РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 февраля 2014 года город Самара
Самарский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего - Абрамова Э.Н.,
при секретаре - Лебедевой Н.А.,
с участием: представителя заявителя - Скороходова ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части № <данные изъяты> Каримова ФИО, об оспаривании действий заместителя начальника ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанных с направлением в адрес заявителя сообщения по вопросу восстановления заявителя и членов его семьи на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
УСТАНОВИЛ:
Каримов, имея общую продолжительность военной службы более 20 лет, в 2009 году, будучи обеспеченным специализированным жилым помещением по месту службы, был досрочно уволен с военной службы по состоянию здоровья. Однако, при увольнении с военной службы, Каримов изъявил желание быть обеспеченным жилым помещением из государственного жилищного фонда для постоянного проживания в городе <адрес>.
В августе 2013 года, Каримов обратился в 1 отдел (г. Самара) ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" (далее "Центррегионжилье") с заявлением, в котором просил вновь рассмотреть заявление о постановке его и членов его семьи, на учёте нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Одновременно приложил выписку из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части №, согласно которой он принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях по избранному им месту постоянного проживания после увольнения с военной службы город <адрес> и иные документы.
2 декабря 2013 года Каримов получил сообщение заместителя начальника ФГКУ "Центррегионжилье" за № 14-02-12/16220 от 20 ноября 2013 года, которым заявителю было доведено о том, что оснований для восстановления его, Каримова, в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, не имеется.
Заявитель полагая, что его права на обеспечение жильём нарушено, обратился в суд с заявлением в котором просил признать незаконным отказ заинтересованных лиц в восстановлении его, Каримова, и членов его семьи на учёте нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из государственного жилищного фонда, в городе <адрес>, который оформлен сообщением заместителя начальника ФГКУ "Центррегионжильё" за № 14-02-12/16220 от 20 ноября 2013 года.
Кроме того, Каримов в заявлении указал факультативное требование, в котором просил рассмотреть вопрос о восстановлении его и членов его семьи на учёте нуждающихся в обеспечении жилым помещением в городе <адрес>.
Представитель ФГКУ "Центррегионжильё" Карпенко, извещенная о дате, времени и месте судебного заседания, просила рассмотреть заявление Каримова без её участия, а также отказать в удовлетворении заявленных требований. В обоснование этого представитель указала, полномочия ФГКУ "Центррегионжильё", в рамках уставной деятельности, регламентированы приказами Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года №1280, от 13 октября 2011 года №1850, от 3 ноября 2010 года №1455, которые устанавливают специальный порядок рассмотрения заявлений военнослужащих путём принятия соответствующих решений. Обязанность по принятию решения о признании военнослужащего нуждающимся в жилом помещении (отказе в такой постановке), возникает только по итогам рассмотрения заявлений военнослужащих, поданных по установленной форме согласно п.1 Инструкции, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года №1280, и п.2 Инструкции, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 13 октября 2011 года №1855. Иные полномочия вытекают из общей деятельности учреждения, как юридического лица, и основаны на нормативно-правовых актах, регулирующих правоотношения, связанные с реализацией военнослужащими других прав, а в частности – обращения, заявления, жалобы граждан и военнослужащих подлежат рассмотрению в порядке Федерального закона №59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации" от 2 мая 2006 года. Приказом начальника ФГКУ "Центррегионжильё" от 18 мая 2011 года №27 на заместителей начальника ФГКУ "Центррегионжильё" возложены полномочия по принятию решений по уставной деятельности учреждения, так же по подписанию документов, подготовленных на основании поступивших обращений, заявлений и запросов. Оспариваемое письмо от 20 ноября 2013 года за № 14-02-12/16220, по мнению представителя должностного лица, не имеет статуса решения об отказе в восстановлении заявителя в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях. Вынесение такого решения не предусмотрено требованиями приказов, которыми должно руководствоваться ФГКУ "Центррегионжильё". Нормативно Учреждение не наделено полномочиями по оценке ранее возникшего права граждан, уволенных с военной службы, находиться на учёте нуждающихся и восстановлении такого права. Ранее ФГКУ "Центррегионжильё", рассмотрев вопрос в рамках требований действующего порядка, было принято решение от 23 сентября 2011 года №357, которым было отказано в постановке заявителя на учёт нуждающихся в жилых помещениях. Оспариваемое же письмо содержит ответ на поставленные заявителем в обращении вопросы, которые даны в установленные Законом сроки. Таким образом, заключила Карпенко, прав заявителя нарушено не было.
В судебном заседании представитель заявителя Скороходов требования заявителя поддержал и при этом уточнил, указав на то, что его доверитель оспаривает направление должностным лицом – заместителем начальника ФГКУ "Центррегионжильё", в его, Каримова, адрес сообщение, оформленного письмом № 14-02-12/16220 от 20 ноября 2013 года, в котором сообщается, что оснований для восстановления заявителя и членов его семьи на учёте нуждающихся в обеспечении постоянным жилым помещением в городе <адрес>, не имеется. Считает, что по обращению его доверителя в ФГКУ "Центррегионжильё", в котором был фактически поставлен вопрос о восстановлении его и членов его семьи в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, должно быть принято полновесное решение о принятии Каримова на учёт или об отказе в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, согласно требованиям п.5 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утверждённой приказом Министра обороны РФ №1280 от 30 сентября 2010 года. Ограничившись направлением в адрес Каримова лишь сообщения, должностное лицо - заместитель начальника ФГКУ "Центррегионжильё", поступил незаконно. Необоснованно, по мнению представителя заявителя, и содержание оспариваемого сообщения. В этой связи Скороходов, уточняя требования доверителя, просил признать действия заместителя начальника ФГКУ "Центррегионжильё", связанное с направлением заявителю сообщения, оформленного письмом от 20 ноября 2013 года №14-02-12/16220, которым ему доведено об отсутствии у него оснований для восстановления в едином реестре военнослужащих нуждающихся в жилых помещениях, незаконным.
В обоснование требований Скороходов пояснил, что в 2004 году Каримову по месту прохождения военной службы было предоставлено служебное жилое помещение по адресу: <адрес>. В соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы состоялся приказ Командующего 2 гвардейской общевойсковой Армией от 1 июля 2009 года №12 о досрочном увольнении Каримова с военной службы в запас по состоянию здоровья. Однако Каримов обусловил своё увольнение с военной службы необходимостью предоставления ему жилья по избранному месту жительства после увольнения с военной службы в городе <адрес>. Данное желание подтверждается наличием отметки об этом в листе беседы перед увольнением с военной службы от 9 апреля 2009 года, рапортами Каримова, направленных в адрес командира войсковой части № от 10 декабря 2008 года, а также от 1 мая 2009 года. Кроме того, упоминание об изъявлении желания Каримова получить жилое помещение не по последнему месту прохождения военной службы имеется в тексте приказа Командующего 2 гвардейской Армией по личному составу № 12 от 1 июля 2009 года, что также подтверждается соответствующим решением жилищной комиссии войсковой части № от 22 июля 2009 года №5. Данные обстоятельства подтверждают то, что Каримов в 2009 году уже был признан нуждающимся в получении жилья по избранному месту жительства в городе <адрес>. Утверждения заместителя начальника ФГКУ "Центррегионжилье" от 20 ноября 2013 года о том, что Каримов состоял в списках военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений до 24 июня 2013 года, после чего был снят с учета, в связи с получением служебного жилого помещения, не соответствует действительности.
Кроме того, представитель заявителя просил суд взыскать в пользу его доверителя судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины за обращение за судебной защитой.
Выслушав пояснения представителя заявителя, изучив письменные пояснения представителя должностного лица, исследовав представленные и имеющиеся в материалах гражданского дела доказательства, в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно сообщению направленному заместителем начальника ФГКУ "Центррегионжилье" в адрес Каримова 20 ноября 2013 года №14-02-12/16220, должностное лицо, чьи действия оспариваются, сообщает, что по имеющимся в ФГКУ "Центррегионжилье" информации заявитель не числится в едином реестре военнослужащих, принятых на учёт нуждающихся в жилом помещении. Государственные гарантии по обеспечению жилыми помещениями из фондов Министерства обороны Российской Федерации распространяются только на военнослужащих, в связи с чем, признание нуждающимися в получении жилья с соответствующей постановкой на учёт в федеральном органе исполнительной власти должно быть произведено исключительно в период прохождения военной службы, до утраты гражданином статуса военнослужащего. Согласно данным базы "Учёт" ФГКЭУ "Самарская КЭЧ района", далее сообщает должностное лицо, Каримов с 13 декабря 1994 года состоял в списках военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений до 24 июня 2003 года, после чего был снят с учёта, в связи с получением служебного жилого помещения в <адрес>. Информацией о признании Каримова нуждающимся в получении жилья по договору социального найма за период прохождения им военной службы ФГКУ "Центррегионжилье" не располагает. К заявлению о восстановлении в едином реестре, Каримов представил незаверенные копии рапорта о постановке на учёт нуждающихся в получении жилья, протокола заседания жилищной комиссии и иных документов, в связи с чем, ФГКУ "Центррегионжилье" были сделаны уточняющие запросы в уполномоченные органы. Согласно ответу начальника филиала №3 ФГКУ "354 военный клинический госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации, как далее сообщает должностное лицо, чьи действия оспариваются, книга протоколов заседаний жилищной комиссии войсковой части № отсутствует. Каримовым также не представлены документы, подтверждающие соблюдение им ранее установленного порядка постановки на учёт нуждающихся в получении постоянного жилья. Таким образом, заключило должностное лицо, оснований для восстановления Каримова в едином реестре военнослужащих нуждающихся в жилых помещениях, у ФГКУ "Центррегионжилье" не имеется.
Между тем, как усматривается из рапорта Каримова от 10 декабря 2008 года, направленного в адрес командира войсковой части №, копия которого исследована судом, заявитель просит предоставит ему жилую площадь в городе <адрес> для постоянного проживания в связи с увольнением с военной службы.
Согласно копии рапорта от 1 мая 2009 года, исследованной в судебном заседании, Каримов обратился к командиру войсковой части №, в котором просил уволить его из Вооруженных Сил Российской Федерации по состоянию здоровья после предоставления постоянной жилой площади в городе <адрес>.
Копией листа беседы, состоявшейся 9 апреля 2009 года, установлено, что в связи с предстоящим увольнением с военной службы Каримов просил уволить его с военной службы после предоставления постоянной жилой площади в городе <адрес>.
Согласно приказу Командующего 2 гвардейской общевойсковой Армией по личному составу №12 от 1 июля 2009 года, изученного судом, Каримов, имеющий общую выслугу военной службы более 21 года, уволен с военной службы с зачислением в запас <данные изъяты>. При этом в данном приказе прямо указано, что Каримов изъявил желание получить жилое помещение не по месту дислокации воинской части.
Из ордера № от 3 декабря 2003 года, выданного Чернореченской КЭЧ района ПУрВО, копия которого исследована в судебном заседании, усматривается, что Каримову предоставлена трёхкомнатная служебная квартира по адресу: <адрес>.
Как видно из справки ремонтно-эксплуатационного участка №4 ОАО "Славянка" филиал "Самарский" от 26 января 2011 года, Каримов, Каримова Л.Р. – жена, а также дочери - ФИО2, зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>
При таких обстоятельствах суд делает вывод о том, что Каримов, будучи военнослужащим, имел все основания, в соответствии с требованиями действовавшей на момент его увольнения с военной службы редакции Федерального закона "О статусе военнослужащих", быть принятым, вместе с членами своей семьи, на учёт нуждающихся в жилых помещениях по избранному месту жительства после увольнения с военной службы.
Этот вывод суда подтверждается и выпиской из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части № №5 от 22 июля 2009 года, копия которой представлена суду, согласно которой Каримов и члены его семьи были приняты на учёт нуждающихся в обеспечении постоянным жилым помещением по избранному им месту постоянного проживания в городе <адрес>.
Таким образом, суд находит несостоятельной дефиницию должностного лица, изложенную в оспариваемом сообщении от 20 ноября 2013 года, о том, что заявителем не представлены документы, подтверждающие соблюдение им ранее установленного порядка постановки на учёт нуждающихся в получении постоянного жилья. Во-первых, филиал №3 ФГКУ "354 ВКГ" Министерства обороны Российской Федерации не является войсковой частью 61879. Во-вторых, жилищная комиссия филиала №3 ФГКУ "354 ВКГ" Министерства обороны Российской Федерации не являлась правопреемником жилищной комиссии войсковой части №. В-третьих, в настоящий момент войсковая часть № ликвидирована, а, следовательно, документы, связанные с её деятельностью, в соответствии с действующим законодательством, подлежат либо уничтожению в установленном порядке, либо передаче на архивное хранение. Именно по этой причине в филиале №3 ФГКУ "354 ВКГ" Министерства обороны Российской Федерации отсутствует книга протоколов заседаний жилищной комиссии войсковой части №, о чём и было доведено в ФГКУ "Центррегионжильё" начальником филиала №3 ФГКУ "354 ВКГ" Министерства обороны Российской Федерации, в обязанности которого не входит обеспечивать сохранность документов других воинских частей и учреждений.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года №1280 утверждена Инструкция о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма.
В соответствии с п. 10 данной Инструкции, военнослужащие, принятые на учёт нуждающихся в жилых помещениях, как до 1 марта 2005 года, так и после 1 марта 2005 года, сохраняют и право состоять на учёте до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные военнослужащие снимаются с данного учёта по основаниям, предусмотренным настоящим пунктом.
Предусмотренные данным пунктом основания снятия военнослужащего с жилищного учёта полностью воспроизводят установленные ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно п.7 упомянутой Инструкции, уполномоченный орган ведёт единый реестр военнослужащих, принятых на учёт нуждающихся в жилых помещениях, по рекомендуемому приложением к Инструкции образцу, информация из которого в установленном порядке размещается в глобальной информационной сети Интернет на официальном сайте Министерства обороны Российской Федерации.
При этом следует отметить, что до издания названной Инструкции, порядок постановки и снятия военнослужащих с жилищного учёта регулировался Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года №80, в соответствии с которой учёт военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществлялся жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 1297 Инструкция о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации утратила силу.
После вступления в силу Инструкции, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 1280, полномочия по жилищному учёту военнослужащих в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 ноября 2010 года № 1455 переданы уполномоченному органу – Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющему свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации – Федеральные государственные учреждения регионов.
При этом военнослужащие, принятые на жилищный учёт в ранее действовавшем порядке, сохраняют право на внесение в Единый реестр военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, вновь созданным жилищным органом при отсутствии препятствий, установленных законом.
Данная процедура в соответствии с требованиями Инструкции, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года №1280, оформляется решением уполномоченного жилищного органа Министерства обороны Российской Федерации.
Исходя из положений ст.ст. 5, 52 и 56 Жилищного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган Министерства обороны Российской Федерации не только вправе, но и обязан осуществлять проверку правомерности действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учёт, при решении этого вопроса.
Таким образом, сообщение заместителя начальника ФГКУ "Центррегионжилье" от 20 ноября 2013 года № 14-02-12/16220 направленное в адрес Каримова в ответ на его обращение, незаконно. По данному обращению заявителя должно быть принято законное и обоснованное решение, оформленное по правилам Инструкции, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года №1280.
Не влияет на данный вывод суда и то, что 23 сентября 2011 года ФГКУ "Центррегионжилье", в лице начальника данного учреждения, было принято решение №357 об отказе Каримову в принятии его и членов его семьи на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании того, что у Каримова отсутствует статус военнослужащего, проходящего военную службу по контракту. Поскольку данное решение уполномоченного органа принято без учёта тех обстоятельств, которые были исследованы в ходе данного судебного заседания.
При обращении в Самарский гарнизонный военный суд заявитель уплатил государственную пошлину в сумме 200 рублей, что подтверждается чеком-ордером от 28 января 2014 года.
В соответствии со статьей 98 ГПК Российской Федерации, принимая во внимание, что требования заявителя подлежат удовлетворению, суд считает необходимым возместить ему понесённые судебные расходы и взыскать с ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области" в пользу Каримова судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины за обращение за судебной защитой, в размере 200 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-199 и 258 ГПК Российской Федерации, военный суд,
РЕШИЛ:
Требования заявления Каримова ФИО, удовлетворить.
Признать сообщение заместителя начальника Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации № 14-02-12/16220, направленное в адрес Каримова ФИО 20 ноября 2013 года по вопросу восстановления заявителя и членов его семьи на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, незаконным.
Обязать Федеральное государственное казенное учреждение "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, как уполномоченный орган, принять решение о принятии на учёт или об отказе в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях Каримова ФИО и членов его семьи, оформленное по правилам Инструкции о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года №1280.
Взыскать с Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области" в пользу Каримова ФИО понесенные по гражданскому делу судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины за обращение с заявлением в суд, в размере 200 (двухсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приволжский окружной военный суд через Самарский гарнизонный военный суд с 4 марта 2014 года в течение месяца, то есть со дня его принятия в окончательной форме.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ: