Дело № 2-6703/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 августа 2015 года город Саратов
Кировский районный суд города Саратова в составе:
председательствующего судьи Череваткиной Е.Н.,
при секретаре Айсиной Э.Р.,
с участием представителя истца и третьего лица Бруснецовой С.С.,
ответчика Зеленчук А.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации муниципального образования «Город Саратов» к Зеленчук А.К., третьи лица: Комитет по управлению имуществом города Саратова, администрация Кировского района муниципального образования «Город Саратов» о сносе самовольной постройки,
установил:
Администрация муниципального образования «Город Саратов» обратилась в суд с иском к Зеленчук А.К. о сносе самовольной постройки. Заявленные требования мотивированы тем, что по запросу администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов» комитетом по управлению имуществом г.Саратова проведена проверка законности установки гаражей, размещенных вблизи многоквартирных жилых домов 89-93 по <адрес>, на земельном участке государственная собственность на который не разграничена. В результате проверки установлено, что Зеленчук А.К. является владельцем кирпичного гаража, расположенного по указанному адресу. Поскольку сохранение самовольной постройки нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, а также органа самоуправления, истец просит обязать Зеленчук А.К. снести самовольную постройку, расположенную вблизи многоквартирных жилых домов 89-93 по <адрес>, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца и третьего лица Бруснецова С.С. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить, дав пояснения аналогичные содержанию иска.
Ответчик Зеленчук А.К. исковые требования не признала, пояснила, что спорный гараж 40 лет назад построил её муж. В настоящее время использует гараж для хозяйственных нужд. Земельный участок в установленном порядке не предоставлялся, гараж не оформлялся.
Представитель Комитета по управлению имуществом г. Саратова в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, причины неявки неизвестны, ходатайств об отложении не поступало.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя 3-го лица.
Суд, выслушав представителя истца, ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В силу положений ст. 123 Конституции РФ и ст.ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, исходя из положений ст. 57 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Согласно ст. 9 Конституции РФ земля является предметом собственности и может находиться в частной (личной), государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Пункт 11 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ предусматривает сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
В силу ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Пунктом 1 ст. 11 Земельного кодекса РФ установлено, что полномочиями органов местного самоуправления в области земельных отношений, в частности, являются: установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности отнесены: подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов и утверждение правил землепользования и застройки городских округов.
На основании ст. 13 и 22 ЗК РФ земельный участок может быть предоставлен в собственность или в аренду.
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих право предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Согласно п. 10 ст. 3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ распоряжение земельными участками государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 33 Устава муниципального образования «Город Саратов», утвержденного решением Саратовской городской Думы от 18 декабря 32005 года №67-649 (далее по тексту решения – Устав), администрация города является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Саратовской области.
Из положений ч. 1 ст. 34 Устава следует, что в структуру администрации города входят структурные подразделения. Так, в соответствии с п. 1.1 Положения о комитете по управлению имуществом города Саратова, утвержденного решением Саратовской городской Думы от 28 февраля 2008 года № 25-243 (далее по тексту решения – Положение), комитет по управлению имуществом города Саратова (далее по тексту – Комитет) является функциональным структурным подразделением администрации муниципального образования "Город Саратов", уполномоченным осуществлять от имени муниципального образования права собственника муниципального имущества и от имени администрации муниципального образования "Город Саратов" полномочия в области земельных отношений в части и в порядке, определенных в соответствии с законодательством, решениями Саратовской городской Думы и иными муниципальными правовыми актами.
Согласно п. 3.13 Положения Комитет в соответствии с решением Саратовской городской Думы осуществляет полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Таким образом, администрация города в лице комитета по управлению имуществом города Саратова является органом местного самоуправления, осуществляющим распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
В судебном заседании установлено, что Зеленчук А.К. является владельцем кирпичного гаража, расположенного вблизи многоквартирных жилых домов 89-93 по <адрес>. Спорный гараж расположен на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена (л.д.12).
Судом также установлено, что решение о предоставлении прав на данный земельный участок ответчику не передавалось, следовательно, он занят самовольно.
Доказательств того, что имеется разрешение на установку данного гаража на указанном земельном участке, ответчиком суду не представлено.
Земельный кодекс РФ предусматривает определенный и исчерпывающий перечень прав на земельные участки: собственность (ст. 15), постоянное (бессрочное) пользование (ст. 20), пожизненное наследуемое владение (ст. 21), аренда (ст. 22), право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) (ст. 23), безвозмездное срочное пользование земельными участками (ст. 24).
Ни одним из указанных выше прав на спорные земельные участки ответчик не обладает. Право аренды на вышеуказанные земельные участки, в нарушение п. 1 ст.131 Гражданского кодекса РФ, зарегистрировано не было, в связи с чем право аренды у ответчика на указанный участок не возникло.
Статьей 60 Земельного кодекса РФ установлено, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении законодательства. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии участков или самовольном строительстве осуществляется юридическими лицами и гражданами.
Самовольное занятие земельного участка представляет собой пользование земельным участком при отсутствии оформленного в установленном порядке права собственности, владения, пользования или аренды земли.
В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Из изложенного следует, что самовольно занимая земельный участок без оформления соответствующих документов, ответчик нарушает установленные законом правила пользования земельным участком, требования ст. 5 ЗК РФ, предусматривающей основания возникновения прав на землю, порядок предоставления земельных участков.
Статьей 42 Земельного кодекса РФ установлена обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Сохранение самовольно установленного гаража нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, а также органа местного самоуправления, каковым, является администрация муниципального образования «Город Саратов», по решению вопросов местного значения.
В соответствии со ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное с нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.
Ст. 263 ГК РФ предусмотрено, что строительство на земельном участке может осуществляться при наличии разрешения собственника данного земельного участка при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка.
Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками (статья 76 Земельного кодекса РФ).
Согласно ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанном на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Доказательств необоснованности заявленного иска ответчиком Зеленчук А.К. суду вопреки положениям ст.56 ГПК РФ не представлено.
Анализируя вышеприведенные нормы права и все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, учитывая отсутствие обоснованных возражений ответчика и доказательств, опровергающих заявленные исковые требования, суд приходит к выводу, что исковые требования администрации муниципального образования «Город Саратов» к Зеленчук А.К. о сносе самовольной постройки, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ 89-93 ░░ <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░