№ 2-2851/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 августа 2021г. г. Смоленск
Ленинский районный суд г.Смоленска
в составе:
председательствующего судьи Киселева К.И.
при секретаре Монастырской И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Князева Андрея Валерьевича к Департаменту Смоленской области по социальному развитию об оспаривании решения об отказе в начислении и выплате компенсации расходов, возложении обязанности по назначению и выплате денежной компенсации,
у с т а н о в и л:
Князев А.В. обратился в суд с иском к Департаменту Смоленской области по социальному развитию об оспаривании решения об отказе в начислении и выплате компенсации расходов, возложении обязанности по назначению и выплате денежной компенсации. Отмечается безосновательность отказа Департамента от ДД.ММ.ГГГГ № в начислении и выплате денежной компенсации 50% расходов по оплате жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по месту его фактического проживания – в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, в основу которого ответчиком положены ссылки на наличие у истца постоянной регистрации в соответствующий период по иному адресу: <адрес>.
По мнению истца, применительно к спорным правоотношениям носящая административный характер регистрация не имеет определяющего характера – при том, Департаменту были представлены документально подтвержденные сведения о фактическом проживании Князева А.В. в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Истцом в суд направлено письменное заявление о рассмотрении настоящего гражданского дела в его отсутствие.
Представитель Департамента Смоленской области по социальному развитию Александрова М.Н. возражала против удовлетворения предъявленных требований, отметив их необоснованность. Акцентировала внимание на то, что назначение компенсации носит заявительный характер, в связи с чем, начисление выплат за период, предшествовавший подаче Князевым А.В. письменного заявления в Департамент, недопустимо. Просила учесть, что оплата взносов на капитальный ремонт домостроения отнесена к числу обязанностей собственника жилого помещения, тогда как истец относится к категории нанимателей жилого помещения. Кроме того, просила учесть отсутствие у Департамента возможности удовлетворить во внесудебном порядке заявление Князева А.В. о начислении и выплате денежной компенсации по фактическому месту проживания с учетом отсутствия у него регистрации в соответствующем жилом помещении в спорный период.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки, в частности компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов:
платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади);
взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади).
Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающим.
Меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 данного Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 10 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах").
Статьей 28 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 года либо Правительством Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 23.2 того же Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьях 14 - 19 и 21 данного Федерального закона.
Форма предоставления компенсации расходов для граждан из числа ветеранов боевых действий, проживающих на территории Смоленской области, установлена Порядком предоставления на территории Смоленской области мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан из числа ветеранов, имеющих право на указанные меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", утв. постановлением Администрации Смоленской области от 13 ноября 2015г. №715.
В силу п.2.1 указанного выше Порядка (в редакции постановления Администрации Смоленской области от 04 августа 2020 г. №479, действовавшей на дату обращения Князева В.А. в Департамент с соответствующим заявлением от 16 сентября 2020г.) для начисления и выплаты компенсации расходов получатель или его представитель подает в сектор социальных выплат, приема и обработки информации смоленского областного государственного казенного учреждения "Центр социальных выплат, приема и обработки информации" (далее - сектор Учреждения) по месту жительства (месту пребывания) получателя или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) по месту жительства (месту пребывания) получателя заявление о начислении и выплате компенсации расходов с указанием всех лиц, зарегистрированных совместно с получателем по месту его жительства (месту пребывания).
По делу установлено, что Князев А.В. проходит военную службу по контракту в <данные изъяты>, является ветераном боевых действий, в связи с чем, имеет право на получением мер социальной поддержки, предусмотренных вышеуказанными положениями Федерального закона от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах».
ДД.ММ.ГГГГ Князев А.В. обратился в Департамент с заявлением о начислении и выплате компенсации расходов в отношении служебного жилого помещения <адрес>, приложив необходимые документы, исчерпывающий перечень которых приведен в пункте 2.2 Порядка предоставления на территории Смоленской области мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан из числа ветеранов, имеющих право на указанные меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", утв. постановлением Администрации Смоленской области от 13 ноября 2015г. №715.
При этом истцом были представлены квитанции в отношении служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, которое было предоставлено Князеву А.В. Министерством обороны Российской Федерации на основании договора найма служебного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Департамента Смоленской области по социальному развитию от ДД.ММ.ГГГГ № в предоставлении соответствующей меры социальной поддержки отказано со ссылкой на отсутствие у Князева А.В. постоянной регистрации по месту жительства по адресу: <адрес> (А.В. Князев был зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>).
Также их материалов дела следует, что в дальнейшем, ДД.ММ.ГГГГ Министерством обороны Российской Федерации А.В. Князеву было предоставлено иное жилое помещение – квартира, расположенная по адресу: <адрес>.
Указанные обстоятельства подтверждены письменными материалами дела, сторонами не оспаривались.
Исследование представленных сторонами доказательств и анализ установленных при разбирательстве дела обстоятельств позволяют суду прийти к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения предъявленных исковых требований.
В спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ квартира, расположенная по адресу: <адрес>, являлась фактическим местом жительства истца, что подтверждается объективными и достоверными, не оспоренными при разбирательстве дела письменными доказательствами.
В соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Однако регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Статьей 2 названного Закона 1993 г. установлено, что местом жительства гражданина является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, с учетом положений приведенного федерального законодательства, а также принимая во внимание, что истец фактически проживал в квартире, расположенной по адресу: г. Смоленск, ул. Лавочкина, д.45, кв.10, на основании заключенного в установленном законом порядке договора найма служебного помещения, Князев А.В. не может быть лишен предоставленного ему положениями Федерального закона "О ветеранах" права на получение мер социальной поддержки, предоставляемых ветеранам боевых действий, только по причине отсутствия регистрации по месту фактического проживания.
Соответствующая правовая позиция отражена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2011г., утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 7 декабря 2011г.
Довод возражений ответчика о недоказанности обстоятельств проживания истца в соответствующем жилом помещении в период до ДД.ММ.ГГГГ отвергается судом, поскольку данный факт подтвержден неоспоренным договором найма служебного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, приобщенными истцом квитанциями о внесении денежных средств за данный объект недвижимости, а также актом приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому истец возвратил находившуюся в его пользовании квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, представителю наймодателя.
В этой связи, оспариваемый Князевым А.В. отказ Департамента Смоленской области по социальному развитию от ДД.ММ.ГГГГ № является необоснованным.
Вместе с тем, суд находит заслуживающими положительной оценки суждения представителя ответчика о том, что применительно к спорным правоотношениям возложение на Департамент обязанности по начислению и выплате денежной компенсации допустимо лишь с даты обращения А.В. Князева в соответствующий орган – с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку назначение указанной компенсации носит заявительный характер и выплата за период, предшествовавший подаче истцом письменного заявления в Департамент, не основана на законе (в силу положений пункта 2.16 Порядка предоставления на территории Смоленской области мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан из числа ветеранов, имеющих право на указанные меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", утв. постановлением Администрации Смоленской области от 13 ноября 2015г. №715, компенсация расходов начисляется получателю с момента обращения и не ранее возникновения права на ее получение).
Кроме того, не имеется установленных законом оснований и для возложения на Департамент обязанности по выплате компенсации за взносы по капитальному ремонту домостроения – исходя из правил ст.154, ст.69 ЖК РФ, обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт возлагается лишь на собственников помещений в многоквартирном доме. Соответственно, истец, будучи в соответствующий период нанимателем вышеуказанного служебного жилого помещения и не являясь собственником объекта недвижимости, не был обязан нести соответствующие расходы, в связи с чем, предпосылки для предоставления такой компенсации Департаментом отсутствуют.
С учетом установленных при разбирательстве обстоятельств, суд признает оспариваемое решение Департамента незаконным и частично удовлетворяет заявленные требования – возлагает на ответчика обязанность по начислению и выплате Князеву А.В. денежной компенсации в размере 50 процентов платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме в отношении квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Князева Андрея Валерьевича удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Департамента Смоленской области по социальному развитию от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в начислении и выплате Князеву Андрею Валерьевичу денежной компенсации расходов.
Обязать Департамент Смоленской области по социальному развитию начислить и выплатить Князеву Андрею Валерьевичу денежную компенсацию в размере 50 процентов платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме в отношении квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение 1 месяца.
Мотивированное решение изготовлено 16 августа 2021г.
Судья К.И. Киселев
«КОПИЯ ВЕРНА» подпись судьи Киселев К.И. секретарь судебного заседания ________________________ наименование должности уполномоченного работника аппарата федерального суда общей юрисдикции Новикова М.А. (Фамилия, инициалы) «____»________2021 г. |
Ленинский районный суд г. Смоленска
УИД: 67RS0002-01-2021-002943-45
Подлинный документ подшит в материалы дела № 2-2851/2021