Решение по делу № 2-664/2014 ~ М-525/2014 от 17.03.2014

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 апреля 2014 года

Кузнецкий районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Мисюра Е.В.,

при секретаре Бычковой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кузнецке Пензенской области

гражданское дело по заявлению Козловой Т.Н. об оспаривании постановления администрации г. Кузнецка Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и понуждении администрации г. Кузнецка Пензенской области к принятию решения о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,

УСТАНОВИЛ:

Козлова Т.Н. обратилась в суд с заявлением об оспаривании постановления администрации г. Кузнецка Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и понуждении администрации г. Кузнецка Пензенской области к принятию решения о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В обоснование заявления указала, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны ФИО5, умершего ДД.ММ.ГГГГ, относится к предусмотренной Федеральным законом «О ветеранах» категории граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению их жильем за счет средств федерального бюджета.

С целью реализации указанного права ДД.ММ.ГГГГ обратилась в отдел жилищной политики администрации г. Кузнецка Пензенской области с соответствующим заявлением.

Постановлением администрации г. Кузнецка Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании пп. 2 п. 1 ст. 54 ЖК РФ, т.е. в связи с тем, что представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

По ее мнению, указанное постановление является незаконным, поскольку она не имеет в собственности жилья, проживает в доме по адресу: <адрес>, принадлежащем ее сыну ФИО6

Ссылаясь на ст. 40 Конституции РФ, п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах», Указ Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», ст. ст. 49, 51, 52 ЖК РФ, просила признать незаконным п. 5.1 постановления администрации г. Кузнецка Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и обязать администрацию г. Кузнецка Пензенской области принять ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В судебном заседании заявитель Козлова Т.Н. заявление поддержала, суду пояснила, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны. С ... года по настоящее время зарегистрирована и проживает в доме по адресу: <адрес>. В ... году она подарила своему сыну ФИО6 принадлежащую ей на праве собственности долю в указанном доме, поскольку сын ФИО6 и его супруга проявляют заботу о ней, другие ее дети жильем обеспечены.

ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в отдел жилищной политики администрации г. Кузнецка Пензенской области с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

ДД.ММ.ГГГГ по почте получила выписку из постановления администрации Кузнецкого района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ. Указанным постановлением ей было отказано в признании нуждающейся в жилом помещении на основании пп. 2 п. 1 ст. 54 ЖК РФ.

Вместе с тем, при вынесении постановления администрацией города не было учтено, что другого жилья в собственности она не имеет, жилой дом, в котором она проживает, не отвечает установленным для жилых помещений требованиям (отсутствует санузел, ванная комната), уборная и баня расположены во дворе дома.

Кроме того, администрация города не осуществляет должным образом содержание дорог в районе, где она проживает, в связи с чем врачи «скорой помощи» не могут подъехать к дому и своевременно оказать ей необходимую медицинскую помощь.

Просила заявление удовлетворить.

Представитель заявителя ФИО6, действующий на основании доверенности, заявление поддержал, суду пояснил, что принадлежащий ему на праве собственности жилой дом по адресу: <адрес> является неблагоустроенным, так как не снабжен санузлом и ванной комнатой. В силу состояния здоровья (он является <данные изъяты>) и материального положения для него затруднительно содержание дома и проведение дорогостоящего ремонта.

Полагал, что его мать в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» имеет право получить субвенцию на осуществление государственных полномочий по обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

Просил заявление удовлетворить, признать незаконным постановление администрации г. Кузнецка Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии Козловой Т.Н. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и обязать администрацию г. Кузнецка Пензенской области принять решение о постановке Козловой Т.Н. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Представитель администрации МО г. Кузнецк Пензенской области Куликова Т.В., действующая на основании доверенности, с заявлением не согласилась, суду пояснила, что Козлова Т.Н. на протяжении длительного времени зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, в доме, который на праве общей долевой собственности принадлежал ей и ее сыну ФИО6 В ... года Козлова Т.Н. подарила своему сыну ФИО6 принадлежащую ей на праве собственности долю в жилом доме.

Основаниями для постановки граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях является обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы либо проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

ДД.ММ.ГГГГ Козлова Т.Н. обратилась в администрацию г. Кузнецка Пензенской области с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, указав в качестве основания - отсутствие личного жилого помещения.

Администрацией г. Кузнецка Пензенской области было вынесено постановление об отказе Козловой Т.Н. в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 54 ЖК РФ.

Проживая совместно с сыном и снохой, Козлова Т.Н. является членом семьи своего сына и обеспечена ... кв.м общей площади жилого дома, что более учетной нормы площади жилого помещения в расчете на одного человека по г. Кузнецку Пензенской области, общая площадь дома по адресу: <адрес> составляет ... кв.м.

В связи с чем полагала, что отказ Козловой Т.Н. в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении является обоснованным, так как установленных законом оснований для принятия заявителя на учет не имеется.

С заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по основанию непригодности жилого помещения для проживания Козлова Т.Н. не обращалась, решение по данному вопросу в установленном порядке органом местного самоуправления не принималось. В установленном законом порядке дом непригодным для проживания не признан.

Поскольку Козлова Т.Н. нуждающейся в жилом помещении не признана, она не может быть обеспечена жильем в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов».

Просила в удовлетворении заявления отказать.

Суд, выслушав заявителя и ее представителя, представителя органа, чье решение обжалуется, свидетелей, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Статьей 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ определено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.

Указ Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» предусмотрел необходимость завершения обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах».

Данные нормативные акты содержат прямое указание на необходимость обеспечения жильем не всех ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а только тех из них, которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством.

Перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий предусмотрен ст. 51 ЖК РФ.

Согласно пп. 2, 3 п. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Согласно п. 7 ст. 52 ЖК РФ порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона Пензенской области от 27.02.2010 № 1870-ЗПО «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области» действие настоящего Закона распространяется на следующие категории граждан, определенных Федеральным законом «О ветеранах», проживающих на территории Пензенской области: … члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.

Порядок формирования и ведения списков граждан, указанных в п. 1 ч. 2 ст. 1 настоящего Закона, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий определяется Правительством Пензенской области. Постановка указанных граждан на учет, а также снятие с учета осуществляются в сроки и в порядке, определенные ЖК РФ (ч. 3 ст. 2).

Жилые помещения гражданам, указанным в п. 1 ч. 2 ст. 1 настоящего Закона, предоставляются на условиях социального найма уполномоченным Правительством Пензенской области исполнительным органом государственной власти Пензенской области в порядке, установленном ЖК РФ (ч. 1 ст. 3).

Обеспечение жильем граждан, указанных в пунктах 1 и 2 ч. 2 ст. 1 настоящего Закона, осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» за счет субвенций из федерального бюджета (ст. 5).

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ч. 1).

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ч. 2).

В соответствии с п. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В судебном заседании установлено, следует из материалов гражданского дела, что Козлова Т.Н. является вдовой участника Великой Отечественной войны ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ, который проходил военную службу в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной начальником отдела военного комиссариата Пензенской области по г. Кузнецку, Кузнецкому и Сосновоборскому районам. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ указанные в справке части входили в состав Действующей Армии.

Козлова Т.Н. зарегистрирована и проживает в принадлежащем на праве собственности с ... года ее сыну ФИО6 доме по адресу: <адрес> общей площадью ... кв.м.

Кроме заявителя в указанном жилом помещении на регистрационном учете с ... года состоит ее сын ФИО6, с ... года - сноха ФИО8 Иных лиц, состоявшихся на регистрационном учете по данному адресу, не имеется.

ДД.ММ.ГГГГ Козлова Т.Н. в лице представителя по доверенности обратилась в администрацию МО г. Кузнецк Пензенской области с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с отсутствием личного жилого помещения, с составом семьи 1 человек, что подтверждается материалами учетного дела.

Постановлением главы администрации г. Кузнецка Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ Козловой Т.Н. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании пп. 2 п. 1 ст. 54 ЖК РФ (ввиду того, что общая площадь жилого помещения, в котором проживает Козлова Т.Н., превышает учетную норму площади жилого помещения, установленную в муниципальном образовании г. Кузнецк Пензенской области).

Козлова Т.Н. с указанным постановлением не согласилась, обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным п. 5.1 постановления администрации г. Кузнецка Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и обязать администрацию г. Кузнецка Пензенской области принять ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Суд, с учетом установленных по делу обстоятельств не находит оснований для удовлетворения заявления Козловой Т.Н.

При этом суд исходит из того, что Козлова Т.Н. является членом семьи собственника жилого помещения, общая площадь которого составляет ... кв.м, и на каждого члена семьи, в том числе и на заявителя Козлову Т.Н., приходится ... кв.м общей площади, что превышает учетную норму площади жилого помещения.

В соответствии с п. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Согласно разъяснениям, изложенным Верховным Судом РФ в пп. «а» п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса РФ, исходя из следующего: членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.

Из материалов дела также следует, что Козлова Т.Н. постоянно проживает и с ... года состоит на регистрационном учете в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>.

Судом установлено, что в соответствии с положениями ст. 31 ЖК РФ Козлова Т.Н. является членом семьи собственника жилого дома - своего сына ФИО6, сын (ФИО6) и его супруга осуществляют уход за Козловой Т.Н.

Данный факт подтвердили свидетели ФИО9, ФИО10, не доверять показаниям которых у суда не имеется оснований.

Недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности, за Козловой Т.Н. не зарегистрировано, что подтверждается уведомлением Кузнецкого отдела управления Росреестра по Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений, справкой Кузнецкого отделения Пензенского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ.

Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается, в том числе, в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пп. 2 п. 1 ст. 54 ЖК РФ).

В соответствии с п. 4, п. 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения, в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Решением Собрания представителей г. Кузнецка от 11.08.2005 № 79-11/4 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в городе Кузнецке Пензенской области» установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия на учет граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в размере 10 и менее квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека; норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 15 квадратных метров общей площади на одного человека.

Доводы Козловой Т.Н. о том, что ей в силу возраста затруднительно проживать в неблагоустроенном жилом помещении не принимаются судом во внимание, поскольку заявитель в порядке, установленном ч. 4 ст. 15 ЖК РФ, Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, с заявлением о признании жилого помещения непригодным для проживания не обращалась.

В заявлении, поданном в администрацию г. Кузнецка Пензенской области, не указывала на факт проживания в жилом помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, поэтому оснований для формирования межведомственной комиссии, в полномочия которой входит решение вышеуказанного вопроса, у органа местного самоуправления не имелось.

В настоящий момент Козлова Т.Н. не лишена возможности обратиться в администрацию г. Кузнецка Пензенской области с таким заявлением.

Ненадлежащее выполнение администрацией г. Кузнецка Пензенской области обязанностей по содержанию дорог в районе города, где проживает заявитель, и возникновение из-за этого сопутствующих неудобств, не является основанием для признания Козловой Т.Н. нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Следовательно, при установленных по данному делу обстоятельствах, отказ органа местного самоуправления в принятии заявителя на учет нуждающихся в жилом помещении по основанию, предусмотренному пп. 2 п. 1 ст. 54 ЖК РФ, является правомерным.

Учитывая, что оснований для признания постановления органа местного самоуправления незаконным не имеется, то в силу ст. 258 ГПК РФ отсутствуют основания для возложения обязанности на администрацию г. Кузнецка Пензенской области к принятию решения о постановке Козловой Т.Н. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Козловой Т.Н. об оспаривании постановления администрации г. Кузнецка Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и понуждении администрации г. Кузнецка Пензенской области к принятию решения о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении отказать.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Пензенский областной суд через Кузнецкий районный суд Пензенской области.

Судья: подпись.

2-664/2014 ~ М-525/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Козлова Татьяна Николаевна
Другие
администрация г.Кузнецка
Суд
Кузнецкий районный суд Пензенской области
Судья
Мисюра Е.В.
Дело на странице суда
kuznetsky--pnz.sudrf.ru
17.03.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.03.2014Передача материалов судье
19.03.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.04.2014Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
03.04.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.04.2014Подготовка дела (собеседование)
04.04.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.04.2014Судебное заседание
11.04.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.04.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.12.2014Дело оформлено
19.12.2014Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее