2-610/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
село Красная Горка 23 марта 2018 года
Иглинский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Гареевой А.С.,
при секретаре Камаловой Э.Х.,
с участием помощника прокурора Нуримановского района РБ Юлдашбаева Г.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Нуримановского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации и ограничении доступа,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор Нуримановского района Республики Башкортостан в интересах государства, неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации и ограничении доступа, указывая в обоснование, что прокуратурой района во исполнение Приказа Генерального прокурора Российской Федерации № 195 от 7 декабря 2007 года «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» проведен мониторинг сети «Интернет» на предмет наличия информации, свободное распространение которой запрещено. В ходе мониторинга сети «Интернет» установлена интернет-страница: https://sokury.bistraya-pomosch.ru/pomosch-v-poluchenii-prav на которой в нарушение действующего законодательства размещена информация о продаже водительских удостоверений. в нарушение установленным законодательством требованиям для ведения и реализации такой деятельности. Вход на сайт свободный, регистрации для доступа к использованию интернет сайта не требуется. Таким образом, на странице https://sokury.bistraya-pomosch.ru/pomosch-v-poluchenii-prav в свободном доступе в целях публичной демонстрации для неограниченного круга лиц, размещена информация, запрещенная к распространению. На момент проверки указатель страницы сайта, на котором размещена информация, в едином реестре отсутствует. На основании изложенного, прокурор просит признать материал, размещенный по вышеуказанному электронному адресу, информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации и включить указанный сайт, размещенный в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В ходе судебного заседания помощник прокурора Нуримановского района РБ Юлдашбаев Г.Г. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Управление Федеральной службы по надзору в сфере информационных технологий и массовых коммуникаций по РБ на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав прокурора, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 9 Закона N 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Обеспечение доступа к информации, направленной на нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, нарушает конституционные права граждан, которые они могут использовать и защищать вне зависимости от национальной или расовой принадлежности.
Согласно п. 6 ст. 10 ФЗ от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статьей 327 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за подделку, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков. За использование поддельных прав предусмотрена уголовная ответственность, максимальное наказание по части 3 статьи 327 УК РФ – до 6 месяцев ареста.
Согласно действующему закону, право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, и подтверждается водительским удостоверением. Покупать удостоверение, предоставляющего право на управление транспортным средством, без прохождения обучения и сдачи экзаменов является грубым нарушением прав других участников на безопасное дорожное движение по дорогам Российской Федерации.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности.
Обеспечение доступа к информации, направленной на нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой и религиозной розни, нарушает конституционные права граждан на охрану жизни и здоровья.
Судом установлено, что прокуратурой района во исполнение Приказа Генерального прокурора Российской Федерации № 195 от 7 декабря 2007 года «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» проведен мониторинг сети «Интернет» на предмет наличия информации, свободное распространение которой запрещено
В ходе мониторинга сети «Интернет» установлена интернет-страница https://sokury.bistraya-pomosch.ru/pomosch-v-poluchenii-prav на которой в нарушение действующего законодательства, размещена информация о продаже водительских удостоверений.Таким образом, на странице https://sokury.bistraya-pomosch.ru/pomosch-v-poluchenii-prav в свободном доступе в целях публичной демонстрации для неограниченного круга лиц размещена информация, запрещенная к распространению.
Указанные нарушения подтверждаются скриншотами сайта сети Интернет.
Вход на вышеуказанный сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данного информационного сайта и скопировать материалы в электронном варианте может любой интернет-пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространения отсутствуют.
Таким образом, размещенные на страницах указанного сайта материалы направлены на неограниченный круг лиц, в обход установленным законодательством требованиям для ведения и реализации такой деятельности.
Доступ к сайтам, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт, поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства.
В силу требований ч. 5 ст. 15 Закона N 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 15.1 Закона N 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр).
На основании п. 2 ч. 2 ст. 15.1 Закона N 149-ФЗ в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
При этом в соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Закона N 149-ФЗ основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 данной статьи, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно ч. 3 названной статьи создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 N 1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - Правила).
Согласно пунктам 2, 3 названных Правил создание, формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Суд полагает, что по смыслу изложенных норм законодательства, при обстоятельствах включения сайтов в сети "Интернет" в Реестр на основании соответствующего вступившего в законную силу решения суда, не исключается возможность возложения решением суда на оператора связи обязанности ограничить доступ к сайтам, содержащим запрещенную действующим законодательством информацию.
При таких обстоятельствах избранный прокурором по данному делу способ судебной защиты отвечает цели защиты прав неопределенного круга лиц - участников игры, которых невозможно индивидуализировать, а также предоставляет прокурору право на обращение в суд с указанным заявлением.
Таким образом, суд считает, что требования прокурора об обязании признать материалы, размещенные по электронному адресу: https://sokury.bistraya-pomosch.ru/pomosch-v-poluchenii-prav информацией запрещенной к распространению на территории Российской Федерации следует удовлетворить.
Руководствуясь ст. 194-199, 233-236 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования прокурора Нуримановского района Республики Башкортостан удовлетворить.
Признать материал, размещенный по электронному адресу: https://sokury.bistraya-pomosch.ru/pomosch-v-poluchenii-prav, информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Включить материал, размещенный по электронному адресу: https://sokury.bistraya-pomosch.ru/pomosch-v-poluchenii-prav в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан через Иглинский межрайонный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья А.С. Гареева