. По результатам рассмотрения представления обществом предприняты меры по устранению выявленных нарушений, однако по состоянию на текущую дату данные нарушения не устранены. Исковое заявление подано, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, которые заключаются в следующем: принципов охраны окружающей среды как обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, чем нарушает права граждан, предусмотренные ст.42 Конституции Российской Федерации, ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Просит ответчика в трех месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу провести на предприятии инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников (л.д.2-7).
Определением суда от 22.07.2020 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края (л.д.69).
В судебном заседании представитель истца Ачинского городского прокурора Чирков Д.С. заявленные исковые требования поддержал по аналогичным основаниям.
Представитель ответчика ООО «ОТБ Крайпотребсоюза», извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания путем направления судебного уведомления почтовой корреспонденцией (л.д. 70) по адресу регистрации юридического лица, в судебное заседание не явился.
Представитель третьего лица Министерства экологии и рационального природопользования по Красноярскому краю, уведомленный о времени и месте рассмотрения дела (л.д.70), в судебное заседание не явился. В представленном отзыве на исковое заявление, представитель Клепикова Н.А., действующая на основании доверенности № № от 06.07.2020 года (л.д. 77), указала, что постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение десяти дней со дня получения заявки о постановке на государственный учет обязан осуществить постановку на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, с присвоением ему кода и категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, и выдать юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство о постановке на государственный учет этого объекта. По данным на 20 августа 2020 года ООО «ОТБ Крайпотребсоюза» в Министерство с заявлением о постановке на учет объекта негативного воздействия не обращалось. Просит исковые требования прокурора удовлетворить в части, а именно: проведения инвентаризации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разработки и утверждения в установленном законом порядке проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу загрязняющих веществ. Также просит рассмотреть дело в отсутствие представителя министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края (л.д. 74-75)
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования Ачинского городского прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.ст.41,42 Конституции Российской Федерации, ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства.
В силу п. 1 ст.34 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-03 «Об охране окружающей среды».. .эксплуатация.. . зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Согласно ч.2 ст.39 Федерального закона «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ.
В силу ч.1,2,3 ст.22 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками останавливается Правительством Российской Федерации. Формирование и ведение перечня указанных методик осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно части 1 статьи 15 Закона №96-ФЗ в целях предупреждениявредного воздействия на атмосферный воздух в порядке, установленномПравительством Российской Федерации, устанавливаются обязательные длясоблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требованияохраны атмосферного воздуха, в том числе к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух.
Согласно части 1 статьи 22 Закона №96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
Частью 1 ст.30 того же закона предусмотрено, что юридические лица, имеющие стационарные источники, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; осуществлять учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и предназначенного для контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух оборудования.
Согласно ст. 12 ФЗ от 04.05.1999г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы.
В силу ст. 34 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строение, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Письмом Ростехнадзора от 24.12.2004 № введено в действие Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» (далее - Методическое пособие). В соответствии с подпунктом 1 пункта 1.1 части 1 Методического пособия –инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферу проводят все действующие предприятия, организации, учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, производственная деятельность которых связана с выбросом загрязняющих веществ в атмосферу. Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферу является систематизацией сведений о распределении источников выбросов на территории, количестве и составе выбросов.
Согласно подпункту 2 пункта 1.1 части 1 Методического пособия при инвентаризации должны быть выявлены и учтены все возможные источники и выброса ЗВ в атмосферу, которые постоянно или временно эксплуатируются или хранятся на производственной территории предприятия (в т.ч. и передвижные), а также вредные вещества, которые могут выделиться или образоваться при осуществлении всех процессов, предусмотренных Технологическим регламентом производства. Стационарным источником выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является любой (точечный, площадной и т.д.) источник с организованным или неорганизованным выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый или функционирующий постоянно или временно в границах участка территории (местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащего ему или закрепленного за ним.
Стационарные источники выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух подразделяются на два типа:
источники с организованным выбросом;
источники с неорганизованным выбросом.
Под организованным выбросом понимается выброс, поступающий в атмосферу через специально сооруженные газоходы, воздуховоды и трубы; под организованным выбросом понимается выброс, поступающий в атмосферу в виде ненаправленных потоков газа в результате нарушения герметичности оборудования, отсутствия или неудовлетворительной работы вентиляционных систем, местных отсосов в местах загрузки, выгрузки или хранения сырья, топлива, полупродуктов и продуктов и т.д. юридические лица, осуществляющие 5 хозяйственной деятельности эксплуатацию объектов капитального строительства, имеющие источники выбросов вредных веществ атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, обязаны проводить инвентаризацию указанных веществ и воздействий.
Согласно ч.ч.2,4 ст.69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю) или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края) в течение десяти дней со дня получения заявки о постановке на государственный учет обязан осуществить постановку на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, с присвоением ему кода и категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, и выдать юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство о постановке на государственный учет этого объекта.
Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, согласно ч.11 ст.69 Федерального закона «Об охране окружающей среды», осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, называющих негативное воздействие на окружающую среду, выдается свидетельство о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, об актуализации учетных ведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как установлено по делу, Ачинской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха.
Общество с ограниченной ответственностью «ОТБ Крайпотребсоюза» зарегистрировано 29.04.1996 года в государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022401153972. Основным видом деятельности является сбор и заготовка дикорастущих плодов, ягод. Место нахождение Общества: <адрес> (л.д. 50-67),
В результате проверки установлено, что Общество осуществляет деятельность в нежилом помещении по адресу: <адрес>. Данное нежилое здание общей площадью 2 087 кв.м., находится в безвозмездном пользовании у ООО «ОТБ Крайпотребсоюза». Вышеуказанное помещение нежилого назначения оборудовано котлоагрегатом, работающим на твердом топливе - угле. Данный котлоагрегат предназначен для отопления нежилого помещения. Котлоагрегат не оборудован газоочистной установкой. Дымовые газы, образуемые в процессе сжигания топлива, отводятся посредством дымовой трубы, на открытый воздух. На момент обследования в топке котла осуществлялось сжигание топлива, из дымовой трубы выходил дым светло-серого цвета средней интенсивности. Установлено, что ООО «ОТБ Крайпотребсоюза» с начала отопительного периода 2019 года использовано 2 тонны угля для отопления нежилого помещения.
В соответствии с методикой определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при сжигании топлива в котлах производительностью менее 30 тонн пара в час или менее 20 Гкал в час, утвержденной председателем государственного комитета по охране окружающей среды от 09.07.1999, от сжигания угля или древесного топлива образуются: оксиды азота, диоксид серы, оксид углерода, бенз/а/пирен, твердые частицы. Вещества, образующиеся при сжигании угля или древесного топлива в котлах производительностью менее 30 тонн пара в час или менее 20 Гкал в час, а именно: оксиды азота, диоксид серы, оксид углерода, бенз/а/пирен, твердые частицы включены в Перечень загрязняющих веществ.
При этом в ходе проверки установлено, что в деятельности Общества отсутствует нормативная разрешительная документация, регламентирующая выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Выброс образующихся вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу от стационарных источников осуществляется в отсутствие установленной документации.
По результатам проведенной проверки в адрес директора ООО «ОТБ Крайпотребсоюза» 25.11.2019 вынесено представление об устранении выявленных нарушений и недопущению подобного впредь (л.д. 14-19).
Из ответа ООО «ОТБ Крайпотребсоюза» от 28.11.2019 на представление прокурора следует, что по выявленным нарушениям приняты меры по устранению выявленных нарушений, а именно усилен контроль в плане соблюдения утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), в соответствии с природоохранным законодательством. В настоящее время ведется работа по заключению договора оказания услуг по разработке разрешительной документации и постановки объекта, оказывающего негативное воздействие на учет. На сегодняшний день юридическим лицом заключен договор на оказание услуг по разработке и утверждению установленной документацию. В настоящий момент не представляется возможным провести инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, а также получить разрешительную документацию, в соответствие с действующим законодательством, в установленные сроки, поскольку период разработки и согласований разрешительной документации требует значительного количества времени – от 2 до 4 месяцев (л.д.20-21).
Обращаясь с настоящим иском, Ачинский городской прокурор указывает, что ответчиком не принято надлежащих мер о проведении инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, а также для постановки на учет объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду.
Таким образом, исходя из совокупности установленных по делу обстоятельств и требований закона, суд считает необходимым исковые требования Ачинского городского прокурора удовлетворить.
Учитывая, требования ст.206 ГПК РФ, обязывающей суд установить сроки для исполнения вынесенного решения, суд считает необходимым обязать общество с ограниченной ответственностью «ОТБ «Крайпотребсоюза» провести на предприятии инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а также поставить объекты на учет в Министерстве Экологии и рационального природопользования по Красноярскому краю.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 235-237 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Ачинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Оптово-торговая база Крайпотребсоюза» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести на предприятии инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, поставить объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, на учет в Министерстве Экологии и рационального природопользования по Красноярскому краю.
Заявление об отмене заочного решения может быть подано ответчиком в Ачинский городской суд Красноярского края в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано ответчиком в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления, путем подачи жалобы через Ачинский городской суд.
Судья Т.Ю. Корявина
Мотивированное решение составлено 02 сентября 2020 года.