дело № 2-202/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 апреля 2017 года г. Сковородино
Сковородинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Федорчук Н.Б.,
при секретаре Бей О.Н.,
с участием истцов ФИО2, ФИО1,
представителя истца ФИО2 – Никулина О.В., действующего на основании ордера № от 18 апреля 2017 года
представителя ответчика – администрации г. Сковородино Самойловой И.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО2, ФИО1 к администрации города Сковородино о признании проживающими в жилом помещении на условиях договора социального найма и признании подлежащими переселению из аварийного жилья,
у с т а н о в и л :
ФИО2 обратилась с иском к администрации г. Сковородино о признании проживающей в жилом помещении на условиях договора социального найма и признании подлежащей переселению из аварийного жилья, в обоснование которого указала, что в 2003 году ее муж получил ордер на вселение в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. С этого времени она была прописана и проживает по адресу: <адрес>, по настоящее время. В дальнейшем с ней был заключен договор социального найма, который был ею утерян, а так же отсутствует в администрации г. Сковородино. Она является плательщиком за содержание и ремонт дома, найм жилья, холодное водоснабжение, электричество. У нее имеются справки и квитанции об оплате услуг, из чего следует, что она пользовалась спорным жилым помещением как на основании договора социального найма жилья. В марте 2017 года она обратилась с заявлением в администрацию города Сковородино о включении ее в список лиц, которые подлежат переселению из ветхого и аварийного жилья, но ей было отказано по причине того, что отсутствует договор социального найма между ней и администрацией города, и ей было предложено обратиться в суд за установлением факта проживания в спорном жилье на условиях договора социального найма жилья и включении ее в список лиц, подлежащих переселению, по программе обеспечения доступным и качественны жильем населения Амурской области на 2014-2020 годы, подпрограмме переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории области, утвержденную постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 № 446 «Об утверждении государственной программы Амурской области». По существу, издав постановление об отселении жильцов дома № 37 по ул. Первомайская г. Сковородино, администрация города Сковородино признала за ней право на получение жилого помещения по договору социального найма. Обратиться в суд с обязыванием администрацию города заключить с ней договор социального найма на квартиру, которой она проживает, невозможно, т.к. данное помещение и дом признаны аварийными. Отсутствие договора социального найма, а также решения об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может воспрепятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма. На основании изложенного, просит признать её проживающей в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, на условиях договора социального найма и подлежащей переселению из аварийного жилья по программе «Переселение граждан города Сковородино из аварийного жилого фонда».
Определением Сковородинского районного суда от 18 апреля 2017 года по настоящему делу в качестве соистца привлечен ФИО1.
В судебном заседании истец ФИО2 и её представитель Никулин О.В. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно суду пояснил, что в 2003 году администрацией города Сковородино на основании ордера ему было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Представитель ответчика – администрации города Сковородино Самойлова И.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; никто не может быть произвольно лишен жилища (статья 40, часть 1).
В соответствии со ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают, в том числе из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности.
Ст. 47 Жилищного кодекса РСФСР (действующей на момент вселения истцов в спорно жилое помещение) предусмотрено, что на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
В ст. 50 Жилищного кодекса РСФСР было определено, что пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями.
Согласно ст. 51 Жилищного кодекса РСФСР, договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер.
В силу ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Из анализа указанных норм (действующих в период вселения истцов в спорное жилое помещение) следует, что основанием для возникновения у гражданина права пользования жилым помещением муниципального жилищного фонда на условиях социального найма являлась выдача гражданину органом исполнительной власти ордера на право занятия жилого помещения, в порядке, установленном ст. 47 Жилищного кодекса РСФСР и вселение в него.
В соответствии со ст.60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения (ч.1 ст.61 ЖК РФ).
Судом установлено, что муниципальное образование город Сковородино является собственником жилого помещения – <адрес>.
Также судом установлено, что ФИО1 зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес> с 21 июля 2003 года, что подтверждается отметкой в его паспорте и карточкой регистрации по месту жительства.
Данное жилое помещение ФИО1 было предоставлено на основании ордера от июля 2003 года.
Из паспорта ФИО2 следует, что она зарегистрирована по адресу: <адрес> с 18 февраля 2005 года. На указанное жилое помещение с ФИО2 был заключен договор социального найма от 25 сентября 2003 года.
Из сообщения прокуратуры Сковородинского района от 07 марта 2017 года следует, что в ходе проверки, проведенной по обращению ФИО2 было установлено, что 25.09.2003 года между ДРЭУ-23 и ФИО2 был заключен договор социального найма жилого помещения – однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Согласно протокола заседания межведомственной районной жилищной комиссии № 4 от 04.09.2006 года ФИО2 отказалась от жилой площади, расположенной по адресу: <адрес> с ФИО2 был заключен договор социального найма на жилое помещение, расположенного по адресу: <адрес>. Таким образом, факт регистрации ФИО2 по адресу: <адрес> не порождает право на данную жилую площадь, и является административным актом. Вместе с тем, жилой дом <адрес> подлежит переселению и включен в программу «Переселение граждан из аварийного жилья г. Сковородино» в связи с чем, ФИО2 будет предоставлено другое жилое помещение взамен аварийного.
Из протокола заседания межведомственной районной жилищной комиссии № 4 от 04 сентября 2006 года следует, что в связи с тем, что ФИО2 отказалась от предоставленного ей жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> связи с тем, что она вышла замуж и желает зарегистрироваться по месту жительства супруга, комиссией принято решение заключить с ФИО2 договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно ответа администрации г. Сковородино от 02 марта 2017 года следует, что договор социального найма на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> архиве Комитета по управлению муниципальным имуществом отсутствует.
Из справки ОАО «ДЭК «Армурэнергосбыт» от 27 марта 2017 года следует, что абонентом по оплате за электроэнергию по адресу: <адрес> является ФИО2, задолженности по оплате за электроэнергию не имеет.
Судом установлено, что квартира, расположенная по адресу: <адрес> была предоставлена ФИО1 на основании ордера, в данном жилом помещении ФИО1 зарегистрирован с 21 июля 2003 года, где проживает по настоящее время, что подтверждается отметкой о месте регистрации в паспорте на имя ФИО1. Также в указанное жилое помещение в качестве члена семьи вселил ФИО2. В дальнейшем, на основании решения межведомственной жилищной комиссии от 04 сентября 2006 года принято решение о заключении с ФИО2 договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. ФИО1 и ФИО2 несут бремя по содержанию и ремонту данного жилого помещения, являются плательщиками за содержание и ремонт дома, найм жилья, электричество.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что между ФИО1, ФИО2 и администрацией г. Сковородино фактически сложились отношения по договору социального найма жилого помещения, по условиям которого истам предоставлено во владение и пользование жилое помещение по адресу: <адрес>, для проживания в нем. ФИО1 с 2003 года вселился и по настоящее время проживает в квартире <адрес>, в качестве члена семьи вселил в данное жилое помещение – ФИО2, с которой на основании решения межведомственной жилищной комиссии от 04 сентября 2006 года должен был быть заключен договор социального найма данного жилого помещения, они на законных основания занимают спорное жилое помещение, которое является собственностью муниципального образования г. Сковородино, на протяжении всего времени проживания несут бремя по его содержанию, иного жилого помещения в собственности не имеют. Более того, суд учитывает принцип правовой определенности, который предполагает стабильность правового регулирования и существующих правоотношений с тем, чтобы участники существующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально-признанного статуса и приобретенных прав.
При таких обстоятельствах, судом усматриваются основания для признания ФИО1 и ФИО2 проживающими в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> на условиях договора социального найма.
Так же истцами заявлено требование о признании их подлежащими переселению из аварийного жилья.
Согласно п.8 ч. 1 ст.14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в том числе и признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
В силу ч.4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации
Пунктом 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» в настоящее время признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Установлено, что актом обследования жилого дома от 10 августа 2003 года и заключением комиссии от 10 августа 2003 года жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан ветхим и непригодным для дальнейшего постоянного проживания. Требуется переселение жителей ветхого дома.
На основании постановления главы города Сковородино № 27 от 17 февраля 2014 года утверждена муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда с учётом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в г. Сковородино на 2015-2017 годы».
Как следует из программы «Переселение граждан из аварийного и ветхого жилого фонда с учётом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в г. Сковородино на 2015-2017 годы», в её основные цели входит обеспечение переселения граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде, в благоустроенные жилые помещения; ликвидация существующего ветхого и аварийного жилищного фонда».
Согласно приложения № 1 к постановлению администрации города Сковородино от 17.02.2014 года № 27, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> включен в перечень аварийных многоквартирных домов, подлежащих переселению.
15 марта 2017 года ФИО2 обратилась в администрацию города Сковородино с заявлением о включении её семьи в список граждан, подлежащих переселению из аварийного жилья.
Согласно ответа администрации г. Сковородино от 24 марта 2017 года следует, что в связи с тем, что у ФИО2 отсутствует правоустанавливающий документ (договор социального найма) на жилое помещение – <адрес>, ей отказано во включении в список граждан, подлежащих переселению из аварийного жилья.
В соответствии с п.3 ст.85 ЖК РФ, граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в том числе, в случае если жилое помещение признано непригодным для проживания.
В силу ст.87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Поскольку, ФИО1 и ФИО2 признаны проживающими в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, на условиях договора социального найма, указанное жилое помещение признано ветхим, аварийным и непригодным для дальнейшего постоянного проживания, ФИО1 и ФИО2 подлежат переселению из аварийного жилого помещения.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что заявленные требования истцов ФИО1 и ФИО2 подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования ФИО2, ФИО1 к администрации города Сковородино о признании проживающими в жилом помещении на условиях договора социального найма и признании подлежащими переселению из аварийного жилья – удовлетворить.
Признать ФИО2, ФИО1 проживающими в жилом помещении – квартире, расположенной по адресу: <адрес>, на условиях договора социального найма.
Обязать администрацию города Сковородино включить ФИО2, ФИО1 в список граждан, подлежащих переселению из аварийного жилья.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Амурского областного суда через Сковородинский районный суд в течение месяца.
Председательствующий судья Н.Б. Федорчук