Дело №2-154\2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Илимпийский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Джимбеевой Л.Н.,
при секретаре ФИО4,
с участием заявителя ФИО1,
представителя главы Эвенкийского муниципального района ФИО2-ФИО5 (доверенность от № от 04.06.2015),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявление ФИО1 о признании незаконным бездействия Главы Эвенкийского муниципального района ФИО2, выразившегося в не выдаче удостоверения помощника депутата Эвенкийского муниципального района ФИО6 на общественных началах, воспрепятствовании пребывать в служебном кабинете данного депутата в связи с исполнением полномочий помощника депутата,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия главы Эвенкийского муниципального района ФИО2, мотивируя свои требования тем, что он (ФИО1) является на общественных началах помощником депутата <адрес> Совета депутатов ФИО7 Помощнику депутата Эвенкийского муниципального района, работающему на общественных началах, выдается удостоверение единого образца, являющееся документом, удостоверяющим его личность и подтверждающие его полномочия. Удостоверение подписывается главой Эвенкийского муниципального района. По настоящее время глава Эвенкийского муниципального района ФИО2 удостоверение ему не выдал. В соответствии с частью 3 и 5 Положения о помощнике (помощниках) депутата <адрес> Совета депутатов, утвержденного решением <адрес> Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № 3-1085-10, депутат самостоятельно осуществляет подбор кандидатуры помощника, работающего на общественных началах, устанавливает режим его работы, осуществляет контроль за его деятельностью. С устного разрешения депутата ФИО7 в период её временного отсутствия, он мог работать за её рабочим местом в её кабинете, расположенного по адресу: <адрес>, в любое удобное для него (ФИО1) время. Несмотря на это, глава района ФИО2 чинит ему препятствия по исполнению обязанностей помощника депутата: он дал личное указание сотрудникам аппарата <адрес> Совета депутатов не допускать заявителя в кабинет № депутата ФИО6 На этом основании полагает бездействие главы Эвенкийского муниципального района ФИО2 по не выдаче ему удостоверения незаконным, нарушающими его права как помощника депутата, просит обязать главу выдать заявителю удостоверение помощника депутата, взыскать компенсация морального вреда в размере 100 рублей, поскольку считает, что незаконным бездействием главы района ему причинен моральный вред: он был лишен возможности реализовать свои права помощника депутата, не мог исполнять свои обязанности, что одной из причин в отказе в оформлении его помощника депутата глава Эвенкийского муниципального района ФИО2 в своем письме от ДД.ММ.ГГГГ № на имя депутата ФИО6 указал на хамское поведение ФИО1 по отношению к главе района.
В судебном заседании ФИО1 требования свои поддержал по изложенным в заявлении доводам, дополнительно просил суд возложить на главу района ФИО2 обязанность не чинить ему препятствий пользоваться служебным кабинетом депутата ФИО7, помощником которого он является.
Глава Эвенкийского муниципального района ФИО2 в судебное заседание не явился, поскольку находится под домашним арестом, избранного в качестве меры пресечения по уголовному делу, с полной изоляцией от общества, в том числе с запретом передвигаться по <адрес> за исключением явки в судебное заседание по уголовному делу.
Суд в соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ признает причину неявки ФИО2 уважительной, с учетом его заявления считает возможным рассмотреть дело в отсутствие должностного лица, чьи действия (бездействие) обжалуются при участии его представителя.
Его представитель ФИО5 с доводами заявителя не согласилась, полагает, что ФИО1 должно быть отказано в удовлетворении заявления за пропуском без уважительных причин срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Согласно ч.1 ст.254, ст.256 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суд решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного, муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. ФИО1 о нарушении своего права как помощника депутата стало известно 22.01.2015, вправе был обратиться в суд за защитой нарушенного права в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса РФ в период с ДД.ММ.ГГГГ по 23.04.2015, обратился с таким заявлением с нарушением срока 14.05.2015. В качестве способа защиты своих прав ФИО1 избрал обращение в прокуратуру района с заявлением о принятии к ФИО2 мер прокурорского реагирования, что не является уважительной причиной. По существу требований, предъявленных ФИО1, пояснила, что считает их необоснованными, ссылаясь на то, что с Положением о помощнике (помощниках) депутата Эвенкийского муниципального района, утвержденного решением <адрес> Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №3-1085-10, депутат самостоятельно осуществляет подбор кандидатур и устанавливает режим работы своего помощника на общественных началах. Назначение на должность помощника депутата, работающего на общественных началах, носит уведомительный характер, информация о помощнике (его телефоне, месте приема) подлежит опубликованию в средствах массовой информации. Информация о помощнике депутата <адрес> Совета депутатов ФИО7-ФИО1 не опубликована до настоящего времени, в связи с чем он незаконно осуществляет полномочия помощника депутата, работающего на общественных началах. С учетом указанного обстоятельства, его обращение в суд является незаконным, его заявление подлежит оставлению без рассмотрения.
Выслушав доводы сторон, исследовав и оценив представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему:
В силу части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Таким образом, для признания решения, а также действий (бездействия) указанных выше органов, должностных лиц незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения либо действия (бездействия) закону или иному акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение решением либо действием (бездействием) прав и законных интересов гражданина или организации. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Пунктом 1 статьи 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ (в редакции от 30.03.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий.
В этих целях решением <адрес> Советом депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о помощнике (помощниках) депутата <адрес> Совета депутатов (далее- Положение), пунктом 1 которого предусмотрено, что депутат <адрес> Совета депутатов, избранный по одномандатному избирательному округу, вправе иметь помощника (помощников) для содействия в осуществлении своих полномочий.
В соответствии с пунктом 3, 5,10 Положения деятельностью помощника депутата, работающего на общественных началах, руководит непосредственно депутат <адрес> Совета депутатов исходя из тех задач, которые решаются депутатом в процессе его деятельности.
Помощником депутата может быть гражданин Российской Федерации, достигший восемнадцатилетнего возраста, постоянно проживающий на территории Эвенкийского муниципального района.
Депутат самостоятельно осуществляет подбор кандидатур и устанавливает режим работы помощника, а также осуществляет контроль за его деятельностью.
Информация о помощнике (телефоны, места приема) должны быть опубликованы в средствах массовой информации.
Условия назначения и порядок деятельности помощника установлены статьей 6 Положения.
В соответствии с пунктом 6.1 Положения для назначения помощника депутатом представляются Главе Эвенкийского муниципального района следующие документы:
- заявление депутата по установленной форме (приложение №1);
- заявление лица о согласии назначения помощником депутата (приложение №2);
- две фотографии размером 3 x 4.
Согласно пункту 6.2 Положения депутату может быть отказано в назначении помощника, если документы представлены иным лицом, кроме указанного в пункте 6.1 настоящего Положения; если в поданных документах неполно отражены сведения. Под неполным отражением сведений понимается не заполнение хотя бы одной из граф документа, указание заведомо ложных сведений, указанных в п.6.1 Положения.
Депутат вправе повторно подать документы для назначения помощника после устранения указанных в отказе причин.
Полномочия помощника депутата прекращаются по инициативе депутата; по инициативе самого помощника; в случае его смерти, объявления его умершим, безвестно отсутствующим; одновременно с прекращением полномочий депутата (п.6.3 Положения).
Помощнику депутата <адрес> Совета депутатов, работающему на общественных началах, выдается удостоверение единого образца, являющееся документом, удостоверяющим его личность и подтверждающим его полномочия. Удостоверение подписывается Главой Эвенкийского муниципального района.
Из указанного следует, что для назначения гражданина РФ на общественных началах помощником депутата Эвенкийского муниципального района не требуется принятие какого-либо решения органа местного самоуправления, депутату достаточно предоставить главе Эвенкийского муниципального района заявление установленной формы с приложением документов, перечисленных в пункте 6.1 Положения. При отсутствии оснований для отказа в назначении помощника депутата, глава Эвенкийского муниципального района обязан выдать помощнику депутата соответствующее удостоверение.
Материалами дела и судом установлено, что ФИО7 является депутатом <адрес> Совета депутатов.
ДД.ММ.ГГГГ Главе Эвенкийского муниципального района ФИО2 депутатом ФИО7 подано заявление о назначении ей помощником ФИО1 с приложением заявления ФИО1 о согласии на назначение помощником депутата и двух его фотографий; выдачи ему удостоверения помощника депутата (л.д.13-15).
ДД.ММ.ГГГГ депутату ФИО7 отказано в оформлении кандидатуры ФИО1 на должность помощника депутата <адрес> Совета депутатов на общественных началах (л.д.16). В качестве основания отказа указано «из-за некорректного исполнения правил распорядка рабочего времени аппарата <адрес> Совета депутатов и хамского поведения и отношения к Главе Эвенкийского муниципального района –<адрес> Совета депутатов».
Поскольку в письме-отказе не содержится ссылок на специальные нормы, регламентирующие основания для отказа депутату в назначении ему помощника, предусмотренные Положением о помощнике (помощниках) депутата <адрес> Совета депутатов, а содержащаяся в нем формулировка для отказа не предусмотрена данным Положением, иные основания, препятствующие к назначению ФИО1 помощником депутата ФИО7, судом не установлены, такой отказ и как его следствие- не выдача ФИО1 удостоверения помощника депутата нельзя признать законным. Требования заявителя в этой части являются обоснованными.
Что касается требования ФИО1 о возложении на главу района ФИО2 не чинить ему препятствий работать в кабинете депутата ФИО7 с целью исполнения полномочий помощника депутата, судом установлено следующее.
Режим работы помощника депутата, работающего на общественных началах, устанавливается самим депутатом. О месте работы помощника депутата: работает ли помощник по месту работы депутата либо в другом месте, Положение о помощнике (помощниках) депутата <адрес> Совета депутатов указаний не содержит.
Как следует из пояснений сторон режим работы помощника депутата ФИО1 депутатом ФИО7 не определялся, к главе района ФИО2 с просьбой на период её временной нетрудоспособности разрешить ФИО1 исполнять полномочия помощника депутата в её (ФИО7) служебном кабинете либо ином месте в пределах помещения <адрес> Совета депутатов, ФИО7 не обращалась.
Сам же ФИО1 согласно его объяснению в суде на время пребывания депутата ФИО7 во временной нетрудоспособности помогал ей на дому, в настоящее время в связи с выходом депутата на работу, он беспрепятственно может приходить либо находиться в кабинете депутата ФИО7
С учетом установленных обстоятельств, в этой части суд не находит оснований для признания незаконным бездействия главы Эвенкийского муниципального района ФИО2
Частью 1 статьи 254, статьей 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что гражданин, организация вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Заявителю ФИО1 о нарушении его права стало известно 22.01.2015, что в суде им не отрицалось. Следовательно, с заявлением об оспаривании действий (бездействия) главы Эвенкийского муниципального района ФИО2 ФИО1 вправе был обратиться в суд в период с ДД.ММ.ГГГГ по 23.04.2015, фактически обратился в суд за защитой нарушенного права ДД.ММ.ГГГГ с пропуском срока.
ФИО1 в обоснование уважительной причины пропуска данного срока указал, что сначала с аналогичным заявлением обратился в прокуратуру района, не желая для главы района более тяжких последствий; его (ФИО1) требования были признаны прокурором обоснованными, в адрес главы района внесено представление об устранении допущенных нарушений закона, однако должностным лицом представление прокурора было проигнорировано, после этого он (ФИО1) вынужден был обратиться в суд.
Иные обстоятельства пропуска срока обращения в суд за защитой нарушенного права заявителем не приведены, судом не установлены.
Суд находит причину пропуска ФИО1 срока обращения в суд с указанным заявлением, неуважительным.
Согласно части 2 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса РФ пропуск без уважительных причин срока обращения в суд за защитой нарушенного права является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
В соответствии со статьей 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
С учетом установленного, суд находит заявление ФИО1 не подлежащими удовлетворению за пропуском им срока обращения в суд за защитой нарушенного права.
По этим основанием не подлежит удовлетворению и его требование о компенсации морального вреда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 256, 258 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
ФИО1 в удовлетворении заявление о признании незаконным бездействия Главы Эвенкийского муниципального района ФИО2, выразившегося в не выдаче удостоверения помощника депутата Эвенкийского муниципального района ФИО7 на общественных началах, воспрепятствовании пребывать в служебном кабинете данного депутата в связи с исполнением полномочий помощника депутата, ОТКАЗАТЬ.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда через Илимпийский районный суд путем подачи апелляционной жалобы.
В окончательной форме решение вынесено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья ФИО8