Решение по делу № 2-644/2013 ~ М-491/2013 от 13.06.2013

№ 2-644/2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 ноября 2013 г.

г. Кострома

Костромской районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи О.В. Гурьяновой,

при секретаре судебного заседания Гусевой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Б.И.В. к администрации Костромского муниципального района Костромской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в аренду, признании права на приобретение в аренду земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Б.И.В. обратился в суд с иском к администрации Костромского муниципального района Костромской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в аренду, признании права на приобретение в аренду земельного участка. Требования мотивирует тем, что он инвалид ***** группы, ДДММГГГГ обратился в администрацию ответчика с заявлением о предоставлении в аренду на ***** лет земельного участка площадью примерно ***** кв.м., находящийся (адрес), для ведения личного подсобного хозяйства. ДДММГГГГ в предоставлении земельного участка ему был отказано. Считает действия ответчика незаконными, так как в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды имеют первоочередное право на получение участка, в том числе, для ведения личного подсобного хозяйства на платной основе без проведения торгов в аренду. Утверждение о том, что данный земельный участок относится к землям общего пользования считает необоснованным, так как земельный участок представляет собой заросший травой и кустарником луг, никакой дороги через участок не проходит и нет других критериев земель общего пользования, определенных п. 12 ст. 85 ЗК РФ. Просит суд признать решение ответчика незаконным и обязать его предоставить в аренду на ***** лет земельный участок площадью ***** кв.м., находящийся (адрес), для ведения личного подсобного хозяйства.

В судебном заседании представитель Б.И.В. по доверенности К.С.А., действующий по доверенности исковые требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении. Пояснил, что спорный земельный участок находится в границах населенного пункта, на окраине *****. Считает, что в данном случае нельзя применять нормы Закона Костромской области № 672-4-ЗКО, так как истец просит предоставить земельный участок не в собственность, а в аренду.

Представитель ответчика - администрации Костромского муниципального района С.Е.Н. исковые требования Б.И.В. не признала по следующим основаниям. В соответствии с Законом Костромской области № 627-4-ЗКО бесплатно предоставляются в собственность земельные участки, расположенные за пределами границ населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства. Спорный земельный участок относится к землям общего пользования, на которых ведение личного подсобного хозяйства не предусмотрено. Также законом не предусмотрено представление в аренду земельных участков. Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ в аренду земельный участок может быть предоставлен, если он стоит на кадастровом учете. Испрашиваемый земельный участок на кадастровом учете не стоит, он не сформирован.

Привлеченные к участию в деле в качестве ответчика ТУ Росимущества по Костромской области в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело без участия их представителя.

Представитель третьего лица администрации Минского сельского поселения Костромского муниципального района в настоящее судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие. В ходе рассмотрения дела представитель администрации И.Л.М. поддержала позицию, изложенную представителем ответчика. Дополнила, что территория, на которой находится испрашиваемый земельный участок, предусмотрена под строительство малоэтажных домов. Кроме того, по данной территории проходит центральный водопровод. В настоящее время проходят публичные слушания по проведению застройки данной территории, будет проводиться функциональное зонирование (адрес).

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица МУП «Коммунсервис» в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело без участия их представителя. В ходе рассмотрения дел их представитель Х.Е.А. подтвердила, что на испрашиваемом земельном участке проходит водопровод.

Привлеченная в качестве третьего лица К.Е.В. в судебное заседание не явилась. В судебном заседании ДДММГГГГ пояснила, что возражала против удовлетворения исковых требований Б.И.В., так как она является собственником земельных участков . Через ее огород проходит водопровод, что отражено в ее документах на земельный участок.

Суд, с учетом мнения участников процесса и положений ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие третьего лица К.Е.В.

Суд, выслушав представителя истца К.С.А., представителя ответчика С.Е.Н., изучив материалы дела, приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты

К числу таких гарантий относитсяч. 14 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Земельный кодекс РФ и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на принципах, одним из которых является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ (подп.7 п.1 ст. 1 ЗК РФ).

В соответствии со ст. 11.1. ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.

Статьи 22, 28, 29 ЗК РФ предусматривают возможность предоставления гражданам земельных участков в аренду.

Так, согласно п. 1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

В соответствии со ст. 22 ЗК РФ земельные участки, за исключением указанных в п. 4 ст. 27настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст. 9,10 и 11 настоящего Кодекса.

Согласно п. 2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно п. 3 ст. 81 ЗК РФ гражданам, изъявившим желание вести личное подсобное хозяйство, земельные участки предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о личном подсобном хозяйстве.

В соответствии с ч.ч. 3, 4ст. 3 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях.

Гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков.

В соответствии со ст. 4 ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством, предусмотрена ст. 34 ЗК РФ.

Согласно ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации (п.1).

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр (п.2).

В указанном в п. 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (п. 3).

Орган местного самоуправления на основании указанного в п. 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» (п. 4).

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в п. 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр (п.5).

Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в п. 5 настоящей статьи решения (п. 6).

Земельный кодекс Российской Федерации в числе основных принципов земельного законодательства закрепляет принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подп. 8 п. 1 ст. 1).

Пунктом 2 ст. 7 ЗК РФ предусмотрено, что земли, указанные в п. 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии со ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся в том числе, подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений; утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом..

В силу п.п. 2, 3 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются, согласно п.1 ст. 7 ЗК РФ на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли, указанные в п. 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Согласно п. 1 ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.

По смыслу п.п. 1, 2 ст. 85 ЗК РФ уполномоченные органы должны осуществлять предоставление земельных участков с учетом требований градостроительных условий использования, в частности - с учетом границ территориальных зон, которые в свою очередь должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Как видно из материалов дела, что Б.И.В. проживает в (адрес), является инвалидом.

ДДММГГГГ он обратился в администрацию Костромского муниципального района с заявлением предоставить ему в аренду на ***** лет земельный участок площадью примерно ***** кв.м., находящийся по адресу: (адрес) для ведения личного подсобного хозяйства. При этом ссылается на ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» (л.д. 4).

Для подготовки ответа поданного заявления, проверки информации об испрашиваемом земельном участке в адрес главы администрации Минского сельского поселения был направлен запрос (л.д. 16).

По сообщению главы администрации Минского сельского поселения от ДДММГГГГ следует, что земельный участок, расположенный (адрес), относится к землям общего назначения, где ведении личного подсобного хозяйства не предусмотрено (л.д.17).

ДДММГГГГ на данное заявление администрация дала ответ, в котором указывает что согласно п. 1.2. ст. 3.1. Закона Костромской области от 21 октября 2010 г. № 672-4-ЗКО «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Костромской области» бесплатно предоставляются в собственность земельные участки, расположенные за пределами границ населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства в случае, если гражданин РФ, обратившийся за предоставлением земельного участка, на момент представления заявления не имеет в собственности земельного участка, предоставленного для этих целей. Указывают, что ДДММГГГГ администрацией Костромской области принято постановление № 514-а. Исходя из его содержания, Б.И.В. необходимо в случае намерения на бесплатное приобретение земельного участка дл ведения личного подсобного хозяйства в рамках реализации Закона Костромской области обратиться в администрацию костромского муниципального района с заявлением о принятии на учет граждан, имеющих право на предоставление земельного участка, приобщив к нему документы. В отношении испрашиваемого Б.И.В. земельного участка администрация указала, что указанная территория относится к землям общего пользования, на которых ведение личного подсобного хозяйства не предусматривается (л.д. 7).

При этом суд отмечает, что в данном случае Закон Костромской области от 21.10.2010 N 672-4-ЗКО «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Костромской области» устанавливающий случаи бесплатного предоставления в собственность гражданам земельных участков, не применяется, так как истец просит предоставить ему земельный участок в аренду, а не в собственность.

Проверяя доводы представителя истца о том, что испрашиваемый земельный участок представляет собой заросший кустарником и травой луг, никакой дороги через участок не проходит и нет никаких других критериев земель общего пользования, определенных Земельным кодексом РФ, а именно в п.12 ст. 85, суд установил следующее.

Согласно материалам межевого плана земельного участка с кадастровым номером и кадастрового паспорта названного земельного участка (л.д. 32-34), расположенного по соседству с испрашиваемым Б.И.В. земельным участком, данный земельный участок, категория земель: земли населенного пункта, относится к землям общего пользования и находится в охранной зоне водопровода.

ДДММГГГГ решением совета депутатов Минского сельского поселения Костромского муниципального района утвержден генеральный план Минского сельского поселения. Решение опубликовано в информационном бюллетене «*****» (л.д. 26).

Как видно из генерального плана Минского сельского поселения Костромского муниципального района испрашиваемый Б.И.В. земельный участок располагается (находится) в границах населенного пункта ***** и относится к землям общего пользования.

В п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ установлено, что территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары);

В соответствии со ст. 85 ЗК РФ использование земель населенных пунктов осуществляется согласно градостроительных регламентов территориального зонирования.

В силу п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Из смысла указанных норм следует, что территории общего пользования в городских и сельских поселениях предназначены для удовлетворения общественных интересов населения, не подлежат не только приватизации, но, и, несмотря на отсутствие прямого запрета в законодательстве, не могут передаваться в аренду, так как в данном случае будут нарушены права жителей данного населенного пункта.

Таким образом, исключается возможность предоставления испрашиваемого Б.И.В. земельного участка на праве аренды для ведения личного подсобного хозяйства, так как данный земельный участок расположен территории отнесенной к землям общего пользования.

Кроме того, так как одним из условий предоставления гражданину земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства является, в силу п. 4 ст. 3 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве», его связь с определенным населенным пунктом через постоянное проживание, следовательно, как жителю (адрес), Б.И.В. мог быть предоставлен земельный участок в границах населенного пункта (адрес) при фактическом наличии такового.

Исходя из изложенного, исковые требования Б.И.В. к администрации Костромского муниципального района Костромской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в аренду, признании права на приобретение в аренду земельного участок удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Б.И.В. к администрации Костромского муниципального района Костромской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в аренду, признании права на приобретение в аренду земельного участка оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Костромской районный суд Костромской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья

О.В.Гурьянова

2-644/2013 ~ М-491/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Бобков Игорь Вячеславович
Ответчики
администрация Минского сельского поселения
Администрация Костромского муниципального района
Другие
Крошкина Е.И.
МУП "Коммунсервис"
ТУ Росимущества
Суд
Костромской районный суд Костромской области
Судья
Гурьянова Ольга Вячеславовна
Дело на странице суда
kostromskoy--kst.sudrf.ru
13.06.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.06.2013Передача материалов судье
17.06.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.06.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.06.2013Подготовка дела (собеседование)
24.06.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.07.2013Судебное заседание
03.09.2013Судебное заседание
23.09.2013Судебное заседание
01.11.2013Судебное заседание
29.11.2013Судебное заседание
13.12.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.12.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.12.2013Дело оформлено
31.01.2014Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее