Дело № 2-212/2021
10RS0006-01-2021-000506-33
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Лахденпохья Республика Карелия 08 июля 2021 года
Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Сущевской Е.А., при секретаре Овчарове С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия к ФИО1 и ФИО3 о признании сделки от ДД.ММ.ГГГГ недействительной, применении последствий недействительности ничтожной сделки и исключении сведений из ЕГРН,
у с т а н о в и л:
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее Министерство) обратилось в суд к ФИО1, ФИО3 с вышеназванным исковым заявлением по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией № муниципального района (далее ФИО4) и ФИО1 заключен договор аренды № земельного участка с кадастровым номером № сроком на № лет на основании Протокола «О результатах аукциона открытого по составу участников с открытой формой подачи предложений № от №». В адрес Министерства ДД.ММ.ГГГГ поступило Уведомление от ФИО1 о переуступке прав и обязанностей по указанному договору ФИО3 В Единый государственный реестр недвижимости (далее ЕГРН) внесена запись о переуступке прав и обязанностей по договору аренды ФИО3 запись № от ДД.ММ.ГГГГ. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Министерство сообщило ФИО1 об отказе в согласовании передачи прав и обязанностей по договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ. Истец считает, что вышеуказанный договор о переуступке прав и обязанностей нарушает нормы действующего законодательства. Так, в силу положения п. 7 ст. 488 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) ограничивают полномочия победителя торгов на переуступку его прав и обязанностей по договору аренды, заключенному по результатам аукциона, императивно возлагая на него обязанность, исполнить обязательство лично. В соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Республики Карелия от 02.11.2017 № 390-П, Министерство осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Республики Карелия. Таким образом, в настоящее время арендодателем по договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ является Министерство. С учетом изложенного, истец просит:
- признать недействительным договор передачи прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ФИО1 и ФИО3, по договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с КН №, заключенному между Администрацией № муниципального района и ФИО1;
- применить последствия недействительности ничтожной сделки в отношении договора передачи прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ФИО1 и ФИО3, по договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, земельного участка с КН №, обязав ФИО3 возвратить земельный участок с КН № ФИО1;
- исключить из ЕГРН запись государственной регистрации договора о передаче прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО1 и ФИО3, по договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, земельного участка с КН №.
Истец – представитель Министерства при надлежащем извещении, в судебном заседании отсутствовал. Направил в адрес ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии их представителя, а также письменные пояснения, согласно которым указал, что согласно п. № Договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ указанный договор вступает в законную силу с момента его государственной регистрации. Государственная регистрация Договора осуществлена ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, действие п. 7 ст. 448 ГК РФ распространяется на правоотношения по Договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, в тексте договора аренды не указано, что Арендатор имеет право уступать свои права и обязанности по договору аренды. Учитывая, что иным федеральным законом (Гражданским кодексом РФ) установлен запрет на уступку прав и обязанностей по договорам аренды, заключенным путем проведения торгов, Министерство считает, что договор уступки по указанному договору противоречит нормам закона. Согласно п. 7 ст. 448 ГК РФ победитель торгов не вправе уступать права и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании отсутствовал, о времени, дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил в адрес суда возражения на исковое заявление, согласно которым указал, что договор аренды земельного участка с КН № был заключен ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с подп. 1 и 2 ст. 2 Федерального закона от 08.03.2015 № 42-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского Кодекса Российской Федерации» положения ГК РФ применяются к правоотношениям, возникшим после дня вступления данного закона в силу. Указанный закон вступил в силу с 01.06.2015. По правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу данного федерального закона, положения Гражданского кодекса применяются к тем правам и обязанностям, которые возникнут после дня вступления в силу этого федерального закона. Положения ГК РФ в измененной Законом редакции не применяются к правам и обязанностям, возникшим из Договоров, заключенных до дня вступления его в силу, то есть до 01.06.2015. При рассмотрении споров из названных договоров следует руководствоваться ранее действовавшей редакцией ГК РФ с учетом сложившейся практики ее применения. С учетом изложенного, считает требования истца необоснованными.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО1 – ФИО9, по доверенности, возражал против удовлетворения заявленных требований, выразил позицию, аналогичную в направленном в адрес суда отзыве ответчика ФИО1
Представитель ответчика ФИО3, по доверенности, ФИО7 направил в адрес суда возражения на исковое заявление, в которых указал, что договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ был заключен до вступления в силу п. 7 ст. 448 ГК РФ. Предыдущая редакция ГК РФ, а также нормы ЗК РФ, такого запрета не содержали. Договор аренды земельного участка между сторонами был заключен ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ, при этом, исходя из норм действующего законодательства, факт заключения договора не связывается с моментом его государственной регистрации. Соответственно, п. 7 ст. 448 ГК РФ не подлежит применению к договорным отношениям между сторонами, поскольку они возникли до вступления в силу действия нормы. В связи с этим, просил отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика ФИО3 – ФИО10, по доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, поддержал позицию, изложенную в возражениях представителя ответчика ФИО3
Третьи лица – представители ФИО4 и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в судебном заседании отсутствовали, о времени, дате и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующему выводу.
В судебном заседании установлено, что согласно Выписке из протокола № о результатах аукциона открытого по составу участников с открытой формой подачи предложений от ДД.ММ.ГГГГ по ЛОТУ № предметом аукциона являлось: продажа права на заключение договора аренды сроком на № лет, сведения о земельном участке: местоположение – <адрес>; площадь земельного участка – № кв.м., кадастровый номер земельного участка – №, категория земель – «земли населенных пунктов», разрешенное использование – для индивидуальной жилой застройки.
В результате проведенных торгов по лоту № победителем аукциона в установленном порядке признан ФИО1
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО4 в лице № и победителем аукциона ФИО1 заключен Договор аренды земельного участка № (далее – Договор №). Согласно Договору № арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель государственной собственности, находящихся в ведении Администрации Лахденпохского муниципального района: местоположение: <адрес>; площадь земельного участка: № кв.м.; кадастровый номер земельного участка: №; категория земель: «земли населенных пунктов»; разрешенное использование: для индивидуальной жилой застройки.
Согласно разделу № Договора № договор заключен сроком на № лет и вступает в силу с момента его государственной регистрации. Условия настоящего договора, предусмотренные разделом № (размер и условия внесения арендной платы) распространяются на отношения сторон с даты, следующей за днем его подписания.
Договор № прошел государственную регистрацию в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 сообщил Председателю Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок, что права и обязанности по Договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированному Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ за №, по которому он является арендатором, он передает ФИО3
Письмом заместителя министра имущественных и земельных отношений от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 сообщено, что Министерство отказывает в согласовании передачи прав и обязанностей по Договору №, поскольку п. № Договора установлено, что арендатор не вправе без письменного согласования арендодателя передавать свои права и обязанности по Договору третьему лицу.
Учитывая, что до настоящего времени арендатором является ФИО8, Министерство обратилось в суд с настоящим иском.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
На основании Закона Республики Карелия от 25 декабря 2015 г. № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» органы государственной власти Республики Карелия осуществляют полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства республики Карелия от 02.11.2017 № 390-П Министерство осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Республики Карелия, управление и распоряжение в соответствии с федеральным законодательством земельными участками и иными объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности, а также в сфере предоставления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Истец, считая, что заключенный между ФИО1 и ФИО3 договор уступки прав по Договору №, нарушает положения п. 7 ст. 448 ГК РФ, обратился с настоящим исковым заявлением.
Согласно п. 7 ст. 448 ГК РФ в редакции Федерального закона от 08.03.2015 № 42-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее – ФЗ № 42 от 08.03.2015), если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора. Обязательства по такому договору должны быть исполнены победителем торгов лично, если иное не установлено в соответствии с законом.
Соответствующая правовая позиция закреплена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4(2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019), а также в пунктах 82 и 83 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств».
Судом установлено, что правоотношения из Договора № возникли у его сторон в мае 2015 года, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, при этом дата заключения Договора № не имеет определяющего значения, поскольку правоотношения по аренде земельного участка возникли не в момент его государственной регистрации, а вследствие реализации ФИО1 прав и обязанностей по договору аренды, в связи с чем, ссылка истца на дату регистрации Договора не основана на законе.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 статьи 2 ФЗ № 42 от 08.03.2015, указанный Федеральный закон вступает в силу с 01.06.2015, положения Гражданского кодекса (в редакции указанного Закона) применяются к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу названного Федерального закона. По правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу данного Федерального закона, положения Гражданского кодекса (в редакции указанного Закона) применяются к тем правам и обязанностям, которые возникнут после дня вступления в силу этого Федерального закона, если иное не предусмотрено названной статьей.
Положения Гражданского кодекса в измененной Законом № 42-ФЗ редакции не применяются к правам и обязанностям, возникшим из договоров, заключенных до дня вступления его в силу (до 01.06.2015), при рассмотрении споров из названных договоров следует руководствоваться ранее действовавшей редакцией Гражданского кодекса с учетом сложившейся практики ее применения (пункт 2 статьи 4, абзац второй пункта 4 статьи 421, пункт 2 статьи 422 Гражданского кодекса).
Согласно части 2 статьи 34 Закона № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в случае если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) опубликовано извещение о проведении торгов (конкурса, аукциона) по продаже земельного участка или торгов (конкурса, аукциона) по продаже права на заключение договора аренды земельного участка либо сообщение о наличии предлагаемых для передачи в аренду и находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, предоставление таких земельных участков осуществляется согласно статьям 30, 38, 38.1 и 38.2 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что извещение о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды спорного земельного участка для индивидуальной жилой застройки опубликовано администрацией 25.02.2015; документация аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка разработана администрацией в соответствии с земельным законодательством, действовавшим до 01.03.2015; заявки участниками аукциона также поданы в соответствии с законодательством, действовавшим до 01.03.2015.
Таким образом, с учетом положений части 14 статьи 34 Закона № 171-ФЗ, отношения, связанные с реализацией договоров, заключенных по результатам данного аукциона регулируются Земельным кодексом Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01.03.2015.
В силу ч.2 ст.30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 9 статьи 22 ЗК РФ при аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор земельного участка имеет право, если иное не установлено федеральными законами, в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу, в том числе права и обязанности, указанные в пунктах 5 и 6 настоящей статьи, без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления. Изменение условий договора аренды земельного участка без согласия его арендатора и ограничение установленных договором аренды земельного участка прав его арендатора не допускаются. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другим федеральным законом, досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором.
Таким образом, исходя из положений частей 2, 14 статьи 34 Закона № 171-ФЗ, с учетом правовой позиции, сформулированной в пункте 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», в котором даны разъяснения о применении пунктов 5, 6, 9 статьи 22 Земельного кодекса, учитывая особенности предоставления спорного земельного участка, суд приходит к выводу о наличии у ФИО1 как арендатора земельного участка, предусмотренного пунктом 9 статьи 22 Земельного кодекса права на передачу прав и обязанностей по договору аренды в порядке перенайма.
При таких обстоятельствах, оснований для признания сделки недействительной, применении последствий ее недействительности и исключении сведений из ЕГРН, по изложенным истцом основаниям, у суда не имеется, поэтому требования истца удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.А. Сущевская
Мотивированное решение принято 09.07.2021