Дело № 2-639/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Корткерос. 16 ноября 2012 года.
Корткеросский районный суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Буян Э.Ф.,
при секретаре Елфимовой И.А.,
с участием истца Забоевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Забоевой Н.А.
к администрации муниципального района «Корткеросский»,
администрации сельского поселения» Мордино»
о признании договора дарения действительным,
признании права собственности на жилой дом и
права пожизненного наследуемого владения на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Забоева Н.А. обратилась в суд с заявлением к администрации муниципального района «Корткеросский» (далее: АМР «Корткеросский») и администрации сельского поселения «Мордино» (далее: АСП «Мордино») с требованиями о признании договора дарения от <дата>, заключенного между ФИО1. и Забоевой Н.А., действительным, признании права собственности на жилой дом и права пожизненного наследуемого владения на земельный участок, находящихся по адресу: <адрес>, и установлении факта принадлежности ФИО2 свидетельства на право пожизненного наследуемого владения ХХХ, выданного на имя ФИО2 <адрес> сельским Советом народных депутатов.
В обоснование требований истец указала, что она является сестрой ФИО2., умершего <дата>. В с. <адрес> ФИО2. построил дом по адресу: <адрес>, где проживал совместно с женой ФИО1., умершей <дата> После смерти мужа ФИО1. приняла наследство <дата> и тогда же она оформила договор дарения на жилой дом. Зарегистрировать договор дарения долгое время не могли, т.к. ФИО1. болела, ей было 74 года.
Забоева Н.А. на судебном заседании уточнила требования, просив признать за ней права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, пояснила, что наследником после смерти ФИО 1 и ФИО2 не является. ФИО1 и ФИО2 проживали вдвоем, совместных детей у них не было. После смерти ФИО1 наследство никто не принимал. Регистрация договора дарения постоянно откладывалась по разным причинам, в результате ФИО1. отдала ей все документы для самостоятельного оформлении. При жизни ФИО1. хотела, чтобы дом и земельный участок остались ей.
Представитель АМР «Корткеросский» и администрации СП «Мордино» на судебное заседание не явились, надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения дела.
Администрация сельского поселения «Мордино» 07.11.2012 направило письмо – отзыв, указав, что с иском согласны.
Администрация муниципального района «Корткеросский» возражений по требованиям Забоевой Н.А. в суд не представили.
Суд, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, представителей ответчиков.
Заслушав истца, исследовав материалы дела, суд считает требования Забоевой Н.А. подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим обстоятельствам.
Согласно ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
ФИО1., умершая<дата>, являлась собственником жилого дома и земельного участка на праве пожизненного наследуемого владения, расположенные по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес>. Право собственности на дом и право ПНВ на землю возникло на основании свидетельств о праве на наследство по закону от <дата>, выданных нотариусом Корткеросского нотариального округа Республики Коми. Указанное имущество ФИО1. унаследовала после смерти супруга ФИО2, умершего <дата> По сообщению нотариуса Корткеросской нотариальной конторы наследственное дело к имуществу умершей ФИО1 не заводилось, выдано постановление Забоевой Н.А.на достойные похороны ФИО1
Как установлено, право собственности на жилой дом и земельный участок после принятия наследства ФИО1. не зарегистрировала установленном законом порядке, при этом оформив <дата> договор дарения недвижимого имущества на Забоеву Н.А.
В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 8 ГК РФ). Однако согласно пункту 1 статьи 16 Закона о регистрации, государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя.
Таким образом, оформление права собственности (регистрация) зависит от волеизъявления гражданина. Тем более, что сама ФИО1. продолжала проживать в жилом доме и пользоваться земельным участком и ее право на данное имущество никем сомнению не подвергалось.
Из этих законоположений следует, что право лица на конкретное имущество возникает в силу гражданского договора. Государственная регистрация призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов и потому не может рассматриваться как ограничение прав гражданина владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, находящимся у лица на законных основаниях.
Согласно п.1 ст. 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
<дата> между ФИО1. и Забоевой Н.А. был заключен договор дарения жилого дома, согласно которому ФИО1. передала в собственность, а Забоева Н.А. принял в дар жилой дом по <адрес>, общей площадью <...>., в том числе жилой <...>. со всеми строениями и сооружениями. Кроме того, по договору дарения права на земельный участок, на котором расположен отчуждаемый жилой дом, переходят к одаряемому в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии со ст. 131, 223 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.
Договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации (п.3 ст. 574 ГК РФ).
Одним из условий договора дарения предусмотрено, что одаряемый приобретает право собственности на дом с момента государственной регистрации перехода права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Договор считается заключенным с момента такой регистрации.
Договор дарения от <дата>, подписанный сторонами, оформлен в соответствии с требованиями гражданского законодательства в простой письменной форме. Однако не зарегистрирован в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.1997 года № 122 -ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Как следует, из договора дарения, требования, установленные ст. 574 ГК РФ полностью соблюдены. Он был заключен сторонами в требуемой форме и не противоречит закону. После заключения данной сделки даритель передал документы одаряемому для оформления прав. Указанные обстоятельства свидетельствуют о направленности воли ФИО1. на отчуждение спорного имущества в пользу Забоевой Н.А. Факт перехода прав по сделке после смерти дарителя не свидетельствует о недействительности самой сделки. Судом не установлено наличие предусмотренных ст.168 ГК РФ оснований недействительности сделки.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что при составлении договора дарения ФИО1. понимала, что она передает свое право собственности на жилой дом Забоевой Н.А., в последующем не отказывалась и не отменяла договор дарения. Волеизъявление собственника на отчуждение принадлежащего ей имущества имелось, и опровергающих доказательств этого суду не представлено.
В соответствии со ст.ст. 56,59-60,67 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела. Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Поскольку действительность и правомерность сделки судом установлена, суд считает возможным признать за Забоевой Н.А. право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
В судебном заседании установлено, а также подтверждается представленными документами, что на основании свидетельства на право пожизненного наследуемого владения ХХХ, выданного <адрес>, ФИО2 предоставлен земельный участок площадью 0,10га для приусадебного участка, на основании решения исполкома <адрес> от <дата> ХХХ. Нотариусом Корткеросского нотариального округа <дата> выданы ФИО1 свидетельства о праве на наследство по закону после смерти её супруга ФИО2 на жилой дом и земельный участок.
При установленных обстоятельствах, требования истца об установлении факта принадлежности свидетельства ФИО2. о праве пожизненного наследуемого владения на землю не актуально, сторонами не оспаривается. Данный факт подтверждается представленными документами и не подлежит удовлетворению.
В соответствие со ст.21 п.2 ЗК РФ распоряжение земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству. По этим основаниям земельный участок размером <...>., принадлежащий ФИО2 на праве пожизненного наследуемого права, а в последующем его супруге ФИО1., не мог быть подарен Забоевой Н.А. и не мог быть включен в качестве объекта дарения.
Однако в соответствии со ст. 271 ГК РФ, 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Таким образом, в силу п. 1 ст. 35 ЗК РФ и п. 3 ст. 552 ГК РФ одновременно с приобретением права собственности на жилой дом по договору дарения к Забоевой Н.А. в порядке правопреемства от прежнего собственника жилого дома переходит право пользования земельным участком. Но поскольку земельный участок не оформлялся в собственность его прежним владельцем, то право на приобретение в собственность данного земельного участка принадлежит Забоевой Н.А. в пределах норм, установленных Правилами землепользования в Корткеросском районе для обслуживания жилого дома, предусматривающими площадь земельного участка от 600 до 2500 кв.м.
Учитывая предоставленный суду Забоевой Н.А. кадастровый паспорт на земельный участок с кадастровым номером ХХХ, где площадь земельного участка по адресу – <адрес>, составляет <...>., является ориентировочной и подлежит уточнению при межевании, а спорный земельный участок для обслуживания жилого дома, находящегося на данном участке, определяется в границах <...>., что не превышает установленные нормы предоставления земельных участков, суд считает возможным признать за истцом право собственности на земельный участок площадью <...>. для обслуживания жилого дома по указанному адресу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.197, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление удовлетворить.
Признать договор дарения жилого дома от <дата>, заключенный меду ФИО1 и Забоевой Н.А., действительным.
Признать право собственности за Забоевой Н.А., <дата> г.р., уроженкой <адрес>, на жилой дом и земельный участок с кадастровым номером- ХХХ, расположенные по адресу: <адрес>.
Отказать Забоевой Н.А. в требовании об установлении факта принадлежности свидетельства о праве пожизненного наследуемого владения землей ХХХ ФИО2.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РК через Корткеросский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Э.Ф.Буян
В окончательной форме решение принято 21.11.2012.