Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-4071/2020 (33а-49037/2019;) от 17.12.2019

Судья Скрипка О.В. дело <...>

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 февраля 2020 г. г. Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Лободенко К.В.,

судей Морозовой Н.А., Ефименко Е.В.,

по докладу судьи Морозовой Н.А.,

при ведении протокола помощником судьи Ткач И.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на основании доверенности Киселевой К.Э., апелляционной жалобе представителя Управления Росреестра по Краснодарскому краю на основании доверенности Коваленко А.Г. на решение Советского районного суда г.Краснодара от 25 сентября 2019 года.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

установила:

Матосян Е. А. обратился в суд с уточненным административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Федеральному Дорожному агентству «Росавтодор» о признании незаконным действий. Просил суд прекратить ограничение (обременение) в отношении земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: Краснодарский край <...>, земельный участок <...>, зарегистрированное на основанни распоряжения <...>-р от 28.07.2015 года о резервировании земель для нужд РФ в целях обеспечения реализации проекта строительство автодорожного съезда моста-Эстакады от площади нового вокзала станции Адлер до автодороги М-27 Джубга-Сочи до границы с Республикой Абхазией на Эстакаду транспортной развязки <...>; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю погасить регистрационную запись <...> составленную 25.08.2015 года на основании распоряжения Министерства транспорта Российской Федерации Федерального дорожного агентства (Росавтодор) <...>-р от 28.07.2015 года и внести в единый государственный реестр недвижимости сведения о прекращении ограничения (обременения) в отношении земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: Краснодарский край <...>, земельный участок <...>; признать незаконным отказ от 19.06.2019 года Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (г. Сочи) во внесение изменений в сведения о земельном участке с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: Краснодарский край <...> земельный участок <...> документы на который представлены с заявлением от <...> в снятии обременения с объекта недвижимости в соответствии с регистрационной записью <...> составленной <...> на основании распоряжения Министерства транспорта Российской Федерации Федерального дорожного агентства (Росавтодор) <...>-р от <...>; признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю <...>) от <...> <...> в государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: Краснодарский край <...>, земельный участок <...> на имя Матосян Е.А. на Основании договора купли-продажи <...> от 16.10.2018 года документы на который представлены с заявлением от <...>; обязать административного ответчика Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (<...>) устранить препятствия к осуществлению прав административного истца по регистрации права собственности в отношении земельного участка на основании договора купли-продажи от <...> <...> и зарегистрировать право собственности Матосян Е.А. в отношении земельного участка площадью 4227 кв.м., с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: Краснодарский край <...>, земельный участок <...>; указать, что вступившее в законную силу решение суда является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю для прекращения ограничения (обременения) в отношении земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: Краснодарский край <...>, земельный участок <...>, погашении регистрационной записи об ограничении (обременении) в отношении указанного земельного участка, регистрации права собственности Матосян Е.А. на указанный земельный участок и внесении в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений.

Решением Советского районного суда г.Краснодара от 25 сентября 2019 года административные исковые требования Матосяна Е. А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Федеральному дорожному агентству «Росавтодор» о признании незаконным действий удовлетворены.

Прекращено ограничение (обременение) в oтношении земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: Краснодарский край <...>, земельный участок <...> зарегистрированное на основании распоряжения <...>-р от <...> о резервировании земель для нужд РФ в целях обеспечения реализации проекта строительство автодорожного съезда моста-эстакады от площади нового вокзала станции Адлер до автодороги М- 27 Джубга-Сочи до границы с Республикой Абхазией на эстакаду транспоpтной развязки <...>.

Суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю погасить регистрационную запись <...>, составленную <...> на основании распоряжения Министерства транспорта Российской Федерации Федерального дорожного агентства (Росавтодор) <...>-р от <...> внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о прекращении ограничения (обременении), отношении земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: Краснодарский край <...>, земельный участок <...>.

Признал незаконным отказ от 19.06.2019 года Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (<...>) во внесение изменений в сведения о земельном участке с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: Краснодарский край <...>, земельный участок <...> документы на который представлены с заявлением от <...> в снятии обременения с объектa недвижимости в соответствии с регистрационной записью <...> составленной <...> на основании распоряжения Министерства транспорта Российской Федерации Федерального дорожного агентства (Росавтодор) <...>-р от <...>.

Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (<...>) от <...> <...> в государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402014:607, расположенного по адресу: Краснодарский край <...>, земельный участок <...> на имя Матосяна Е. А. на основании договора купли-продажи <...> от <...> документы на который представлены с заявлением от <...>.

Обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (<...>) устранить препятствия к осуществлению прав истца по регистрации права собственности в отношении земельного участка на основании договора купли-продажи от <...> <...> и зарегистрировать право собственности Матосяна Е. А. в отношении земельного участка площадью 4227 кв.м., с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: Краснодарский край <...>, земельный участок <...>.

Указал, что вступившее в законную силу решение суда является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю для прекращения ограничения (обременения) в отношении земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: Краснодарский край <...>, земельный участок <...>, погашении регистрационной записи об ограничении (обременении) в отношении указанного земельного участка, регистрации права собственности Матосяна Е. А. на указанный земельный участок и внесении в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений.

В апелляционных жалобах, представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на основании доверенности Киселева К.Э. и представитель Управления Росреестра по Краснодарскому краю на основании доверенности Коваленко А.Г. выражают несогласие с принятым решением суда и просят его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование жалоб указывают, что судом допущены нарушения норм материального права и процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Возражений относительно жалоб не представлено.

В судебное заседание судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждается имеющимися в материалах почтовыми уведомлениями, распечатками отчетов с сайта «Почта России» и списком почтовых отправлений о получении сторонами по делу заказной корреспонденции.

Судебной коллегией явка сторон признана необязательной, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

При таких обстоятельствах, с учетом положений части 1 статьи 307 и части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данное дело в порядке упрощенного (письменного) производства.

Согласно части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.

Положением ч.1 ст.308 КАС РФ предусмотрено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Вместе с тем согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016г. N36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», следует иметь в виду, что суд апелляционной инстанции осуществляет проверку судебных актов по апелляционным (частным) жалобам и представлениям, а не полное повторное рассмотрение административного дела по правилам суда первой инстанции (часть 1 статьи 295, часть 1 статьи 313, статьи 309, 316 КАС РФ), поэтому оглашение им имеющихся в материалах дела письменных доказательств, заключений экспертов, воспроизведение аудио - и видеозаписей осуществляется при наличии необходимости в совершении соответствующих процессуальных действий.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к выводу об отмене обжалуемого решения по следующим основаниям.

Как указано в пунктах 2, 3 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права.

Согласно части 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова. Лицо, участвующее в деле, с его согласия может извещаться путем отправки ему СМС-сообщения или направления извещения или вызова по электронной почте. Согласие лица, участвующего в деле, на извещение посредством СМС-сообщения либо по электронной почте должно быть подтверждено распиской, в которой наряду с данными об этом лице и его согласием на уведомление такими способами указывается номер его мобильного телефона или адрес электронной почты, на которые направляется извещение.

В соответствии с частью 3 статьи 96 КАС РФ лицам, участвующим в деле, судебные извещения и вызовы должны быть вручены с таким расчетом, чтобы указанные лица имели достаточный срок для подготовки к административному делу и для своевременной явки в суд.

Разрешая вопрос о возможности рассмотрения настоящего дела, суд первой инстанции указал, что административные ответчики надлежащим образом извещены о дате и времени разбирательства по делу.

Вместе с тем, в опровержение доводов суда, сведений о своевременном и надлежащем направлении извещения административному ответчику Управлению Росреестра по Краснодарскому краю о времени и месте рассмотрения дела, назначенного в Советском районном суде г. Краснодара 25 сентября 2019 года в материалах дела не имеется.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 310 КАС РФ решение суда первой инстанции подлежит безусловной отмене в случае рассмотрения административного дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Кроме того, рассматривая материалы дела, суд апелляционной инстанции полагает необходимым отметить следующее.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации) Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящих Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имуществ.

В пункте 6 Постановления Пленумов Верховного суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействий государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.

03.12.2018 истец обратился с заявлением о государственной регистрации права на спорный земельный участок.

К заявлению были представлены следующие документы: чек на сумму <...> <...> от <...>; договор купли-продажи <...> от <...>; об отсутствии финансовых претензий от <...>.

При проведении правовой экспертизы (предусмотренной пп.3 п.1 ст.29 Закона о регистрации), представленных документов для осуществления государственной регистрации, у государственного регистратора возникли сомнения в наличии оснований для проведения указанных регистрационных действий.

В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 26 Закона о регистрации государственный регистратор приостановил осуществление действий по регистрации права собственности в отношении спорного объекта, в связи с тем, что сделка, подлежащая государственной регистрации или являющаяся основанием для государственной регистрации прав, не содержит установленные федеральным законом или договором ограничения прав сторон такой сделки.

Согласно п.1 ст.56 Земельного кодекса ограничения прав на землю в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 40 ЗК РФ права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на использование земельных участков могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд.

03.12.2018г. истцом было подано заявление о регистрации права собственности на земельный участок с КН <...>, расположенный по адресу: Краснодарский край, <...>, <...>, участок <...> на основании Договора купли-продажи <...> от <...> заключенного между МТУ Росимущество в Краснодарском крае и республике Адыгея и Матосян Е.А., однако, согласно сведениям единого государственного реестра недвижимости на данном участке зарегистрировано ограничение (обременение) на основании Распоряжения о резервировании земель для нужд РФ в целях обеспечения реализации проекта строительство автодорожного съезда моста-эстакады от площади нового вокзала станции Адлер до автодороги М-27 Джубга-Сочи до границы с Республикой Абхазией на эстакаду транспортной развязки <...> <...>-р от <...>, которое устанавливает ограничение прав в соответствии с Земельном кодексом.

25.08.2015 на основании обращения Федерального дорожного агентства (Росавтодор) Управлением было зарегистрировано обременение спорного земельного участка на основании Распоряжения о резервировании земель для нужд РФ в целях обеспечения реализации проекта Строительство автодорожного съезда моста-эстакады от площади нового вокзала станции Адлер до автодороги М-27 Джубга-Сочи до границы с Республикой Абхазией на эстакаду транспортной развязки Голубые Дали <...> <...>-р от <...>.

В соответствии с данным Распоряжением был зарезервирован для государственных нужд сроком на 3 года в том числе и участок №67.Порядок проведения государственной регистрации установлен Законом о регистрации.

Так, в соответствии со ст.14 Закона о регистрации государственная регистрация права, равно как и иные регистрационные действия носят заявительный характер, проводятся на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариальной удостоверенной доверенности.

Таким образом, для проведения регистрационных действий в соответствии с требованиями Закона о регистрации необходимо непосредственное обращение заявителя (либо его законного представителя) в регистрирующий орган, с тем, чтобы он мог выразить свое волеизъявление и подписать составленное от его имени заявление, с представление на государственную регистрацию судебного акта о повороте исполнения решения суда, которое послужило основанием для погашения регистрационных записей об аренде.

Форма заявления о государственном кадастровом учет и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущества утверждена Приказом Министерства экономического развития от 08.12.2015 №920 «Об утверждении форм заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, заявления об исправлении технической ошибки в записях ЕГРН, о внесении сведений в ЕГРН заинтересованным лицом, о внесении в единый государственный реестра недвижимости записей о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости, записей о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя, записей о наличии прав требований в отношении зарегистрированного права, отдельных записей о правообладателе, отдельных дополнительных сведений об объекте недвижимости, требований к их заполнению, требований к формату таких заявлений и представляемых с ними документов в электронной форме, а также формы заявления о внесении в ЕГРН сведений о земельных участках и о местоположении на них зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, полученных в результате выполнения комплексных работ».

Заявительный порядок предусматривает следующие этапы (ст.29 Закона о регистрации):

1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

2) возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25настоящего Федерального закона;

3) проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

4) внесение в ЕГРН установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

5) выдачу документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после прекращения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Таким образом, для проведения регистрационных действий в соответствии с требованиями Закона о регистрации необходимо непосредственное обращение заявителя (либо его законного представителя) в регистрирующий орган, с тем, чтобы он мог выразить свое волеизъявление и подписать составленное от его имени заявление.

Однако, с заявлением о погашении вышеуказанного обременения Федеральное дорожное агентство «Росавтодор» не обращалось, в связи с чем, запись в ЕГРН является актуальной.

Данное обстоятельство препятствует государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок с КН <...>, адрес: край Краснодарский, <...>, р-н <...> <...> на основании Договора купли-продажи <...> от <...>

Таким образом, учитывая изложенное, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отмене принятого судебного акта.

В силу п.2 ст.309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

На основании изложенного, принимая во внимание допущенные судом существенные нарушения норм права, судебная коллегия полагает необходимым решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований административного истца.

Руководствуясь статьями 309 – 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Советского районного суда г.Краснодара от 25 сентября 2019 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении административного искового заявления Матосяна Е. А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Федеральному Дорожному агентству «Росавтодор» о признании незаконным действий отказать в полном объеме.

Председательствующий:

Судьи:

33а-4071/2020 (33а-49037/2019;)

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Матосян Е.А.
Ответчики
УФРС по КК
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Морозова Наталия Анатольевна
Дело на сайте суда
kraevoi--krd.sudrf.ru
17.12.2019Передача дела судье
28.01.2020Судебное заседание
18.02.2020Судебное заседание
10.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.03.2020Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее