Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1470/2017 от 06.04.2017

Решение в окончательной форме изготовлено 10 мая 2017 года

(с учетом выходных и праздничных дней)

Дело № 2-1470/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 мая 2017 года                город Мурманск

Ленинский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего судьи Маренковой А.В.,

при секретаре Кирилловой Ю.Г.,

с участием истца Прохоровой Е.В.,

представителей ответчика Андрос Е.И., Буряка В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прохоровой Е.В. к генеральному директору акционерного общества «Электротранспорт» Коробкову С.Е. о защите прав потребителей,

УСТАНОВИЛ:

Прохорова Е.В. обратилась в суд с иском к генеральному директору акционерного общества «Электротранспорт» Коробкову С.Е. о защите прав потребителей. В обоснование заявленных требований указала, что с октября 2016 года в общественном транспорте АО «Электротранспорт» при продаже билетов по транспортной карте для граждан выдавался контрольный билет с указанием наименования предприятия, номера билета и его серии, даты и времени продажи, маршрута и номера троллейбуса либо автобуса, серия и номер транспортной карты с указанием срока её действия, аналогичную информацию содержал контрольный билет разового проезда в общественном транспорте города, однако в нём вместо сведений о транспортной карте содержались сведения о стоимости контрольного билет (проезда). Впоследствии АО «Электротранспорт», оказывая услугу по продаже билетов по транспортной карте в нарушение положений статьи 16.1 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», перестало выдавать контрольный билет пассажирам, предъявившим транспортную карту, следовательно, при проверке контролёром оплаты проезда у граждан в общественном транспорте по транспортной карте (месячному проездному) невозможно определить, оплатил ли гражданин проезд, а также лишает гражданина возможности при отсутствии контрольного билета с указанием его стоимости при проезде по транспортной карте предъявить доказательства, на основании которых могут быть предъявлены имущественные требования к ответчику. Кроме того, указала, что в новогоднюю ночь проезд на общественном транспорте для тех, кто оплачивал его наличными деньгами оставался в размере 25 рублей, в то время, как стоимость проезда за январь 2017 года была повышена до 28 рублей за одну поездку, что свидетельствует о менее выгодной ситуации для лиц приобретших транспортную карту (месячный проездной билет). Просила суд признать решение генерального директора АО «Электротранспорт» Коробкова С.Е. не выдавать контрольный билет с указанием стоимости проезда гражданину, осуществляющему проезд по транспортной карте, нарушающим положения статьи 16.1 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» и статьи 19 Конституции Российской Федерации, признать незаконным решение генерального директора АО «Электротранспорт» Коробкова С.Е. о различной стоимости проезда в новогоднюю ночь в общественном транспорте в зависимости от способа её оплаты, взыскать с ответчика в её пользу компенсацию морального вреда в размере установленном судом.

В судебном заседании истец Прохорова Е.В. на заявленных требованиях настаивала по основаниям и доводам, приведенным в исковом заявлении, просила иск удовлетворить в полном объеме. Указала также, что приобретая транспортную карту, она переплачивает за проезд в общественном транспорте города, однако указать насколько, у неё отсутствует возможность, поскольку при предъявлении транспортной карты контрольный билет не выдается кондуктором, в связи с чем отсутствует возможность подсчитать фактические затраченное на проезд в месяц и соответствует ли эта сумма стоимости транспортной карты.

Представители ответчика Андрос Е.Н. и Буряк В.Н. в судебном заседании с иском не согласились, полагали, что к сложившимся правоотношениям положения Закона о защите прав потребителей не применяются, поскольку должностное лицо – генеральный директор АО «Электротранспорт» Коробков С.Е. каких-либо услуг истцу не оказывал. По существу спора указали, что непосредственно генеральным директором АО «Электротранспорт» Коробковым С.Е. оспариваемые истцом решения, как нарушающие её права потребителя, не принимались, АО «Электротранспорт» является пользователем автоматизированной системы учёта и оплаты проезда пассажиров и провоза багажа в общественном транспорте. Взимание платы за проезд происходит посредством транспортного терминала, предназначенного для считывания информации, хранящейся в памяти транспортной карты, печати чека, учета проезда и количества поездок пассажиров, оплачивающих проезд наличными денежными средствами, операции регистрации проезда в данном транспортном средстве по конкретному проездному билету, установленному и зарегистрированному перевозчиком в Справочниках о тарифах и маршрутах на соответствующем обслуживаемом маршруте. При оплате наличными деньгами пассажир получает отрывной билет в качестве бланка строгой отчетности по проведенной операции и её подтверждения, который содержит данные о стоимости проезда, дате и времени приобретения билета. При приобретении транспортной карты подключение пользователя к Системе происходит автоматически. Чек, выдаваемый транспортным терминалом, не несет никакой информационной нагрузки, не является доказательством оплаты проезда, поэтому пассажиры зачастую отказываются его получать. Данные сервисного центра оператора о количестве совершенных поездок необходимы АО «Электротранспорт» для оформления статистической отчетности, получения компенсации из бюджета в соответствии с постановлением Правительства Мурманской области от 31.12.2015 № 629-ПП. Эти данные также являются одной из составляющих показателей для установления тарифа на перевозку пассажиров общественным транспортом. Транспортная карта рассчитывается из количества 50 поездок, стоимость проезда не фиксирована, приобретая ее, пассажир пользуется картой столько, сколько ему нужно. Посчитать количество поездок можно спустя месяц, а также пассажир может узнать, какая сумма была бы затрачена при оплате наличными. Истец, исходя из того, что в ночь с 31.12.2016 на 01.01.2017 транспортные терминалы перестали считывать информацию, хранящуюся в памяти транспортной карты за декабрь 2016 года, и стали считывать информацию, хранящуюся в памяти транспортной карты за январь 2017 года, ошибочно полагает, что пассажиры, оплатившие свой проезд наличными деньгами, и пассажиры, пользующиеся транспортной картой, были поставлены в неравные условия по оплате своих поездок в новогоднюю ночь. Оплачивая поездку наличными деньгами, пассажир оплачивает стоимость данной поездки. Пассажир, используя транспортную карту, не оплачивает данную поездку, а реализует свое право на пользование общественным транспортом в тот период, на который он возмездно приобрел транспортную карту. Стоимость транспортной карты рассчитывается, исходя из 50 поездок в месяц. Поэтому стоимость одной поездки по транспортной карте не является фиксированной, а зависит от количества поездок, совершенных владельцем транспортной карты в период ее действия. Если количество совершенных поездок в месяц меньше 50. стоимость одной поездки для владельца транспортной карты будет выше стоимости одной поездки тех пассажиров, которые оплачивают свою поездку наличными, если количество совершенных поездок в месяц больше 50, стоимость одной поездки для владельца транспортной карты будет ниже стоимости одной поездки, чем у тех пассажиров, которые оплачивают свою поездку наличными. Постановлением комитета по тарифному регулированию Мурманской области от 20.12.2016 № 56/26 с 01.01.2017 изменились тарифы на перевозку пассажиров и багажа автомобильным и электрическим транспортом общего пользования. Механизм смены тарифа и смены месяца в транспортном терминале программным обеспечением оператора регулируется по разному. В транспортном терминале функция времени действует таким образом, что в ноль часов последнего дня месяца он перестает считывать информацию транспортной карты прошедшего месяца и способен считывать только информацию транспортной карты последующего месяца. По этой причине с ноля часов 01.01.2017 проезд в автобусах и троллейбусах для пользователей транспортных карт стал возможен по транспортным картам января 2017 года. Описанная ситуация действия транспортных карт повторяется ежемесячно в момент смены одного месяца другим. Что касается изменения тарифа на перевозку пассажиров и багажа автомобильным и электрическим транспортом общего пользования, то в соответствии с программным обеспечением оператора транспортный терминал распознает смену тарифа в 05-00 утра первого дня месяца, в котором произошла смена тарифа. Таким образом, стоимость поездки для пассажиров в новогоднюю ночь, которые расплачивались наличными деньгами, осталась прежней - 25 рублей, так как все автобусы и троллейбусы вышли на маршруты города до ноля часов 31.12.2016. Таким образом, ответчик считает, что у истца отсутствуют основания для утверждения, что в ночь с 31.12.2016 на 01.01.2017 в отношении услуг по перевозке пассажиров общественным транспортом были установлены различные цены в зависимости от способа их оплаты посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов. Просили в иске отказать в полном объеме.

Выслушав истца, представителей ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Истец основывает свои требования к генеральному директору АО «Электротранспорт» Коробкову С.Е. на положениях статьи 16.1 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон).

Согласно статье 1 Закона отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из этого следует, что Гражданский кодекс Российской Федерации также является правовым регулятором в области защиты прав потребителей.

В силу пункта 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. При этом правила данной главы не распространяются, в частности, на услуги по перевозке, которые регулируются главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка пассажиров осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки пассажиров отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

Статья 786 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, формы которого устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.

В соответствии со статьёй 789 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки пассажиров по обращению любого гражданина, и такой договор является публичным договором (статья 426).

В силу статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности, в том числе, по оказанию услуг по перевозке транспортом общего пользования, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. При этом цена услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

В ходе судебного разбирательства установлено, что согласно названным нормам, Прохорова Е.В. заключила с АО «Электротранспорт» договор перевозки путем приобретения проездного документа (транспортной смарт-карты).

С учетом вышеприведенных положений нормативных актов при заключении публичного договора по оплате проезда в общественном транспорте истец принял условия договора, действующие для всех потребителей этой услуги.

Обосновывая свои исковые требования непосредственно к генеральному директору АО «Электротранспорт» Коробкову С.Е. истец указала, что именно указанным должностным лицом, по её мнению, принято решение не выдавать контрольный билет гражданину, осуществляющему проезд по транспортной карте.

Между тем, части 2 и 3 статьи 78 Конституции Российской Федерации разрешают федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации передавать друг другу осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции и федеральным законам.

Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» Правительству Российской Федерации предоставлено право определять, с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Указом также предусмотрено, что регулируемые государством цены (тарифы) применяются на внутреннем рынке Российской Федерации всеми предприятиями и организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, если иное не установлено актами законодательства Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г.
№ 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» утвержден перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с этим перечнем органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе осуществлять государственное регулирование цен (тарифов) на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта).

Таким образом, к полномочиям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится государственное регулирование цен (тарифов) на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении, а также на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным маршрутам.

Постановлением Правительства Мурманской области от 27 ноября 2015 г.
№ 545-ПП/12 «Об утверждении тарифов на перевозку пассажиров и багажа автомобильным и электрическим транспортом общего пользования» утверждена стоимость перевозки пассажиров и багажа автомобильным и электрическим транспортом общего пользования: стоимость одной поездки и провоза одного места багажа составила 25 рублей; стоимость месячного проездного билета для граждан возросла и составила 1250 рублей и 1750 рублей соответственно.

Постановлением Комитета по тарифному регулированию Мурманской области от 20 декабря 2016 г. № 56/26 «Об установлении тарифов на перевозку пассажиров и багажа автомобильным и электрическим транспортом общего пользования» с 01 января 2017 года утверждены новые тарифы: стоимость одной поездки и провоза одного места багажа составила 28 рублей; стоимость месячного проездного билета для граждан возросла и составила 1400 рублей и 1790 рублей соответственно.

Кроме того постановлением Правительства Мурманской области от 28 октября 2016 г. № 483-ПП введена автоматизированная система учета и оплаты проезда пассажиров и перевозки багажа на автомобильном и наземном электрическом транспорте общего пользования на территории Мурманской области, в связи с чем взимание платы за проезд в автобусах и троллейбусах производится с применением транспортного терминала.

Коробков С.Е. является должностным лицом, действующим от имени и в интересах юридического лица АО «Электротранспорт города Мурманска», выступающего в роли перевозчика и отвечающего по всем обязательствам, вытекающим из договора на перевозку пассажиров и багажа. При этом сам Коробков С.Е. в силу закона не является стороной договора перевозки и не несет индивидуальную ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение условий указанного договора.

Кроме того, анализ вышеприведенного законодательства позволяет сделать вывод о том, что как должностное лицо – генеральный директор АО «Электротранспорт города Мурманска» не наделен полномочиями принимать решения о выдаче либо прекращении выдачи проездных документов по любому из оснований, установлении/изменении тарифов на проезд в общественном транспорте, применения автоматизированных систем учета и оплаты проезда пассажиров. Разрешение указанных вопросов не относится к его компетенции.

Кроме того, как пояснили представители ответчика в ходе судебного разбирательства, каких-либо решений касающихся тарифов проезда и порядка его оплаты, ответчиком не принималось.

Принимая во внимание изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Прохоровой Е.В. к генеральному директору АО «Электротранспорт» о защите прав потребителей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Прохоровой Е.В. к генеральному директору акционерного общества «Электротранспорт» Коробкову С.Е. о защите прав потребителей – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                         Маренкова А.В.

2-1470/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прохорова Елена Викторовна
Ответчики
Коробков Сергей Евгеньевич
Суд
Ленинский районный суд г. Мурманска
Судья
Маренкова Анжела Викторовна
Дело на странице суда
len--mrm.sudrf.ru
06.04.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
06.04.2017Передача материалов судье
07.04.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.04.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.05.2017Судебное заседание
10.05.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.06.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.06.2017Дело оформлено
22.10.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее