Дело 2-107/2014 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 апреля 2014 г. Большемуртинский районный суд Красноярского края
в составе: судьи Демидовой С.Н.,
с участием представителя истицы Косяковой Т.В. Вольф Н.В.,
представителей ответчиков Медведева С.В., Стукалова В.В.,
при секретаре Шумихиной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Косяковой Т.В. к Администрации Большемуртинского района Красноярского края, Управлению социальной защиты населения администрации Большемуртинского района, о взыскании расходов по оплате твердого топлива и электроэнергии,
УСТАНОВИЛ:
Истица Косякова Т.В. обратилась в суд с иском к Администрации Большемуртинского района Красноярского края, Управлению социальной защиты населения администрации Большемуртинского района о взыскании расходов на приобретение твердого топлива и электроэнергии.
Свои исковые требования обосновывает тем, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время она работает в должности <данные изъяты>, проживает в сельской местности в квартире с печным отоплением по адресу: <адрес>.
В соответствии со ст. 63 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан»до 01 января 2005 г. она пользовалась правом, предоставленным медицинским работникам в сельской местности, на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением. С 2005 г. в связи с изменением в ст. 63 указанного закона, часть вторая, закреплявшая право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной системы здравоохранения, работающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов семей на бесплатное предоставление квартир с освещением и отоплением, признана утратившей силу. Одновременно введены части 4-6, согласно которым меры социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ. Меры социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.
Органами местного самоуправления Большемуртинского района не выполнена обязанность по установлению и предоставлению медицинским работникам Большемуртинской ЦРБ мер социальной поддержки, которые предусматривали бы предоставление данной категории граждан льготы по оплате жилья и коммунальных услуг в том объеме, который был предусмотрен до 01 января 2005 г.
Конституционный суд РФ в определениях от 12.07.2006 г. № 375-О и от 04.12.2007 г. № 947-О-П пришел к выводу, что закрепленное в п. 50 ст. 35 ФЗ от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ правовое регулирование во взаимосвязи с положениями преамбулы и ст. 153 данного ФЗ не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающим и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 1 января 2005 г., а, напротив, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты. При этом органы государственной власти РФ, субъектов РФ и органы местного самоуправления при возможном изменении порядка и способа социальной поддержки указанной категории медицинских работников должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня их социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере.
В период с ДД.ММ.ГГГГ ей была предоставлена субсидия на твердое топливо в размер <данные изъяты> руб., на электроэнергию в размере <данные изъяты>. Кроме того в период с ДД.ММ.ГГГГ ее дочери ФИО9, проживавшей с ней, была предоставлена субсидия на твердое топливо в размере <данные изъяты> и на электроэнергию в размере <данные изъяты>. Всего за указанный период выплачена субсидия на оплату топлива <данные изъяты>, на оплату электроэнергии – <данные изъяты>.
Расчет субсидий в настоящее время производится органом социальной защиты в соответствии с Законом Красноярского края от 17.12.2004 г. «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» из расчета социальной нормы площади жилого помещения 22 кв.м., хотя размер общей площади на федеральном уровне не ограничен, в связи с чем независимо от размеров занимаемого жилого помещения и нормативов потребления субсидия на жилье и электроэнергию должна предоставляться в полном размере. Размер предоставленных ей субсидий не покрывает в полном объеме понесенные расходы, она вынуждена была оплачивать их, поскольку муниципальным образованием Большемуртинкий район в нарушение действующего законодательства не был введен эффективный правовой механизм, обеспечивающий сохранение прежнего уровня социальной защиты медицинских работников в жилищно-коммунальной сфере.
Площадь занимаемого ею жилого помещения составляет <данные изъяты> кв.м. За период ДД.ММ.ГГГГ размер невыплаченной субсидии на твердое топливо составляет <данные изъяты>, на электроэнергию – <данные изъяты>.
Просит взыскать в ее пользу с Администрации Большемуртинского района Красноярского края, Управления социальной защиты населения администрации Большемуртинского района за счет казны муниципального образования Большемуртинский район невыплаченную субсидию по оплате твердого топлива и невозмещенные расходы по оплате электроэнергии в размере <данные изъяты>, расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>, расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты>.
В судебное заседание истица Косякова Т.В. не явилась, о дне рассмотрения дела извещена судом надлежаще, что подтверждается телефонограммой.
Представитель истца Вольф Н.В., действующая на основании ордера, в судебном заседании поддержала исковые требования Косяковой Т.В., обосновывая их вышеизложенными обстоятельствами.
Представитель ответчика Администрации Большемуртинского района Красноярского края Медведев С.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования Косяковой Т.В. не признал, пояснил, что положениями ч. 1 ст. 6 Закона Красноярского края «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» врачам муниципальных учреждений здравоохранения, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах, поселках городского типа предоставляются меры социальной поддержки в виде 100 % оплаты жилья в пределах социальной нормы и 100 % оплаты электроснабжения и теплоснабжения отопления, в том числе приобретение и доставки твердого топлива при наличии печного отопления, в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом края и (или) нормативов потребления коммунальных услуг, установленных в соответствии с законодательством РФ.
Вышеуказанные положения действующего законодательства свидетельствуют о том, что предоставление медицинским работникам мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы жилой площади и нормативов потребления соответствующих услуг, не свидетельствуют о лишении категории лиц прав и льгот, которыми они пользовались до 1 января 2005 г. и не ухудшает условия их предоставления. Порядок предоставления мер социальной поддержки не изменился, а совокупный доход их финансирования ежегодно увеличивается, что подтверждается справкой КГБУЗ «Большемуртинская районная больница».
Представитель ответчика Управления социальной защиты населения администрации Большемуртинского района Стукалов В.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования Косяковой Т.В. не признал, пояснил, что Управление социальной защиты населения администрации Большемуртинского района не наделено полномочиями по изданию правовых актов по предоставлению компенсационных выплат медицинским работникам, работающим и проживающим в сельской местности по оплате жилого помещения, отопления и освещения. Указанные выплаты предоставлялись Косяковой Т.В. в соответствии с Законом Красноярского края «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» в полном объеме, так как других правовых актов, устанавливающих размер и порядок возмещения указанных компенсационных выплат, принято не было. Считает, что Управление социальной защиты населения администрации Большемуртинского района не может являться ответчиком по заявленному иску. Расчеты размера компенсации за твердое топливо и его доставку произведены истцом исходя из площади жилого помещения 83,2 кв.м. без учета нормы социальной площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, устанавливаемых правительством Красноярского края.
Размер компенсации за электроэнергию истец определил исходя из фактически потребленной электроэнергии без учета нормы социальной площади жилья и нормативов потребления электроэнергии (количество комнат и количество проживающих жильцов).
Истец обосновал свои требования не действующими на момент обращения в суд нормами, так как со вступлением в законную силу ФЗ № 323 от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, а также ст. 35 ФЗ № 122 от 22 августа 2004 г. утратили силу. Обязанность издания правовых актов в настоящее время у Администрации Большемуртинского района отсутствует. Согласно ч. 2 ст. 63 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» медицинским работникам должно предоставляться бесплатно не электроснабжение в целом, а только электроосвещение. При предоставлении Косяковой Т.В. бесплатной жилой площади с отоплением и освещением были учтены нормы предоставления жилой площади. Жилое помещение предоставлялось в соответствии с количеством членов семьи Косяковой Т.В., исходя из норм предоставления площади жилья на 1 человека.
Выслушав представителя истца Вольф Н.В., представителей ответчиков Медведева С.В., Стукалова В.В., исследовав письменные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Косяковой Т.В.
Согласно трудовой книжке истица Косякова Т.В. работает в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала <данные изъяты>
Справками Управления социальной защиты населения от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено, что истица Косякова Т.В. с ДД.ММ.ГГГГ получала субсидию на топливо и на электроэнергию. С ДД.ММ.ГГГГ истице выплачивалась субсидия на дочь ФИО9
Из расчета мер социальной поддержки Косяковой Т.В. на оплату коммунальных услуг следует, что истица проживает в собственном доме с печным отоплением, ей предоставляются меры социальной поддержки на оплату электрической энергии и на оплату приобретения и доставки твердого топлива. Размер единовременной выплаты на твердое топливо определен в соответствии с положениями Закона Красноярского края № 11-339 от 27.09.1996 г. О социальной норме площади жилья на территории Красноярского края» (22 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека).
Размер субсидии на оплату электроэнергии производился в соответствии с нормативами потребления коммунальных услуг по электроснабжению населением Красноярского края, принятыми Законом Красноярского края от 24 декабря 2009 г. «О нормативах потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению на территории Красноярского края» – 91 кВт.ч на человека в месяц.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
В силу пункта 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" часть 2 статьи 63 Основ законодательства об охране здоровья граждан утратила силу.
Данная статья дополнена частью 5, в соответствии с которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и частью 6, согласно которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.
17 декабря 2004 г. принят Закон Красноярского края «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг». Согласно ч. 1 ст. 6 указанного закона (в редакции от 24.10.2013 г.) врачам, провизорам, средним медицинским и фармацевтическим работникам краевых государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах, городских поселках (поселках городского типа), для которых указанные учреждения являются основным местом работы, предоставляются субсидии в следующих размерах:
а) 100 процентов оплаты жилья в пределах социальной нормы, установленной законом края;
б) 100 процентов оплаты электроснабжения и теплоснабжения (отопления), в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления, в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом края, и (или) нормативов потребления коммунальных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. Данный закон распространяется на муниципальные учреждения здравоохранения Красноярского края, в том числе, Большемуртинского района.
В соответствии с ч. 1, 2 указанного закона финансирование расходов, связанных с предоставлением субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, предусмотренных настоящим Законом, является расходным обязательством Красноярского края. Средства на предоставление субсидий, утверждаются законом края о краевом бюджете в форме субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов.
Со вступлением в законную силу ФЗ № 323 от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, а также ст. 35 ФЗ № 122-ФЗ от 22.08.2004 г. утратили силу.
Таким образом, меры социальной поддержки Косяковой Т.В. предоставляются Управлением социальной защиты населения администрации Большемуртинского района в соответствии с Законом Красноярского края «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг».
Доводы истицы о том, что меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг должны предоставляться медицинским работникам в полном объеме соответствующих расходов, а также о том, что Муниципальным образованием Большемуртинский район не принято нормативного акта о предоставлении мер социальной поддержки медицинским работникам, не могут быть признаны состоятельными, так как основаны на неверном толковании действующего законодательства.
Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований истицы Косяковой Т.В. не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПКРФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Косяковой Т.В. к Администрации Большемуртинского района Красноярского края о взыскании расходов по оплате на приобретение твердого топлива и электроэнергии отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Большемуртинский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья