№2-304/2017
Решение
Именем Российской Федерации
25 сентября 2017 года р.п.Мокшан
Мокшанский районный суд Пензенской области в составе: председательствующего судьи Петровской С.Д. при секретаре Бузыревой Г.С., с участием прокуроров Миаева М.А., Семенцовой Ю.С., Беззатеева С.В., представителей ответчика -администрации Мокшанского района по доверенности Леденевой Н.Н., Гришиной Е.В., представителей третьего лица: ООО «Метан» Заварзина Д.Н., Волохиной Е.Ю., представителей Госжилстройтехинспекции Пензенской области Лучкиной Н.В., Кудаева З.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Мокшан гражданское дело по иску прокурора Мокшанского в интересах неопределенного круга лиц к администрации Мокшанского района, третье лицо АО «Метан» с требованием признать бездействие незаконным и привести системы вентиляционных каналов и каналов дымоудаления в квартирах № № в доме по ул. <адрес> в соответствие с требованиями строительных норм и правил,
установил:
в Мокшанский районный суд Пензенской области обратился прокурор Мокшанского района с иском в защиту неопределенного круга лиц и Козина Александра Александровича, Ивановой Татьяны Викторовны, Лихалетовой Зои Александровны, Дружинина Виктора Олеговича, Смирновой Ольги Олеговны, Востровой Ирины Юрьевны, Юдаевой Ирины Анатольевны, Каткова Виктора Сергеевича, Толкачева Романа Александровича, Даржиной Натальи Александровны, Жемчуговой Светланы Юрьевны, Керимовой Нармины Вадимовны, Косауровой Екатерины Геннадьевны, Молоковой Татьяны Владимировны, Павлуткиной Натальи Викторовны, Джагафирова Сергея Александровича, Легалиной Натальи Владимировны, Овакимяна Самвела Вачагановича, Тельновой Веры Алексеевны, Трунова Вадима Игоревича, Киреева Александра Алексеевича к администрации Мокшанского района, третье лицо АО «Метан» с требованием признать бездействие незаконным и привести системы вентиляционных каналов и каналов дымоудаления в квартирах № в доме по <адрес> в соответствие с требованиями строительных норм и правил. Иск мотивирован следующим. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. В целях реализации данных положений принят Закон Пензенской области от 12.09.2006 N 1098-ЗПО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области".Согласно ч. 1 ст. 5 данного Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта квартиры или жилые дома специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений общей площадью жилого помещения, равной 30 квадратным метрам (далее - жилые помещения специализированного жилищного фонда). На основании ч. 4 данной статьи жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются вышеуказанной категории граждан по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Законом Пензенской области от 22.12.2006 N 1176-ЗПО "О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области" полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей переданы органам местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области. В целях реализации данных полномочий администрацией Мокшанского района Пензенской области на основании муниципальных контрактов, заключенных с ООО «Электрострой», приобретены жилые помещения в доме по <адрес>, а именно квартиры №. На основании постановлений администрации Мокшанского района № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ данные квартиры включены в специализированный жилищный фонд муниципального образования Мокшанский район Пензенская область и согласно свидетельств о государственной регистрации права собственности жилые помещения являются собственностью Мокшанского района Пензенской области. В соответствии со ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте. На основании ч. 1 ст. 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. К жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната (ч. 1 ст. 16 ЖК РФ). Администрацией Мокшанского района Пензенской области вышеуказанные квартиры на основании постановлений о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечений родителей договоров найма предоставлены: Козину А.А., Ивановой Т. В., Лихалетовой З.А., Дружинину В.О., Смирновой О.О., Востровой И. Ю., Юдаевой И. А., Каткову В.С., Толкачеву Р.А., Даржиной Н.А., Жемчуговой С.Ю., Керимовой Н.В., Косауровой Е.Г., Молоковой Т.В., Павлуткиной Н.В., Джагафирову С.А., Легалиной Н.В., Овакимян С.В., Тельновой В.А., Трунову В.И., Кирееву А.А. В силу требований ст. 15, ч.1 ст. 100 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ, ч. 1 ст. 5 Закона Пензенской области от 12.09.2006 N 1098-ЗПО, п. 4 постановления Правительства РФ от 26.01.2006 N 42 "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений" (далее - Правила) жилые помещения, отнесенные к специализированному жилищному фонду, и предоставленные детям-сиротам должны быть пригодными для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства), быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта. Так, согласно заключению эксперта СУ СК РФ по Пензенской области ФИО42. от ДД.ММ.ГГГГ №, а также заключению эксперта НСЭУ «Приволжский центр независимых экспертиз и независимых исследований»№ от ДД.ММ.ГГГГ, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, а именно: п. 9.7 СП 54.13330.2011, так как не обеспечена обособленность дымоходных и вентиляционных каналов; п.п. 6.5.4, 6.5.8, 7.8.8 СП 60.13330.2012, так как отсутствует устройство приточной вентиляции (подводящих труб к газовым котлам, фрамуг с микропроветриванием). При указанных обстоятельствам системы вентиляционных каналов и каналов дымоходов жилого дома по адресу: <адрес> не соответствуют проектным решениям, строительным нормам и правилам и являются опасными для жизни и здоровья граждан, проживающих в квартирах указанного дома. Администрацией Мокшанского района Пензенской области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, переданы помещения, не отвечающие требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, ст. 15, ч.1 ст. 100 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ, ч. 1 ст. 5 Закона Пензенской области от 12.09.2006 N 1098-ЗПО, п. 4 постановления Правительства РФ от 26.01.2006 N 42, то есть товар, не соответствующий договорам и требованиям строительных норм и правил. Вышеназванные недостатки являются существенными, влияют на качество жизни лиц, проживающих в квартире. Более того, имеющие место в многоквартирном доме нарушения строительных правил угрожают жизни и здоровью, кроме указанной выше категории граждан, иных лиц, посещающих этот дом, в том числе посетителей квартир, работников обслуживающих организаций, коммунальных служб, правоохранительных органов, медицинских работников, должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления и т.д.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. По смыслу п. 1 ст. 396 ГК РФ ненадлежащее исполнение обязательства не освобождает должника от исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено законом или договором.
Прокурор Мокшанского района поддержал исковые требования, просил обязать администрацию Мокшанского района и привести системы вентиляционных каналов и каналов дымоудаления в квартирах № в доме по <адрес> в соответствие с требованиями строительных норм и правил, дал объяснения, аналогичные содержанию искового заявления и уточнил, что нарушение строительных норм и правил подтверждаются заключениями экспертиз, проведенных в рамках уголовных дел в отношении должностного лица администрации Мокшанского района, прекращенного в связи с истечением срока давности уголовного преследования и в отношении и в отношении лица, оказавшего услугу, не отвечающего требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей.
Истцы Смирнова О.О., Молокова Т.В., Жемчугова С.Ю., Даржина Н.А., Иванова Т.В., Джагафирова С.А., Павлуткина Н.В., Тельнова В.А., Киреев А.А., Вострова И.Ю. в письменном обращении к суду просили рассмотреть дело без их участия, иск поддержали.
Надлежаще извещенные истцыКозин А.А., Лихалетова З.А. Дружинин В.О.,
Юдаева И.А., Катков В.С., Толкачев Р.А., Керимова Н.В., Косаурова Е.Г., Легалина Н.В., Овакимян С.В., Трунов В.И., в суд не явились.
Представители ответчика- администрации Мокшанского района не признали исковые требования, возразив следующим. В качестве доказательств несоответствия дома требованиям к качеству предмета муниципальных контрактов истец приводит выводы заключения экспертизы №92 от 09.11.2016г., из которой следует, что введенный в эксплуатацию многоквартирный дом, не соответствует проектным требованиям, а также нормативным требованиям предъявляемым к безопасности зданий, существующих систем вентиляционных каналов и каналов дымоудаления. Осмотр проводился экспертом не всех квартирах, а только в их части; (в 6-ти переданных квартирах). Данные по номерам осмотренных квартир сведены в табл.№1 в заключении эксперта СУ СК РФ по Пензенской области №92 от 9.11.2016г. Приводятся выводы из заключения эксперта СУ СК РФ по Пензенской области (экспертиза №5 от 27.02.2017г.) и заключение эксперта №74 от 07.04.2017г. НСЭУ «Приволжский центр независимых экспертиз и независимых исследований», согласно которым: многоквартирный дом не соответствует установленным требованиям, а именно - не обеспечена обособленность дымоходных и вентиляционных каналов, отсутствует устройство приточной вентиляции. Из заключения эксперта №92 от 09.11.2016г.: «Проектом предусмотрено в секции А, Б, расположение девяти групп вентиляционных каналов и дымоходов в стенах здания по осям, с 1 по 3 этажи. И расположение; пяти групп вентиляционных каналов и дымоходов в стенах здания по осям, с 1 по 3 этажи в секции В». Из заключения эксперта №74 от 07 апреля 2017г (стр.10 и стр. 13): «В соответствии с п.п. 4.4 ПОС 2-2013 кладочно-монтажные работы наружных и внутренних стен МКД, в которых согласно проекта находились дымоходы и вентиляционные каналы, производились одновременно». При обследовании многоквартирного дома экспертом ФИО43 установлено, что при строительстве дымовые и вентиляционные каналы МКД были фактически выполнены их силикатного кирпича, что является нарушением. Сечение дымовых труб (дымовых каналов) не соответствует требованиям п.5.8. СП 7- 13130-2009.» Эксперты установили факт несоответствия выполненных застройщиком строительных работ по установке дымоходов и вентиляционных каналов проектной документации. Установлено, что выявленные недостатки являются строительными. Из заключений экспертов также следует, что системы вентканалов и дымоходов встроены в стены многоквартирного дома, проходят через межэтажные перекрытия с 1 по 3 этажи и выходят наружу через кровлю дома. Считаем, что дымоходы и вентиляционные каналы не относятся к инженерному оборудованию, устанавливаемому исключительно внутри каждой квартиры, а относятся к общему имуществу. Прокурором Мокшанского района Пензенской области не представлено доказательств того, что квартиры № в доме по <адрес> не соответствуют требованиям строительных норм и правил. В связи с тем, что в соответствии с частями 10 и 11 статьи 60 Градостроительного кодекса в случае причинения вреда вследствие разрушения, повреждения многоквартирного дома, нарушений требований к обеспечению безопасности эксплуатации такого дома, на собственников квартир и нежилых помещений многоквартирного дома, действительно не участвующие в процессе строительства и не осуществляющих контроль за ним, не может возлагаться ответственность за недостатки, допущенные строительными организациями, либо организациями, обеспечивающими безопасную эксплуатацию многоквартирного дома. В соответствии со ст. 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации возмещение вреда причиненного в следствие недостатков работ по строительству, осуществляется лицом, выполнившим такие работы. В случае, если указанный вред причинен вследствие недостатков работ по строительству объектов капитального строительства, солидарно с техническим заказчиком, лицом, выполнившим работы по строительству, вследствие недостатков которых причинен вред, ответственность несет и саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда возмещения вреда в случае, если лицо, выполнившее работы по строительству, являлось членом такой саморегулируемой организации. Ответственность за некачественные строительные работы несет Ассоциация саморегулируемых организаций «Объединение строительного комплекса и ЖКХ «Большая Волга», расположенная по адресу: 440026, г. Пенза, ул. К.Маркса, д. 5 А, 3 Зтаж, комн. 53,55,56, согласно выписки из государственного реестра саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства Ассоциация СРО «Большая Волга» являлась организацией выдавшей ООО «Электрострой +» свидетельство СРО. Также администрация Мокшанского района требование прокурора о признании незаконным бездействие администрации Мокшанского района ввиду непринятия мер по исполнению обязательств в рамках заключенных договоров найма жилых помещений для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, считаю необоснованным. 20.01.2017 года за № 207/1 администрацией Мокшанского района Пензенской области в адрес ООО «Торг» (согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, являлось правопреемником ООО «Электрострой +») была направлена претензия об устранении выявленных нарушений согласно заключения эксперта № 92 от 09.11.2016 г, в соответствии с которой введенный в эксплуатацию многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, не соответствует проектным требованиям, а также нормативным требованиям, предъявляемым к безопасности зданий, существующих систем вентиляционных каналов и каналов дымоудаления. Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «Торг» прекратило деятельность юридического лица в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании п. 2 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129- ФЗ 03.04.2017. 13.07.2017 за № 3010 в адрес ООО «Электрострой» была направлена претензия об устранении в 30-дневный срок выявленных недостатков существующих вентиляционных каналов и каналов дымоудаления. Претензия была вручена представителю ООО «Электрострой» также 13.07.2017. Претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора является обязательным (ч. 5 ст. 4 АПК РФ) и составляет 30 дней с момента получения претензии. При прокуратуре Пензенской области 21.07.2017 г. состоялось оперативное совещание, на котором присутствовали все заинтересованные лица по вопросу организации газоснабжения многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в котором согласно имеющимся экспертным исследованиям, системы вентканалов и дымоходов не соответствуют строительным нормам и правилам, что при использовании внутриквартирного газового оборудования создает угрозу возникновения аварии и причинения вреда жизни и здоровью проживающим в доме гражданам. Во исполнение данного протокола 26.07.2017г. организован сход граждан с участием всех заинтересованных лиц по вопросу реконструкции системы вентиляции и дымоудаления. 20.07.2017 г. между ООО «Электрострой» и ООО «Союзпроект» заключен договор № 2, согласно которого ООО «Союзпроект» выполнило обследование систем вентиляции жилых домов <адрес> и проект реконструкции систем вентиляции жилых домов <адрес>, по <адрес>. В рамках вышеуказанного договора ООО «Союзпроект» разработал проект реконструкции системы вентиляции жилых домов <адрес>. 14.08.2017 администрацией Мокшанского района направлено исковое заявление в Арбитражный суд Пензенской области о понуждении ООО «Электрострой» устранить выявленные недостатки существующих вентиляционных каналов и каналов дымоудаления. 17.08.2017 года Арбитражным судом Пензенской области было вынесено определение о принятии искового заявления к производству, подготовке дела к судебному разбирательству и назначении по делу предварительного судебного заседания на 13.09.2017 года. 13.09.2017 года в Арбитражном суде Пензенской области состоялась подготовка дела к судебному разбирательству и предварительное судебное заседание. Судебное разбирательство назначено на 11.10.2017. Таким образом, администрация Мокшанского района Пензенской области приняла все необходимые меры для устранения выявленных нарушений. Прокурором Мокшанского района не доказано бездействие администрации.
Представители третьего лица АО «Метан» Заварзин Д.Н., Волохина Е.Ю. предложили удовлетворить требование прокурора. Заварзин Д.Н. уточнил, что в тяга в вентиляционных каналах и дымоходах удовлетворительная.
Представитель привлеченного судом для участия в деле для дачи заключения государственного органа- Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники <адрес> Лучкина Н.В. принятие решения по иску оставляет на усмотрение суда.
Представитель привлеченного судом для участия в деле для дачи заключения государственного органа- Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области Кудаев З.М.- гл.специалист государственного строительного надзора заключение по данному делу не изложил, мотивируя тем, что строительный надзор при возведение рассматриваемого многоквартирного дома не велся, поскольку этажность дома не выше трех.
Заслушав объяснения прокурора, объяснения представителей ответчика, исследовав письменные материалы, заслушав заключение представителей Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты, и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой, не имевшие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных законодательством норм.
В целях реализации данных положений принят Закон Пензенской области от 12.09.2006 N 1098-ЗПО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области».Согласно ч. 1 ст. 5 данного Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта квартиры или жилые дома специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений общей площадью жилого помещения, равной 30 квадратным метрам (далее - жилые помещения специализированного жилищного фонда).
Законом Пензенской области от 22.12.2006 N 1176-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области» полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей переданы органам местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области.
В целях реализации данных полномочий администрацией Мокшанского района Пензенской области на основании муниципальных контрактов, заключенных с ООО «Электрострой», приобретены жилые помещения в доме по <адрес>, а именно квартиры №. На основании постановлений администрации Мокшанского района № 1696 от 29.12.2014, № 762 от 05.05.2015, № 1182 от 07.09.2015 данные квартиры включены в специализированный жилищный фонд муниципального образования Мокшанский район Пензенская область и согласно свидетельств о государственной регистрации права собственности жилые помещения являются собственностью Мокшанского района Пензенской области ( т.1, л.д. 41-64, 241).
Администрацией Мокшанского района Пензенской области вышеуказанные квартиры на основании постановлений о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечений родителей договоров найма предоставлены : КозинуА.А., Ивановой Т. В., Лихалетовой З.А., Дружинину В.О., Смирновой О.О., Востровой И. Ю., Юдаевой И.А., Каткову В.С., Толкачеву Р.А., Даржиной Н.А., Жемчуговой С. Ю., Керимовой Н.В., Косауровой Е.Г., Молоковой Т.В., Павлуткиной Н.В., Джагафирову С.А., Легалиной Н.В., Овакимян С.В., Тельновой В.А., Трунову В.И., Кирееву А.А. ( т.1, л.д. 231-240).
В силу требований ст. 15, ч.1 ст. 100 ЖК РФ, п. 4 постановления Правительства РФ от 26.01.2006 N 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений»,жилые помещения, отнесенные к специализированному жилищному фонду, и предоставленные детям-сиротам должны быть пригодными для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства), быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
В соответствии с частью 1 статьи 60 ЖК кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим.
Согласно статье 65 ЖК РФ, наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан: передать нанимателю свободное от прав иных лиц жилое помещение; принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения; обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества (ч. 2). Наймодатель жилого помещения по договору социального найма помимо указанных в части 2 настоящей статьи обязанностей несет иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения (ч. 3).
В силу п. 1 ст. 676 ГК РФ, наймодатель обязан передать нанимателю свободное жилое помещение в состоянии, пригодном для проживания. Наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении (п. 2 ст. 676 ГК РФ).
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается.
Согласно пункту 15 раздела III договоров найма жилого помещения для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заключенных между администрацией Мокшанского района и Козину А.А., Ивановой Т.В., Лихалетовой З.А., Дружинину В.О., Смирновой О.О., Востровой И.Ю., Юдаевой И.А., Каткову В.С., Толкачеву Р. А., Даржиной Н.А., Жемчуговой С.Ю., Керимовой Н.В., Косауровой Е.Г., Молоковой Т.В., Павлуткиной Н.В., Джагафирову С.А., Легалиной Н.В., Овакимян С.В., Тельновой В.А., Трунову В.И., Кирееву А.А. наймодатель обязался передать нанимателю пригодное для проживания жилое помещение в состоянии, отвечающем требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям законодательства (т. 1 л.д.81-230).
Судом установлено, администрацией Мокшанского района принятые на себя обязательства по договору социального найма жилого помещения перед указанными лицами не выполнены.
Согласно п. 9.7 СП 54.13330.2011. Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003", утвержденных Приказом Минрегиона РФ от 24.12.2010 N 778, удаление воздуха следует предусматривать из кухонь, уборных, ванных комнат и, при необходимости, из других комнат квартир, при этом следует предусматривать установку на вытяжных каналах и воздуховодах регулируемых вентиляционных решеток и клапанов. Воздух из помещений, в которых могут выделяться вредные вещества или неприятные запахи, должен удаляться непосредственно наружу и не попадать в другие помещения здания, в том числе через вентиляционные каналы.
Объединение вентиляционных каналов из кухонь, уборных, ванных комнат (душевых), совмещенных санузлов, кладовых для продуктов с вентиляционными каналами из помещений с газоиспользующим оборудованием и автостоянок не допускается.
На основании п. 6.5.4 СП 60.13330.2012. Свод правил. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Актуализированная редакция СНиП 41-01-2003", утвержденных Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 N 279, подачу наружного воздуха, необходимого для горения, следует предусматривать: для индивидуального теплогенератора с закрытой камерой сгорания - отдельным воздуховодом снаружи здания; для индивидуального теплогенератора с открытой камерой сгорания - из помещения, в котором установлен теплогенератор, при условии постоянной подачи наружного воздуха в объеме, необходимом для горения, в это помещение.
Согласно п. 6.5.8 СП 60.13330.2012 для помещений, в которых размещается газовое оборудование, следует предусматривать механическую вытяжную вентиляцию и естественную или механическую приточную вентиляцию согласно 6.6.4 и 7.8.8.
В соответствии с п. 7.8.8 СП 60.13330.2012 в системах приточной и вытяжной вентиляции помещений, в которых размещаются газовые приборы, следует применять решетки и клапаны у вентиляторов с устройствами для регулирования расхода воздуха, исключающими возможность их полного закрытия.
Однако предоставленные на основании договоров найма специализированного жилищного фонда квартиры не отвечают установленным требованиям.
В рамках материала проверки №169 пр-16 по поручению следователя, эксперт СУ СК РФ по Пензенской области ФИО44 27.02.2017 года вынес заключение № 5 ( т.2 л.д.17-23) согласно которого существующие системы вентиляционных каналов и каналов дымоудаления в квартирах в доме по <адрес> не соответствуют проектным решениями нормативным требованиям, предъявляемым к безопасности зданий и сооружений. Заключение основано данных осмотра квартир, систем вентиляции и дымоудаления, на физико-математических расчетах. В соответствии с проектной документацией, источником теплоснабжения в каждой квартире являются настенные газовые котлы с закрытой камерой сгорания. Отвод продуктов сгорания и подвод воздуха к котлам предусмотрено раздельное- конструктивно подача воздуха к котлам осуществляется снаружи (с улицы) по подводящей трубе, а продукты сгорания по отводящей трубе и каналу (дымоходу) 140Х140 мм., вентиляция кухни осуществляется по вентиляционному каналу размером 270Х140 мм, в осмотренных квартирах вентиляционные каналы имеют меньшее сечение (140-140 мм.) чем заложено в проекте (270Х140 мм), дымоходы на кухне заужены, расположение каналов вентиляции и дымоходов не соответствует проектным решениям. Дымоходы фактически выполнены из силикатного кирпича, а по проектному решению должны быть выполнены из нержавеющей стали или керамических материалов.
В рамках уголовного дела №, возбужденного по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст.238 УК РФ, проведена судебная строительно-техническая экспертиза (т.2, л.д.24-44), согласно которой существующие системы вентиляционных каналов и каналов дымоходов жилого дома по адресу: <адрес> не соответствует проектным решениям, строительным нормам и правилам, является опасными для жизни и здоровья граждан, проживающих в квартирах жилого дома по причинам и факторам пожаровзрывоопасности и опасности отравления угарным газом, а именно п. 9.7 СП 54.13330.2011, так как не обеспечена обособленность дымоходных и вентиляционных каналов; п.п. 6.5.4, 6.5.8, 7.8.8 СП 60.13330.2012, так как отсутствует устройство приточной вентиляции (подводящих труб к газовым котлам, фрамуг с микропроветриванием); выполнение дымовых каналов из силикатного кирпича, имеющую низкую прочность в отличии от керамического, приводит к быстрому разрушению дымовых каналов от высокой температуры и пожароопасной ситуации.
При указанных обстоятельствам системы вентиляционных каналов и каналов дымоходов жилого дома по адресу: <адрес> не соответствуют проектным решениям, строительным нормам и правилам и являются опасными для жизни и здоровья граждан, проживающих в квартирах указанного дома.
Екимов В.В., председатель совета Мокшанского местного отделения Пензенского областного отделения общероссийской организации «Всероссийское добровольное пожарное общество», имеющего лицензию на осуществление монтажа, технического обслуживания и ремонта систем (элементов системы) дымоудаления и противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, без осмотра, инструментального метода фактического состояния вентиляционных каналов, дымоходов, подписал акты соответствия вентиляционных каналов и дымоходов проектным данным и выдал представителю застройщика ООО «Электрострой +». Вступившим в законную силу постановлением Мокшанского районного суда Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ уголовное дело в отношении ФИО45 по ч.1 ст.238 УК РФ прекращено в связи с истечением срока давности уголовного преследования.
Постановлением заместителя руководителя следственного отдела Бессоновского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ уголовное дело в отношении ФИО46, начальника отдела муниципального хозяйства, строительства и архитектуры администрации Мокшанского района, исполнявшего обязанности эксперта, и давшего положительное заключение по соответствию квартир № № в доме <адрес> условиям муниципальных контрактов, по ч.1.1 ст.293 УК РФ прекращено в связи с истечением срока давности уголовного преследования.
Представители ответчика не опровергли изложенные выше доказательства и не заявили ходатайства о назначении судебных экспертиз по материалам гражданского дела. Экспертные заключения вынесены на основании экспертных осмотров, с приведением фототаблицы. Расположение вентиляционных каналов и дымоходов осматривалось в квартирах по осям в стене здания(т.2, л.д.86-87), что опровергает доводы ответчиков об осмотре только 6 квартир.
В силу п. 3 ст. 308 ГК РФ обязательства, вытекающие из договора, не создают обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве стороны.
Между застройщиком и нанимателями квартир каких-либо договорных правоотношений нет, что не допускает возложение на застройщика какой-либо обязанности перед нанимателем муниципального жилья.
С учетом изложенного, судом отказано в удовлетворении ходатайства представителя ответчика о привлечении в качестве соответчика Ассоциацию СРО «Объединение строительного комплекса и ЖКХ «Большая Волга» в связи с исключение из реестра юридических лиц застройщика ООО «Электрострой +».
Имеющие место в многоквартирном доме нарушения строительных правил угрожают жизни и здоровью, кроме указанной выше категории граждан, иных лиц, посещающих этот дом, в том числе посетителей квартир, работников обслуживающих организаций, коммунальных служб, правоохранительных органов, медицинских работников, должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления и т.д.
Привлеченный судом в качестве специалиста архитектор-строитель Герасимов В.Е. изложил суду возможные способы устранения опасности системы вентиляции в рассматриваемых квартирах: реконструкция индивидуального отопления в централизованное с возведением котельной или установки коаксиальных труб от настенных газовых котлов с выводом их к наружным дымоходам, которые следует возвести по фасаду дома с первого по третий этажи.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Исковое требование прокурора подлежит удовлетворению.
По данному делу разрешается гражданско-правовой спор, такой способ защиты нарушенного права как признание бездействия администрации Мокшанского района как нормами ГК РФ, так и нормами ЖК РФ не предусмотрено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Мокшанского района удовлетворить.
Обязать администрацию Мокшанского района и привести системы вентиляционных каналов и каналов дымоудаления в квартирах № в доме <адрес> в соответствие с требованиями строительных норм и правил.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Мокшанский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 29 сентября 2017 года