Решение по делу № 2-5251/2015 ~ М-4645/2015 от 31.07.2015

    Дело № 2-5251/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 ноября 2015 года                            город Уфа

    Ленинский суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Мартыновой Н.Н.

    при секретаре ГуслинеА.А.

представителя ответчика Администрации ГО г. Уфа – ФИО10 действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Корниловой Т.М., Ефимовой Т.А., Абзалимовой Е.Е., Ефимовой Х.С., Четвертковой В.А., Ефимова А.А. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок за плату,

У С Т А Н О В И Л:

Истцы являются собственниками индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, ранее принадлежащий их отцу Ефимову М.А. (согласно архивной выписке /т от 28.02.2014г.). Вышеуказанный дом построен им на земельном участке площадью 1037 кв.м. Отец истцов фактически пользовался данным земельным участком с момента постройки домовладения, надлежащим образом платил налог на землю, сажал и собирал урожай для себя. В период проживания истцов, старый дом неоднократно ремонтировался, так как был ветхий. После смерти отца, в 1988 году истцы построили пристрой литер А3, в 2003г. литер А4, в 2007г. литер А5, в 2008г. литер А6. Истцами был заключен договор аренды указанного земельного участка от 07.05.2009г. сроком на 5 лет до 26.05.2013г.

Администрацией городского округа город Уфа в признании права собственности на земельный участок истцам было отказано, так как участок входит в число земель, зарезервированных для муниципальных нужд с ограничением предоставления их в собственность на основания решения Совета городского округа город Уфа РБ от 23.12.2010г.

Земельным участком истцы пользуются непрерывно, добросовестно и открыто.

Просят как собственники домовладения, расположенного на указанном земельном участке по адресу: <адрес> приобрести право на указанный земельный участок в собственность за плату.

В судебном заседании представитель истцов Ковалик Э.В., действующий по доверенностям от 29.07.2013г., от 20.07.2013г., от 20.07.2013г., от 09.07.2014г., от 02.07.2014г., от 25.07.2014г. исковые требования поддержал в полном объеме, просил требования удовлетворить.

    Представитель ответчика Администрации ГО г. Уфа по доверенности возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что оснований для предоставления указанного земельного участка в собственность в порядке выкупа у истцов не имеется.    

    Выслушав участников процесса, изучив и оценив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

    Судом установлено, что Истцы являются собственниками индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, ранее принадлежащий их отцу Ефимову М.А. (согласно архивной выписке /т от 28.02.2014г.). Вышеуказанный дом построен им на земельном участке площадью 1037 кв.м. Отец истцов фактически пользовался данным земельным участком с момента постройки домовладения, надлежащим образом платил налог на землю, сажал и собирал урожай для себя. В период проживания истцов, старый дом неоднократно ремонтировался, так как был ветхий. После смерти отца, в 1988 году истцы построили пристрой литер А3, в 2003г. литер А4, в 2007г. литер А5, в 2008г. литер А6. Истцами был заключен договор аренды указанного земельного участка от 07.05.2009г. сроком на 5 лет до 26.05.2013г.

Администрацией городского округа город Уфа в признании права собственности на земельный участок истцам было отказано, так как участок входит в число земель, зарезервированных для муниципальных нужд с ограничением предоставления их в собственность на основания решения Совета городского округа город Уфа РБ от 23.12.2010г.

Земельным участком истцы пользуются непрерывно, добросовестно и открыто.

Согласно п.4 ст. 3 ФЗ « О введение в действие ЗК РФ» Гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно с п. 3 ст. 3 Федерального закона РФ «О введении в действие Земельного Кодекса РФ» предоставление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (в бессрочное) пользование, в пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях сроком не ограничивается. Право на приватизацию земельного участках находящегося длительное время в фактическом правомерном пользовании; вытекает из п. 4 ст. З Вводного закона. Кроме того, согласно п.4 ст.28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для строительства, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота: установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии со ст.36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

Пунктом 2 ст. 15 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ и другими федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии с ч.1 ст. 36 ЗК РФ, граждане, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Нормы Земельного кодекса РФ и Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» закрепляют право лица на получение в собственность земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении этого лица, на котором находится принадлежащий этому лицу на праве собственности объект недвижимости, и не содержат ограничений указанного права в случае, если данный участок зарезервирован для муниципальных нужд.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ -П от ДД.ММ.ГГГГ «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», государство, закрепляя а законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

Согласно Определения Конституционного Судя РФ от ДД.ММ.ГГГГ . из п.6 ст.36 ЗК РФ вытекает обязанность исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 ЗК РФ, подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заинтересованному лицу - собственнику расположенного на этом участке здания, Пунктом «а» части 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации части установления порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд» внесены изменения в Земельный кодекс РФ, согласно которым установление порядка резервирования земель, изъятия земельных участков, и том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд, относится к полномочиям Российской Федерации (ст. 9 Земельного кодекса РФ). Согласно части 4 Статьи 70.1 Земельного кодекса РФ порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством РФ.

Согласно п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

Ст. 28 ЗК РФ не предусматривает такого основания для отказа в предоставлении в собственность за плату земельного участка как нахождение его в числе земель зарезервированных для муниципальных нужд.

На основании ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Ответчиком не представлены доказательства нахождения земельного участка в числе земель зарезервированных для муниципальных нужд.

Подпунктом 5 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ установлен принцип единства земельного участка и прочно связанного с ним объекта, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Из представленных истцами документов видно, что данный земельный участок не является ограниченным в обороте, либо изъятым для государственных, либо муниципальных нужд, на основании представленных документов данный земельный участок свободен от каких-либо третьих лиц.

Таким образом истцы, как собственники домовладения, расположенного на указанном земельном участке по адресу: <адрес>, имеет право приобрести указанный земельный участок в собственность за плату.

В связи с чем, исковые требования истцов об обязании ответчика предоставить земельный участок в собственность за плату, являются законными и обоснованными.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ принципом земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.

Частью 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ установлено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии с пунктом 6 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ установлено, что в случае продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов осуществляется гражданам, земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственником таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях предусмотренных статьей 39.20 настоящего кодекса. Пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ установлено, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В силу п. 2.2. ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.

Суд не может согласиться с доводами ответчика о том, что земельный участок не может быть предоставлен истцам.

В соответствии со ст. 70.1 Земельного кодекса РФ резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.

В силу п. 8 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд" орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости впорядке, установленном ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений в силу п. 9 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 561 осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 221-ФЗ.

Согласно Постановления Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ, цена земельных участков, находящихся в государственной собственности РБ и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при продаже их собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на таких земельных участках, устанавливается в размере 3 процентов от их кадастровой стоимости в следующих случаях:

а) при продаже их гражданам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках объектов индивидуального жилищного строительства, гаражных боксов, иных помещений в зданиях, строениях, сооружениях гаражных потребительских кооперативов;

Относительно утверждения о том, что границы земельного участка пересекают соседний, то в суд представлены согласования границ с сопредельными соседями. Кроме того стоящий металлический гараж не является капитальным и легко переносимым объектом.

Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчиком не доказано, что спорный Земельный участок относится к землям, ограниченным в обороте, или к землям, приватизация которых запрещена, а также к землям, не подлежащим отчуждению в соответствии с п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, ст. 28 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», в связи с чем отказ в предоставлении в собственность в порядке выкупа земельного участка и по данному основанию нельзя признать законным и обоснованным.

По приведенным выше основаниям суд находит - исковое заявление Карниловой Т.М., Ефимовой Т.А., Абзалимовой Е.Е., Ефимовой Х.С., Четвертковой В.А., Ефимова А.А. обоснованным и подлежащим удовлетворению.

    Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Корниловой Т.М., Ефимовой Т.А., Абзалимовой Е.Е., Ефимовой Х.С., Четвертковой В.А., Ефимова А.А. к Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан о признании права собственности за земельный участок за плату удовлетворить.

Признать за нами, Ефимовой Т.А. – 1/6 долю, Абзалимовой Е.Е. – 1/6 долю, Корниловой Т.М. – 1/3 доли, Ефимовой Х.С. – 1/9 доли, Четвертковой В.А. – 1/9 доли, Ефимовым А.А. – 1/9 доли, право собственности на земельный участок за плату, в соответствии с действующим законодательством по цене 3% от кадастровой стоимости, площадью 1037 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан заключить договор купли – продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , площадью 1037 кв.м.,

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Ленинский районный суд г. Уфы в течение месяца.    

Судья                         Н.Н. Мартынова

        

2-5251/2015 ~ М-4645/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Четверкова Валентина Александровена
Ефимов Александр Александрович
Ефимова Татьяна Аркадьевна
Ефимова Хасна Сабирьяноына
Корнилова Татьяна Михайловна
Абзалимова Елена Евгеньевна
Ответчики
Администрация ГО г.Уфа
Суд
Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан
Судья
Мартынова Н.Н.
Дело на сайте суда
leninsky--bkr.sudrf.ru
31.07.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.07.2015Передача материалов судье
03.08.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.08.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.09.2015Подготовка дела (собеседование)
07.09.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.09.2015Судебное заседание
21.10.2015Судебное заседание
23.11.2015Судебное заседание
23.11.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.01.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее