Мотивированное решение изготовлено 28 мая 2018 года.
Дело № 2-568/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
город Нарьян-Мар 22 мая 2018 года
Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Распопина В.В.,
при секретаре Тайбарей А.И.,
с участием прокурора Жиркова В.Г.,
представителя третьего лица ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Ненецкого автономного округа в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Амдермасервис» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса,
У С Т Н О В И Л :
заместитель прокурора Ненецкого автономного округа в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МУП «Амдермасервис» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса.
Требования мотивировал тем, что проведенной проверкой в деятельности ответчика выявлены нарушения законодательства о безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса. Установлено, что Котельная п.Амдерма включена в перечень объектов ТЭК на территории Ненецкого автономного округа, подлежащих категорированию. По результатам категорирования котельная отнесена к объектам низкой категории опасности. В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение действующих норм права не проведено обследование котельной в целях анализа уязвимости объекта топливно-энергетического комплекса в целом, выявления уязвимых мест, потенциально опасных участков и критических элементов, а также оценки эффективности существующей системы физической защиты объекта.
Просит обязать ответчика устранить нарушения требований законодательства о безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса на объекте «Центральная котельная МУП «Амдермасервис», а именно: в срок до 01 сентября 2018 года провести обследование котельной согласно требованиям Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 №458; оборудовать объект инженерно-техническими средствами охраны в соответствии с установленной категорией опасности и результатами его обследования в течение года со дня вступления решения в законную силу.
В судебном заседании прокурор Жирков В.Г. требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства в установленном законом порядке, просил рассмотреть дело без участия своего представителя.
Представитель третьего лица в судебном заседании требования поддержал.
Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч.3.1 ст.5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» безопасность объектов топливно-энергетического комплекса – состояние защищенности объектов топливно-энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства. К объектам топливно-энергетического комплекса относятся объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения. Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса – документ, содержащий информацию об обеспечении антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса и план мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта.
Согласно ст. 3 указанного Закона целью обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса являются их устойчивое и безопасное функционирование, защита интересов личности, общества и государства в сфере топливно-энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства.
В силу ст.5 указанного Закона для установления дифференцированных требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса с учетом степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий проводится категорирование объектов
Статьей 6 Федерального закона «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» определено, что обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса, если иное не установлено законодательством РФ. При этом, субъектами топливно-энергетического комплекса являются физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или иное законном праве объектами топливно-энергетического комплекса, в качестве субъекта топливно-энергетического комплекса может выступать только юридическое лицо, зарегистрированное на территории РФ.
В силу ч.1 ст.7 данного Закона, требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса.
В соответствии с п.17 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05 мая 2012 года № 458 субъект топливно-энергетического комплекса обеспечивает проведение анализа уязвимости объекта.
Анализ уязвимости объекта в целом, выявление уязвимых мест, потенциально опасных участков и критических элементов, а также оценка эффективности существующей системы физической защиты объекта осуществляется путем его обследования комиссией, формируемой субъектом топливно-энергетического комплекса. Объекты высокой и средней категории опасности обследуются не реже одного раза в год, объекты низкой категории опасности – не реже одного раза в три года (п.23 Правил).
Согласно п.25 Правил по результатам работы комиссии составляется акт обследования объекта.
В акте обследования объекта определяются: структура охраны и необходимое количество постов и маршрутов, их дислокация, требуемое количество персонала физической защиты; оборудование объекта необходимыми инженерно-техническими средствами защиты и техническими средствами охраны; принципы и параметры (в том числе временные) силового и технологического реагирования, при возникновении установленных угроз для минимизации ущерба (п.27).
В соответствии с приложением №1 к указанным Правилам «Состав инженерно-технических средств охраны в зависимости от категории объектов топливно-энергетического комплекса» для объектов средней категории опасности предусмотрено наличие: инженерных заграждений, контрольно пропускных пунктов, системы охранной сигнализации по периметру территории объекта, внешнему рубежу критических элементов объекта и во внутренних помещениях критических элементов объекта.
Судом установлено, что распоряжением и.о. губернатора Ненецкого автономного округа от 22.07.2015 № 208-рг утвержден Перечень объектов топливно-энергетического комплекса на территории Ненецкого автономного округа, подлежащих категорированию.
Согласно акту категорирования объекта топливно-энергетического комплекса Центральная котельная МУП «Амдермасервис» отнесено к объектам низкой категории опасности.
Также судом установлено и сторонами не оспаривается, что в нарушение п.23 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса ответчиком с момента присвоения категории опасности и до настоящего времени не произведено обследование Центральной котельной МУП «Амдермасервис» в целях анализа уязвимости объекта топливно-энергетического комплекса в целом, выявление уязвимых мест, потенциально опасных участков и критических элементов, а также оценка эффективности существующей системы физической защиты.
Кроме того, в нарушение Правил на указанном объекте отсутствуют: персонал физической защиты; основное ограждение по всему периметру и нижнее дополнительное ограждение (противоперелазный козырек); предупредительные, разграничительные и запрещающие знаки; контрольно-пропускной пункт для прохода людей, автомобильного транспорта, оснащенный досмотровой площадкой, противотаранными устройствами, указательными знаками; основное ограждение средствами обнаружения или охранными извещателями, системой охранной сигнализации, не оборудовано; система контроля и управления доступом на объекте отсутствует; на объекте отсутствуют технические средства досмотра; отсутствует система охранная телевизионная; отсутствует система охранного оповещения по периметру объекта; система оповещения на объекте не установлена.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о нарушении ответчиком действующих норм права в части обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса Центральной котельной МУП «Амдермасервис», что создает условия вмешательства в деятельность месторождения, что в свою очередь создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах, на ответчика подлежит возложению обязанность согласно требованиям Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 №458, провести обследование объекта топливно-энергетического комплекса и оборудовать объект инженерно-техническими средствами охраны в соответствии с установленной категорией опасности и результатами его обследования.
В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ суд при принятии решения обязывающего ответчика совершить определенные действия устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд, учитывая заявленные требования, считает, что реально исполнить решение суда по вступлении его в законную силу невозможно, и полагает возможным установить ответчику срок его исполнения.
При установлении ответчику срока для устранения вышеуказанных нарушений законодательства, суд учитывая позицию прокурора, а также, что устранение вышеуказанных нарушений требует определенного периода времени, выделения денежных средств, считает возможным установить ответчику срок для исполнения данного решения в части проведения обследования -до 01.09.2018, а в части оборудования объекта инженерно-техническими средствами – в течение года с момента вступления решения в законную силу.
Оснований для предоставления более длительного срока, с учетом необходимого объема работ, суд не находит. При этом суд учитывает, что неисполнение указанных требований может повлечь за собой угрозу жизни, здоровью граждан, безопасного функционирования объекта ТЭК.
На основании ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 300 рублей 00 копеек.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования заместителя прокурора Ненецкого автономного округа в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Амдермасервис» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса удовлетворить.
Обязать муниципальное унитарное предприятие «Амдермасервис» устранить нарушения требований законодательства о безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса на объекте «Центральная котельная муниципального унитарного предприятия «Амдермасервис», расположенном по адресу: Ненецкий автономный округ, п.Амдерма, а именно:
- в срок до 01 сентября 2018 года согласно требованиям Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 №458, провести обследование объекта топливно-энергетического комплекса;
- в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу согласно требованиям Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 №458 оборудовать инженерно-техническими средствами охраны в соответствии с установленной категорией опасности и результатами его обследования.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Амдермасервис» в доход бюджета муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» государственную пошлину в размере 300 рублей (Триста рублей) 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в суд Ненецкого автономного округа путем подачи апелляционной жалобы через Нарьян-Марский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме.
Председательствующий подпись В.В.Распопин
Копия верна, судья В.В.Распопин