Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(дело № 2-1639/2014)
27 октября 2014г. г.Изобильный
Изобильненский районный суд Ставропольского края
в составе: судьи Созаруковой Л.А.
с участием старшего помощника прокурора Русинова А.Н.
при секретаре Уилки В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
прокурора Изобильненского района в интересах неопределенного круга лиц к Альчаков А.А., Альчакова Н.В. об устранении нарушения законодательства о защите инвалидов,
Установил:
Прокурор Изобильненского района обратился в суд с исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц к Альчаков А.А., Альчакова Н.В. об обязании в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения законодательства о защите прав инвалидов, а именно привести в надлежащее состояние в соответствии с нормами СНИП вход в здание торгового центра «Ника», расположенного по адресу: <адрес>.
В судебном заседании истец помощник прокурора Р.А.Н. иск поддержала и пояснила, что при проведении прокуратурой проверки соблюдения прав инвалидов в сфере доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры на территории района, было установлено, что торговый центр «Ника» расположенный по <адрес> в <адрес> используется в качестве объекта социального назначения - магазины торговли товарами. В здании отсутствует вход, доступный для маломобильных групп населения, то есть - пандус и поручни. Ответчики являются собственниками магазина, по 1\2 доли каждый, и ими нарушены пункты 4.1.16, 5.1.1. Свода правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения, в редакции СНиП 35-01-2001» СП 59.13330.2011. Вход в магазин необходимо оборудовать пандусом, поручнями и площадкой. Входная площадка при входах, доступных маломобильных групп населения, должна иметь: навес и водоотвод. Размеры входной площадки при открывании полотна дверей наружу должны быть не менее 1,4х2,0м. или 1,5х1,85м. Поверхности покрытий входной площадок и тамбуров должны быть твердыми и не допускать скольжения при намокании. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р-51261. Имеющиеся нарушения нормативов существенно затрудняют либо делают невозможным реализацию инвалидами и другими лицами, отнесенными к маломобильным группам, права на беспрепятственный доступ к объекту социальной инфраструктуры, что является нарушением требований Федерального законодательства и законодательства <адрес> о защите прав инвалидов и других маломобильных групп населения. Исковое требование просит суд удовлетворить.
Ответчик Альчаков А.А. в судебное заседание не явился, ранее в судебном заседании иск признал и пояснил, что здание торгового центра «Ника» было построено и введено в эксплуатацию в 2014г., принадлежит ему и его жене по 1\2 доли на праве собственности. В здании имеется съемный пандус. По результатам проверки - он согласен устранить недостатки и построить постоянный пандус по строительным нормативам.
Ответчик Альчакова Н.В. в судебное заседание не явилась, просит суд рассмотреть дело в ее отсутствие, иск признает.
Представитель ответчика Альчакова Н.В. по доверенности Некряч М.Ю. в судебном заседании иск признал и полагается на решение суда.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследуя материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч.1,ч.2 ст.7 Конституции РФ - Российская Федерация это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии с п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции РФ социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В то же время, органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ.
Согласно ст.15 ФЗ №181-ФЗ от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - органы местного самоуправления и организации создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Установив в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов, в том числе органов организаций, по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
При рассмотрении дела суд установил, что в нарушение Конституции РФ, ФЗ «О социальной защите инвалидов», Свода правил по проектированию и строительству «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», принятых постановлением Госстрой РФ от 29.11.1999г.№73, Строительных норм и правил Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятых постановлением Госстрой РФ от 16.07.2001№73 и введенных в действие с 1 сентября 2001 года (СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001), СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения», СП 35-102-2001 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам», СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям», СП 35-104-2001 «Здания и помещения с местами труда для инвалидов», - в здании торгового центра «Ника», расположенного по адресу: <адрес> не созданы условия инвалидам для удовлетворения минимальных потребностей, в частности беспрепятственного доступа в здание торгового центра, что существенно ущемляет их право на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры.
Установление такого требования вытекает из Градостроительного кодекса РФ ст. 2, 24 и 48 и ФЗ от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", ст. 3,8,12,15,30. Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения").
Суд установил, что ответчики признали доводы иска о необходимости установления пандуса, пояснив, что в здании торгового центра «Ника» имеется съемный пандус, но в связи с возникшими требованиями согласны в течение трех месяцев построить постоянный пандус с поручнями для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения.
Согласно ст.4 Закона Ставропольского края от 27.02.2008г. №7-кз объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться пандусами и поручнями при входах в здания.
Суд установил, что обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается на собственников зданий и сооружений.
При установленных обстоятельствах, исковое требование, в том числе по сроку установления пандуса в течение трех месяцев со дня вступления данного решения в законную силу, является законным и обоснованным, подлежит удовлетворению, в интересах маломобильных групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-196, ст.198 ГПК РФ, суд
Решил:
Иск прокурора Изобильненского района в интересах неопределенного круга лиц к Альчаков А.А., Альчакова Н.В. об устранении нарушения законодательства о защите инвалидов - удовлетворить.
Обязать ответчиков Альчаков А.А., Альчакова Н.В. в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения законодательства о защите прав инвалидов, а именно привести в надлежащее состояние в соответствии с нормами СНИП вход в здание торгового центра «Ника», расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в ГСК краевого суда в течение месяца через райсуд.
Судья Л.А.Созарукова