Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-70/2014 ~ М-36/2014 от 11.02.2014

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 февраля 2014 года город Самара

Самарский гарнизонный военный суд в составе:

председательствующего - Абрамова Э.Н.,

при секретаре - Лебедевой Н.А.,

с участием: представителя заявителя - Скороходова ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части <данные изъяты> Каримова ФИО, об оспаривании действий заместителя начальника ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанных с направлением в адрес заявителя сообщения по вопросу восстановления заявителя и членов его семьи на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

УСТАНОВИЛ:

Каримов, имея общую продолжительность военной службы более 20 лет, в 2009 году, будучи обеспеченным специализированным жилым помещением по месту службы, был досрочно уволен с военной службы по состоянию здоровья. Однако, при увольнении с военной службы, Каримов изъявил желание быть обеспеченным жилым помещением из государственного жилищного фонда для постоянного проживания в городе <адрес>.

В августе 2013 года, Каримов обратился в 1 отдел (г. Самара) ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" (далее "Центррегионжилье") с заявлением, в котором просил вновь рассмотреть заявление о постановке его и членов его семьи, на учёте нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Одновременно приложил выписку из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части , согласно которой он принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях по избранному им месту постоянного проживания после увольнения с военной службы город <адрес> и иные документы.

2 декабря 2013 года Каримов получил сообщение заместителя начальника ФГКУ "Центррегионжилье" за № 14-02-12/16220 от 20 ноября 2013 года, которым заявителю было доведено о том, что оснований для восстановления его, Каримова, в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, не имеется.

Заявитель полагая, что его права на обеспечение жильём нарушено, обратился в суд с заявлением в котором просил признать незаконным отказ заинтересованных лиц в восстановлении его, Каримова, и членов его семьи на учёте нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из государственного жилищного фонда, в городе <адрес>, который оформлен сообщением заместителя начальника ФГКУ "Центррегионжильё" за № 14-02-12/16220 от 20 ноября 2013 года.

Кроме того, Каримов в заявлении указал факультативное требование, в котором просил рассмотреть вопрос о восстановлении его и членов его семьи на учёте нуждающихся в обеспечении жилым помещением в городе <адрес>.

Представитель ФГКУ "Центррегионжильё" Карпенко, извещенная о дате, времени и месте судебного заседания, просила рассмотреть заявление Каримова без её участия, а также отказать в удовлетворении заявленных требований. В обоснование этого представитель указала, полномочия ФГКУ "Центррегионжильё", в рамках уставной деятельности, регламентированы приказами Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года №1280, от 13 октября 2011 года №1850, от 3 ноября 2010 года №1455, которые устанавливают специальный порядок рассмотрения заявлений военнослужащих путём принятия соответствующих решений. Обязанность по принятию решения о признании военнослужащего нуждающимся в жилом помещении (отказе в такой постановке), возникает только по итогам рассмотрения заявлений военнослужащих, поданных по установленной форме согласно п.1 Инструкции, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года №1280, и п.2 Инструкции, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 13 октября 2011 года №1855. Иные полномочия вытекают из общей деятельности учреждения, как юридического лица, и основаны на нормативно-правовых актах, регулирующих правоотношения, связанные с реализацией военнослужащими других прав, а в частности – обращения, заявления, жалобы граждан и военнослужащих подлежат рассмотрению в порядке Федерального закона №59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации" от 2 мая 2006 года. Приказом начальника ФГКУ "Центррегионжильё" от 18 мая 2011 года №27 на заместителей начальника ФГКУ "Центррегионжильё" возложены полномочия по принятию решений по уставной деятельности учреждения, так же по подписанию документов, подготовленных на основании поступивших обращений, заявлений и запросов. Оспариваемое письмо от 20 ноября 2013 года за № 14-02-12/16220, по мнению представителя должностного лица, не имеет статуса решения об отказе в восстановлении заявителя в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях. Вынесение такого решения не предусмотрено требованиями приказов, которыми должно руководствоваться ФГКУ "Центррегионжильё". Нормативно Учреждение не наделено полномочиями по оценке ранее возникшего права граждан, уволенных с военной службы, находиться на учёте нуждающихся и восстановлении такого права. Ранее ФГКУ "Центррегионжильё", рассмотрев вопрос в рамках требований действующего порядка, было принято решение от 23 сентября 2011 года №357, которым было отказано в постановке заявителя на учёт нуждающихся в жилых помещениях. Оспариваемое же письмо содержит ответ на поставленные заявителем в обращении вопросы, которые даны в установленные Законом сроки. Таким образом, заключила Карпенко, прав заявителя нарушено не было.

В судебном заседании представитель заявителя Скороходов требования заявителя поддержал и при этом уточнил, указав на то, что его доверитель оспаривает направление должностным лицом – заместителем начальника ФГКУ "Центррегионжильё", в его, Каримова, адрес сообщение, оформленного письмом № 14-02-12/16220 от 20 ноября 2013 года, в котором сообщается, что оснований для восстановления заявителя и членов его семьи на учёте нуждающихся в обеспечении постоянным жилым помещением в городе <адрес>, не имеется. Считает, что по обращению его доверителя в ФГКУ "Центррегионжильё", в котором был фактически поставлен вопрос о восстановлении его и членов его семьи в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, должно быть принято полновесное решение о принятии Каримова на учёт или об отказе в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, согласно требованиям п.5 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утверждённой приказом Министра обороны РФ №1280 от 30 сентября 2010 года. Ограничившись направлением в адрес Каримова лишь сообщения, должностное лицо - заместитель начальника ФГКУ "Центррегионжильё", поступил незаконно. Необоснованно, по мнению представителя заявителя, и содержание оспариваемого сообщения. В этой связи Скороходов, уточняя требования доверителя, просил признать действия заместителя начальника ФГКУ "Центррегионжильё", связанное с направлением заявителю сообщения, оформленного письмом от 20 ноября 2013 года №14-02-12/16220, которым ему доведено об отсутствии у него оснований для восстановления в едином реестре военнослужащих нуждающихся в жилых помещениях, незаконным.

В обоснование требований Скороходов пояснил, что в 2004 году Каримову по месту прохождения военной службы было предоставлено служебное жилое помещение по адресу: <адрес>. В соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы состоялся приказ Командующего 2 гвардейской общевойсковой Армией от 1 июля 2009 года №12 о досрочном увольнении Каримова с военной службы в запас по состоянию здоровья. Однако Каримов обусловил своё увольнение с военной службы необходимостью предоставления ему жилья по избранному месту жительства после увольнения с военной службы в городе <адрес>. Данное желание подтверждается наличием отметки об этом в листе беседы перед увольнением с военной службы от 9 апреля 2009 года, рапортами Каримова, направленных в адрес командира войсковой части от 10 декабря 2008 года, а также от 1 мая 2009 года. Кроме того, упоминание об изъявлении желания Каримова получить жилое помещение не по последнему месту прохождения военной службы имеется в тексте приказа Командующего 2 гвардейской Армией по личному составу № 12 от 1 июля 2009 года, что также подтверждается соответствующим решением жилищной комиссии войсковой части от 22 июля 2009 года №5. Данные обстоятельства подтверждают то, что Каримов в 2009 году уже был признан нуждающимся в получении жилья по избранному месту жительства в городе <адрес>. Утверждения заместителя начальника ФГКУ "Центррегионжилье" от 20 ноября 2013 года о том, что Каримов состоял в списках военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений до 24 июня 2013 года, после чего был снят с учета, в связи с получением служебного жилого помещения, не соответствует действительности.

Кроме того, представитель заявителя просил суд взыскать в пользу его доверителя судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины за обращение за судебной защитой.

Выслушав пояснения представителя заявителя, изучив письменные пояснения представителя должностного лица, исследовав представленные и имеющиеся в материалах гражданского дела доказательства, в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно сообщению направленному заместителем начальника ФГКУ "Центррегионжилье" в адрес Каримова 20 ноября 2013 года №14-02-12/16220, должностное лицо, чьи действия оспариваются, сообщает, что по имеющимся в ФГКУ "Центррегионжилье" информации заявитель не числится в едином реестре военнослужащих, принятых на учёт нуждающихся в жилом помещении. Государственные гарантии по обеспечению жилыми помещениями из фондов Министерства обороны Российской Федерации распространяются только на военнослужащих, в связи с чем, признание нуждающимися в получении жилья с соответствующей постановкой на учёт в федеральном органе исполнительной власти должно быть произведено исключительно в период прохождения военной службы, до утраты гражданином статуса военнослужащего. Согласно данным базы "Учёт" ФГКЭУ "Самарская КЭЧ района", далее сообщает должностное лицо, Каримов с 13 декабря 1994 года состоял в списках военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений до 24 июня 2003 года, после чего был снят с учёта, в связи с получением служебного жилого помещения в <адрес>. Информацией о признании Каримова нуждающимся в получении жилья по договору социального найма за период прохождения им военной службы ФГКУ "Центррегионжилье" не располагает. К заявлению о восстановлении в едином реестре, Каримов представил незаверенные копии рапорта о постановке на учёт нуждающихся в получении жилья, протокола заседания жилищной комиссии и иных документов, в связи с чем, ФГКУ "Центррегионжилье" были сделаны уточняющие запросы в уполномоченные органы. Согласно ответу начальника филиала №3 ФГКУ "354 военный клинический госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации, как далее сообщает должностное лицо, чьи действия оспариваются, книга протоколов заседаний жилищной комиссии войсковой части отсутствует. Каримовым также не представлены документы, подтверждающие соблюдение им ранее установленного порядка постановки на учёт нуждающихся в получении постоянного жилья. Таким образом, заключило должностное лицо, оснований для восстановления Каримова в едином реестре военнослужащих нуждающихся в жилых помещениях, у ФГКУ "Центррегионжилье" не имеется.

Между тем, как усматривается из рапорта Каримова от 10 декабря 2008 года, направленного в адрес командира войсковой части , копия которого исследована судом, заявитель просит предоставит ему жилую площадь в городе <адрес> для постоянного проживания в связи с увольнением с военной службы.

Согласно копии рапорта от 1 мая 2009 года, исследованной в судебном заседании, Каримов обратился к командиру войсковой части , в котором просил уволить его из Вооруженных Сил Российской Федерации по состоянию здоровья после предоставления постоянной жилой площади в городе <адрес>.

Копией листа беседы, состоявшейся 9 апреля 2009 года, установлено, что в связи с предстоящим увольнением с военной службы Каримов просил уволить его с военной службы после предоставления постоянной жилой площади в городе <адрес>.

Согласно приказу Командующего 2 гвардейской общевойсковой Армией по личному составу №12 от 1 июля 2009 года, изученного судом, Каримов, имеющий общую выслугу военной службы более 21 года, уволен с военной службы с зачислением в запас <данные изъяты>. При этом в данном приказе прямо указано, что Каримов изъявил желание получить жилое помещение не по месту дислокации воинской части.

Из ордера от 3 декабря 2003 года, выданного Чернореченской КЭЧ района ПУрВО, копия которого исследована в судебном заседании, усматривается, что Каримову предоставлена трёхкомнатная служебная квартира по адресу: <адрес>.

Как видно из справки ремонтно-эксплуатационного участка №4 ОАО "Славянка" филиал "Самарский" от 26 января 2011 года, Каримов, Каримова Л.Р. – жена, а также дочери - ФИО2, зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>

При таких обстоятельствах суд делает вывод о том, что Каримов, будучи военнослужащим, имел все основания, в соответствии с требованиями действовавшей на момент его увольнения с военной службы редакции Федерального закона "О статусе военнослужащих", быть принятым, вместе с членами своей семьи, на учёт нуждающихся в жилых помещениях по избранному месту жительства после увольнения с военной службы.

Этот вывод суда подтверждается и выпиской из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части №5 от 22 июля 2009 года, копия которой представлена суду, согласно которой Каримов и члены его семьи были приняты на учёт нуждающихся в обеспечении постоянным жилым помещением по избранному им месту постоянного проживания в городе <адрес>.

Таким образом, суд находит несостоятельной дефиницию должностного лица, изложенную в оспариваемом сообщении от 20 ноября 2013 года, о том, что заявителем не представлены документы, подтверждающие соблюдение им ранее установленного порядка постановки на учёт нуждающихся в получении постоянного жилья. Во-первых, филиал №3 ФГКУ "354 ВКГ" Министерства обороны Российской Федерации не является войсковой частью 61879. Во-вторых, жилищная комиссия филиала №3 ФГКУ "354 ВКГ" Министерства обороны Российской Федерации не являлась правопреемником жилищной комиссии войсковой части . В-третьих, в настоящий момент войсковая часть ликвидирована, а, следовательно, документы, связанные с её деятельностью, в соответствии с действующим законодательством, подлежат либо уничтожению в установленном порядке, либо передаче на архивное хранение. Именно по этой причине в филиале №3 ФГКУ "354 ВКГ" Министерства обороны Российской Федерации отсутствует книга протоколов заседаний жилищной комиссии войсковой части , о чём и было доведено в ФГКУ "Центррегионжильё" начальником филиала №3 ФГКУ "354 ВКГ" Министерства обороны Российской Федерации, в обязанности которого не входит обеспечивать сохранность документов других воинских частей и учреждений.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года №1280 утверждена Инструкция о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма.

В соответствии с п. 10 данной Инструкции, военнослужащие, принятые на учёт нуждающихся в жилых помещениях, как до 1 марта 2005 года, так и после 1 марта 2005 года, сохраняют и право состоять на учёте до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные военнослужащие снимаются с данного учёта по основаниям, предусмотренным настоящим пунктом.

Предусмотренные данным пунктом основания снятия военнослужащего с жилищного учёта полностью воспроизводят установленные ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно п.7 упомянутой Инструкции, уполномоченный орган ведёт единый реестр военнослужащих, принятых на учёт нуждающихся в жилых помещениях, по рекомендуемому приложением к Инструкции образцу, информация из которого в установленном порядке размещается в глобальной информационной сети Интернет на официальном сайте Министерства обороны Российской Федерации.

При этом следует отметить, что до издания названной Инструкции, порядок постановки и снятия военнослужащих с жилищного учёта регулировался Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года №80, в соответствии с которой учёт военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществлялся жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов.

В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 1297 Инструкция о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации утратила силу.

После вступления в силу Инструкции, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 1280, полномочия по жилищному учёту военнослужащих в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 ноября 2010 года № 1455 переданы уполномоченному органу – Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющему свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации – Федеральные государственные учреждения регионов.

При этом военнослужащие, принятые на жилищный учёт в ранее действовавшем порядке, сохраняют право на внесение в Единый реестр военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, вновь созданным жилищным органом при отсутствии препятствий, установленных законом.

Данная процедура в соответствии с требованиями Инструкции, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года №1280, оформляется решением уполномоченного жилищного органа Министерства обороны Российской Федерации.

Исходя из положений ст.ст. 5, 52 и 56 Жилищного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган Министерства обороны Российской Федерации не только вправе, но и обязан осуществлять проверку правомерности действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учёт, при решении этого вопроса.

Таким образом, сообщение заместителя начальника ФГКУ "Центррегионжилье" от 20 ноября 2013 года № 14-02-12/16220 направленное в адрес Каримова в ответ на его обращение, незаконно. По данному обращению заявителя должно быть принято законное и обоснованное решение, оформленное по правилам Инструкции, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года №1280.

Не влияет на данный вывод суда и то, что 23 сентября 2011 года ФГКУ "Центррегионжилье", в лице начальника данного учреждения, было принято решение №357 об отказе Каримову в принятии его и членов его семьи на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании того, что у Каримова отсутствует статус военнослужащего, проходящего военную службу по контракту. Поскольку данное решение уполномоченного органа принято без учёта тех обстоятельств, которые были исследованы в ходе данного судебного заседания.

При обращении в Самарский гарнизонный военный суд заявитель уплатил государственную пошлину в сумме 200 рублей, что подтверждается чеком-ордером от 28 января 2014 года.

В соответствии со статьей 98 ГПК Российской Федерации, принимая во внимание, что требования заявителя подлежат удовлетворению, суд считает необходимым возместить ему понесённые судебные расходы и взыскать с ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области" в пользу Каримова судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины за обращение за судебной защитой, в размере 200 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-199 и 258 ГПК Российской Федерации, военный суд,

РЕШИЛ:

Требования заявления Каримова ФИО, удовлетворить.

Признать сообщение заместителя начальника Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации № 14-02-12/16220, направленное в адрес Каримова ФИО 20 ноября 2013 года по вопросу восстановления заявителя и членов его семьи на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, незаконным.

Обязать Федеральное государственное казенное учреждение "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, как уполномоченный орган, принять решение о принятии на учёт или об отказе в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях Каримова ФИО и членов его семьи, оформленное по правилам Инструкции о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года №1280.

Взыскать с Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области" в пользу Каримова ФИО понесенные по гражданскому делу судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины за обращение с заявлением в суд, в размере 200 (двухсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приволжский окружной военный суд через Самарский гарнизонный военный суд с 4 марта 2014 года в течение месяца, то есть со дня его принятия в окончательной форме.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ:

2-70/2014 ~ М-36/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Каримов Ф.С.
Другие
ФГКУ "Центррегионжилье"
Заместитель начальника 1 отдела ФГКУ Центррегионжилье МО РФ
Суд
Самарский гарнизонный военный суд (Самарская область)
Судья
Абрамов Э. Н.
Дело на странице суда
gvs--sam.sudrf.ru
11.02.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.02.2014Передача материалов судье
11.02.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.02.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.02.2014Подготовка дела (собеседование)
17.02.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.02.2014Судебное заседание
25.02.2014Подготовка дела (собеседование)
25.02.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.02.2014Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее