ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Судья <адрес> Кузьмина С.Н., с участием лица, привлекаемого к административной ответственности - Крыловой О.А., представителя районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации <адрес> муниципального района - Молодцовой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора <адрес> на постановление районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации <адрес> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности Крыловой О.А. по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ,
установил:
Районной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации <адрес> муниципального района ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ Крыловой О.А.
Прокурор <адрес> района обратился в суд с протестом на указанное постановление, полагает, что постановление вынесено с нарушениями действующего административного законодательства и подлежит отмене по следующим основаниям.
Должностное лицо, разрешающее дело об административных правонарушениях, должно строго руководствоваться указаниями закона.
Статья 25.1 КоАП РФ устанавливает, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
Пункт 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» устанавливает, что нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 КоАП РФ, а также статьей 51 Конституции Российской Федерации.
Так, в обозначенном постановлении права и обязанности, закрепленные ст. 51 Конституции Российской Федерации и ст. 25.1 КоАП РФ, не разъяснялись, о чем свидетельствует отсутствие в постановлении какой-либо информации об этом.
В соответствии с ч.1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
Вместе с тем, в постановлении по делу об административном правонарушении в отношении Крыловой О.А. добровольный срок уплаты административного штрафа установлен в 30 дней.
Кроме того, постановление содержит указание на то, что в случае, неуплаты штрафа в 30-дневный срок данное лицо может быть привлечено к административной ответственности по ст. 20.25. КоАП РФ.
Изложенные требования постановления противоречат ч. 5 ст. 32.2.КоАП РФ, в соответствии с которой при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель.
Таким образом, постановление по делу об административном правонарушении Крыловой О.А. должно быть приведено в соответствие со ст. 32.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 25.11. КоАП РФ прокурор вправе приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении.
Согласно ч. 1 ст. 30.10. КоАП РФ, не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении может быть опротестовано прокурором в порядке и сроки, установленные ст.ст. 30.1.-30.3. КоАП РФ.
Нарушение п. 4 ч. 1, ч. 1.1 ст. 29.10, ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ является основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ, в отношении Крыловой О.А..
Поэтому прокурор просит постановление № по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ в отношении Крыловой О.А.
вынесенное ДД.ММ.ГГГГ председателем районной комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав при администрации <адрес>муниципального района ФИО1 - отменить, дело об административном
правонарушении вернуть на новое рассмотрение правомочному должностному лицу.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения Крыловой О.А., Молодцовой И.А., мнение прокурора, суд приходит к следующему.
Согласно статье 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с КоАП РФ, а также суд вправе устанавливать новые факты и исследовать новые доказательства, судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В силу гарантированных ст. 25.1 КоАП РФ прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, оно вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении установлен ст. 29. 7 КоАП РФ, в соответствии с которой при рассмотрении дела об административном правонарушении в числе прочих процессуальных действий разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности (п. 5 ч. 1).
Основания для привлечения Крыловой О.А. к административной ответственности имелись.
В судебном заседании Крылова О.А. вину в совершенном правонарушении признала полностью.
Ответственный секретарь КДН и ЗП при Администрации <адрес> района Молодцова И.А. пояснила, что действительно права и обязанности лица, привлекаемого к административной ответственности, Крыловой О.А. при рассмотрении административного протокола разъяснены не были, так же допущена ошибка при разъяснении порядка уплаты штрафа.
Таким образом, при рассмотрении административного протокола комиссией не разъяснены Крыловой О.А. ее права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ и положения ст. 51 Конституции РФ.
Следовательно, при рассмотрении дела были допущены существенные процессуальные нарушения. Событие правонарушения имело место ДД.ММ.ГГГГ, срок давности привлечения к административной ответственности по данному делу составляет два месяца со дня совершения административного правонарушения. При таких обстоятельствах постановление КДН и ЗП при Администрации <адрес> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене и направлению на новое рассмотрение, в ходе которого комиссии следует выполнить требования п. 5 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ, и по рассмотрению дела по существу принять законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями КоАП РФ.
В протесте прокурора указано, что в постановлении по делу об административном правонарушении неверно разъяснены порядок уплаты штрафа (не позднее 30 дней со дня постановления в законную силу) и основания привлечения лица к административной ответственности в случае неуплаты штрафа, что противоречит требованиям ст. 32.2.КоАП РФ. Однако, Крылова О.А. подвергнута административному наказанию в виде предупреждения, следовательно, разъяснять порядок уплаты штрафа не было необходимости.
На основании изложенного и руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
решил:
Протест прокурора <адрес> удовлетворить.
Постановление районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации <адрес> муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности Крыловой О.А. по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ, отменить, возвратить дело на новое рассмотрение в районную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации <адрес> муниципального района <адрес>.
Решение может быть обжаловано в <адрес> областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии через <адрес> районный суд.
Судья С.Н. Кузьмина