Дело № 2-1855/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 июня 2017 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Демидовой В.В.,
при секретаре Кротовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Деметра» о понуждении к устранению нарушений законодательства о санитарно – эпидемиологическом благополучии населения,
УСТАНОВИЛ:
Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю обратилось в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Деметра» о понуждении к устранению нарушений законодательства о санитарно – эпидемиологическом благополучии населения. Требования мотивировало тем, что ООО «Деметра» при осуществлении эксплуатации водозаборной скважины № на северной окраине села <адрес>, нарушает действующее санитарное законодательство, а именно: Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999, СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». Управлением выдано санитарно-эпидемиологическое заключение № от ДД.ММ.ГГГГ о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам проекта зоны санитарной охраны водозаборной скважины № ООО «Деметра» на северной окраине села <адрес>. В соответствии с экспертным заключением № от ДД.ММ.ГГГГ о соответствии (несоответствии) санитарным правилам и нормам проекта организации зоны санитарной охраны водозаборной скважины № ООО «Деметра» на северной окраине села <адрес>, указанный водозабор предназначен для хозяйственно-питьевого водоснабжения жилой и общественной застройки села Гляден и технологического водоснабжения предприятия ООО «Деметра». Согласно постановлению Правительства Красноярского края от 15.10.2009 № 525-п «О порядке утверждения проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения» органом исполнительной власти Красноярского края, уполномоченным осуществлять утверждение проектов зон санитарной охраны, является министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края. Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края по запросам Управления предоставляется информация о лицах, обратившихся за утверждением в установленном порядке проектов зон санитарной охраны. На момент обращения в суд информация об утверждении проекта зоны санитарной охраны водозаборной скважины № ОOO «Деметра» на северной окраине села <адрес> отсутствует, что свидетельствует о том, что проект зоны санитарной охраны указанного источника водоснабжения не утвержден, границы указанной зоны санитарной охраны не установлены.
Отсутствие утвержденного проекта и установленных границ зоны санитарной охраны водозаборной скважины № ответчика на северной окраине села <адрес>, означает, что для указанного водного объекта не организована защита расстоянием в виде поясов зоны санитарной охраны, не разработаны с учетом характеристик водоисточника обязательные защитные, охранные, ограничительные мероприятия, целью которых является максимальное снижение микробного и химического загрязнений воды источника, на картах градостроительного регулирования не нанесены границы земель, в пределах которых ограничена хозяйственная деятельность, не регулируются хозяйственная деятельность и не установлены земли, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны, являющихся ограниченными в обороте.
Отсутствие утвержденных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации границ и режима зоны санитарной охраны водозаборной скважины № ООО «Деметра» на северной окраине села <адрес> не позволяет определить необходимый комплекс мероприятий по защите и сохранению постоянства природного состава воды в подземном водозаборе, что формирует условия, при которых источник питьевого водоснабжения создает угрозу возникновения вредного воздействия на неопределенный круг лиц по химическому и биологическому фактору. Просил обязать ответчика в течение трех месяцев с даты вступления в законную силу решения суда по настоящему делу устранить нарушения требований ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» в части утверждения в уполномоченном органе исполнительной власти Красноярского края проекта зоны санитарной охраны водозаборной скважины № № ООО «Деметра» на северной окраине села <адрес>
Представитель ответчика Кистер Е.А. (по доверенности- л.д. №) иск не признала. В судебное заседание представитель истца не явился, извещался, просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. №). Представители администрации Емельяновского района, Устюгского сельсовета Емельяновского района в суд не явились, извещались (л.д. №).
Судом установлено, что Управлением выдано санитарно-эпидемиологическое заключение № от ДД.ММ.ГГГГ о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам проекта зоны санитарной охраны водозаборной скважины № ООО «Деметра» на северной окраине села <адрес> (л.д.№). В соответствии с экспертным заключением № от ДД.ММ.ГГГГ о соответствии (несоответствии) санитарным правилам и нормам проекта организации зоны санитарной охраны водозаборной скважины № ООО «Деметра» на северной окраине села <адрес>, указанный водозабор предназначен для хозяйственно-питьевого водоснабжения жилой и общественной застройки села <адрес> и технологического водоснабжения предприятия ООО «Деметра» (л.д. №).
Проект зоны санитарной охраны водозаборной скважины № ОOO «Деметра» на северной окраине села <адрес>, отсутствует, то есть, проект зоны санитарной охраны указанного источника водоснабжения не утвержден, границы указанной зоны санитарной охраны не установлены.
В судебном заседании представитель ответчика пояснила, что ООО «Деметра» осуществляет в производственных целях эксплуатацию водозаборной скважины № №. В ДД.ММ.ГГГГ году ответчиком разработан Проект зон санитарной охраны источника водоснабжения. Указанный проект соответствует государственным санитарно- эпидемиологическим правилам и нормативам, что подтверждено Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю (санитарно-эпидемиологическое заключение № от ДД.ММ.ГГГГ). В настоящий момент водозаборная скважина используется исключительно для технологического водоснабжения ООО «Деметра». Водоснабжение села <адрес> не осуществляется. Срок три месяца для представления на утверждение в уполномоченный орган исполнительной власти Красноярского края проекта зоны санитарной охраны водозаборной скважины № ООО «Деметра» на северной окраине села <адрес> достаточен.
Статьей 43 Водного Кодекса Российской Федерации определено, что для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, для которых устанавливаются зоны санитарной экраны, т.е. территории и акватории, на которых устанавливается особый санитарно-эпидемиологический режим хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В соответствии с пунктом 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в зонах санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» предусмотрены мероприятия организационного, технического, гигиенического и противоэпидемического характера, конкретный комплекс которых определяется в проекте зоны санитарной охраны в каждом случае в зависимости от вида источника (подземный или поверхностный), степени его естественной защищенности и возможного микробного или химического загрязнения, что позволяет предотвратить неблагоприятное воздействие различных видов хозяйственной и иной деятельности на качество воды и ограничение ее использования для питьевых, хозяйственно-бытовых и лечебных целей.
Земельные участки, расположенные в первом и втором поясах утвержденных зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-питьевого водоснабжения, являются ограниченными в обороте (п.п. 14 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проекты зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-питьевого водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
В силу п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» проект зоны санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, после чего утверждается в установленном порядке.
Рассматривая дело по представленным доказательствам, суд учитывает, что в силу действующего законодательства юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Оценивая представленные доказательства, суд учитывает, что согласно постановлению Правительства Красноярского края от 15.10.2009 № 525-п «О порядке утверждения проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения» органом исполнительной власти Красноярского края, уполномоченным осуществлять утверждение проектов зон санитарной охраны, является министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края, проект зон санитарной охраны представляется заявителем на утверждение (п.3). Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края по запросам Управления предоставляется информация о лицах, обратившихся за утверждением в установленном порядке проектов зон санитарной охраны; проект зоны санитарной охраны водозаборной скважины № ОOO «Деметра» на северной окраине села <адрес> отсутствует, что не оспаривается ответчиком.
Учитывая установленную п. 3 постановления Правительства Красноярского края от 15.10.2009 № 525-п «О порядке утверждения проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения» обязанность ООО «Деметра» предоставить проект зон санитарной охраны на утверждение в Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края, суд полагает возможным обязать ООО «Деметра» в течение <данные изъяты> месяцев с даты вступления в законную силу решения суда по настоящему делу устранить нарушения требований ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» представить на утверждение в уполномоченный орган исполнительной власти Красноярского края проект зоны санитарной охраны водозаборной скважины № ООО «Деметра» на северной окраине села <адрес>.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Деметра» о понуждении к устранению нарушений законодательства о санитарно – эпидемиологическом благополучии населения удовлетворить.
Обязать ООО «Деметра» в течение <данные изъяты> месяцев с даты вступления в законную силу решения суда по настоящему делу устранить нарушения требований ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» представить на утверждение в уполномоченный орган исполнительной власти Красноярского края проект зоны санитарной охраны водозаборной скважины № ООО «Деметра» на северной окраине села <адрес>.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд Красноярского края.
Председательствующий В.В. Демидова