Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2 июля 2021 года город Кинель
Кинельский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Куршевой Н.Г.,
при секретаре Абросимовой К.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1180/2021 по исковому заявлению Департамента ветеринарии Самарской области к Климанову В. Б. о запрете содержания свиней в подсобном хозяйстве,
У С Т А Н О В И Л
Департамент ветеринарии Самарской области обратился в суд с иском об обязании Климанова В. Б., ведущего личное подсобное хозяйство по адресу: <адрес>, координаты – 53,332336, 50.718562, устранить нарушения ветеринарного законодательства, а именно: обеспечить безвыгульное содержание свиней в свиноводческих помещениях либо выгул свиней в закрытом помещении или под навесами, исключающими контакт свиней с другими животными и птицами, и отвечающими санитарным правилам и нормам действующего законодательства. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ в личном подсобном хозяйстве ответчика в ходе ветеринарно-санитарного обследования были установлены нарушения требований действующих на тот момент Ветеринарных правил содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 29.03.2016г. №144, а именно: в нарушение пункта 3 Ветеринарных правил, территория ЛПХ не огорожена, ЛПХ расположено в 200 метрах от лесного массива; в нарушение пункта 4 Ветеринарных правил, содержание свиней выгульное в загонах. На момент обследования ЛПХ три свиньи находились вне загона на территории ЛПХ; в нарушение пункта 11 Ветеринарных правил, дезинфекционный коврик для дезинфекции обуви при входе в свиноводческое помещение отсутствует; в нарушение пункта 13, спецодежда для помещения свиноводческих помещений и обслуживания свиней отсутствует. Вышеизложенные нарушения зафиксированы актом ветеринарно-санитарного обследования от ДД.ММ.ГГГГ № №, проведенного структурным подразделением государственного бюджетного учреждения Самарской области «Самарское ветеринарное объединение» Кинельская районная станция по борьбе с болезнями животных. В соответствии со ст. 18 Закона РФ от 14 мая 1993 №4979-1 «О ветеринарии», ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства – производители этих продуктов. Владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны: осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства; соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при разрешении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства; предоставлять специалистам в области ветеринарии, являющимися уполномоченными лицами органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы РФ, по их требованию животных для осмотра, немедленно извещать указанных специалистов о всех случаях внезапного падежа или одновременного массового заболевания животных, а также об их необычном поведении; до прибытия специалистов в области ветеринарии, являющихся уполномоченными лицами органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы РФ, принять меры по изоляции животных, подозреваемых в заболевании; соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства; выполнять указания специалистов в области ветеринарии, являющихся уполномоченными лицами органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарии службы РФ, о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями. Государственным бюджетным учреждением Самарской области «Самарское ветеринарное объединение» неоднократно направлялись письма в Управление Россельхознадзора в Самарской области с просьбой принять меры административной ответственности в отношении гражданина Климанова В.Б. По результатам предпринятых Управлением Россельхознадзора по Самарской области мер, в отношении гражданина Климанова В.Б. было вынесено постановление об административном правонарушении с назначением штрафа. Однако до настоящего времени гражданином Климановым В.Б. нарушения требований ветеринарного законодательства не устранены, содержание свиней в пределах хозяйства без выпаса и без доступа к животным других видов не обеспечено.
В судебном заседании представители истца Храменкова А.А., Якимова М.А., Солдатов Н.Ф. подтвердили доводы, изложенные в иске, просили их удовлетворить.
Ответчик Климанов В.Б. и его представитель по доверенности Ющина О.В. в судебном заседании исковые требования не признали, в связи с тем, что исковые требования незаконны и необоснованны и не подлежат удовлетворению по следующим обстоятельствам. Нарушение санитарно-ветеринарных правил относится к числу административных правонарушений, состав и ответственность за которые предусмотрена статьей 10.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях. С учетом ст. 134 ГПК РФ, полагают, что данное административное правонарушение не может рассматриваться в рамках гражданского производства и подлежит прекращению согласно ст. 220 ГПК РФ. Также указали, что в соответствии с Законом РФ «О ветеринарии» №4979-1 от 14 мая 1993 года, Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 №327, именно Россельхознадзор, а не Департамент ветеринарии Самарской области, является уполномоченным органом по рассмотрению такой категории дел. В связи с этим акт ветеринарно-санитарного обследования № от ДД.ММ.ГГГГ не может являться доказательством не соблюдения Климановым В.В. недействующих с ДД.ММ.ГГГГ Ветеринарных правил содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 29.03.2016, а также введенных в действие с 01.01.2021 Ветеринарных правил содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 20.10.2020г. №621. Кроме того, в связи с отсутствием соответствующих полномочий ни департамент ветеринарии, ни подведомственное ему учреждение с входящими в его состав структурными подразделениями в адрес Климанова В.Б. требований (предписаний) об устранении выявленных нарушений не направлялось. В соответствии с Приказом от 27.05.2021 №311-г заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Саратовской и Самарской областям А.В. Боброва в отношении Климанова В.Б. была проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой были выявлены нарушения п.п. 5,10,13,12,18 Ветеринарных правил содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 20.10.2020 №621, выдано соответствующее предписание со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ с предоставлением информации о выполнении пунктов предписания в Управление Россельхознадзора по Саратовской и Самарской областям не позднее 15 дней по истечении срока выполнения соответствующих пунктов предписания. Также надзорным органом установлено, что свиньи содержатся на выгульных площадках, огороженных по периметру металлической сеткой высотой 2 метра и листовым металлом, имеются деревянные постройки для безвыгульного содержания, а также здание капитальной постройки для опроса, оборудование металлическими клетками. Кормление осуществляется зерновой смесью, корма проходят термообработку (проварку), вода для поения поступает из скважины. Выпас свиней за пределами личного подсобного хозяйства, а также условий, которые способствовали бы контакту с животными других выводов (являющихся переносчиками заболевания африканской чумы свиней) не установлен. Также надзорным органом не выявлено ни одного нарушения Ветеринарных правил профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов африканской чумы свиней, утвержденных Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 28.01.2021 №37. Результаты проведенной проверки свидетельствуют об отсутствии условий, способствующих возникновению африканской чумы свиней в личном подсобном хозяйстве Климанова В.Б.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый имеет право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
На основании ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу положений статьи 2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.
Право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства. Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок (ст. 3 названного выше закона).
Учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство (ст. 8 названного выше закона).
Согласно ст. 137 Гражданского кодекса РФ, к животным применяются общие правила об имуществе, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное.
В силу п. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ветеринарными врачами Кинельской районной СББЖ был составлен Акт ветеринарно-санитарного обследования № в отношении ЛПХ Климанова В. Б. по адресу: <адрес>, на предмет соответствия требованиям «Ветеринарных правил содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации», утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 29 марта 2016 №114. В ходе обследования было установлено, что хозяйство ответчика не соответствует пунктам 3, 4, 11 Приказа Министерства сельского хозяйства РФ от 29 марта 2016 №114.
При этом в судебном заседании представители истца ссылались на нарушение пунктов 3, 4, 11, 13 Ветеринарных правил, что противоречит составленному Акту ветеринарно-санитарному обследованию от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку нарушение пункта 13 Ветеринарных правил актом установлено не было (л.д. 17).
Более того на день обращения с настоящим иском названные истцом Ветеринарные правила утратили силу и действуют Ветеринарные правила, утвержденные приказом Минсельхоза России 21.10.2020 №621. Как указывает истец, новыми правилами установлены аналогичные требования к содержанию свиней, однако, пункты новых правил не соответствуют пунктам, перечисленным в Акте ветеринарно-санитарного обследования.
Кроме названного выше Акта, истец суду не представил никаких доказательств нарушения ответчиком Ветеринарных правил. Также не представил документов, послуживших основанием для проведения ветеринарно-санитарного обследования ДД.ММ.ГГГГ. Материалы проверки в деле отсутствуют.
Согласно письму Кинельской рай СББЖ № от ДД.ММ.ГГГГ в адрес руководителя управления Россельхознадзора Самарской области, просили принять срочные меры в отношении лиц, осуществляющих выгульное содержание свиней на территории <адрес> в отношении Климанова В.Б. (л.д.18-19).
Согласно повторному письму № от ДД.ММ.ГГГГ в адрес руководителя управления Россельхознадзора Самарской области, Кинельская рай СББЖ просила принять срочные меры в отношении ответчика, осуществляющего выгульное содержание свиней на территории <адрес>.
Из письма № от ДД.ММ.ГГГГ Кинельской рай СББЖ следует, что <адрес> станция по борьбе с болезнями животных просила принять срочные меры в отношении Климанова В.Б., осуществляющего выгульное содержание свиней на территории <адрес>: Климанов В.Б., зарегистрированный по адресу: <адрес>, и осуществляющей свою деятельность по разведению свиней по адресу: <адрес>, координаты – <данные изъяты>. Свиноголовье содержится на огороженной территории в непосредственной близости к лесному массиву, имеется свободный доступ дикой синантропной птицы. Территория огорожена не сплошным забором. Климанову неоднократно доводилась информация о запрете выгульного содержания свиней, в том числе и в письменном виде. В настоящий момент свиньи гуляют за территорией ЛПХ. С учетом катастрофической ситуации по распространению АЧС на территории <адрес> просили в экстренном порядке принять меры в рамках вашей компетенции (л.д. 21).
ДД.ММ.ГГГГ ГБУ Самарской области «Самарское ветеринарное объединение» обратилось к руководителю департамента ветеринарии Самарской области о рассмотрении вопроса о передаче материала в Управление Россельхознадзора по Самарской области и органы природоохранной прокуратуры, для принятия мер в отношении владельца личного подсобного хозяйства Климанова В.Б.
Из пояснений представителей истца следует, что ответчик по адресу:<адрес> содержит в личном подсобном хозяйстве свиней. Данный факт ответчиком не оспаривался.
Истец полагает, что ответчик осуществляет содержание свиней с нарушением ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, а также требований ст. 209 Гражданского кодекса РФ, предусматривающих, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц; при этом владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
С учетом изложенного и представленных истцом документов, нарушение санитарно-ветеринарных правил относится к числу административных правонарушений, состав и ответственность, за которые предусмотрена ст. 10.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В силу Положения о Федеральной службе по ветеринарному фитосанитарному надзору, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 №327, Федеральная служба по ветеринарному фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, функции по защите населения от болезней общих для человека и животных, а также осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ.
Подпунктом «д» пункта 6 Постановления Правительства РФ от 08.04.2004 №201 «Вопросы федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору» предусмотрено, что Россельхознадзор в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет надзор за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами законодательства РФ в закрепленной сфере деятельности, в том числе надзор за выполнением ветеринарно-санитарных требований по безопасности продукции животного происхождения.
Таким образом, Россельхознадзор, а не Департамент ветеринарии Самарской области, является надлежащим истцом по рассмотрению дел такой категории.
Суд полагает возможным согласиться с доводами ответчика о том, что акт ветеринарно-санитарного обследования № от ДД.ММ.ГГГГ не может являться доказательством несоблюдения Климановым В.Б. недействующих с ДД.ММ.ГГГГ Ветеринарных правил содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 29.03.2016, а также введенных в действие с 01.01.2021 Ветеринарных правил содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 20.01.2020 №621.
Документы, представленные стороной истца, акт ветеринарно-санитарного обследования от ДД.ММ.ГГГГ и письма не являются относимыми и допустимыми доказательствами по настоящему иску, поскольку, как указывалось выше, не представлены письменные доказательства для проведения обследования и материалы такого обследования.
При таких обстоятельствах, суд не находит законных оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку истцом в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, не доказаны обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений, не представлено относимых и допустимых доказательств в подтверждение своих доводов.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л
В удовлетворении исковых требований Департамента ветеринарии Самарской области к Климанову В. Б. о запрете содержания свиней в подсобном хозяйстве отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кинельский районный суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
<данные изъяты>
Решение в окончательной форме составлено 12 июля 2021 года.
Председательствующий судья