Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
15 августа 2022 года г.о. Самара
Самарский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Давыдовой А.А., с участием представителя административного истца по доверенности Орел О.Н., представителя административных ответчиков МИФНС № 18 по Самарской области и Управления ФНС по Самарской области по доверенности Федисовой Е.Д.,
при секретаре Трасковской Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1159/22 по административному исковому заявлению Кузнецовой Ирины Зигмутовны к МИФНС России № 18 по Самарской области, УФНС России по Самарской области об оспаривании решений по результатам налоговой проверки,
у с т а н о в и л:
Административный истец Кузнецова И.З. в лице представителя по доверенности Моргункова А.А. обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением и с учетом уточнения требований просила признать незаконными решение МИФНС № 18 по Самарской области № 646 о привлечении ее к административной ответственности за совершение налогового правонарушения от 03.03.2022 года и Акт налоговой проверки № 7060 от 07.12.2021 года в части доначислений налога на доходы при продаже земельного участка площадью 912 кв.м. с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, а так же признать незаконным решение Управления Федеральной налоговой службы Самарской области от 07.06.2022 года № 20-15/19311, вынесенного по жалобе заявителя. Требования мотивированы тем, что доход в размере 4500000 рублей от продажи в 2020 году земельного участка с кадастровым номером N, № образованного в 2018 году из трех земельных участков, приобретенных ею в 2005, 2011 и 2015 гг, не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц, поскольку она владела земельным участком более минимально установленного периода, вследствие чего доначисление налога на доходы административного истца от продажи указанного земельного участка в 2020 году и соответственно привлечении ее к административной ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам Акта налоговой проверки от 07.12.2021 года считает необоснованными. 16.02.2022 года административный истец обратилась с жалобой на решение МИФНС № 18 по Самарской области по изложенным доводам, однако 03.03.2022 года Решением УФНС по Самарской области оспариваемое решение и акт налоговой проверки МИФНС № 18 по Самарской области оставлены без изменения.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Орел О.Н. доводы иска поддержала по изложенным в ней основаниям, полагает неправомерным доначисление налога от продажи имущества, находившегося в собственности более минимального срока. Дополнила, что при образовании земельного участка из трех границы не изменились.
Представитель административных ответчиков МИФНС № 18 по Самарской области и УФНС по Самарской области Федисова Е.Д. просила в иске отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях. Полагает об отсутствии оснований для признания незаконными оспариваемых решений.
Заслушав стороны, изучив материалы дела и представленные документы, суд приходит к следующему.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 208 Налогового кодекса Российской Федерации для целей главы 23 Кодекса к доходам от источников в Российской Федерации относятся доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации.
Статьей 209 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: 1) от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации; 2) от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 Кодекса налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилых домов, квартир, комнат или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них.
В соответствии с пунктом 17.1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения рассматриваемых правоотношений) не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период от продажи имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более.
Согласно статье 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 1).
Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 данного Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами (пункт 2).
В силу статьи 11.6 Земельного кодекса Российской Федерации при объединении смежных земельных участков образуется один земельный участок, и существование таких смежных земельных участков прекращается (пункт 1).
При объединении земельных участков у собственника возникает право собственности на образуемый земельный участок (пункт 2).
Таким образом, при объединении земельного участка возникает новый объект недвижимого имущества, срок нахождения которого в собственности налогоплательщика определяется на основании Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В силу статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (часть 1).
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права (часть 5).
Как следует из материалов дела и установлено судами, 16.12.2005 г. Кузнецова И.З. и ФИО5 приобрели на основании договора купли-продажи б/н от ДД.ММ.ГГГГ в собственность по 1/2 каждому земельный участок, общей площадью 800 кв.м., кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>.
29.08.2011 г. Кузнецова И.З. приобрела в собственность 1/2 доли земельного участка, общей площадью 800 кв.м., кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, на основании договора дарения 1/2 земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ от своего супруга ФИО5
27.03.2015 г. Кузнецова И.З. приобрела на основании договора купли- продажи б/н от 27.03.2015 г. в собственность земельный участок, общей площадью 48 кв.м., кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>.
27.03.2015 г. Кузнецова И.З. приобрела на основании договора купли- продажи б/н от 27.03.2015 г. в собственность земельный участок, общей площадью 64 кв.м., кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>
Вышеуказанные земельные участки в соответствии с пунктом 1 статьи 11.6 Земельного кодекса РФ были объединены в один земельный участок с постановкой на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ и присвоением объекту недвижимости кадастрового номера N №
По договору купли-продажи от 19.05.2020 года административный истец Кузнецова И.З. продала данный земельный участок за 4500000 рублей.
14.09.2020 года Кузнецова И.З. направила налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ за 2020 год с указанием дохода от продажи жилого дома по адресу: <адрес> <адрес> в размере 2 000 000 рублей и исчисленного к уплате налога в размере 130 000 рублей.
Согласно пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьей 129.3 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).
Согласно пункту 4 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о налоговом правонарушении налоговые органы, его рассматривающие, устанавливают смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства и учитывают их при применении налоговых санкций.
В соответствии с пунктом 1 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются: совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств, совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости, тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Исходя из того, что статьей 112 Налогового кодекса Российской Федерации не определен исчерпывающий перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, признание обстоятельств смягчающими ответственность является прерогативой органа, принимающего решение по делу о налоговом правонарушении.
В силу пункта 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего кодекса.
По результатам проведенной в отношении налогоплательщика камеральной налоговой проверки МИФНС № 18 по Самарской области 03.03.2022 года принято решение N 646 о привлечении Кузнецовой И.З. к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 117 000 рублей за неправильное исчисление суммы налога, несвоевременное исполнение обязанности по уплате налога, начислена пеня за нарушение срока уплаты налога – 33 618 рублей.
Решением УФНС России по Самарской области от 07.06.2022 года № 20-15/19311 решение МИФНС № 18 по Самарской области о привлечении к административной ответственности за налоговое правонарушение № 646 от 03.03.2022 года отменено в части штрафных санкций, учтены смягчающие обстоятельства размер штрафа снижен в 4 раза по п.1 ст. 122 НК РФ до 14625 рублей и по п.1 ст. 119 НК РФ – до 22343,75 рублей.
Таким образом, МИФНС № 18 по Самарской области при принятии решение на основании акта налоговой и УФНС России по Самарской области по жалобе заявителя в порядке подчиненности УФНС России по Самарской области исходили из того, что право собственности Кузнецовой И.З. на новый объект недвижимости, образованный путем объединения трех земельных участков, возникло только в 2018 году, то доход, полученный от продажи в 2020 году, является объектом налогообложения и налогоплательщик не может быть освобожден от уплаты налога за давностью владения, налог уплачен не в полн6ом объеме. В нарушение действующего законодательства доход от продажи земельного участка в размере 4 500 000 рублей в 2020 году не отражен, а нарушение срока его уплаты влечет налоговую ответственность и обязанность по уплате пени.
В силу разъяснений п.6 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.06.2022 года № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Акт налоговой проверки № 7060 от 07.12.2021 года не может выступать предметом самостоятельного оспаривания в качестве решения, поскольку является средством фиксации выявленных нарушений.
Право на защиту проверяемого лица при проведении налоговой проверки реализуется посредством возражений на акт и дополнений к акту налоговой проверки. О наличии возражений или дополнений на акт налоговой проверки материалы дела не содержат. Несогласие с результатами проверки истец реализовал путем обжалования принятого на основании данного решения налогового органа.
При таких обстоятельствах, оспариваемые решения налоговых органов являются правомерными и, как следствие, требования административного истца не подлежат удовлетворению.
Доводы административного истца о том, что при образовании (фактическом объединении ) земельных участков из трех, ранее принадлежащих на праве собственности не прекращают ее права собственности на них основан на не верном токовании норм материального права.
В данном случае право собственности налогоплательщика на земельный участок, образованный в результате объединения исходных земельных участков, было зарегистрировано в 2018 году. При объединении земельных участков возникает новый объект права собственности, которому присваивается новый кадастровый номер, а прежние объекты прекращают свое существование. Срок нахождения в собственности образованного при объединении земельного участка исчисляется в силу закона с даты его государственной регистрации в органах Росреестра. Доход от его продажи получен налогоплательщиком в 2020 году и этот земельный участок находился в собственности налогоплательщика менее трех лет, что исключает освобождение полученных доходов от налогообложения.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Кузнецовой Ирины Зигмутовны к МИФНС № 18 по Самарской области и УФНС России по Самарской области о признании незаконными решение МИФНС № 18 по Самарской области № 646 о привлечении ее к административной ответственности за совершение налогового правонарушения от 03.03.2022 года, Акта налоговой проверки № 7060 от 07.12.2021 года и решения Управления Федеральной налоговой службы Самарской области от 07.06.2022 года № 20-15/19311, вынесенного по жалобе заявителя – отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено - 18.08.2022 года.
Судья: А.А. Давыдова