Дело № 2-5251/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 ноября 2015 года город Уфа
Ленинский суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Мартыновой Н.Н.
при секретаре ГуслинеА.А.
представителя ответчика Администрации ГО г. Уфа – ФИО10 действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Корниловой Т.М., Ефимовой Т.А., Абзалимовой Е.Е., Ефимовой Х.С., Четвертковой В.А., Ефимова А.А. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок за плату,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы являются собственниками индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, ранее принадлежащий их отцу Ефимову М.А. (согласно архивной выписке №/т от 28.02.2014г.). Вышеуказанный дом построен им на земельном участке площадью 1037 кв.м. Отец истцов фактически пользовался данным земельным участком с момента постройки домовладения, надлежащим образом платил налог на землю, сажал и собирал урожай для себя. В период проживания истцов, старый дом неоднократно ремонтировался, так как был ветхий. После смерти отца, в 1988 году истцы построили пристрой литер А3, в 2003г. литер А4, в 2007г. литер А5, в 2008г. литер А6. Истцами был заключен договор аренды указанного земельного участка № от 07.05.2009г. сроком на 5 лет до 26.05.2013г.
Администрацией городского округа город Уфа в признании права собственности на земельный участок истцам было отказано, так как участок входит в число земель, зарезервированных для муниципальных нужд с ограничением предоставления их в собственность на основания решения Совета городского округа город Уфа РБ № от 23.12.2010г.
Земельным участком истцы пользуются непрерывно, добросовестно и открыто.
Просят как собственники домовладения, расположенного на указанном земельном участке по адресу: <адрес> приобрести право на указанный земельный участок в собственность за плату.
В судебном заседании представитель истцов Ковалик Э.В., действующий по доверенностям № от 29.07.2013г., № от 20.07.2013г., № от 20.07.2013г., № от 09.07.2014г., № от 02.07.2014г., № от 25.07.2014г. исковые требования поддержал в полном объеме, просил требования удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации ГО г. Уфа по доверенности возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что оснований для предоставления указанного земельного участка в собственность в порядке выкупа у истцов не имеется.
Выслушав участников процесса, изучив и оценив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Истцы являются собственниками индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, ранее принадлежащий их отцу Ефимову М.А. (согласно архивной выписке №/т от 28.02.2014г.). Вышеуказанный дом построен им на земельном участке площадью 1037 кв.м. Отец истцов фактически пользовался данным земельным участком с момента постройки домовладения, надлежащим образом платил налог на землю, сажал и собирал урожай для себя. В период проживания истцов, старый дом неоднократно ремонтировался, так как был ветхий. После смерти отца, в 1988 году истцы построили пристрой литер А3, в 2003г. литер А4, в 2007г. литер А5, в 2008г. литер А6. Истцами был заключен договор аренды указанного земельного участка № от 07.05.2009г. сроком на 5 лет до 26.05.2013г.
Администрацией городского округа город Уфа в признании права собственности на земельный участок истцам было отказано, так как участок входит в число земель, зарезервированных для муниципальных нужд с ограничением предоставления их в собственность на основания решения Совета городского округа город Уфа РБ № от 23.12.2010г.
Земельным участком истцы пользуются непрерывно, добросовестно и открыто.
Согласно п.4 ст. 3 ФЗ « О введение в действие ЗК РФ» Гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно с п. 3 ст. 3 Федерального закона РФ «О введении в действие Земельного Кодекса РФ» предоставление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (в бессрочное) пользование, в пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях сроком не ограничивается. Право на приватизацию земельного участках находящегося длительное время в фактическом правомерном пользовании; вытекает из п. 4 ст. З Вводного закона. Кроме того, согласно п.4 ст.28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для строительства, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота: установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии со ст.36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
Пунктом 2 ст. 15 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ и другими федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с ч.1 ст. 36 ЗК РФ, граждане, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Нормы Земельного кодекса РФ и Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» закрепляют право лица на получение в собственность земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении этого лица, на котором находится принадлежащий этому лицу на праве собственности объект недвижимости, и не содержат ограничений указанного права в случае, если данный участок зарезервирован для муниципальных нужд.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ №-П от ДД.ММ.ГГГГ «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», государство, закрепляя а законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Согласно Определения Конституционного Судя РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. из п.6 ст.36 ЗК РФ вытекает обязанность исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 ЗК РФ, подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заинтересованному лицу - собственнику расположенного на этом участке здания, Пунктом «а» части 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации части установления порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд» внесены изменения в Земельный кодекс РФ, согласно которым установление порядка резервирования земель, изъятия земельных участков, и том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд, относится к полномочиям Российской Федерации (ст. 9 Земельного кодекса РФ). Согласно части 4 Статьи 70.1 Земельного кодекса РФ порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством РФ.
Согласно п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Ст. 28 ЗК РФ не предусматривает такого основания для отказа в предоставлении в собственность за плату земельного участка как нахождение его в числе земель зарезервированных для муниципальных нужд.
На основании ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Ответчиком не представлены доказательства нахождения земельного участка в числе земель зарезервированных для муниципальных нужд.
Подпунктом 5 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ установлен принцип единства земельного участка и прочно связанного с ним объекта, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Из представленных истцами документов видно, что данный земельный участок не является ограниченным в обороте, либо изъятым для государственных, либо муниципальных нужд, на основании представленных документов данный земельный участок свободен от каких-либо третьих лиц.
Таким образом истцы, как собственники домовладения, расположенного на указанном земельном участке по адресу: <адрес>, имеет право приобрести указанный земельный участок в собственность за плату.
В связи с чем, исковые требования истцов об обязании ответчика предоставить земельный участок в собственность за плату, являются законными и обоснованными.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ принципом земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Частью 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ установлено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с пунктом 6 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ установлено, что в случае продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов осуществляется гражданам, земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственником таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях предусмотренных статьей 39.20 настоящего кодекса. Пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ установлено, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В силу п. 2.2. ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.
Суд не может согласиться с доводами ответчика о том, что земельный участок не может быть предоставлен истцам.
В соответствии со ст. 70.1 Земельного кодекса РФ резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.
В силу п. 8 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд" орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости впорядке, установленном ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений в силу п. 9 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 561 осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 221-ФЗ.
Согласно Постановления Правительства РБ № от ДД.ММ.ГГГГ, цена земельных участков, находящихся в государственной собственности РБ и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при продаже их собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на таких земельных участках, устанавливается в размере 3 процентов от их кадастровой стоимости в следующих случаях:
а) при продаже их гражданам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках объектов индивидуального жилищного строительства, гаражных боксов, иных помещений в зданиях, строениях, сооружениях гаражных потребительских кооперативов;
Относительно утверждения о том, что границы земельного участка пересекают соседний, то в суд представлены согласования границ с сопредельными соседями. Кроме того стоящий металлический гараж не является капитальным и легко переносимым объектом.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчиком не доказано, что спорный Земельный участок относится к землям, ограниченным в обороте, или к землям, приватизация которых запрещена, а также к землям, не подлежащим отчуждению в соответствии с п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, ст. 28 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», в связи с чем отказ в предоставлении в собственность в порядке выкупа земельного участка и по данному основанию нельзя признать законным и обоснованным.
По приведенным выше основаниям суд находит - исковое заявление Карниловой Т.М., Ефимовой Т.А., Абзалимовой Е.Е., Ефимовой Х.С., Четвертковой В.А., Ефимова А.А. обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Корниловой Т.М., Ефимовой Т.А., Абзалимовой Е.Е., Ефимовой Х.С., Четвертковой В.А., Ефимова А.А. к Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан о признании права собственности за земельный участок за плату удовлетворить.
Признать за нами, Ефимовой Т.А. – 1/6 долю, Абзалимовой Е.Е. – 1/6 долю, Корниловой Т.М. – 1/3 доли, Ефимовой Х.С. – 1/9 доли, Четвертковой В.А. – 1/9 доли, Ефимовым А.А. – 1/9 доли, право собственности на земельный участок за плату, в соответствии с действующим законодательством по цене 3% от кадастровой стоимости, площадью 1037 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан заключить договор купли – продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью 1037 кв.м.,
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Ленинский районный суд г. Уфы в течение месяца.
Судья Н.Н. Мартынова