Дело № 2-781/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Прилузский районный суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Мороковой О.В.
при секретаре Ивановой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево
19 октября 2016 года гражданское дело по иску Давыдовой Г.И. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в Прилузском районе Республики Коми (межрайонное) об отмене решения об отказе в установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, обязании установить повышенную фиксированную выплату
установил:
Давыдова Г.И. обратилась к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Прилузском районе РК (межрайонное) с иском об отмене решения об отказе в установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, обязании установить повышенную фиксированную выплату. В обоснование заявленных требований указано, что с 27 июня по 01 июля 2016 года находилась в рабочей командировке в районах Крайнего Севера в г. Воркуте. После чего обратилась к ответчику с заявлением об установлении повышенной выплаты к страховой пенсии. Решением УПФР № от 15.08.2016 года истцу отказано в установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с тем, что совещание не может рассматриваться как трудовая деятельность. Не согласившись с решением Управления, Давыдова Г.И. обратилась в суд с настоящим иском.
В судебном заседании истец на удовлетворении требований настаивает.
Представитель ответчика в суде с иском Давыдовой Г.И. не согласна, по доводам, изложенным в возражениях.
Выслушав объяснения сторон, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, обозрев подлинное пенсионное дело Давыдовой Г.И., суд приходит к следующему.
В Российской Федерации как правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанностью государства. Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является поддержка лиц, которые в силу возраста либо стойкой утраты трудоспособности не имеют реальной возможности к самообеспечению.
Материалами дела установлено, что с 24 февраля 2016 года Давыдовой Г.И. назначена страховая пенсия по старости в соответствии Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Давыдова Г.И. на момент обращения за назначением пенсии имела страховой стаж работы 28 лет 05 месяц 11 дней, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера – 26 лет 05 месяцев 15 дней. С 24.02.2016г. страховая пенсия установлена истцу в размере 8 268 рублей 63 копейки в месяц, в соответствии с Законом «О страховых пенсиях».
09 августа 2016 года Давыдова Г.И. обратилась в УПФР в Прилузском районе (межрайонное) с письменным заявлением об установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с п. 4, п. 6 ст. 17 ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с нахождением в командировке в районах Крайнего Севера.
Как следует из решения об отказе в перерасчете размера трудовой пенсии № от 15.08.2016 года, в установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии Давыдовой Г.И. было отказано в связи с отсутствием стажа работы истца в районах Крайнего Севера.
Как следует из смысла ст. 37 Конституции, Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Закрепляя право каждого на социальное обеспечение при наступлении названных и иных предусмотренных законом случаев (социальных рисков), Конституция Российской Федерации вместе с тем не регулирует условия и порядок предоставления конкретных видов социального обеспечения, а также не определяет, с использованием какого организационно-правового механизма оно реализуется, - эти вопросы, как следует из статей 39 (часть 2), 71 (пункт "в"), 72 (пункты "б" и "ж" части 1) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, решаются законодателем.
Пунктом 4 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 1 января 2015 года, предусмотрено, что лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона. Указанным лицам, достигшим возраста 80 лет либо являющимся инвалидами I группы и (или) на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышения фиксированной выплаты, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, дополнительно увеличиваются на сумму, равную 50 процентам суммы соответствующего повышения фиксированной выплаты.
Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера (п. 6 ст. 17 Закона).
В силу п. 7 ст. 17 Закона № 400-ФЗ, при установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного частями 4 и 5 настоящей статьи, применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, действующий на дату установления соответствующего повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии.
В соответствии со ст. 16 ФЗ, фиксированная выплата к страховой пенсии по старости лицам (за исключением лиц, являющихся получателями пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", а также лиц, указанных в пункте 7 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"), к страховой пенсии по инвалидности (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности инвалидам III группы) устанавливается в сумме 3 935 рублей в месяц.
Пункт 2 ст. 23 Закона № 400-ФЗ гласит, что заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
В пункте 59 Постановления Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" разъяснено, что документы, выдаваемые в целях подтверждения периодов работы, иной деятельности и иных периодов, должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество (при наличии) застрахованного лица, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы (иной деятельности, иного периода), профессию (должность), основания их выдачи (приказы, лицевые счета и другие документы). Документы, выданные работодателями застрахованному лицу при увольнении с работы, могут приниматься в подтверждение страхового стажа и в том случае, если не содержат оснований для их выдачи.
Отсюда, проверяя правовые позиции сторон, суд приходит к следующему.
Исходя из Положения «О порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсии в РСФСР», утвержденного Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР № 190 от 04.10.1991 года, следует, что трудовой стаж устанавливается на основании документов, выданных с места работы, службы, учебы или иной деятельности, засчитываемой в стаж работы, либо вышестоящими организациями, а также архивными учреждениями.
Установлено, что в период со 01.01.2006 года Давыдова Г.И. работала в администрации СП «Межадор» в должности главы сельского поселения «Межадор».
В соответствии с распоряжением АСП «Межадор» от 23.06.2016г. №-о, Давыдова Г.И., глава СП «Межадор» была командирована в администрацию МО ГО «Воркута» сроком на 5 дней с 27 июня по 01 июля 2016 года с целью принятия участия в совещании по теме «Актуальные проблемы социально-экономического развития муниципальных образований».
Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 утверждено Положение об особенностях направления работников в служебные командировки, пунктом 2 которого определено, что в командировки направляются работники, состоящие в трудовых отношениях с работодателем (п. 2).
В целях настоящего Положения местом постоянной работы следует считать место расположения организации (обособленного структурного подразделения организации), работа в которой обусловлена трудовым договором (далее - командирующая организация).
Работники направляются в командировки на основании письменного решения работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Поездка работника, направляемого в командировку на основании письменного решения работодателя в обособленное подразделение командирующей организации (представительство, филиал), находящееся вне места постоянной работы, также признается командировкой (п. 3).
Срок командировки определяется работодателем с учетом объема, сложности и других особенностей служебного поручения (п. 4 Положения).
Согласно п. 9 Постановления, средний заработок за период нахождения работника в командировке, а также за дни нахождения в пути, в том числе за время вынужденной остановки в пути, сохраняется за все дни работы по графику, установленному в командирующей организации.
Исходя из анализа совокупности вышеприведенных правовых норм и установленных обстоятельств дела, Давыдова Г.И. была командирована работодателем в г. Воркуту для участия в семинаре, за период нахождения в командировке за ней сохранялся средний заработок.
Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 года.
В силу пункта 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 51 ГК РФ, юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц.
На основании ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (ред. от 02.06.2016), государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно выписки из ЕГРЮЛ от 14.10.2016 года, предоставленной МИФНС №1 по РК, местом нахождения АСП «Межадор» является Республика Коми, Сысольский район, <адрес>.
Отсюда следует, что учреждение осуществляет деятельность на территории Сысольского района, относящемуся, согласно Постановления Совмина СССР от 03.01.1983 N 12, к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Исходя из Устава МО СП «Межадор», утвержденного решением Совета СП «Межадор» от 28.12.2005 года № 1-3/15, глава поселения является высшим должностным лицом поселения и наделяется Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения поселения. Глава поселения избирается Советом поселения из своего состава, одновременно является председателем Совета поселения и руководителем администрации. Главе сельского поселения устанавливаются гарантии на: в т.ч. пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством (ст. 31 Устава).
В соответствии со ст. 32 Устава в полномочия главы поселения входит представление поселения в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями.
Установлено, что Давыдова Г.И. была принята на основании решения сессии Совета СП «Межадор» на должность главы сельского поселения «Межадор» с 01.01.2006 года. Таким образом, свои трудовые обязанности Давыдова Г.И. также осуществляла на территории Сысольского района.
То обстоятельство, что истец в период с 17 июня по 01 июля 2016 года находилась в служебной командировке в г. Воркуте, относящемуся к районам Крайнего Севера, не может служить основанием для вывода о выполнении трудовых обязанностей истцом в районах Крайнего Севера, поскольку работа в указанных районах не носила для истца постоянный стабильный характер осуществления трудовой деятельности в экстремальных климатических условиях и не производилась в организациях, расположенных в этих районах.
Так как Давыдова Г.И. являлась выборным должностным лицом администрации СП «Межадор», по месту нахождения которой производился учет стажа работы истца, требования последней об обязании установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии удовлетворению не подлежат.
Поскольку Пенсионным фондом принято решение № от 15.08.2016г. об отказе Давыдовой Г.И. в установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии в связи с отсутствием стажа работы в районах Крайнего Севера, основанное на законе, в удовлетворении требований истца об отмене решения ответчика, обязании установить повышенную фиксированную выплату, истцу надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд,
решил:
Иск Давыдовой Г.И. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в Прилузском районе Республики Коми (межрайонное) об отмене решения об отказе в установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, обязании установить повышенную фиксированную выплату - оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий