РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 февраля 2018 года Центральный районный суд г. Тольятти, Самарской области, в составе:
председательствующего Соболевой Ж.В.
при секретаре Ирлица И.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску заместителя Прокурора Комсомольского района г.Тольятти, действующего в интересах Матемаричева Рустама Хошимовича к Администрации городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Заместитель Прокурора Комсомольского района г.Тольятти обратился в суд с заявлением, в котором просил обязать Администрацию г.о. Тольятти предоставить Матемаричеву Р.Х. на состав семьи один человек жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, площадью не ниже установленных социальных норм. В обоснование иска указал, что Матемаричев Р.Х. является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №-р/5 Матемаричев Р.Х. принят на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда с составом семьи один человек с ДД.ММ.ГГГГ, однако до настоящего времени жильем не обеспечен.
В судебном заседании помощник прокурора Комсомольского района г. Тольятти Саперский А.П., действующий по удостоверению, заявленные требования поддержал по всем основаниям, изложенным в иске. Просил удовлетворить исковые требования.
Матемаричев Р.Х. о дне слушания дела извещен, в судебное заседание не явился, причины неявки не сообщил.
Представитель Администрации г.о. Тольятти Двоеглазов С.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании иск не признал. Суду пояснил, что право Матемаричева Р.Х. на получение специализированного жилого помещения не оспаривает, однако предоставления жилых помещений данной категории граждан осуществляется в порядке очередности, в зависимости от даты подачи заявления о включении в список нуждающихся в жилых помещениях. Кроме того, администрация г.о. Тольятти не имеет возможности самостоятельно заложить в бюджет финансовые средства для обеспечения истца жилым помещением, поэтому денежные средства для приобретения специализированного жилья муниципальный орган не имеет. В связи с этим в удовлетворении иска просит отказать.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В ст. 7 Конституции Российской Федерации провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. "ж" ч. 1 ст. 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
В ст. 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение жилыми помещениями, является ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ, который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с положениями ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз. 1 настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (ч. 1). Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (ч. 8). Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (ч. 9).
В соответствии со ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (введена Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ).
Согласно ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 2 Закона Самарской области от 28 декабря 2012 N 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета.
Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».
Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
Согласно ст. 3 Закона Самарской области от 28 декабря 2012 N 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Статьями 5,6,8 Закона Самарской области от 05.03.2005 г. № 77-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» предусмотрено, что органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.
Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий. Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в Законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый и плановый год.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Судом установлено, что Матемаричев ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Мать ФИО6 решением Комсомольского райсуда г.Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, в родительских прав не восстанавливалась. Сведения об отце, в свидетельстве о рождении Матемаричева Р.Х., внесены по заявлению матери. Данные обстоятельства подтверждаются свидетельством о рождении, решением (копией) суда.
На основании постановления администрации Комсомольского района г.Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетним Матемаричевым Р.Х. установлена опека, опекуном назначена ФИО7
Из справки главы администрации с.<адрес> видно, что Матемаричев Р.Х. проживал по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ без регистрации, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по временной регистрации, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ без регистрации, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ постоянная прописка.
Из выписки из поквартирной карточки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Матемаричев Р.Х. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирован по адресу: <адрес>
Из Акта обследования жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ видно, что Матемаричев Р.Х. проживает по месту регистрации - <адрес>, всего зарегистрировано и поживает шесть человек.
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленной ГАПОУ СО «Тольяттинский электротехнический техникум» Матемаричев Р.Х. является обучающимся 4 курса очной формы по специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта с ДД.ММ.ГГГГ. Срок окончания обучения ДД.ММ.ГГГГ.
Из уведомления Ставропольского филиала ГУП ЦТИ от ДД.ММ.ГГГГ, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ЕГРН по Самарской области сведения о правах Матемаричева Р.Х. на объекты имущества за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют.
Из выписки из распоряжения мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №-р/5 «О включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда» видно, что Матемаричев Р.Х. включен в список, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда на основании п.3 ст. 4 Закона Самарской области от 28.12.2012 N 135-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области" (принят Самарской Губернской Думой 20.12.2012) с составом семьи один человек с ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, судом установлено, что Матемаричев Р.Х. достиг возраста восемнадцати лет в 2015 году, завершил обучение в образовательном учреждении, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением или социальной выплатой на его приобретение не обеспечен, включен в список подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Представитель ответчика не оспаривает право Матемаричева Р.Х. на обеспечение жилым помещением, однако федеральным законодательством и Законами Самарской области не предусмотрено предоставление детям-сиротам специализированного жилого помещения вне очереди, жилое помещение будет предоставлено истцу по наступлению его очереди, в противном случае предоставление истцу жилого помещения может привести к нарушению прав других очередников, относящихся к указанной категории лиц.
Кроме того, жилое помещение будет предоставлено по мере поступления денежных средств, поскольку объемы поступающих денежных средств не хватает на обеспечение жилыми помещениями всех граждан данной категории.
Суд не может согласиться с доводами представителя ответчика, так как они не имеют под собой правового обоснования, поскольку право Матемаричева Р.Х. на обеспечение жилым помещении специализированного жилищного фонда предусмотрено ст.109.1 ЖК РФ и Законом Самарской области от 28.12.2012 N 135-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области" и реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от каких-либо дополнительных факторов, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Таким образом, принимая во внимание, что Матемаричев Р.Х. до настоящего времени жилым помещением не обеспечен, с ДД.ММ.ГГГГ включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, поэтому суд приходит к выводу о том, что Матемаричев Р.Х. имеет право на обеспечение жилым помещением по договору найма жилого помещения в специализированном жилищном фонде и должен быть обеспечен жильем.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,56,194-198 ГПК РФ, суд,
р е ш и л:
Иск заместителя Прокурора Комсомольского района г.Тольятти удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа Тольятти предоставить Матемаричеву ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ рождения, на состав семьи один человек жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, площадью не ниже установленных социальных норм.
Решение может быть обжаловано, на него может быть подано апелляционное представление в Самарский облсуд через Центральный райсуд г. Тольятти в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий подпись Соболева Ж.В.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ
<данные изъяты>