Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ
Балашихинский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Бесединой Е.А.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации г/о Балашиха о предоставлении жилого помещения,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что она является сиротой. Постановлением Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как воспитанник детского дома (проживала в общежитии), включена в список граждан, имеющих право внеочередного получения жилья. Согласно письму Администрации г.о. Балашиха от ДД.ММ.ГГГГ по списку граждан, признанных в качестве нуждающихся в жилом помещении по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, очередь ФИО1 - 888, по списку граждан, имеющих право внеочередного получения жилья - 4.Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Администрация г.о. Балашиха сообщила ФИО1, что обеспечение ее жилым помещением возможно только на общих основаниях, т. е. получить жилое помещение во внеочередном порядке она не имеет право. До настоящего времени ФИО1 жилого помещения по договору социального найма не предоставлено. ФИО1 считает, что Администрацией городского округа <адрес> нарушено ее законное право на получение жилого помещения во внеочередном порядке.
Истица просит суд обязать Администрацию г/о <адрес> предоставить ей, как лицу из числа лиц, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, расположенное в черте <адрес>, в размере по установленным нормам предоставления, за счет субвенции из бюджета <адрес> выделенной для обеспечения лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, во внеочередном порядке.
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО3 заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен. Представил письменный отзыв, в котором против удовлетворения иска возражал, полагая, что является ненадлежащим ответчиком по делу, так как в силу закона не имеет полномочий ведение списков внеочередников, не является распорядителем финансовых средств <адрес> на обеспечение жилыми помещениями лиц, из числа детей-сирот, а лишь реализует целевое расходование субвенции на приобретение жилого помещения для конкретного лица.
Третье лицо Управления опеки и попечительства Министерства образования МО по г/о Балашиха в судебное заседание представителя не направило, извещено.
Третье лицо Комитет по управлению имуществом Администрации г/о Балашиха в судебное заседание представителя не направило, извещено.
С учетом мнения представителя истца, суд определил слушать дело в отсутствие ответчика и третьего лица, извещенных о слушании дела.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ФИО1 является сиротой, воспитывалась в ГКОУ МО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Непоседы» с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. и находилась на полном государственном обеспечении (л.д.14).
ФИО1, ФИО4 (супруг), ФИО5 (дочь) зарегистрированы в общежитии по адресу: <адрес>, где занимают комнату № жилой площадью 18,8 кв.м. (л.д.8,9).
Постановлением Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как воспитанник детского дома (проживала в общежитии), включена в список граждан, имеющих право внеочередного получения жилья.
Согласно письму Администрации г.о. Балашиха от ДД.ММ.ГГГГ по списку граждан, признанных в качестве нуждающихся в жилом помещении по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, очередь ФИО1 - 888, по списку граждан, имеющих право внеочередного получения жилья – 4 (л.д.13).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Администрация г.о. Балашиха сообщила ФИО1, что обеспечение ее жилым помещением возможно только на общих основаниях, т. е. получить жилое помещение во внеочередном порядке она не имеет право (л.д. 10).
До настоящего времени ФИО1 жилого помещения по договору социального найма не предоставлено.
Оценивая представленные по делу доказательства, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, в редакции, действовавшей до 01.01.2013г., жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В силу части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В связи с изменениями Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ было изменено и содержание ст. 57 ЖК РФ, из которой исключен п.2, ч.2 данной статьи.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ, действующей с 01.01.2013г.) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
При этом, в соответствии с ч.2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012г. № 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", действие положений статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Материалами дела достоверно установлен тот факт, что истица принята на учет и включена в списки граждан, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма до 01.01.2013г.
Поскольку ФИО1 не реализовала принадлежащее ей право на обеспечение жилым помещением до вступления в силу изменений в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ, а Администрация г/о Балашиха фактически не исполнила своего обязательства перед истицей по предоставлению ей жилого помещения по договору социального найма, оснований для исключения её из списка граждан, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения не имелось.
Доводы ответчика в обоснование возражений на иск о том, что орган, который формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями является Управление опеки и попечительства по г/о Балашиха Министерства образования МО., в связи с чем Администрация г/о Балашиха является ненадлежащим ответчиком по делу, являются несостоятельными, в связи со следующим.
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка.
Как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ.
К их числу относятся, в частности, невозможность проживания в ранее занимаемом жилом помещении ребенка, который достиг возраста 18 лет и который включен в Список, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Следовательно, предоставление жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий.
Законом прямо предусмотрено, что специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются из специализированного муниципального жилищного фонда в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным соответствующим муниципальным образованием <адрес>, но не менее 27 квадратных метров.
Таким образом, вне зависимости от того, какой орган формирует список детей-сирот, наличия или отсутствия финансирования, обязанность по предоставлению жилого помещения истице по договору найма специализированного жилого помещения лежит на органе местного самоуправления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск ФИО1 удовлетворить.
Обязать Администрацию г/о <адрес> предоставить ФИО1 как лицу из числа лиц, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, расположенное в черте <адрес>, в размере по установленным нормам предоставления, за счет субвенции из бюджета <адрес>, выделенной для обеспечения лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, во внеочередном порядке.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в апелляционном порядке через Балашихинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Федеральный судья: Е.А. Беседина
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ
_______________