дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25.09.2014 года г. Симферополь
Киевский районный суд г. Симферополя в составе председательствующего судьи Тихопой А.А., при секретаре Селезнёвой О.А., с участием представителя прокуратуры Киевского района г. Симферополя Обухова В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бойко Е.Е. к Министерству внутренних дел Республики Крым, ликвидационной комиссии Главного управления МВД Украины в АР Крым, Министерству внутренних дел по Республике Крым Министерства внутренних дел Российской Федерации, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Симферополю о признании приказа об увольнении незаконным и восстановлении на работе,
У С Т А Н О В И Л:
Бойко Е.Е. обратился в суд с иском, в котором просит признать незаконным и отменить приказ № л/с от ДД.ММ.ГГГГ в части его увольнения и восстановить его в ранее занимаемой должности.
Исковые требования обосновываются отсутствием правового основания увольнения его из органов МВД, нарушением норм трудового законодательства при его увольнении и наличием оснований и права на поступление на службу в созданные на территории Республики Крым органы внутренних дел Российской Федерации.
В судебном заседании истец свои требования поддержал, на их удовлетворении настаивал.
Представители ответчиков с исковыми требованиями не согласились, подали возражения относительно предмета спора. Суду пояснили, что ликвидация органов МВД Украины в АР Крым произошла по решению Государственного Совета Республики Крым, а ликвидационная комиссия занялась вопросом оформления ликвидации. Поступление на службу в МВД России бывших сотрудников МВД Украины проходило не путем их перевода, а путём процедуры принятия на службу. Издание приказа об увольнении на бланках МВД Республики Крым обосновывается нецелесообразностью использования ликвидационной комиссией символики ликвидированных органов.
Представитель прокуратуры с иском также не согласился, ссылаясь на его необоснованность.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела и выяснив обстоятельства, судом установлено следующее.
В соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя", Республика Крым принимается в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и статьей 4 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 года N 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации".
Одним из оснований принятия в Российскую Федерацию Республики Крым является Декларация о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя, а также Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.
Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, то есть с 18.03.2014 года.
До этого, постановлением Верховной Рады Автономной Республики Крым от 06.03.2014 года № было образовано МВД Автономной Республики Крым и постановлением № от 11.03.2014 года утверждено временное положение о Министерстве внутренних дел Автономной республики Крым. Постановлением ВР ВРК № от 06.03.2014 года Министром внутренних дел АРК был назначен ФИО5
Постановлением Государственного Совета Республики Крым № от 17.03.2014 года в официальных наименованиях органов власти Республики Крым и других органов вместо слов "Автономная Республика Крым" предписано использование слов "Республика Крым", в связи с чем МВД АРК получено свидетельство о регистрации юридического лица с названием "Министерство внутренних дел Республики Крым".
Приказом МВД Российской Федерации от 25.03.2014 года № "О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России" были созданы МВД Российской Федерации по Республике Крым и подчиненные ему территориальные органы МВД РФ на районных уровнях.
На основании ст. ст. 6, 11, 23 ФКЗ РФ от 21.03.2014 г. № 6-ФКЗ, Государственный Совет Республики Крым 11.04.2014 года принял Постановление № (с последующими изменениями) согласно которого ликвидированы территориальные органы центральных органов исполнительной власти Украины, расположенные на территории Республики Крым, структурные подразделения центральных органов исполнительной власти Украины, расположенные на территории Республики Крым.
Статья 2 постановления ГС РК № устанавливает, что увольнение с государственной службы, со службы в органах местного самоуправления, с предприятий, учреждений, организаций, а также физическими лицами, использующими наемный труд, осуществляется в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов.
С целью реализации указанного постановления Государственного Совета РК, весь личный состав - служащие и работники МВД Украины в АР Крым, с 25.04.2014 года были предупреждены о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией.
Так, в соответствии с ведомостью об ознакомлении личного состава Киевского РО Симферопольского ГУ с постановлением Госсовета РК № №, Бойко Е.Е. 28.04.2014 года был ознакомлен, а, следовательно, уведомлен о предстоящем увольнении, о чём имеется его подпись.
В целях дальнейшей реализации постановления ГС РК от 11.04.2014 года и отсутствием руководителей, имеющих право на увольнение лиц, проходивших службу в ликвидированных органах ГУМВД Украины в АР Крым и его территориальных органах, а также решения вопроса дальнейшего трудоустройства указанных лиц, соблюдения их социальных и трудовых прав и гарантий, приказом Министра МВД Республики Крым от 05.05.2014 года № создана ликвидационная комиссия ГУМВД Украины в АР Крым и утвержден её состав.
Указом Президента Российской Федерации от 05.05.2014 года № "О назначении на должность сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" на должность министра внутренних дел РФ по Республике Крым назначен ФИО5, который, в связи с этим и в соответствии с законодательством РФ, прекратил осуществление полномочий по должности Министра МВД Республики Крым, образованного Госсоветом РК.
Указанная ликвидационная комиссия создана для осуществления мероприятий, связанных с ликвидацией, в соответствии с законодательством, а именно: выплата заработной платы и денежного обеспечения до дня увольнения, непосредственно увольнение, осуществление расчёта и выплаты сотрудникам всех причитающих при увольнении выплат, выдача трудовых книжек, подготовка и отправка документов в центр занятости, пенсионный фонд, инвентаризация имущества, и иных необходимых при ликвидации предприятия действий.
Приказом председателя ликвидационной комиссии ГУМВД Украины в АР Крым № л/с от 10.07.2014 года майор милиции Бойко Е.Е., старший оперуполномоченный сектора криминальной милиции по делам детей <адрес> районного отдела Симферопольского городского управления, уволен с 11.07.2014 года согласно п. 64 "г" (по сокращению штатов) Положения о прохождении службы рядовым и начальствующим составом органов внутренних дел. Основанием для увольнения указано постановление Государственного Совета РК от 11.04.2014 года № №.
С учётом вышеизложенного, суд приходит к убеждению о наличии правовых оснований и законности приказа об увольнении истца и его увольнения в целом.
При этом, прохождение службы сотрудниками МВД Украины регулируется, в частности, Законом Украины "О милиции" № от 20.12.1990 г. и Положением о прохождении службы рядовым и начальствующим составом органов внутренних дел, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украинской ССР от 29.07.1991 года № (с последующими изменениями).
В соответствии с подпунктом "г" пункта 64 указанного Положения, лица среднего, старшего и высшего начальствующего состава увольняются со службы в запас (с постановкой на воинский учет) в связи с сокращением штатов – при отсутствии возможности дальнейшего использования на службе.
В отличие от общих норм права, как то ч. 2 ст. 40 и ч. 2 ст. 49-2 Кодекса законов о труде Украины, (аналогичные положения содержатся и в ст. ст. 81, 180 ТК РФ, на которые ссылается истец) которые предписывают возможность увольнения если невозможно перевести работника по его согласию на иную работу и обязанность собственника одновременно с предупреждением про увольнение предлагать работнику иную работу на этом же предприятии, учреждении, организации, указанная специальная норма права, а именно подпункт "г" пункта 64 Положения, устанавливает правило про увольнение со службы при отсутствии возможности дальнейшего использования на службе.
Таким образом, поскольку органы МВД Украины в АР Крым ликвидированы на территории РК полностью, то, соответственно, отсутствовала возможность дальнейшего использования истца на службе в этих органах.
При этом, суд считает обоснованным увольнение истца по п.п. "г" п. 64 Положения о прохождении службы рядовым и начальствующим составом органов внутренних дел, поскольку специальными нормами не предусмотрено как основание для увольнения ликвидация органов МВД.
Вместе с тем, поскольку порядок такого увольнения не урегулирован специальным законодательством, и в спектре положений постановления ГС РК № от 11.04.2014 года № № суд считает правомерным и соблюдённым порядок увольнения истца применительно также к нормам трудового законодательства, регулирующим данные правоотношения.
В частности, обязательства работодателя, предусмотренные ст. 49-2 КЗоТ Украины относительно предупреждения о предстоящем увольнении работника и доведения до ведома государственной службы занятости о предстоящем высвобождении работника, при увольнении истца были соблюдены. Все причитающиеся при увольнении выплаты были проведены в полном объёме, трудовая книжка выдана истцу в день его увольнения.
Положения ст. 43 КЗоТ Украины относительно обязательного согласования предстоящего увольнения с профсоюзной организацией, в данном конкретном случае не может повлиять на выводы суда об обоснованности увольнения истца, поскольку соответствующая профсоюзная организация вместе с ликвидацией ГУ МВД Украины в АР Крым прекратила своё существование. Фактическое же согласование при таких обстоятельствах рассматривается как не возможное.
Таким образом, судом установлена правомерность и законность увольнения истца со службы в органах ГУ МВД Украины в АР Крым, в связи с чем в удовлетворении этой части исковых требований суд отказывает.
В части исковых требований о восстановлении истца на службе суд также считает необходимым отказать по следующим основаниям.
С учётом описанных выше обстоятельств ликвидации ГУ МВД Украины в АР Крым, созданное на территории Республики Крым МВД Российской Федерации по Республике Крым и подчиненные ему территориальные органы МВД РФ на районных уровнях не являются правопреемниками ликвидированных органов МВД Украины. В с вязи с чем поступление на службу в органы МВД Российской Федерации не может происходить переводом или назначением на аналогичную должность.
Часть 10 статьи 7 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя" предписывает наличие у сотрудников милиции Республики Крым, замещающих должности в указанных органах на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым преимущественного права на поступление на службу в органы внутренних дел Российской Федерации.
В свою очередь поступление и прохождение службы в органах МВД России осуществляется на основании и в соответствии с Федеральным Законом от 07.02.2011 года № 3-ФЗ "О полиции" и Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденном Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 года № 4202-1, в части, не противоречащей указанному Федеральному закону.
Специфика прохождения службы в органах МВД России, как профессиональной деятельности, предопределяет особый правовой статус работника, к которому предъявляются повышенные требования к дисциплине, профессиональной пригодности, интеллектуальным, физическим и волевым качествам. Регламентируя правовое положение работников МВД России, порядок поступления на службу и её прохождения, государство может устанавливать в этой сфере и особые правила.
Проведение соответствующих мероприятий по созданию, реорганизации органов милиции и выбору наиболее подготовленных сотрудников для прохождения службы, является исключительной прерогативой государства.
Таким образом, поскольку истец не был принят на службу в органы МВД Российской Федерации, то есть не находился в трудовых отношениях с созданными та территории Республик Крым Министерством внутренних дел Российской Федерации по Республике Крым и его территориальными подразделениями, его требование о восстановлении на работе в этих органах является необоснованным.
Истец освобожден от уплаты государственной пошлины на основании закона.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Бойко Е.Е. отказать в полном объёме.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Апелляционный суд Республики Крым через Киевский районный суд г. Симферополя в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ года.
Судья: А.А. Тихопой