2-78/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 апреля 2013 года город Казань
Казанский гарнизонный военный суд в составе заместителя председателя суда Красавина Д.М.,
при секретаре Грибашкиной О.В.,
с участием представителя заявителя Ильина Н.П. в лице адвоката Головёнкина О.Ю., представителя начальника Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту ФГКУ «Центррегионжильё») Горицкого Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части <данные изъяты> Ильина Н.П. об оспаривании решения начальника ФГКУ «Центррегионжильё», связанного со снятием с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма и исключением из единого реестра военнослужащих, признанных нуждающимися в жилых помещениях,
У С Т А Н О В И Л:
Ильин Н.П. обратился в Казанский гарнизонный военный суд с названным заявлением. В обоснование своих требований он указал, что проходит военную службу по контракту в войсковой части <данные изъяты>. С <Дата обезличена> он и члены его семьи состояли в списках нуждающихся в предоставлении жилья. Решением ФГКУ «Центррегионжильё» от <Дата обезличена> <Номер обезличен> он и члены его семьи исключены из единого реестра военнослужащих, признанных нуждающимися в жилых помещениях, в связи с отсутствием оснований для предоставления жилого помещения по договору социального найма в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации. Поводом для этого послужила информация о предоставлении ему в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилья. Действительно, постановлением главы Знаменской сельской администрации <данные изъяты> <Дата обезличена> <Номер обезличен> ему предоставили земельный участок общей площадью <данные изъяты> для ведения личного подсобного хозяйства и строительства индивидуального жилого дома. По его мнению, он мог быть снятым с жилищного учёта только в случае получения безвозмездной финансовой помощи, либо завершения строительства жилого дома на земельном участке за счёт собственных или заёмных средств, однако он названной помощи не получал, дом из-за отсутствия средств не построил.
Поэтому он просит суд признать незаконным решение начальника ФГКУ «Центррегионжильё», связанное со снятием с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма и исключением из единого реестра военнослужащих, признанных нуждающимися в жилых помещениях, обязать названное должностное лицо восстановить его и членов его семьи в реестре военнослужащих, признанных нуждающимися в жилых помещениях.
Заявитель Ильин Н.П., будучи надлежащим образом извещён о времени и месте судебного разбирательства, в суд не прибыл, просил рассмотреть дело без него с участием его представителя.
В судебном заседании представитель заявителя Головёнкин О.Ю. полностью поддержал изложенные выше требования и просил их удовлетворит. При этом пояснил, что предоставление Ильину Н.П. в установленном порядке от органа местного самоуправления земельного участка общей площадью <данные изъяты> для ведения личного подсобного хозяйства и строительства индивидуального жилого дома не может являться основанием для исключения заявителя из реестра военнослужащих, признанных нуждающимися в жилых помещениях, поскольку он не получал безвозмездной финансовой помощи и не завершал строительство жилого дома на земельном участке за счёт собственных или заёмных средств.
Представитель должностного лица ФИО3 в судебном заседании требования заявителя не признал и пояснил, что Ильин Н.П. и члены его семьи исключены из реестра военнослужащих, признанных нуждающимися в жилых помещениях, поскольку Ильину Н.П. в установленном порядке постановлением главы <данные изъяты> от <Дата обезличена> <Номер обезличен> предоставлен земельный участок общей площадью <данные изъяты> для ведения личного подсобного хозяйства и строительства индивидуального жилого дома. В связи с чем, в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации отсутствуют основания для предоставления ему жилого помещения по договору социального найма.
В судебном заседании были исследованы следующие письменные доказательства.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Выслушав заявителя, представителя должностного лица и исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации - каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Пунктом 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» от 14 февраля 2000 года № 9 (с последующими изменениями) определено, что при рассмотрении заявлений военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как Федеральным законом «О статусе военнослужащих», так и нормами жилищного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае предоставления ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
Кроме того, указанной нормой закона также установлены способы обеспечения жильем, одним из которых до 1 января 2005 г. являлось предоставление военнослужащему средств для покупки (строительства) жилого дома, то есть безвозмездной финансовой помощи.
Действовавшая до 1 января 2005 г. редакция ст. 22 Закона РФ от 24 декабря 1992 года № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» предоставляла гражданам право на приобретение в установленном порядке земельных участков для жилищного строительства независимо от наличия у них другого жилого помещения, в том числе в других населенных пунктах.
Снятие с жилищного учёта военнослужащих-граждан в случае предоставления земельного участка для строительства жилого дома действовавшим до 1 марта 2005 года Жилищным кодексом РСФСР не предусматривалось.
Данное основание снятия с жилищного учёта установлено п. 5 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, следовательно, до 1 марта 2005 г. препятствий для нахождения гражданина на жилищном учёте в случае предоставления ему земельного участка для индивидуального жилищного строительства не имелось.
Согласно частям 1 и 2 ст. 6 ЖК РФ, акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным правоотношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
В самом же ЖК РФ нормы, которая устанавливала бы возможность применения этого Кодекса к правоотношениям, возникшим до введения его в действие, не содержится.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учёт до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учёте до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учёта по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учётом положений названной части.
Исходя из системного толкования норм ЖК РФ следует прийти к выводу, что граждане, принятые на жилищный учёт в соответствии с ЖК РСФСР, могут быть сняты с такого учёта по указанным выше основаниям только в случае, если данные основания возникли после 1 марта 2005 года. Иное толкование противоречило бы Конституции Российской Федерации и позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в его судебных актах от 4 декабря 2007 года № 965-О-П, 15 мая 2006 года № 5-П, согласно которым изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления.
Судом, бесспорно, установлено, что с <Дата обезличена> Ильин Н.П. и члены его семьи состояли в списках нуждающихся в предоставлении жилья. Решением ФГКУ «Центррегионжильё» от <Дата обезличена> <Номер обезличен> он и члены его семьи были исключены из единого реестра военнослужащих, признанных нуждающимися в жилых помещениях, поскольку в связи с предоставлением ему в установленном порядке земельного участка для строительства жилого дома у него отсутствуют основания для предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Вместе с тем, снятие Ильина Н.П., имеющего земельный участок для индивидуального жилищного строительства, с жилищного учёта не может считаться законным и обоснованным, так как при таких обстоятельствах обеспечение Ильина Н.П. и членов его семьи жильём не гарантировано.
Следовательно, Ильин Н.П. подлежал снятию с жилищного учёта только в случае получения им безвозмездной финансовой помощи либо завершения строительства жилого дома на земельном участке за счёт собственных или заёмных средств.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что у должностного лица отсутствовали основания для исключения Ильина Н.П. и членов его семьи из единого реестра военнослужащих, признанных нуждающимися в жилых помещениях, в связи с чем оспариваемые действия начальника ФГКУ «Центррегионжильё» суд признаёт незаконными, а заявление – подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 257-258, 320-321 ГПК РФ, военный суд
Р Е Ш И Л:
Заявление <данные изъяты> Ильина Н.П. об оспаривании решения начальника Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанного со снятием с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и исключением из единого реестра военнослужащих, признанных нуждающимися в жилых помещениях, удовлетворить.
Признать незаконным решение начальника Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанное со снятием Ильина Н.П. и членов его семьи с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и исключением их из единого реестра военнослужащих, признанных нуждающимися в жилых помещениях.
Обязать начальника Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации отменить указанное решение и восстановить Ильина Н.П. и членов его семьи в едином реестре военнослужащих, признанных нуждающимися в жилых помещениях.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Приволжский окружной военный суд через Казанский гарнизонный военный суд.
Судья Д.М. Красавин