63RS0039-01-2020-002525-04
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении № 5-214/2020
08 июля 2020 года г. Самара
Резолютивная часть оглашена 07.07.2020 г.
Мотивированное постановление изготовлено 08.07.2020 г.
Судья Ленинского районного суда г. Самара Ретина М.Н., при секретаре Слеповичеве Е.А. (г. Самара, ул. Тухачевского,226), рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении Барановой Н. П., ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженки <адрес>, гражданки РФ, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, пенсионера, по факту совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ,
установил:
В отношении Барановой Н.П. составлен протокол об административном правонарушении 20 № 3512140 от 26.06.2020 г., согласно которому Баранова Н.П. совершила административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 5 ст.20.2 КоАП РФ, выразившееся в том, что он 21.06.2020 в 12.00 часов на <адрес>, участвовала в публичном мероприятии в форме митинга с целью выражения мнения граждан РФ о работе органов и должностных лиц государственной и муниципальной публичной власти РФ, о законности режима «повышенной» готовности и «самоизоляции» и его последствиях, о ранее принятых и уже вступивших в силу поправках в Конституцию РФ, о легальности, легитимности и целесообразности всероссийского голосования без подачи в установленном порядке в органы местного самоуправления уведомления о проведении публичного мероприятия, при этом в период проведения публичного мероприятия не выполнил требования сотрудника полиции о прекращении противоправных действий, предусмотренных п. 1,7 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции» от 07.02.2011 г., чем нарушил порядок организации и проведения публичного мероприятия, установленный ч. 5 ст. 5, ч. 1 ст. 7 ст. 10 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Таким образом, своими действиями совершила административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.5 ст.20.2 КоАП РФ.
В судебном заседании Баранова Н.П. и её представители Круглов А.Г., . вину в совершении административного правонарушения не признали, в судебном заседании пояснили, что в действиях лица привлекаемого к административной ответственности не имеется состава административного правонарушения, нарушения общественного порядка не зафиксировано, требования от сотрудников органов внутренних дел покинуть место проведения митинга не поступало, участие в митинге не является правонарушением. Кроме того, протокол об административном правонарушении составлен с нарушениями, изложенная в нем формулировка правонарушения не соответствует закону.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, УУП ОП № 5 УМВД России по г. Самаре Макарова А.А., в судебном заседании протокол об административном правонарушении поддержала, показав, что в действиях Барановой Н.П. имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ, поскольку время и место проведения митинга уполномоченным органом не согласовано, Баранова Н.П. принимала участие в данном митинге.
Допрошенный в судебном заседании свидетель Пожаров С.Н. показал, что он является начальником УУП ОП № 5 УМВД России по г. Самара. 21.06.2020 года в 12:00 он нес службу по охране общественного порядка во время проведения публичного мероприятия – несогласованного митинга, который проходил на <адрес> примерно до 14:00. Перед началом и во время проведения данного публичного мероприятия, им с использованием звукоусиливающих устройств участникам данного мероприятия говорил, что митинг не согласован с Администрацией г.о. Самара, тем самым нарушается требования Федерального закона № 54-ФЗ.
Допрошенный в судебном заседании свидетель Теребинов Е.В. показал, что он 21.06.2020 г. в 12:00 находился на <адрес> как представитель Администрации г.о. Самара, он неоднократно при помощи средств усиления речи, разъяснял гражданам о незаконности проведения публичного мероприятия, о нарушении ими ФЗ № 54, однако предупреждения были оставлены без внимания.
Допрошенный в судебном заседании по ходатайству лица, привлекаемого к административной ответственности, свидетель Сталин Д.И. показал, что он был организатором митинга на пл. им. Куйбышева. 21.06.2020 г. он также принимал в этом митинге участие, никаких требований о прекращении митинга ни от кого не поступало. Никаких сотрудников полиции он на площади не видел, там находились какие-то лицо, одетые в форму сотрудников органов внутренних дел, но так как они никаких удостоверений не предъявляли, то у него есть сомнения в том, что это были полицейские. Эти люди в мегафон говорили о том, что нужно соблюдать санитарную дистанцию, требований о прекращении митинга никто не выдвигали. Представителя органа местного самоуправления он на площади также не видел, какой-то человек в маске в мегафон также говорил о соблюдении санитарной дистанции, требований о прекращении митинга никто не выдвигал.
Выслушав участников процесса, свидетелей, оценивая имеющиеся материалы, суд считает, что факт совершения Барановой Н.П. административного правонарушения установлен и доказан, подтверждается исследованными при рассмотрении дела об административном правонарушении материалами дела.
В соответствии с ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
Порядок реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан РФ собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регулируется Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ).
В ст. 2 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ публичное мероприятие определено как открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.
Согласно ч.3 ст.2 Федерального закона от 19.06.2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» митингом является массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
Информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка сообщается органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления посредством уведомления о проведении публичного мероприятия.
Статьей 7 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ предусмотрена обязанность организатора публичного мероприятия уведомить орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления о проведении публичного мероприятия в случаях и в сроки, установленные указанной статьей. Таким образом, данный Закон не допускает проведение публичного мероприятия без соответствующего уведомления органов исполнительной власти (за исключением одиночного пикета).
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ организатор публичного мероприятия и иные граждане с момента согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления места и (или) времени проведения публичного мероприятия имеют право беспрепятственно проводить предварительную агитацию среди граждан, сообщая им информацию о месте (местах), времени, целях проведения публичного мероприятия и иную информацию, связанную с подготовкой и проведением публичного мероприятия, а также призывать граждан и их объединения принять участие в готовящемся публичном мероприятии.
Частью 2 ст. 6 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" установлено, что участники публичного мероприятия имеют право: 1) участвовать в обсуждении и принятии решений, иных коллективных действиях в соответствии с целями публичного мероприятия; 2) использовать при проведении публичного мероприятия различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, а также средства агитации, не запрещенные законодательством Российской Федерации; 3) принимать и направлять резолюции, требования и другие обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные и религиозные объединения, международные и иные органы и организации.
В соответствии с ч.3 ст. 6 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны:
1) выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации);
2) соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия;
3) соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.
Положениями статей 2, 12 Федерального закона от 07.02.2011 года № 3-ФЗ "О полиции") установлено, что на полицию возлагаются, в том числе, обязанности по обеспечению совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий безопасности граждан и общественного порядка; пресечение административных правонарушений и осуществление производства по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством к подведомственности полиции.
Положениями п.п. 1, 7 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 года N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции) установлено, что требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатов представительных органов муниципальных образований, членов избирательных комиссий, комиссий референдума, а также деятельности общественных объединений; требовать от граждан (групп граждан) покинуть место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если это необходимо для проведения следственных действий, оперативно-разыскных мероприятий, документирования обстоятельств совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельств происшествия, для сохранения следов преступления, административного правонарушения, происшествия, для обеспечения безопасности граждан; в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан не допускать их на отдельные участки местности и объекты либо обязывать оставаться на соответствующих участках местности и объектах или покинуть их; обращаться к группам граждан, нахождение которых в общественных местах не связано с проводимыми на законных основаниях публичными и массовыми мероприятиями, с требованием разойтись или перейти в другое место, если возникшее скопление граждан создает угрозу их жизни и здоровью, жизни и здоровью других граждан, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов.
Из материалов дела следует, что 05.06.2020 года в адрес Администрации г.о. Самара поступило от организаторов Круглова А.Г. и Сталина Д.И. уведомление о проведении 21.06.2020 публичного мероприятия в форме митинга на <адрес> с использованием звукоусиливающей аппаратуры, средств пропаганды и наградной агитации.
Из данного уведомления следует, что целью планируемого мероприятия является выражение мнения граждан РФ о работе органов и должностных лиц государственной и муниципальной публичной власти РФ, о законности режима «повышенной» готовности и «самоизоляции» и его последствиях, о ранее принятых и уже вступивших в силу поправках в Конституцию РФ, о легальности, легитимности и целесообразности всероссийского голосования, обозначено предполагаемое количество участников – 5 000 человек, место проведения – <адрес>, время проведения – 21.06.2020 г. с 12:00 до 15:00.
Администрацией г.о. Самара 08.06.2020 дан письменный ответ о невозможности согласования публичного мероприятия в связи с ограничением до особого распоряжения проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительских, зрелищно-развлекательных, спортивных и других массовых мероприятий согласно постановлению Губернатора Самарской области от 03.04.2020 г. № 70 «Об ограничительных и иных мероприятиях по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Самарской области» и внесении изменений в постановление Губернатора Самарской области от 16.03.2020 № 39 «О введении режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV» и постановлению Администрации г.о. Самара от 18.03.2020 № 164 «О введении ограничительных мероприятий, направленных на предотвращение распространения на территории г.о. Самара заболеваемости гриппом, ОРВИ и новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV».
Судом установлено, что Баранова Н.П. 21.06.2020 года в период времени с 12:00час. до 14:00час при отсутствии согласования проведения публичного мероприятия со стороны органа местного самоуправления принимала участие в публичном мероприятии в форме митинга на <адрес>.
Обстоятельства совершения Барановой Н.П. административного правонарушения подтверждаются показаниями допрошенных свидетелей Теребинова Е.В., Пожарова С.Н., а также исследованными материалами дела:
- протоколом об административном правонарушении 20 № 3512142 от 26.06.2020 г., составленным УУП ОП № 5 УМВД России по г. Самаре Макаровой А.А.,
- рапортами оперуполномоченного ЦПЭ ГУ МВД России по Самарской области Агеева В.Ю., из которых следует, что 21.06.2020 г. на <адрес> состоялось несогласованное с органами местного самоуправления публичное мероприятие в форме митинга, активным участником митинга также является Куликов В.С.;
- уведомлением о проведении публичного мероприятия направленным Сталиным Д.И. и Кругловым А.Г. 05.06.2020 г. в Администрацию г.о. Самара о проведении публичного мероприятия; ответом Администрации г.о. Самара от 08.06.2020 г., из которого следует, что согласование указанного публичного мероприятия не представилось возможным в связи с введенными ограничительными мерами по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Самарской области;
- видеозаписью, размещенной в сети Интернет «Митинг#Самара, пл. Куйбышева», просмотренной в судебном заседании, из которой следует, что 21.06.2020 на <адрес> проводилось публичное мероприятие в форме митинга, в котором принимал участие в том числе Куликов В.С.;
- актом исследования видеозаписи «Митинг Самара, пл. им. Куйбышева», фотоматериалами,
- протоколами опроса свидетелей Бояхчан Д.В., Теребинова Е.В., согласно которым участники митинга были предупреждены сотрудником полиции и сотрудником Администрации г.о. Самара о том, что митинг не согласован органом местного самоуправления.
Факт проведения публичного мероприятия в форме митинга 21.06.2020г. в период времени с 12.00 час. до 14.00 час. на пл. им Куйбышева не оспаривался лицом, привлекаемым к административной ответственности, а также подтверждается материалами дела.
Судом установлено, что 21.06.2020 проводилось публичное мероприятие на <адрес> в форме митинга, на неоднократные требования сотрудников полиции и Администрации г.о. Самара о прекращении проведения публичного мероприятия организаторы и участники не реагировали.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ, эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
По смыслу ч. 1 ст. 25.6 КоАП РФ в качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано любое лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению.
У суда отсутствуют основания ставить под сомнение достоверность показаний вышеуказанных свидетелей, поскольку их показания подтверждаются совокупностью других доказательств, непосредственно исследованных в судебном заседании, оснований сомневаться в рапортах сотрудников полиции в части, имеющей юридическое значение для данного дела, не имеется, рапорты по своему содержанию являются достаточно подробными, не имеют существенных противоречий, дополняют друг друга.
Доводы Барановой Н.П. и её представителей об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, суд не принимает во внимание, по следующим основаниям.
Нарушение участником мирного публичного мероприятия установленного порядка проведения такого мероприятия, влекущее административную ответственность по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ, может иметь место только в случае невыполнения (нарушения) участником публичного мероприятия обязанностей (запретов), установленных частями 3, 4 статьи 6 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
К числу таких обязанностей относится, в частности, необходимость выполнения всех законных требований сотрудников органов внутренних дел.
Таким образом, действия Барановой Н.П. обосновано квалифицированы по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Ссылку Барановой Н.П. и её представителей на несвоевременное составление протокола об административном правонарушении, а также на неполноту составленного протокола, ненадлежащую формулировку вменяемого административного правонарушения, отсутствие указания свидетелей, что влечет его недопустимость и исключения из числа доказательств, суд находит не состоятельной.
В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).
Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.
Названный выше протокол составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями ст.ст. 28.2, 27.12 КоАП РФ, Барановой Н.П. подписан в установленном законом порядке. Оснований для признания его недопустимым у суда не имеется.
Таким образом, установив все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, имеющие значение для правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, и на основании исследования представленных доказательств, суд приходит к выводу о наличии в действиях Барановой Н.П. состава правонарушения, предусмотренного ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ.
При определении вида административного наказания суд учитывает конкретные обстоятельства дела, характер совершенного правонарушения, личность лица, привлекаемого к ответственности, в качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность суд признает возраст лица, привлекаемого к административной ответственности; обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлены.
С учетом всех обстоятельств по делу в их совокупности, а также данных о личности Барановой Н.П., её материального положения, суд полагает, что достижение целей административного наказания возможно путем назначения административного штрафа в минимальном размере.
На основании изложенного и, руководствуясь ч.5 ст.20.2, ч.2, 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд
постановил:
Признать Баранову Н. П. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ и назначить ей наказание в виде штрафа в доход государства в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
<данные изъяты>
Настоящее постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самара в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
По истечении этого срока не обжалованное и не опротестованное постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу и обращается к исполнению.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом об административных правонарушениях на основании ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Судья М.Н. Ретина