Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-799/2018 от 10.10.2018

Петрозаводский городской суд Дело № 12-799/18-7

(г. Петрозаводск, ул.Красная, 33)

Р Е Ш Е Н И Е

19 ноября 2018 года г. Петрозаводск

Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Деготь Наталия Евгеньевна при секретаре Соснович С.В., рассмотрев жалобу Чижикова Ильи Павловича на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Карелия – ведущего специалиста-эксперта отдела надзора в области охраны окружающей среды Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия от 25 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении

Чижикова И. П., <данные изъяты>,

у с т а н о в и л:

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Карелия – ведущего специалиста-эксперта отдела надзора в области охраны окружающей среды Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия от 25 сентября 2018 года начальник отдела экологии и лицензирования АО «ПКС-Водоканал» Чижиков И.П. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.

Чижиков И.П. с указанным постановлением не согласен, обратился в суд с жалобой, согласно которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить. Полагает, что в материалах дела отсутствуют доказательства совершения им вменяемого правонарушения, поскольку актом проверки и протоколом об административном правонарушении установлены иные нарушения, выразившиеся в отсутствии разрешительной документации в части соблюдения законодательства в области обращения с отходами, а именно: не разработан, отсутствует проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее – ПНОЛР) для площадки канализационных очистных сооружений (далее – КОС), тогда как согласно оспариваемому постановлению ему вменено отсутствие утвержденного проекта. При этом, проект разработан, направлялся для утверждения в Управление Росприроднадзора по Республике Карелия, однако не был утвержден. В связи с чем полагает, что его вина во вменяемом правонарушении отсутствует, им приняты все необходимые меры для разработки проекта и направления в надзорный орган. Кроме того, считает, что правонарушение является длящимся, срок давности начинает течь со дня выявления нарушения, об отсутствии проекта органу было известно более 3 лет назад.

Чижиков И.П. в судебном заседании доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям. Указал на то, что с 15.11.2016 г. приступил к исполнению своих должностных обязанностей, до декабря 2016 г. знакомился со всеми документами. Оказалось, что у юридического лица отсутствует большой объем разрешительной документации, поэтому расставил приоритеты по очередности исправления недостатков, в первую очередь занимался теми проектами, куда необходимо было внести небольшие изменения, непосредственно утверждением лимитов на размещение отходов занялся с 13.01.2017г., а именно: пытался перевести осадки сточных вод в категорию побочный продукт, чтобы не использовать земельный участок для их размещения, чего сделать не удалось. После этого в связи с изменением данных юридического лица занялся переоформлением договора аренды и регистрацией объекта размещения отходов за новым юридическим лицом, что заняло более года. Затем в апреле 2018 года направил скорректированный проект на утверждение.

Его защитник Шахова М.В. в судебном заседании 07 ноября 2018 г. доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям. Дополнила, что с 29.12.2014 г. административному органу было известно об отсутствии утвержденного ПНОЛР у юридического лица, в связи с чем срок давности вменяемого правонарушения необходимо исчислять с указанной даты. Кроме того, обратила внимание, что в связи с необходимостью предоставления для утверждения общего проекта на все объекты одновременно Чижикову И.П. требовались значительные временные затраты, связанные с перерегистрацией объекта размещения отходов, которая заняла около 9 месяцев. При разработке нового проекта возникли новые трудности, связанные с представлением договора, заключенного с новым региональным оператором по обращению с отходами.

Представители Управления Росприроднадзора по Республике Карелия Манохова Ю.П., Чернова Н.А., Богданович И.В., а также Панчин А.В. доводы жалобы не признали, полагая вынесенное постановление законным и обоснованным. Считают вину должностного лица в совершении им административного правонарушения доказанной материалами дела, датой обнаружения вменяемого правонарушения время проведения проверки, указав, что результаты проверки зафиксированы в акте проверки. Кроме того, обратили внимание, что проект до сих пор не утвержден. Управлением проверялась только площадка КОС, результатом проверки явилось отсутствие утвержденного проекта, что и образовало состав вменяемого правонарушения.

Исследовав доводы жалобы, проверив дело, заслушав лиц, явившихся в суд, прихожу к следующим выводам.

В силу ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме. Учитывая обстоятельства дела, ст. 30.3 КоАП РФ, судья полагает срок для обжалования постановления заявителем не пропущенным.

Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в т.ч. соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства (п.2 ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Согласно статье 28 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» нормирование в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и настоящим Федеральным законом (п.1). Применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (п.2). Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду (п.3). Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 4). Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п.5). При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение хозяйственная и (или) иная деятельность индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, в процессе которой образуются отходы, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п.9).

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе, нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.

Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством (ст. 24 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии с положением ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Из материалов дела следует, что в период времени с 23.05.2018 по 20.06.2018г. начальник отдела экологии и лицензирования АО «ПКС-Водоканал», расположенного по адресу: <адрес>, Чижиков И.П., являясь ответственным должностным лицом за организацию и координацию работ по охране окружающей среды, организацию работы по подготовке сведений, необходимых для разработки проектов нормативов допустимых сбросов, лимитов на размещение отходов, контроль наличия и своевременного получения новых разрешительных документов, необходимых в соответствии с законодательством для осуществления уставной деятельности Общества, допустил нарушение требований, предусмотренных ст. 22, ст. 24 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», выразившееся в отсутствие у юридического лица утвержденного проекта нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов для площадки канализационных очистных сооружений.

Таким образом, Чижиков И.П. в связи с ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей допустил нарушение требований действующего законодательства, в результате чего обоснованно привлечен к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.

Данный вывод подтверждается доказательствами, собранными по делу, а именно протоколом об административном правонарушении, распоряжением о проведении плановой проверки, актом проверки, должностной инструкцией, копиями уведомлений об отказе в установлении лимитов размещения отходов, другими материалами дела.

В связи с изложенным судья находит возможным согласиться с выводом должностного лица административного органа о наличии события и состава административного правонарушения и о виновности Чижикова И.П. в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

С учетом п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 24 марта 2005 года составленное в отношении Чижикова И.П. протокол об административном правонарушении существенных недостатков не имеет.

Данные за малозначительность административного правонарушения с учетом его общественной опасности отсутствуют.

Существенных процессуальных нарушений, влекущих за собой отмену постановления, и прекращение производства по делу, не допущено.

Статьей 4.5 КоАП РФ установлен срок давности привлечения к административной ответственности, в течение которого лицо, совершившее административное правонарушение, может быть привлечено к административной ответственности и по истечении которого производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел составляет 1 год.

При этом, учитывая, что административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является длящимся, сроки, предусмотренные ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Из материалов дела следует, что обстоятельства, послужившие основанием к возбуждению в отношении Чижикова дела об административном правонарушении, выявленные в ходе проведения плановой выездной проверки Управлением Росприроднадзора по Республике Карелия, отражены в акте проверки, который был составлен 20 июня 2018 года.

Таким образом, срок давности привлечения Чижикова к административной ответственности на основании ст. 4.5 КоАП РФ следует исчислять с 20 июня 2018 г.

Оснований полагать, что днем обнаружения правонарушения является иное время, в т.ч. дата отказа Управления Росприроднадзора по Республики Карелия в утверждении ПНОЛР в 2014 г., 2016 г., дата получения им отчетов по обращению с отходами юридическим лицом, у суда не имеется, поскольку непосредственным обнаружением должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, предусмотренным ст. 8.2 КоАП РФ, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, явились результаты проведенной проверки в отношении юридического лица. В связи с этим доводы жалобы в данной части судьей не принимаются.

Доводы жалобы в иной части также судьей не принимаются, поскольку опровергаются собранными по делу доказательствами, и не ставят под сомнение вину Чижикова И.П. в совершении указанного административного правонарушения. Оснований полагать, что должностным лицом надлежащим образом исполнены его должностные обязанности, отсутствуют, каких-либо причин, препятствующих обеспечению всех условий для утверждения проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, не приведено. Судья полагает, что должностное лицо имело в своем распоряжении срок, достаточный для подготовки документа, соответствующего требованиям нормативных актов, и его утверждения в административном органе.

Вопреки доводам жалобы разработка и направление проекта с учетом отказа в его утверждении не свидетельствует об исполнении требований предусмотренного законодательства, утвержденный проект у юридического лица отсутствует. В акте проверки, протоколе об административном правонарушении, постановлении по делу установлены конкретные требования, которые нарушены при осуществлении деятельности АО «ПКС-Водоканал», указано на отсутствие утвержденной разрешительной документации в части соблюдения требований законодательства в области обращения с отходами. В связи с чем, оснований полагать, что при вынесении постановления должностным лицом изменен объем обвинения, допущены существенные процессуальные нарушения при составлении протокола об административном правонарушении у судьи не имеется.

Дело об административном правонарушении рассмотрено правильно с учётом имеющихся материалов и доказательств, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, надлежащим лицом, назначенное наказание соответствует характеру совершенного правонарушения и санкции статьи, личности виновного, является минимальным.

В связи с этим правовых оснований для отмены или изменения постановления должностного лица от 25 сентября 2018 года не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 30.1 – 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л :

Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Карелия – ведущего специалиста-эксперта отдела надзора в области охраны окружающей среды Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия от 25 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении Чижикова И. П. оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд РК в течение 10 суток со дня получения копии решения.

Судья Н.Е. Деготь

12-799/2018

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Чижиков Илья Павлович
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Деготь Н.Е.
Статьи

КоАП: ст. 8.2

Дело на сайте суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
10.10.2018Материалы переданы в производство судье
15.10.2018Истребованы материалы
19.10.2018Поступили истребованные материалы
07.11.2018Судебное заседание
19.11.2018Судебное заседание
20.11.2018Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
23.11.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.11.2018Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
30.01.2019Вступило в законную силу
11.02.2019Дело оформлено
25.03.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее